Психологический классный час "Звёздная страна"
классный час (3 класс) по теме

 

Методическая разработка

 

 классного часа для младших школьников с

 

 

нарушенными межличностными отношениями в коллективе

 

 

 

Актуальность методической разработки.

Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым и успешным в жизни, мечтает воспитать порядочного человека, и я все­гда думала о той части детей, которые остались не у дел. Так я поня­ла, что повышенная агрессивность, чрезмерная плаксивость, плохая  успеваемость, страхи - все это лишь симптомы и сигналы, говоря­щие о том, что с душой ребенка не все в порядке. Нельзя привязы­ваться к этим симптомам. Это как с больным органом: если заболела, например, печень, то лечат только ее. Но через какое-то время, ско­рее всего, болезнь возвращается, потому что не была устранена причина заболевания.

А как быть с другими детьми - не агрессивными и не плаксивыми? Они не мешают учителям, их проблемы не бросаются в глаза. Разве не  нужно работать с этой категорией детей? Необходимо работать не с конкретным симптомом, а с личностью в целом.

Глобальная причина проявления всех симптомов - это внутренняя дисгармония. Поэтому все мероприятия помощи человеку должны быть направлены на гармонизацию внутреннего мира личности. Гар­моничный человек - Созидатель, дисгармоничный - Разрушитель. И потому задача сказкотерапии - помочь Созидателю одержать внутреннюю победу над Разрушителем.

Психологический классный час :

•          способствует сплочению коллектива;

•          закладывает нравственные ориентиры;

•          позволяет работать на ценностном уровне;

•          стимулирует способность к размышлению;

•          развивает ребенка относительно себя самого;

•          проводит профилактику;

•          работает на перспективу;

•          позволяет работать с большим количеством людей одновре­менно;

•          помогает снять остроту проблемы, а порой полностью решить ее за одну встречу     со сказкой

•          не требует длительной подготовки;

•          имеет доступную форму подачи информации;

Такую форму работы, как классный час со сказкой, можно использовать родителям дома в общении со своими детьми. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka_zvezdnaya_strana.docx28.4 КБ
Файл klassnyy_chas_psihologicheskiy.pptx2.91 МБ

Предварительный просмотр:

ПРЕДИСЛОВИЕ

Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым и ус-1 пешным в жизни, мечтает воспитать порядочного человека, и я всегда думала о той части детей, которые остались не у дел. Так я поняла, что повышенная агрессивность, чрезмерная плаксивость, плохая | успеваемость, страхи - все это лишь симптомы и сигналы, говорящие о том, что с душой ребенка не все в порядке. Нельзя привязываться к этим симптомам. Это как с больным органом: если заболела, например, печень, то лечат только ее. Но через какое-то время, скорее всего, болезнь возвращается, потому что не была устранена при-1 чина заболевания.

А как быть с другими детьми - не агрессивными и не плаксивыми? Они не мешают учителям, их проблемы не бросаются в глаза. Разве не I нужно работать с этой категорией детей? Необходимо работать не с ] •конкретным симптомом, а с личностью в целом.

Глобальная причина проявления всех симптомов - это внутренняя дисгармония. Поэтому все мероприятия помощи человеку должны быть направлены на гармонизацию внутреннего мира личности. Гармоничный человек - Созидатель, дисгармоничный - Разрушитель. И потому задача сказкотерапии - помочь Созидателю одержать внутрен- I нюю победу над Разрушителем.

Сказкотерапевт использует в своей работе сказки, мифы, легенды. I Метафорический язык позволяет ему говорить с ребятами о любой проблеме. Психолог, работающий по методу сказкотерапии, как правило, сам сочиняет сказки для своих слушателей. Так и я начала создавать сказочные истории. В процессе этого мне пришла идея о новой форме работы, позволяющей проводить занятия со всем классом одновременно. Это психологический классный час. Его можно планировать вместо классного часа или во время группы продленного дня. Эта j форма работы:

  1. способствует сплочению коллектива;
  2. закладывает нравственные ориентиры;
  3. позволяет работать на ценностном уровне;
  4. стимулирует способность к размышлению;
  5. развивает ребенка относительно себя самого;
  6. проводит профилактику;
  7. работает на перспективу;
  8. позволяет работать с большим количеством людей одновременно;
  9. помогает снять остроту проблемы, а порой полностью решить ее за одну встречу с психологом;
  10. не требует длительной подготовки;
  11. имеет доступную форму подачи информации;

        дает возможность работать с разной возрастной категорией. Опыт работы показывает, что, учитывая общую нагрузку школьного

психолога, реально будет планировать психологические часы примерно 1-2 раза в четверть. Такую форму работы, как воспитательный час со сказкой, можно использовать родителям дома в общении со своими детьми. Многие родители делились своими успехами, рассказывая, как удачно они используют мои разработки из книги «Змей Горыныч и Я», в том числе во время празднования дней рождения своих детей. Они отмечали, что дети при этом были в восторге.

Психологический час как форма практической работы выручала меня и моих коллег при работе в Международной организации Красного Креста по Программе «Наводнения на Северном Кавказе и Юге России». Такая форма работы позволила успешно работать в незнакомых коллективах и оказывать одноразовую помощь, что было чрезвычайно важно в тех условиях, так как возможности использовать длительную психотерапевтическую программу в одном и том же районе не было.

Вниманию читателя предлагается серия разработанных и апробированных автором психологических часов, проведенных в классе со школьниками. Возможно, эти материалы будут полезны вам при воспитательной работе и семейном общении с детьми.

СКАЗКОТЕРАПИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Классный час для младших школьников с нарушенными межличностными отношениями в коллективе/ (сказка «Звездная страна»)

Классный час подобной тематики проводится в коллективе младших школьников с низкой сплоченностью и нарушенными взаимоотношениями внутри группы. Наиболее эффективным будет его проведение среди школьников, в группе которых имеется аутсайдер - не принимаемый другими сверстник.

На этом занятии психолог читает или рассказывает сказку «Звездная страна». Другим вариантом знакомства с ее содержанием будет постановка кукольного спектакля.

Вводный комментарий

Дорогие ребята, сегодня мы с вами отправимся в сказочное путешествие. А попасть в сказку нам помогут вот эти волшебные бусинки. Сейчас я подойду со шкатулкой к каждому из вас, и вы выберите ту бусинку, которая вам больше понравится. Берегите эту бусинку, чтобы потом благодаря ей вернуться назад. А теперь, когда все выбрали, сожмите свою бусинку в левом кулачке, закройте глаза и подумайте о ( том, что есть доброго и хорошего в вашей душе, за какие качества вы себя любите, цените, уважаете. Кто готов, откройте глаза. У каждого свой темп. Мы терпеливо подождем всех.

Итак, мы с вами попали в сказочную страну и сейчас послушаем одну историю.

Сказка «Звездная страна»

В одной сказочной стране жили-были звездочки, поэтому страна называлась Звездная. Звездочки были разные: голубые и белые, желтые и синие, зеленые и розовые, красные и даже черные. Они и по размеру были разные. Жили здесь и совсем крохотные звездочки, и звезды средних размеров, жили и вовсе огромные звезды. Не было среди них ни одной звездочки, точь-в-точь похожей на другую. Но m ex их объединяло одно общее свойство. Душа каждой звездочки была заполнена любовью ко всем жителям этой сказочной страны. По-ному они видели друг в друге только хорошее и доброе, от этого све-шлись удивительным волшебным светом. Звездная страна от этого Чудесного сияния была необыкновенно красива и неповторима. Повсюду царили мир, согласие, взаимопонимание и любовь.

Но однажды пролетал над Звездной страной самый пакостный из Всех пакостей на свете злой волшебник, которого так и звали Пакость 11лкостьевич. Увидел Звездную страну Пакость Пакостьевич - и закипела в нем зависть. Как же так, думает, любовь кругом, красота, мир. Никто не воюет, никто не ссорится. И не стало Пакость Пакостьевичу покоя. К сожалению, встречаются еще такие экземпляры, которым очень плохо, если другим хорошо.

И задумал Пакость Пакостьевич свое злое дело. А чтобы звездочки его не узнали, обернулся ветром перемен и начал нашептывать, что, мол, в других странах веселее, интереснее и лучше живут. Заволновались звездочки, забеспокоились. Им тоже хотелось зажить еще интереснее, еще веселее, еще лучше.

  1. А что же нужно для этого сделать? - поинтересовались звездочки.
  2. Все очень просто: нужно находить в других недостатки, все время ругать, побольше критиковать, вспоминать все проступки, которые когда-то были совершены,- учил со знанием дела Пакость Пакостьевич.

Но звездочки не умели этого делать. И злой волшебник принялся их обучать дальше.

-        Эй, ты,- крикнул он черной звездочке по имени Аделаида. - Ты чего такая черная? Знаю, знаю, умываться ленишься. Фу, грязнуля какая...Тонну мыла надо, чтобы такую чумазую отмыть. Хи-хи-хи... ха-ха-ха...

Кто-то подхватил, кто-то промолчал... Но веселее не стало. А черная звездочка Аделаида от грубых насмешек стала прямо у всех на

глазах тускнеть и не светилась уже удивительным волшебным светомЯ как раньше. А Пакость Пакостьевич не унимался.

-        Эй, громадина,- крикнул он большой зеленой звезде Иоланте. 1 Вот разъелась... Смотри, скоро всю страну без продуктов оставишь с такими-то аппетитами. Ха-ха ха...

Никто не заступился. И от грубых насмешек начала блекнуть яркая прежде зеленая звездочка Иоланта. А Пакость Пакостьевич все не уни- ] мался. Он подошел к маленькой розовой звездочке по имени Юта и стал смеяться над ней.

-        Ой, не могу... Что это за крохотуля? Не звездочка, а микроб какой-то. Только в микроскоп такую разглядывать. Какой от нее прок, зря только небо коптит. И снова весело расхохотался.

От таких грубых и злых слов, странного смеха крохотная розовая звездочка Юта почти совсем погасла. И тут многие звездочки подхватили идею Пакость Пакостьевича. Они принялись с большим усердием выискивать недостатки в каждой звездочке, критиковали друг друга, вспоминали все проступки, которые были совершены когда-то. И от грубых, обидных слов, дурных мыслей любовь стала уходить, а души начали заполняться ненавистью, злобой, завистью.

И от этого звездочки поблекли, потускнели и уже не светились удивительным волшебным светом, который когда-то придавал неповторимое очарование Звездной стране. Прекрасная и светлая ранее, она превращалась в унылую, серую, безжизненную страну. Первой опомнилась совсем юная белая звездочка по имени Люська. Она ре- ! шила во чтобы то ни стало спасти свою любимую родину. «Что же делать? - думала Люська. - Может быть, подождать доброго волшебника? Но когда он прилетит? Ведь так можно прождать и год, и два, и три, и тридцать три, а то и вовсе не дождаться. А действовать надо прямо сейчас немедленно, иначе может быть поздно». И она на свой страх и риск начала действовать. Люська стала вместо недостатков находить в звездочках достоинства, искала то доброе и хорошее, что было в душе каждой из них. Сначала она обратилась к черной звездочке Аделаиде.

Аделаида, ты очень добрая, ты всегда заботилась о больных звез-(очках. Благодаря твоему вниманию, чуткости, терпению они быстрее выздоравливали.

И свершилось чудо. Поблекшая звездочка Аделаида засияла вдруг I пина удивительным волшебным светом.

  1. Ура! Получилось. Добрые слова помогают, - ликовала обрадованная Люська. И начала действовать уже увереннее.
  2. Иоланта, я всегда восхищалась твоей ответственностью, твоей пунктуальностью. Ведь ты ни разу в жизни никуда не опоздала. И от чих добрых слов Иоланта вновь вспыхнула, засверкала, переливаясь всевозможными оттенками чудесного зеленого цвета.

Потом Люська заговорила с крошечной звездочкой Ютой.

-        Хоть, ты, Юта, и очень маленькая, но душа твоя напоминает огромный неиссякаемый кладезь всевозможных интересных творческих идей. Именно благодаря тебе наши праздники проходили так весело и интересно.

И Юта засияла вновь удивительным волшебным светом. Люськину идею подхватили другие звездочки. Они принялись искать друг в дру-I е что-то доброе и хорошее, что было в душе каждой из них.

И свершилось чудо. Звездочки вспыхивали одна за другой как Огоньки новогодней гирлянды. Снова Звездная страна засияла удивительным волшебным светом, вновь она стала прекрасной и неповторимой, пожалуй, она стала еще краше, чем прежде.

А Пакость Пакостьевич понял, что ему здесь нечего больше делать и убрался восвояси. Он полетел искать такую страну, жители которой обожают находить в других недостатки, а достоинств не замечают, где любят критиковать друг друга, ссориться, вспоминать ошибки и промахи, где долго помнят обиды.

      А не пролетал ли Пакость Пакостьевич случайно над вашей страной?

Вопросы для обсуждения

  1. Итак, вы прослушали удивительную историю. О чем она?
  2. Чему учит эта сказка? Пригодится ли она в жизни?

Заключительный комментарий

История эта напоминает о том, что все мы разные. У каждого свое тело, своя форма, а чем мы наполним эту форму любовью или нелюбовью к себе и окружающим зависит от каждого из нас. Выискивая в себе или в другом человеке только недостатки, промахи и ошибки, мы тем самым подталкиваем человека к тому, чтобы он стал еще хуже,| потерял веру в свои собственные силы, стремление к добрым поступкам. И наоборот, подчеркивая в человеке достоинства, мы помогаем ему стать еще лучше.

Сказка учит, что нельзя безоглядно доверять всем подряд, помнить,] что в мире есть и добро и зло, что порой с молчаливого нашего согласия кто-то творит ужасные дела. В жизни бывают такие ситуации, ко- ] гда самый обыкновенный человек должен взять на себя ответствен-1 ность за изменение этой ситуации. А порой не стоит торопиться что-то менять, нужно терпимее относиться друг к другу. И еще многому I другому учит эта сказка.

А теперь возьмите бусинку в левую ладошку, сожмите в кулачке, ] закройте глаза, приложите бусинку к сердцу и подумайте о том, какой j опыт каждый из вас возьмет с собой из этой сказочной истории. Пусть этот опыт помогает вам в жизни быть добрее и терпимее друг к другу, | помогает находить то доброе и хорошее, что есть в душе каждого че- ] ловека. Кто готов, откройте глаза. У каждого свой темп. Мы терпели- ] во подождем каждого.

Итак, ребята, мы с вами вернулись из сказочного путешествия. Бусинки мы сейчас нанижем на одну общую нитку и затем свяжем ее концы. Посмотрите, какие чудесные бусы у нас получились! Какие разные бусинки! Так и мы с вами все разные. Посмотрите, каждая бусинка связана с другими, но в то же время она существует отдельно. Так и человеку порой хочется быть вместе со всеми, а порой хочется побыть одному.

Посмотрите, как плотно бусинки прилегают друг к другу, как будто они очень дружны между собой. Я хочу, чтобы вы в классе тоже были сплоченные и дружные. И хочу, чтобы сегодня вы помогли зажечь звезду, как это делала Люська в сказочной истории.

//( ихотерапевтическое задание

Давайте поможем вашей однокласснице Наде К. засиять сегодня hi шоцвстными лучиками того доброго и хорошего, что есть в ее ду-N. ('сйчас я раздам вам разноцветные лучики, и каждый из вас напи-и и I, что хорошего и доброго есть в Наде, какие добрые дела она coin ршила.

I [в доске вывешивается лист бумаги синего, голубого или фиолето-
        с цвета. В середине приклеена звездочка с надписью «Надежда»..
(

1[осле того как лучики с надписями готовы, они приклеиваются на ||\м;иу вокруг звездочки. Надписи зачитываются.

Вот видите, как по-новому засияла сегодня наша Надя. И в этом ей помогли все вы. Большое всем спасибо! Пусть эта звездочка повесит негколько дней в классе, а потом можно отдать ребенку домой.

// i опыта работы

1>|.шают случаи, когда ребята выкрикивают с места, что нет в ней Ничего хорошего. Тогда психолог может сказать: «Проверьте, ребята, НС пролетал ли рядом с вами Пакость Пакостьевич? Если вы видите и Находите в человеке только плохое, значит, успел Пакость Пакостье-ВИЧ напустить в вашу душу своих пакостей. Помните! Победить его сможете, если научитесь находить в человеке доброе и хорошее, что К 11. и душе каждого».

В практике был случай, когда и после этих слов дети продолжали имкрикивать с места, какая плохая и ужасная их одноклассница. Тогда ч сказала: «Встаньте, пожалуйста, те, кто ни разу в жизни не сделал Ничего плохого, никого никогда не обидел, не оскорбил, ни разу не Соврал». Дети остались сидеть. Я тоже села, и учительница села. Я | к.нала, что взрослые тоже совершают ошибки и промахи и у них то--|ч' есть недостатки. Главное, чтобы человек работал над собой и станс шился лучше. Это помогло.

г)тот классный час был проведен нами во 2-м и 3-м классах, дал хорошие результаты. А однажды я использовала его в 9-м классе по просьбе классного руководителя, так как у ребят обострился конфликт С \ чителем географии. И звездочкой в этой ситуации был учитель. После окончания работы и я, и классный руководитель испытывали чувство разочарования. Нам казалось, что мы «не достучались» до ребя] что ребята ничего не поняли. Но совершенно неожиданно отношен! класса с учителем географии наладились.

В такой ситуации полезно отдельно поработать с учителем, по^ рявшим контакт с классом. Тогда в роли звездочки будет весь клас ный коллектив, а зажечь звезду должен учитель.

Однажды, выступая в г. Апшеронске перед слушателями курс! повышения квалификации, я рассказывала о формах работы с детыу и показывала, как можно интересно построить психологический час. результате слушатели курсов зажгли звезду под названием «Мы». И ждый на лучике написал, что есть доброго и хорошего в его душе, а что он себя любит, ценит, уважает. Такой вариант тоже очень интерб сен, видно какие качества преобладают в коллективе, какие ценност выходят на первый план.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Классный час (психологический) Учитель начальных классов МОУ гимназии №4 Барышникова Г.М. «Звёздная страна»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Страна вежливости"

конспект и небольшшая презентация для учащихся 1 класса на тему "Страна Вежливости"...

Психологические классные часы

Презентация программы...

классный час "Страна ВИТАМИНИЯ"для 1 класса

Класный час на тему ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ  "Страна ВИТАМИНИЯ"Целевой компонент классного часа:ЦЕЛЬ:Пропаганда здорового образа жизни среди детей младшего школьного возраста.ЗАДАЧИ:Продолжить фор...

Психологический классный час для школьников "Познай сам себя"

Психологический классный час с тестом для учащихся 3го класса....

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛАССНЫЙ ЧАС «ТРЕНИРОВКА ПАМЯТИ»

Задания для проверки особенностей памяти....

Психологический классный час "Профилактика агрессивности у школьников"

Агрессия – это физическое или вербальное (словесное) поведение, направленное на причинение вреда другим.Агрессивное действие выражается в непосредственном агрессивном акте причинения вреда другому чел...