НПК "День рождения оловянного солдатика" 4 класс
материал (4 класс) по теме

Щапова Людмила Николаевна

Научно-исследовательская работа. 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie_olovyannyy_soldatik.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

День рождение оловянного солдатика

В нашей школе проходила неделя детской книги, посвященная 205-летию со дня рождения Х. К. Андерсена. Вряд ли найдется читатель, который не знал бы Х. К. Андерсена. Он прославился во всем мире как гениальный сказочник. Его сказки изданы на  80 языках народов мира и стали  близкими людям разных стран, разных эпох, разных возрастов.

            В России сказки  Андерсена обрели вторую родину. А для проведения литературного праздника мы выбрали сказку « Путешествие стойкого оловянного солдатика» не случайно. Кто  из мальчишек в детстве не радовался, получая в подарок набор маленьких  военных фигурок, выстраивая их на столе и устраивая маленькие сражения. А многие пронесли любовь к этим  изящным  миниатюрам через всю жизнь. (слайд фигурки солдатиков). Коллекционированием фигурок солдатиков были  увлечены многие выдающиеся люди. Великий русский полководец  А. Суворов  собирал солдатиков уже, будучи  генералом. Увлекались собиранием  крошечных армий и Наполеон Бонапарт и др. Автор приключенческих романов Роберт Стивенсон, вместе с сыном часами разыгрывал на чердаке своего дома, целые войны. А, датского сказочника Ганса Христиана Андерсена подобное увлечение вдохновило на создание самой популярной сказки « Путешествие стойкого оловянного солдатика».

Готовясь к этому мероприятию, я решила глубже окунуться в эту историю.

Кто такой солдатик?

Солдатик, игрушечный солдат – миниатюрная фигурка, которая представляет собой солдата или воина, термин применяется для любых фигурок из всех эпох, например рыцарей, ковбоев, пиратов и другие предметы, связанные с ним. Солдатики варьируются от простой игрушки до весьма реалистичных и детализированных моделей. Обычный размер солдатиков – около 5-6 см. Более большие фигурки и куклы могут быть одеты в военную форму, но они не считаются солдатиками,  обычно с помощью солдатиков играют в боевые действия (войны), поэтому солдатиков для игры должно быть много, и играют в них в основном мальчики.

Родословная маленького солдатика уходила в глубины столетий. Фигурки древнеегипетских воинов, сделанных около четырёх тысяч лет назад, обнаружены в гробницах фараонов. В средневековой Европе миниатюры рыцарей использовали для «проигрывания» феодальных ристалищ. Крестоносцы брали их с собой в походы в качестве амулетов. Фигурки выполняли из различных материалов: дерева, глины, олова, серебра и даже золота. Игра в солдатики была популяризована писателем-фантастом Г. Д. Уэллсом в книге  «Маленькие войны». Будучи пацифистом, он надеялся, что наигравшись в солдатиков, будущие дети не будут столь охотно участвовать в настоящих войнах.

А сколько военных пословиц и поговорок. Вот некоторые из них:

«Один в поле не воин»

«Каков полк, таков о нём и толк»

«Трус славит себя языком, а храбрец - штыком»

«Не силою дерутся, а умением»

«Первое в жизни, честно служить Отчизне»

«Не родом богатырь славен, а подвигом»

«Выдержка и смётка для бойца находка»

«Тяжело в учении – легко в бою»

«Если армия сильна, непобедима и страна»

Краткое содержание сказки (слайды)

1.2.На день рождение мальчику мама купила  большую коробку с оловянными солдатиками: в красных мундирах, синих брюках и с ружьями на плечах. Придя домой, мальчик начал расставлять их на столе и заметил, что один солдатик сломанный. «Ой, - воскликнул мальчик. - Да у тебя только одна нога!» Во всём остальном солдатик был не хуже своих собратьев – он так же крепко стоял на одной ноге, как другие на двух.

3. Но мальчик поставил его на подоконник. Вскоре солдатик увидел на столе красивый игрушечный замок,  сделанный из картона. Сквозь окна солдатик видел роскошные залы, полные нарядных бумажных дам и кавалеров. Самой красивой в зале была юная танцовщица в воздушном платье из бумажных розовых кружев. Девушка красиво танцевала, хоть и стояла на одной ножке, так же, как он. Она ласково улыбнулась солдатику. И солдатик влюбился в неё. Он захотел признаться ей в любви.

4. Но тут случилось неожиданное: на улице пошёл дождь, задул сильный ветер. Порыв ветра подхватил солдатика и сбросил его с подоконника прямо в лужу, в которой два мальчика пускали бумажные кораблики. Они тут же заметили его. «Смотри-ка, - сказал один, - одноногий солдат. Давай отправим его в кругосветное плаванье!» Они сделали из бумаги лодочку, поставили в неё солдатика и он поплыл по течению, а затем исчез в сточной трубе.

5. Там было темно и страшно, но солдатик был очень смелый. Он твёрдо стоял на одной ноге, крепко сжимая своё ружьё. Когда перед ним появилась огромная крыса, он вскинул ружьё. Крыса испугалась и убежала. Течение вынесло лодочку в широкую и глубокую реку. Мимо проплывала большая голодная рыба. Недолго думая, она проглотила и лодочку, и солдатика

6. Рыбу поймал рыбак и отнес её на рынок. Женщина, купившая рыбу, принесла её домой, разрезала и нашла солдатика. «Так это же наш пропавший солдатик!» - ахнула женщина. Она обтёрла солдатика передником и поставила рядом с бумажным замком. Солдатик заглянул в окно и увидел прекрасную танцовщицу. Он смотрел, как она кружится в танце, хотел признаться ей в любви, но не мог ничего сказать.

7. Тут в комнату вбежал мальчик. «Этот одноногий солдат опять здесь!» - рассержено крикнул он и швырнул его в огонь. Неожиданно в комнату снова ворвался сильный ветер и подхватил бумажную балерину. Она закружилась в воздухе, как розовая бабочка, и опустилась в камин рядом с солдатиком. Он нежно обнял её, а она прижалась к нему и зажмурилась.

На следующий день чистили камин. Среди пепла нашли крошечное оловянное сердечко.

А сейчас мы с вами попадём в химическую лабораторию. (слайд «Химическая лабораторию»)

Почему же  Андерсен написал не просто о кусочке олова, в который превратился раскалённый солдатик, а что в печке нашли "комочек олова, похожий на сердечко?"

Комочек олова похож на сердце, ведь это сердце солдатика. Он всё время любил балерину. Его сердце не сгорело.

Андерсен написал в сказке, что любовь не уходит, любящее сердце остаётся, не погибает. Вот оно - это сердечко, посмотрите ( показать оловянное сердечко)

  Фотогалерея

Девочки и мальчики  1-го класса приготовили «Танец солдатиков» (Слайд)

Мы с ребятами нашего класса сделали подарки Оловянному солдатику и вручили (Слайд)   Я приняла участие в литературной викторине, которая состояла из следующих заданий:

1. Вопросы по содержанию сказки.

2. Что из чего сделано?

3. Выбор ответа

4. Волшебный сундучок

Хотелось бы предложить Вам сыграть, ответить на вопросы, что могло находиться в этом сундучке?

                         Волшебный сундучок.

Вот если бы этих предметов было больше, солдатик не был бы одноногим./ Алюминиевая ложка./

Будь у солдатика этот предмет, он чувствовал бы себя  комфортнее в животе у рыбы./ Эл. Фонарик./

Если бы солдатику подарили этот предмет раньше, он не упал бы на мостовую вниз головой./ Воздушный шарик./

Назовите предмет, который находился перед  чудесным картонным дворцом./ Зеркало./

Крыса не гналась бы за  солдатиком, если бы  у него был …./ паспорт/

 (Слады)

Мне захотелось печальный конец сказки  изменить и вот, что у меня получилось:

«Мальчик поставил храброго воина впереди отряда оловянных солдатиков. И наш путешественник оказался на столе, около чудесного дворца и милая девушка с нежностью смотрела на него, а он на неё. С тех пор по вечерам танцовщица и стойкий оловянный солдатик подолгу беседовали. Девушка считала, что её собеседник самый замечательный, самый смелый и добрый».  

Вывод:

Возвращение солдатика в комнату того же мальчика, - это заслуженная награда за стойкость. Надо пройти через искушение, победить зло, пройти испытания, чтобы познать счастье понимания, слияния родственных душ. Видимо в каждом человеке есть свой "злой чертёнок", который вызывает низкие чувства, желания, мысли и ему необходимо противостоять. Возможно, мальчик увидел пока недоступную ему самому красоту и высокое чувство любви в других, и мгновенно почувствовал желание разрушить, погубить, уничтожить. Может из зависти, ревности.

А гибель прекрасной танцовщицы? Этот мотив непобедимой, самоотверженной любви, который часто повторяется в сказках Андерсена.

Как вы думаете, что Андерсен хотел сказать нам своей сказкой? Своей сказкой автор ещё раз хочет нам как бы напомнить, предостеречь: в окружающем мире соотношение добра и зла, света и мрака, радости и боли

зависят от каждого человека, от меня, от нас.

Я убедились ещё раз: хорошо, когда побеждает добро и справедливость, но надо уметь защитить себя и близких тебе людей от зла, насилия, несправедливости.

Ровный строй стоял среди игрушек,

И солдатик стойкий среди них.

Ничего, наверно, в мире лучше

Нет, чем встреча взглядов у двоих –

У двоих, кто встретился, навечно

Чтобы вместе быть уже, конечно.

Вместе их одна судьба свела

В их истории, совсем недлинной.

Балерина вместе с ним была.

Был солдатик вместе с балериной.

А о тролле просто мы забудем.

А к игрушкам аккуратны будем!

«Стойкий оловянный солдатик» - по сказке Андерсена

Никола Черашев

Литература

1.Г.-Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»

2.Журнал «Родина» N3/2004, Н.Рогулин «Оловянный солдатик»

3.Журнал «Мир металла» А.Ширина «Феномен игры»

4.Журнал «Наука и жизнь» N3/1985, А.Таланов «Стойкий оловянный солдатик»

5. Интернет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3-4 классах по темам "Мари калык муро. Мыскара влак." (3 класс), "Мари калык муро. Такмаквлак." (4 класс)

Урок проводится в малокомплектной школе на марийском языке. Урок посвящен использованию культуры, обычаев, традиции марийского народа в учебно-воспитательной работе. Культурно- педагогическое наследие...

Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов

Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Прощание с первым классом «Прощай, 1 класс!» Оформление: шары, выставка тетрадей, плакаты «Прощай, 1 класс!»

Прощание с первым классом«Прощай, 1 класс!»Оформление: шары, выставка тетрадей, плакаты «Прощай, 1 класс!»Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация.(Звучит торжественная музыка. Де...

Конспект урока по русскому языку во 2-3 классе-комплекте. Тема урока: Речевой этикет (2 класс). Употребление в речи имен прилагательных. (3 класс)

Конспект урока по русскому языку во 2-3 классе-комплекте 2 класс3 классТема урока: Речевой этикет.Тема урока: Употребление в речи имен прилагательных. Цели урока:...