«Технологии, методы и приёмы, способствующие формированию УУД в начальной школе»
учебно-методический материал (2 класс) на тему

Мухина Ирина Васильевна

Представить технологии ,методы и приемы работы с учащимися на уроке,которые способствуют развитию логического мышления у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master.docx34.89 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР - КЛАСС «Технологии, методы и приёмы способствующие формированию УУД в начальной школе» 

Цель:   Передача профессиональной компетенции по вопросам внедрения ФГОСНОО

Личностные: самоопределение

Познавательные: Поиск информации в тексте ,в интернете, постановка учебной задачи, определение темы и целей, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; логические – анализ объектов с целью выделения признаков, установка причинно следственных связей.

Регулятивные: контроль, коррекция и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; контроль, оценка, коррекция

Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра. планирование учебного сотрудничества, работа в группах, общение, сотрудничество,умение выражать свою мысль.

Общие задачи :

  1. создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;
  2. повышения профессионального мастерства и квалификации педагогов;
  3. распространение передового педагогического опыта;

Формы организации познавательной деятельности: проектная деятельность.

Средства обучения: учебная презентация

СЛАЙД

Здравствуйте, уважаемые члены жюри и коллеги. Сегодня я приглашаю Вас на мастер класс в начальную школу. Учитель и ученик рука к руке, маленький человек приходит в школу за знаниями.

А вы уважаемые коллеги за чем приходите в школу?

 Мы каждый день приходим в класс для того, чтобы сделать открытие вместе с детьми, научить детей  учиться.

СЛАЙД

 Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.

СЛАЙД

Сегодня мы будем использовать технологии методы и приемы используемые мною, которые  формируют  УУД в начальной  . Я предлагаю вам поработать в группах. Сегодня мы выполним  «Мини – проекте»  Слушаем стихотворение и определяем тему проекта :    

                               Дома аромат блинов праздничный чудесный,

                      На блины друзей зовём, (продолжите высказывание)…………будем есть их вместе.

                      Шумно, весело пройдёт Сырная седмица,

                      А за ней – Великий пост, время, чтоб молиться

         -Что за праздник  мы  сегодня  празднуем ?

         - Как будет называться наш проект? (ваши предположения)

         - Какая культура празднует этот праздник?

         СЛАЙД

        -Сформулируйте гипотезу

 ( Гипотеза. Мне кажется , что праздник Масленицы является неотъемлемой частью православной культуры)

 

(Я хочу обратить внимание зала  в ходе данного задания мы формируем

личностное самоопределение уч-ся)

СЛАЙД

-Деление на группы

1 группа: «Поисковая»

Группа будет работать с текстом и добывать из него информацию

  1. Что такое масленица?
  2. Какие существуют атрибуты (главные вещи) этого праздника?
  3. Почему именно блины стали угощением на празднике?

Масленица это проводы зимы и ожидание приближающегося тепла и весны. Обязательным атрибутом данного праздника являются народные гуляния, масленое чучело ,блины..Так как  изначально празднование Масленицы было связано с солнышком  и угощением ,то и символом праздника стали блины –круглые ,золотистые, пышущие жаром, они были похожи на маленькое солнышко.  Ели люди масленые блинки, и призывали солнышко поскорее согреть замёрзшую за суровую зиму землю.  Масленица празднуется целую неделю. Каждому дню Масленицы народ дал особое название: понедельник -"встреча", вторник - "заигрыш", среда - "лакомка", четверг - "разгуляй", пятница - "тещины вечёрки", суббота - "золовкины посиделки", воскресенье - "прощеный день".

2 группа: «Информационная»

Группа  соберёт 2 пословицы, относящиеся к этому празднику, и нам их объяснит.

«Масленица семь дней гуляет».

«На Масленой повеселись, да блинком угостись». (Древние славяне верили ,что именно богатое угощение –залог их благосостояния на весь год)

3группа:  «Трудовая» (работа за компьютером.)

Группа найдёт рецепт  и  научит нас печь блины , и выполнит расчет стоимости блинов на 4 порции.

4 гуппа : «Деятельная»

Группа сделает  чучело масленицы по предложенному описанию, которое будет служить эталоном  и расскажет  о ритуале сжигания

Одним из главным атрибутом праздника является непосредственно сама Масленица – кукла, из двух деревянных палок разного размера скрепленная между собой крест –накрест. Короткая часть палки будет руками ,длинная –туловищем. У чучела Масленицы лицо не рисовали. Считалось, что, имея лицо, чучело обретает душу, и тогда его нельзя сжигать. Кульминацией Масленицы остается и по сей день сжигание чучела Зимы — символ ухода зимы и наступления весны  тем самым изгоняли нечистую силу.

Работа с залом

Мои коллеги работают над проектом какие умения они формируют сейчас?

(поиск и выделение нужной информации)

Что они делают с этой информацией ?

(анализируют ,сравнивают,обобщают)

А сейчас я хотела бы показать приемы работы УУД

СЛАЙД

 Мы сейчас с вами выполним тест . Этот метод мы используем с ребятами для проверки знаний. Ответ да  будете хлопать в ладоши , нет топать ногами .

1.Масленица – это самая вкусная, жирная неделя года. Когда она бывает?

А) до Великого поста

Б) после него

2. Масленица – это праздник

А) мусульманский

 Б) православный

3. Как долго длится Великий пост?

А)7 дней

Б)7недель

Каждый день Масленицы имеет свое название и обряды . Я хочу поделиться опытом работы технологией проблемного диалога. Как открывать знания с учениками? Поиск  решения вы можете находить исходя из представленной информации на слайде.

Работа наша состоит  по правилу.

  1. Совместное «открытие» знаний
  2. Пусть ученик говорит,  как может, а учитель говорит правильно
  3. На любой вопрос может быть больше одного правильного ответа

СЛАЙД

Понедельник — Встреча. В этот день сооружали и наряжали соломенное чучело и начинали печь блины.

СЛАЙД

Вторник — Заигрыши.С раннего утра молодежь веселилась и каталась с гор. Все приглашали друг друга в гости.

СЛАЙД

 Среда – Лакомка В этот день зять приходил «к тёще на блины».Кроме зятя тёща приглашала и других гостей.

СЛАЙД

Четверг — Широкий разгул. Народ предавался всевозможным потехам: ледяным горам, балаганам, качелям, катаниям на лошадях, карнавалам, кулачным боям, шумным пирушкам.

СЛАЙД

Пятница — Тещины вечерки Теперь уже зятья у себя дома принимали тещ с румяными блинами.

СЛАЙД

Суббота — Золовкины посиделки. Золовки приходили в гости к молодым невесткам, пробовали их блины и получали подарки.

СЛАЙД

Воскресенье — прощеный день или Прощеное Воскресенье. В последний день масленицы все друг у друга просили прощения, новобрачные ездили по своим родным, одаривали тестя и тещу, сватов и дружек за свадебные подарки. В последний день масленицы все друг у друга просили прощения, новобрачные ездили по своим родным, одаривали тестя и тещу, сватов и дружек за свадебные подарки

СЛАЙД

Мы продолжаем работу и сейчас  поиграем  в мяч .

Блинами  быть хорошо(почему?)

  Блинами  быть плохо (почему?)

Так мы с ребятами выделяем методы противоречия при помощи  мяча, развиваем речь и логическое мышление по методу  триз теория решения изобретательных задач. автор Г.А. Альтшуллер

Спасибо за работу!

Работа с группами

СЛАЙД

Из каких частей состоит проект ? Расположите пункты плана в нужной последовательности . вывод , поисковый, внедренческий, выдвижение гипотезы 

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПРОЕКТА

СЛАЙД 6

 1 группа: «Поисковая» предоставит информацию

  1. Что такое масленица?
  2. Какие существуют атрибуты (главные вещи) этого праздника?

2 группа: «Информационная»

Группа  соберёт 2 пословицы, относящиеся к этому празднику, и нам их объяснит.

Презентация  

3группа:  «Трудовая» научит печь нас блины и предоставит расчет стоимости блинов.

4 гуппа : «Деятельная»

Группа сделает  чучело масленицы по предложенному описанию, которое будет служить эталоном  и расскажет  о ритуале сжигания чучела.

Какие умения формировались у учащихся при выполнения данного вида работы(раз они работают по плану ,они проектируют свою работу проектируют деятельность А мы можем сказать ,что они устанавливают причинно-следственные связи в процессе своей работы, и естественно в процессе своей работы они общаются между собой  развиваются у них коммуникативные умения

-Вспомните какую гипотезу мы выдвигали подтвердилась ли она? (…….)

-К какому выводу мы с вами пришли?(…….)

-А сейчас я предлагаю всем вместе поработать .

Что такое заклички? ( ЗАКЛИ́ЧКИ — разновидность  фольклора: обращения к явлениям природы Наши предки считали ,что для прихода Весны ,её необходимо позвать)

СЛАЙД

-Разучивание заклички

Жаворонки-жаворонушки

Прилетайте из далекой сторонушки

Принесите весну красную

Унесите зиму студёную!

(коллеги  читают наизусть закличку  и получают бумажного жаворонка)

Метод поощрения  я использую на уроках. Поощрение – это стимулирование деятельности. Оно закрепляет положительные навыки на работу  ребёнка .Виды поощрения разнообразны: одобрение,  похвала, награждение грамотами и подарками. 

А ещё мы используем на уроках метод незаконченного высказывания,    чтобы ребёнок домыслил и придумал  слова. При этом развивается  речь и творчество детей . Школа должна учить мыслить!  Давайте попробуем с вами выполнить эту работу:  

-Я люблю есть блины………

-Давайте подберём имена прилагательные к слову блины…

-Придумайте ассоциацию к слову блины…..

-Сейчас я предлагаю подвести итог вашей деятельности .

-Составление кластера

-Что не хватает  блину ,чтобы стал он похож на солнышко?(лучей)

(Масленица какая ?

Весёлая ,великая..

Делайте как солнышко по отношению друг к другу(светите, согревайте)

Не делайте как солнышко(не обжигайте ,не слепите)

-Я прошу подойти ко мне , встать в кружок и при помощи знаков на руке выразить отношение к себе в процессе урока.

-Ваше мнение по отношению к себе в процессе урока.

 Все участники ходят по кругу и произносят слова : «Мы такие молодцы ,у нас всё получилось.»

СОСТАВЛЕНИЕ СИНКВЕЙНА МАСЛЕНИЦА

Как можно назвать этап на уроке? Какие умения мы формировали? (Рефлексия деятельности ) Особую роль играет итог урока, так называемый этап рефлексии. Сейчас же мы используем различные приёмы рефлексии синквейны, кластеры

А теперь посмотрите на эти слова .

Как можно это назвать одним выражением? (УУД)

УУД являются основой новых стандартов, которые направлены на изменение результатов образования и социализацию личности.

Я хочу поблагодарить ВАС ! Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приёмы развития творческой активности учащихся начальной школы

Проблема творчества стала в наши дни настолько актуальной, что по праву считается «проблемой века». Целью применения методов и приемов развития творческой активности учащихся является необходимость по...

Технология продуктивного чтения как средство формирования УУД в начальной школе.

Статья посвящена описанию технологии на уроках литературного чтения в начальной школе....

Методы и приёмы решения нестандартных задач в начальной школе. Практико-ориентированная монография.

                         В монографии описаны методы и приемы решения задач, практикуемые в начальных классах школы в применении...

Приёмы и методы, способствующие успешной социализации учащихся начальной школы.

Проблемы социализации младшего школьника постепенно выходят на первый план. Социализация ученика является одной из непреходящих проблем начального образования, но внедрение и реализация ФГОС НОО прида...

Методы и приёмы работы инклюзивного образования в начальной школе

Презентация к выступлению на педагогическом совете по теме "Методы и приёмы работы инклюзивного образования в начальной школе"...

Методы и приёмы работы инклюзивного образования в начальной школе

Конспект выступления "Методы и приёмы работы инклюзивного образования в начальной школе"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: «МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

Название методической разработки: «Методы и приёмы формирования самооценки учащихся начальной школы»Актуальность методической разработки связана с тем, что самооценка поможет обучающимся н...