Урок по ОРКСЭ "Христианин в труде"
учебно-методический материал (4 класс) на тему

Шевченко Светлана Николаевна

 

Методическая разработка предназначена   для изучения темы «Христианин в труде» по предмету ОРКСЭ,  частично можно использовать  как  внеклассное мероприятие по духовно - нравственному воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon урок по ОРКСЭ Христианин в труде1.79 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа №32

муниципального образования город Краснодар

Номинация

Лучшая разработка для начальной школы

Тема урока: Христианин в труде.

Основы православной культуры

Составил: Шевченко Светлана Николаевна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 32

г.Краснодара

Краснодар, 2013 год

Предмет:  «Основы религиозных культур и светской этики»

Модуль: Основы православной культуры.

Урок  № 29

Тема урока: Христианин в труде.

Цель урока: - дать представление о христианском понимании труда;

- создать условия для обогащения нравственного опыта детей;

- организовать работу учащихся в малых группах;

Задачи урока: 

Обучающая: познакомиться с тем, как Библия повествует о труде Бога и человека;

 Развивающая: осознать, что в христианстве труд воспринимается как Божий дар человеку: что труд дан человеку Богом для того, чтобы изменяя мир, человек менял самого себя

Воспитывающая: усвоить, что не всякий труд облагораживает мир и человека

Ключевые понятия урока: райский сад, мудрость, трудиться в поте лица.

Оборудование:

  1. учебник «Основы православной культуры», автор: А.Кураев
  2. компьютер,
  3. экран,
  4. презентация к уроку.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Ребята, повернитесь друг к другу и улыбнитесь, и пожмите  друг другу руки.

  1. Актуализация знаний

Слайд 2 Просмотр мультфильма Антошка

  1. Какие качества человека  высмеиваются в сюжете?
  2. Сформулируйте тему урока.
  3. Прочитайте, как  она звучит в учебнике.
  1. Подготовка к усвоению знаний

Слайд 3 Сначала  размышляем сами

  1. Когда вы получаете БОЛЬШУЮ радость – когда вам дарят готовую игрушку или угощение , или когда вы их  делаете сами?
  2. Слышали ли вы библейские имена первых людей?
  3. Как вы думаете, что Адам и Ева делали  в райском саду?
  1. Для чего в райском саду росло древо познания?

Слайд 4 Исследовательская работа

Опережающее задание

Какая из заповедей, данных Богом людям в раю, и была связана с темой нашего урока – трудом?

Чтение текста

Слайд 5

Сначала Библия говорит о том, как трудился Бог, создавая наш мир. Потом она говорит о том, как Бог призвал к труду человека. Первые люди (Адам и Ева) были поселены в райском саду. Это был уголок земли, где звери слушались людей и не было смерти. Жизнь людей в раю была исполнена радости и блаженства. Совесть их была спокойна, сердце было чисто, разум был светлый.

Слайд 6

Заповеди Адаму и Еве.  Проведи линии соответствия.

Заповедь труда была дана среди четырех заповедей:

— заповедь умножения жизни («плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю»);

— заповедь труда «возделывания и храни райский сада»;

— заповедь познания мира («нареки имена животным»);

— заповедь поста  («не вкушайте плодов от древа познания добра и зла»)

  1. Изучение нового материала

Слайд 7 Чтение текста учебника

Эта четвертая заповедь говорила: «не вкушай плодов древа познания добра и зла». В православии ее воспринимают как заповедь о посте по той причине, что пост — это временное воздержание от чего- то хорошего ради того, чтобы приобрести нечто лучшее. Поэтому нельзя поститься (то есть временно удерживаться) от зависти: зависть всегда плоха. Но можно некоторое время воздерживаться от сладостей (которые после поста станут еще вкуснее).

Все деревья райского сада были насаждены Творцом, и всеми их плодами человек мог пользоваться — кроме плодов древа познания.

Человек должен был бы вкусить и эти плоды, но не сразу. Сначала он должен был окрепнуть в своем служении добру и следовании Богу.

Человек должен был потрудиться: изменяя мир, он должен был менять и себя. В «древе познания» не было никакого зла. Более того — оно было святыней.

Но вместо пути труда человек предпочел пойти путем магии. Мол, просто съем этот плод — и сразу стану мудрым. Однако, мудрость входит в человека не через рот. И мудрость никогда не дается без труда и опыта.

Слайд 8

Итак, по рассказу Библии, самые первые грехи в истории человечества – это лень и гордыня. Человек гордо решил, что Творец был неправ, поставив ему столь странное ограничение («не вкушай…»). Он решил, что Бог неверно разграничил добро и зло, а вот если человек самовольно вкусит плод древа познания, то он приобретет совсем новое представление о границах добра и зла. Человек решил стать «как бог», но без Бога и безо всякого труда. Такой странный замысел попробовали реализовать первые люди.

И это кончилось бедой. Именно с этой поры люди перестали видеть Бога и утратили свое бессмертие.

Слайд 9

Но Бог не оставил людей. Он обещал им послать Спасителя (Христа). И еще Он ввел в жизнь людей необходимость повседневного труда — уже «в поте лица своего».

Слайд 10

Работа в парах, обсуждение проблемных ситуаций.

Проблемный вопрос: Как вы думаете, какой «труд» напрасен? Приведите примеры.

Расскажи, каким должен быть труд?

1. Прочтите в учебнике на стр. 93 предложенный автором материал

2. Постройте свой ответ по плану:

        - Хорош ли труд ради обогащения?

        - Чем плох труд тех, кто выращивает наркотики или открывает казино?

        - Почему нужно работать хорошо даже тогда, когда твой труд никто не увидит?

        - Приведите пример добросовестного труда из вашей жизни

Вывод Не всякий труд хорош. Если человек работает только для своего обогащения — такой труд не приближает человека к Богу. Дурной оказывается и такая работа, которая приводит к горю людей. Вот некий человек немало потрудился, создавая отмычки к замкам. Он прекрасно овладел искусством проникновения в квартиры людей. Но его цель была дурна. А потому и труд по достижению такой цели не был добрым. Низок «труд» тех, кто выращивает и распространяет наркотики, кто открывает казино или «клубы игровых автоматов».

  1. Закрепление нового материала 

Слайд 11 -12

 Распределим понятия : «труд» и «магия»

- Что разрушает человека?

- Созидает человека и славит Бога?

Вывод по слайду + учебник

Если же человек работает, принося пользу людям, его труд радует и Бога. Христианин считает, что весь его рабочий день проходит перед Божьим взором, и потому старается работать честно.

Работа с репродукциями Иссака  Левитана «вечерний звон», «Тихая обитель»

Если подняться под самый купол древнего храма, то можно видеть роспись такую же тщательную и прекрасную, как и ту, которая находится прямо перед глазами стоящих внизу людей. Это значит, что древние художники работали «на совесть». Они знали, что никто из людей не увидит деталей их труда на такой высоте. Но они верили в то, что их труд видит Бог. И поэтому не позволяли себе лениться.

Слайд 13

- Используя свои новые знания, поразмышляем над жизненными ситуациями.  

- Давайте проверим себя, как разобрались в теме…

- Что такое труд? 

- Что дает человеку труд?

Слайд 14Вывод

Итак, с христианской точки зрения труд — это не просто средство пропитания (хотя очень точны слова апостола Павла: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь»). Труд — это еще и то лекарство, которое прописано человечеству Богом. Труд дает человеку опыт, знания, закаляет его характер.

Слайд 15 – работы в группах

Задание: Обсудите в парах вопросы:

  1. Что значит «работать на совесть»?
  2. Приведи примеры, чей труд низок.

Труд тех, кто …

  1. Представь, что ты в будущем будешь владельцем предприятия. Как ты будешь относиться к своим работникам?
  2. Какие трудовые усилия вредны для человека?

Ответы детей

Слайд 16-17  Знакомство с пословицами и поговорка русскими и народов мира.

- Чтение и объяснение пословиц и поговорок о труде

- Кто хочет назвать пословицу о труде, не звучавшую еще на уроке?

6. Итог урока.

- Почему труд необходим человеку?

7. Рефлексия урока.

Слайд 18 Продолжите предложения:

Сегодня на уроке я узнал, что…

- Сегодня на уроке я понял, что…

- Сегодня на уроке я почувствовал, что…

- Мне очень хочется, чтобы…

Спасибо, за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства и труда.

В материале говорится о методах и приемах развития творческих способностей....

Урок ОПК Христианин в труде

Урок познакомит детей с тем, как Библия повествует о труде Бога и человека. Заставит задуматься над тем, что в христианстве труд воспринимается как дар Божий....

Конспект урока технологии "Правила организации труда при работе за компьютером. Безопасность труда" 3 класс

Цели деятельности учителя:создание условий для формирования первичного представления об устройстве компьютера, о назначении его составных частей и периферийных устройств; побуждение интереса к изучени...