Программа внеурочной деятельности "Кисточка и карандаш"
материал (1 класс) по теме

Старцева Елена Владимировна

 

Современные методики внешкольной деятельности в области искусства органично сочетают в себе элементы обучения с развитием художественно-творческих способностей. Эти методики направлены главным образом на раскрытие и развитие индивидуальных способностей, которые в той или иной мере свойственны всем детям.
         В программе  учитываются особенности детей и связанные с этим творческие возможности и предпочтения для более адекватного самовыражения в том или ином виде изобразительной деятельности.
         Темы заданий главным образом строятся по принципу изучения, познания и любования миром окружающей природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kistochka_i_karandash.doc120.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Новолялинский городской округ

«Павдинская средняя общеобразовательная школа»

                                                                       

ПРИНЯТ                                                                                                                      УТВЕРЖДЕН

на педсовете № 21                                                                                                        Директор  __________М.П.Анкушин  

« 28 » августа  2012 г.                                                                                                  «     » _____________2012 г.                                                                                                                  

                                                                     

                                               

КИСТОЧКА И КАРАНДАШ

программа внеурочной деятельности

                                                                                                                      Составил :Старцева Е.В.-

                                                                                                                          учитель начальных классов

п. Павда

2012 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Содержание образовательных программ дополнительного образования разнообразно и вариативно и зависит от уровня организации свободного времени детей. Взаимодействие основного и дополнительного образования может возникнуть на любом этапе развития дополнительного образования и осуществляться в различных формах.
Образовательная программа внеурочной деятельности «Кисточка и карандаш» представляет содержание, организационные условия, этапы образовательной деятельности системы основного общего и дополнительного образования для успешной реализации индивидуальных способностей каждого ребенка. Многообразие форм и способов такого соединения предоставляет учащимся более широкий спектр возможностей реализации образовательных потребностей, а педагогам - новые возможности для реализации своего творческого потенциала. В программе последовательно выстроены занятия в определённую методическую последовательность с учётом знаний, умений и навыков учащихся.

Документы и материалы, с учетом которых составлена программа:

-  Закона РФ  «Об образовании»   от 10.07.1992 г. № 3266-1  (с изменениями и дополнениями);

- областного Закона от 16.07.1998 г № 26- ОЗ «Об образовании Свердловской области» (с изменениями и дополнениями)  и в соответствии

- СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 г. № 189;

- Типового положения об ОУ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.03.01г.№196;

-  Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;

- приказа  Министерства образования  и науки РФ»   от 09.03.2004 г. № 1312(с изменениями от 03.06.2011г. №1994) «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской федерации, реализующих программы общего образования»;

- приказа  Министерства образования  и науки РФ»   от 22.09.2011 г. № 2357  «О  внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования  и науки РФ от 06.10.2009г. № 373»;

- информационного письма Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 17.08.2011 г. №61-01/5898 «О внесении изменений в базисный учебный план»;

- Устава МКОУ НГО «Павдинской СОШ»;

-Инструкции по технике безопасности.

         

         Современные методики внешкольной деятельности в области искусства органично сочетают в себе элементы обучения с развитием художественно-творческих способностей. Эти методики направлены главным образом на раскрытие и развитие индивидуальных способностей, которые в той или иной мере свойственны всем детям.
         В программе  учитываются особенности детей и связанные с этим творческие возможности и предпочтения для более адекватного самовыражения в том или ином виде изобразительной деятельности.
         Темы заданий главным образом строятся по принципу изучения, познания и любования миром окружающей природы.

        Освоение материала в основном будет происходить в процессе творческой деятельности детей. Работа в материале в области изобразительного искусства будет осуществляться в технике живописи и графики. Для живописи предлагается использовать гуашь, акварель, акриловые краски, пастель, для графики — карандаш, тушь, перо, палочку, уголь. Хорошие творческие результаты дают такие технические приемы, как монотипия.        Способствуя развитию творческой мысли своего ученика, педагог должен ненавязчиво предлагать тот или иной вид изобразительной деятельности.
         В области живописи дети постигают законы цвета и колорита, фактуры и формы, в графике — образный язык, основой которого являются точка и линия, плоскость и пространство.
        Изобразительное творчество в системе дополнительного образования находит разнообразные формы выражения: это и индивидуальные, и коллективные работы, быстрые наброски и композиции, которые создаются за несколько занятий.
        Задания, в зависимости от ситуации можно варьировать, меняя местами. Педагог может предлагать другие, аналогичные, темы, органично входящие в русло программы. Программа должна не только не ограничивать педагога в его творческих поисках и находках, но и являться определенным стимулом к собственному творчеству.

       
        Целью данной программы является: Дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области изобразительного искусства.

Основными задачами являются:

  1. Развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в изобразительном искусстве.
  2. Научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства.
  3. Формирование интереса к художественно-эстетической деятельности.
  4. Развитие образного мышления и творческой активности учащихся.
  5. Развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности.

Все темы предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. Практические знания способствуют развитию у детей творческих способностей, умение воплощать свои фантазии, как и умение выражать свои мысли. Дети 7- 11 лет способны на эмоционально-образном уровне выполнять предлагаемые задания.

Содержание образовательной программы внеурочной деятельности проектируется с учетом приоритетных принципов:
1. Многообразия.

  1. разнообразие форм и содержания дополнительного образования;
  2. разнообразие видов деятельности, доступных учащимся образовательного пространства;
  3. разнообразие участников образовательного процесса с их ценностями, целями, взглядами, предпочтениями и т.п.;

Многообразие необходимо для создания условий выбора учащимися вида деятельности и отношения к этой деятельности, как источника их развития.

2. Открытости.
Образовательная программа является открытой системой, т.е. воспринимает воздействия внешней среды и отвечает на них своими изменениями, постоянно включая в свою структуру новые элементы: новых учащихся, новые виды деятельности, новые отношения, новое содержание образования, взаимодействуя с другими образовательными программами. Именно открытость позволяет образовательной программе развиваться, усложняться, обмениваться информацией.

Использование этих принципов в проектировании образовательной программы создает условия для:
1. Свободного выбора ребенком видов и сфер деятельности.
2. Ориентации учителя на личностные интересы, потребности, способности ребенка.
3. Возможности свободного самоопределения и самореализации в образовательном процессе как ребенка, так и учителя.
4. Единство обучения, воспитания, развития в процессе реализации программы.

Формы занятий:

  1. беседы;
  2. практические занятия;
  3. индивидуальные и групповые занятия;
  4. коллективная работа;

Место курса в учебном плане: 34 часа в год, 1 час в неделю.

Ценностные ориентиры.

Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребенка, формирование ассоциатовно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.

Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру, его духовно-нравственное воспитание.

Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности  станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, искусству и культуре в целом.

Результаты изучения курса.

Личностные:

  1. в ценностно-эстетической сфере- эмоционнально-ценностное отношение к окружающему миру; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;
  2. в познавательной сфере- способность к художественному познанию мира; умение принимать полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
  3. в трудовой сфере- стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей.

Метапредметные:

  1. умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни;
  2. желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
  3. обогащение ключевых компетенций художественно-эстетическим содержанием;
  4. формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
  5. формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности совей и друзей;

Предметные:

  1. в познавательной сфере- понимание значения искусства в жизни человека и общества;
  2. в ценностно-эстетической сфере- умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку; осознание общечеловеческих ценностей;
  3. в коммуникативной сфере- способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу.

СОДЕРЖАНИЕ  ТЕМ

      1. КОРОЛЕВСТВО ВОЛШЕБНИЦЫ ОСЕНИ (9 ч)
      Наблюдение за природными мотивами, рассматривание произведений живописи. Теплые и холодные цвета. Цветовой фон. Основные цвета. Смешивание цветов. Расширение цветовой палитры.

      Наблюдение живой природы, рассматривание произведений живописи. Дополнительные цвета, которые являются контрастными по отношению друг к другу: красный — зеленый, голубой — желтый, фиолетовый — оранжевый.
      
Практическая работа: выполнение композиции, состоящей из заранее прописанного свободной широкой кистью фона, а на нем — очертаний  цветов и трав, овощей и фруктов (на теплом фоне — изображение растений в теплой гамме, на холодном — в холодной гамме);  изображение в контрастных сочетаниях силуэтов деревьев или веток (в данном задании необходимо использовать знания о дополнительных цветах).
      
Материалы: кисти, акварель, вода, бумага.
      
Зрительный ряд: натюрморты К. Коровина, М. Сарьяна, А. Матисса, П. Сезанна. И.И.Левитан.


      
2. В МИРЕ ЖИВОТНЫХ (7Ч)
Рассматривание произведений художников-анималистов. Особенности изображения животного. Выразительные возможности смешанной техники.
      
Практическая работа: выполнение в смешанной технике рисунка своего любимого домашнего животного.
      
Материалы: кисти, акварель, вода,  палочка.
      
Зрительный ряд: альбомы с фотографиями животных; рисунки художников-анималистов Е. Чарушина, В. Ватагина.

3. В МИРЕ ЖИВОПИСИ 10 (Ч)

       Рассматривание произведений декоративно-прикладного искусства.
      Изображение декоративного фриза.
      
Практическая работа
      Выполнение фриза в технике монотипии, которая в данном случае представляет собой красочные отпечатки листьев разнообразных растений.
            
Материалы: бумага, акварель, кисти; листья разнообразных растений; клише, вырезанное из картофеля (или других овощей).
      
Зрительный ряд: книги по декоративно-прикладному искусству, декоративные платки и шали.

Рассматривание портретных рисунков отечественных и зарубежных художников. Характер человека в портрете.

      Практическая работа: выполнение в смешанной технике портретных изображений своих друзей. Главное в этом задании — передать характер.
      
Материалы: бумага, акварель, кисти.
      
Зрительный ряд:  рисунки В. Горяинова, П. Сойфертиса, X. Бидструпа.

4. В МИРЕ МАСТЕРОВ 8(Ч)

Хохломская роспить, Гжель (изготовление  бумажной посуды и ее роспись), Дымковская игрушка.

Знакомство с различными техниками аппликации , используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации. В технике «Вырезанная аппликация» дети осваивают прием работы с ножницами разлиной величины, учаться получать плавную линию.

      Практическая работа: выполнение растительного узора в круге, полосе, роспись бумажной посуды.   Аппликация из бумаги, яичной скорлупы, опила.

 Материалы: бумага, гуашь, кисти, клей, цветная бумага, цветной опил, ножницы.

Тематическое планирование         

№ урока

Тема урока

Цели и задачи урока

Характеристика

деятельности учащихся

КОРОЛЕВСТВО ВОЛШЕБНИЦЫ ОСЕНИ (9 ч)

1.

Радужный мост

Дать первое впечатление о сказочном мире изобразительного искусства, оего роли в жизни людей.

использовать свои наблюдения за природными явлениями в художественно-творческой деятельности;

передавать характер природных явлений средствами изобразительного искусства(цвет, линия, форма, композиция);

различать и использовать основные и составные, теплые и холодные цвета;

Видеть и передавать  красоту пейзажов;

Использовать выразительные возможности различных художественных материалов для передачи собственного замысла;

Иметь представление о живописных пейзажах  и натюрмортах русских художников.

Анализировать собственные работы и работы сверстников.

2.

Основные цвета. Смешивание красок. хОЛОДНЫЕ И ТЕПЛЫЕ ЦВЕТА.

Сформировать понятия «основные цвета», «холодные цвета», «теплые цвета»; познакомить с приемом смешивания цветов.

3

Рисуем лист берёзы, клена

Показать красоту русской осени в живописи на примере произведений русских художников; показать последовательность изображения листа березы, осенних цветов.

Формировать умение рисовать с натуры.

4.

Рисуем осенний букет

5.

Рисуем осеннее дерево

Формировать умение работать акварельными красками и кистью в определенной последовательности; передавать силуэтное передавать силуэтное изображение дерева с толстыми и тонкими ветками, осеннюю окраску листьев.

6-7

Рисуем осенний пейзаж

Показать красоту русской осени в живописи на примере произведений русских художников. Формировать умение работать акварельными красками и кистью в определенной последовательности; познакомить с понятиеи «пейзаж».

Формировать умение компоновать рисунок, последовательно вести линейный рисунок на тему.

8-9

Рисуем натюрморт

Формировать умение работать акварельными красками и кистью в определенной последовательности; познакомить с понятием «натюрморт».Формировать работать с натуры.

В МИРЕ ЖИВОТНЫХ (7Ч)

1.

пОСВЯЩЕНИЕ В ХУДОЖНИКИ

Совершенствовать навыки работы с разнообразными художественными материалами в разных техниках.

Изображать графическими средствами реальных животных, выражать их характер;

Выбирать характер линий для создания ярких эмоционнальных образов в рисунке;

Создавать образы животного;

Извлекать информацию из проиведений художественного искусства;

Анализировать собственные работы и работы сверстников.

2.

РИСУЕМ АКВАРИУМНЫХ РЫБОК

формировать умение рисования с натуры животных, формирование умения сравнивать свой рисунок с натурой с целью передачи пропорций, особенностей формы животного.

3.

рИСУЕМ ПТИЦ

4.

РИСУЕМ ЗВЕРЕЙ

5-

6.

РИСУЕМ СКАЗКУ

Формировать умение выполнять иллюстрации к сказкам, передавать колорит, выделять главное в рисунке, предавать смысловую связь предметов в пространстве, совершенствовать умение работать акварельными красками.

7.

ВЫСТАВКА РИСУНКОВ

В МИРЕ ЖИВОПИСИ 10 (Ч)

1

ГУАШЬ.

ХОЛОДНЫЙ ЦВЕТ. «ЗИМНИЕ ДЕРЕВЬЯ»

Развивать умение  в передаче красоты реальной формы и цвета зимнего дерева; закрепить зрительные представления о характере силуэта, расположения ветвей у деревьев разных пород.

Использовать различные средства живописи для создания выразительных образов природы;

Различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

Овладеть на практике основами цветоведения;

Создавать средствами живописи эмоционально выразительные образы природы, человека, персонажа;

Извлекать информацию из проиведений художественного искусства;

Анализировать собственные работы и работы сверстников.

2.

гуашь.ПЕЧАТЬ ВЫРЕЗАНКАМИ «Зимний пейзаж»

Познакомить с приемом изображения «вырезанка». Закрепить умение составлять самостоятельно композицию рисунка.

3-

4.

МОНОТИПИЯ.ЛЕС

МОНОТИПИЯ. БУКЕТ осенних листьев.

5-

6.

РИСУЕМ ПОРТРЕТ

Изображать по представлению портрет человека.

7-

9.

РИСУЕМ ЗИМНИЙ ПЕЙЗАЖ. ГУАШЬ

Развивать умение  в передаче красоты реальной формы и цвета зимнего пейзажа, закрепить умение изображать пространство, используя прием загораживая одних предметов другими.

10.

ВЫСТАВКА РИСУНКОВ

В МИРЕ МАСТЕРОВ 8(Ч)

1.

дЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА

Познакомить с дымковской игрушкой, научить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи;развивать умение выделять характерные особенности росписи.

Различать произведения ведущих центров народных художественных ремесел России;

Создавать декоративную роспись, испльзуя ограниченную гамму цветов;

Выделять характерные особенности народной росписи;

 Извлекать информацию из проиведений художественного искусства;

Анализировать собственные работы и работы сверстников.

2.

ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ

Научить видеть форму предмета, выделять элементы узора Хохломы.

3.

4.

ГЖЕЛЬ. РОСПИСЬ ПОСУДЫ

Познакомить с изделиями мастеров Гжели; учить выделять элементы растительного узора гжельской керамики; развивать восприятие особенностей колорита гжельской росписи; упражнять в приемах рисования кистью.

5-7

АППЛИКАЦИЯ

8.

вЫСТАВКА РАБОТ


Оборудование

Гуашь, пастель, жировые или масляные мелки, тушь, карандаши, уголь, кисти, а для некоторых занятий —, цветная бумага, ножницы, клей, акварель, пастель, перо, палочку и пр.

Литература

  1. Е.М Аллекова. Живопись. – М.: Слово, 201
  2. Г. Беда. Живопись и ее изобразительные средства. – М., 1977
  3. А.Л. Гаптилл. Работа пером и тушью. – Минск: Поппури, 2001.
  4. Н.А Горяева. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М.: Просвещение, 2000.
  5. Н.И. Еременко Дополнительное образование в образовательном учреждении. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.
  6. В.П. Копцев Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирования/ Ярославль: Академия Развития: Академия Холдинг, 2001.
  7. С.В. Кульневич. «Не совсем обычный урок», Издат. программа «Педагогика нового времени», «Воронеж», 2006 год.
  8. Сборник нормативных документов образовательной области «Искусство». – М.: Дрофа, 2007
  9. А.А.Павлова, Е.И Корзинова. Графика в средней школе. Методическое пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2006
  10. Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев
  11. «Изобразительное искусство: 4-е изд., М.: Дрофа, 2003 год.

В.В. Ячменева Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет. – М.: Гуманит. Изд. Центр «Владос», 2003 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Весёлый карандаш"

Творческая программа художественной направленности на 4 года обучения....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшбный карандаш" для обучающихся 1, 3 классов.

         « Волшебный карандаш» является программой  общекультурной направленности. Программа составлена в соответствии с ФГОС, на основе Программы внеурочной ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшбный карандаш" для обучающихся 1, 3 классов.

         « Волшебный карандаш» является программой  общекультурной направленности. Программа составлена в соответствии с ФГОС, на основе Программы внеурочной ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Веселый карандаш"

Художественно- эстетическая деятельность – одна из значимых видов деятельности младших школьников. Программа   кружка «Веселый карандаш предполагает в большом объеме творческую деятельность,...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Веселый карандаш", 4 класс 2016-2017 учебный год

ПРограмма разработна на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учётом программ, включённых в её структуру...

Программа внеурочной деятельности "Волшебный карандаш"

Программа внеурочной деятельности по УМК "Начальная школа 21 века"....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебный карандаш"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебный карандаш"...