Рабочая программа по ОРКСЭ модуль ОПК для 4 класса
рабочая программа (4 класс) по теме

 

Рабочая образовательная программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) модуль «Основы православной культуры» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков] -  М. Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго поколения),  Примерной программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики».[Составители: ученые Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных  конфессий] и с учётом авторской программы А. Я. Данилюк  «Основы религиозных культур и светской этики» для общеобразовательных учреждений 4 -5 класс, Москва “Просвещение” 2011 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_modul_opk_4_klass.docx68.74 КБ
Файл poyasnitelnaya_zapiska_k_rab_progr_opk_4_klass.docx67.36 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая образовательная программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) модуль «Основы православной культуры» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков] -  М. Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго поколения),  Примерной программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики».[Составители: ученые Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных  конфессий] и с учётом авторской программы А. Я. Данилюк  «Основы религиозных культур и светской этики» для общеобразовательных учреждений 4 -5 класс, Москва “Просвещение” 2011 г.

Данная рабочая программа реализует содержание одного из 6 модулей –  «Основы православной культуры». Представленный модуль, являясь частью курса ОРКСЭ, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.

Рабочая программа составлена с учётом образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей), а также выбора ими учебного предмета «Основы православной культуры» — одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Для работы по программе предполагается использование учебно-методического комплекта: учебник, рабочая тетрадь, методическое пособие для учителя, методическая и вспомогательная литература (пособия для учителя, видеофильмы, учебно-наглядные пособия). Программа реализуется в учебнике, адресованном учащимся «Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы православной культуры».4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. А.В. Кураев  - М. Просвещение, 2011г.

Данилюк А.Я. «Основы религиозных культур и светской этики». Книга для родителей. Москва «Просвещение», 2010.

             Место изучения модуля «Основы православной культуры » в учебном плане.

В соответствии с приказом Минобрнауки России от 01.02.2012г. №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004г. №1312» с 1 сентября 2012г. учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» будет изучаться   в объеме 1 ч в неделю в 4 классе и рассчитан на 34 часа.

               В рабочей программе нашли отражение цели и задачи преподавания курса

                                     «Основы православной культуры»

Цели  курса:

  Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

  Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

  В связи с поставленной целью определяются задачи курса:

знакомство учащихся с основами православной культуры;

 развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для   достойной жизни личности, семьи, общества;

обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных  учащимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

 развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

                                  ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

             В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций.

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно – воспитательной системой   имеет комплексный характер и включает 6 модулей:

«Основы православной культуры»,

«Основы исламской культуры»,

«Основы буддийской культуры»,

«Основы иудейской культуры»,

«Основы мировых религиозных культур»,

«Основы светской этики».

         Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимся должен обеспечить образовательный процесс учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно - смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы. Основой для данного курса является Концепция духовно-нравственного воспитания. Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет  представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значение в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

          Курс ОРКСЭ призван актуализировать в содержании общего образования, смоделировать педагогическими средствами российскую религиозно-культурную традицию, создать условия для приобщения к ней российских школьников.

        Отечественная религиозно-культурная традиция – общая духовная основа многонационального народа России – формируется исторически и актуализируется сегодня под воздействие ряда факторов:

  1. общая историческая судьба народов России, исповедующих разные религии;
  2. единое пространство современной общественной жизни, включающее общность государства, языка, образования, культуры, экономики, права, менталитета, развитую систему межличностных отношений;
  3. множество общенациональных вызовов внутреннего и внешнего плана, содействующих консолидации общества под угрозой его разрушения.

       Учебный курс содержательно раскрывает российскую религиозно-культурную традицию в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей младших подростков.

Образовательный процесс учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у учащихся начальное представление об отечественной религиозно-культурной традиции посредством:

  1. ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель, определенную Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего и основного общего образования, а также Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, – воспитание высоконравственного, творческого, ответственного гражданина России, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России;
  2. педагогического согласования системы базовых национальных ценностей, лежащей в основе содержания всех модулей учебного курса;
  3. системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими дисциплинами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);
  4. педагогической организации общего культурно-исторического контекста преподавания учебного курса, отражающего единую историческую судьбу многонационального народа России, общность и своеобразие культур российских народов, единство современной государственной и гражданской жизни, существующие сегодня общенациональные вызовы, ответить на которые способен только единый народ, имеющий общие этические ценности, моральные нормы, духовные идеалы;
  5. ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;
  6. единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.

Учебно-воспитательный процесс учебного курса и системы межпредметных связей педагогически моделирует и содержательно раскрывает религиозно-культурную традицию России в ее самых общих этических основах. Сама национальная духовность в многообразии и глубине составляющих ее религиозных и гуманистических традиций не исчерпывается им. Учебный курс – это введение в религиозно-культурную традицию России.

Новизна и актуальность

Особенностью ФГОС второго поколения является нацеленность на решение не только задач обучения и развития, но и задач воспитания  (возрождение воспитательной деятельности). Критерием для определения ценностей выбраны Нравственность и Человечность, так как они противостоят разрушительным явлениям и позволяют человеку развивать свое сознание, жизнь и систему общественных отношений.  

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания определяет:

  1. характер современного национального воспитательного идеала;
  2. цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи;
  3. систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа РФ;
  4. основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.

      Данная рабочая программа строиться с учетом  таких подходов, как:

  1. целенаправленное включение обучающихся в обсуждение и самостоятельное                 исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции;
  2. активизация познавательной активности школьников;
  3. создание условий для позитивной самостоятельной деятельности обучающихся.

                 ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА       «Основы православной культуры»

          Содержание каждого из шести модулей учебного курса организуется вокруг трех базовых национальных ценностей: Отечество, семья, религия – и представляется четырьмя основными тематическими блоками (разделами).

          Два из них (первый и четвертый) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического блока – духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.

        Четвертый тематический блок представляет духовные традиции многонационального народа России.

        Второй и третий тематические блоки дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.                                           

                                                     Структура курса

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)

Блок 2. Основы мировых религиозных культур. Часть 1. (16 часов)

Блок 3. Основы мировых религиозных культур. Часть 2. (13 часов)

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (4 часов)

Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.

Блок 4 — итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс.

              Основные содержательные линии модуля «Основы православной культуры»

Изучение основ православной культуры реализуется по следующим взаимосвязанным содержательным линиям:

  1. Понятие «священный» в отношении к родной истории и культуре. Священное Значение  Государственных символов России  (Государственных Гимна, Герба, Флага). Любовь к Родине. Особая роль православия в истории и становлении духовности и культуры России.
  2. Священные страницы истории Отечества. Дни Победы в Российском историческом календаре. Память о народном и воинском подвиге в отечественной истории и культуре.
  3. Всемирно известные памятники православной культуры России — храмы, иконы, книги, монастыри.
  4. Нравственные идеалы в отечественной истории, литературе и культуре. Выдающиеся герои, святые люди России и подвижники веры и благочестия.
  5. Православные традиции патриотического и социального служения в современной России. Семейные ценности в российской истории, отечественной культуре и современной жизни.
  6. Возрождение православной культуры России в конце XX – начале XXI века.
  7. Нравственные основы православной культуры России: доброведение и доброделание.
  8. Азбука духовно-нравственной жизни: благодарность, дружба, ответственность честность, осторожность, трудолюбие, милосердие.

                   Содержание программы   модуля «Основы православной культуры»

Россия - наша Родина.

Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства.

Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального  и многоконфессионального народа России.

                             

                   ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

            Образовательный процесс в рамках учебного курса и в системе межпредметных связей призван обобщить, систематизировать процессы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в начальной школе, заложить основы их дальнейшего духовно-нравственного развития на ступенях основного и среднего (полного) общего образования.

           Задачами учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» являются:

  1. обеспечение условий для усвоения учащимися приоритетных традиционных морально-нравственных идеалов, базовых национальных ценностей, моральных норм;
  2. знакомство обучающихся с культурно-историческими основами традиционных религий и светской этики в России;
  3. развитие представлений младшего подростка о значении нравственности и морали в жизни личности, семьи, общества;
  4. обобщение знаний, понятий и представлений о духовности, нравственности, морали, полученных учащимися в младшей школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.

             Учебный курс, в содержании которого представлены четыре отечественные религиозные традиции, создает мировоззренческую и ценностную основу для интеграции разнопредметного гуманитарного учебного содержания в основной школе. Российскую историю, литературу, искусство легче понять и, следовательно, принять, зная их религиозно-культурологические основы, понимая те идеалы, ценности, жизненные приоритеты, которые разделяли и к которым стремились наши предки. Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

              Освоение учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:

  1. понимание значения духовности, нравственности, морали, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;
  2. знание основных норм светской и религиозной морали, религиозных заповедей; понимание их значения в жизни человека, семьи, общества;
  3. формирование первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных религий и светской этики в России;
  4. формирование уважительного отношения к традиционным религиям и их представителям;
  5. формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального  многоконфессионального народа России;
  6. знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы традиционной культуры многонационального народа России;
  7. укрепление веры в Россию;
  8. укрепление средствами образования духовной преемственности поколений.

      Данная рабочая программа строиться с учетом  таких подходов, как:

           целенаправленное включение обучающихся в обсуждение и самостоятельное                 исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции;

           активизация познавательной активности школьников;

           создание условий для позитивной самостоятельной деятельности обучающихся.

       В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, в рабочей программе  выделены следующие методы:

Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов. Предлагается на основе анализа и доказательства правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов. Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.

Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового. Позволяют развивать способности человека, вырабатывать новые продуктивные идеи или их сочетания, получать оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей области.

Исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.

Проектирование – особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповыми занятиями, в результате которого  школьники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, проводить исследования, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.

             Работа  по программе модуля «Основы православной культуры»  направлено на достижение  личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ                              ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

                                       Требования к личностным результатам:

  1. формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  2. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  3. развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  4. воспитание доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  5. развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  6. развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  7. наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

                                 Требования к метапредметным результатам:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
  2. формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности;
  3. адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  4. умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  5. овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  6. овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  7. готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  8. определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

                                     Требования к предметным результатам:

  1. знание, понимание и принятие учащимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
  2. знакомство с основами религиозной морали, понимание её значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
  3. формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и её роли в истории и современности России.

                                     Формы контроля и оценки планируемых результатов

В процессе  изучения  курса, учащихся должны выполнить  проектную работу, предусмотренную в конце разделов, в основу которых положен системно – деятельностный подход. Дети, занимаясь групповой  исследовательской деятельностью, научатся отбирать  необходимый материал, составлять презентации. Данная деятельность позволит повысить интерес детей не только к исследовательской деятельности  при выполнении практических работ, но и к предмету в целом.

Достижение учащимися планируемых результатов  выявляются в процессе:

  1. текущего и систематического собеседования по основным разделам программы;
  2. составления банка работ, выполненных в учебном процессе;
  3. защиты  собственных исследовательских и творческих проектных работ;
  4. выставки работ учащихся.

При оценке предметных результатов освоения модуля используются виды контроля, применяемые  в системе безотметочного обучения:

  1.  стартовый контроль, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся;
  2. прогностический контроль, т. е. «проигрывание» всех операций учебного действия в уме до начала его реального выполнения;
  3. пооперационный контроль, т.е., контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения исследовательских работ учащихся;
  4. контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов;
  5. рефлексивный контроль—контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
  6. итоговый контроль, на основе которого определяется уровень сформированности знаний по предмету и основных компонентов учебной деятельности школьников.

         Оценка деятельности учащихся в конце каждого занятия, раздела осуществляется по ряду   критериев:

  1. понимание изучаемого материала;
  2. степень самостоятельности в подборе необходимого материала;
  3. самостоятельность суждений;
  4. умение поддержать и выстроить диалог;

Итоговый контроль осуществляется  качественной оценкой – «усвоил» или «не усвоил ».

       В результате изучения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

ученик должен:

знать /понимать:

-основные понятия религиозных культур;

-историю возникновения религиозных культур;

-историю развития различных религиозных культур в истории России;

-особенности и традиции религий;

-описание основных  содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь.

уметь:

-описывать различные явления религиозных традиций и культур;

-устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;

-излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;

-соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;

-строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;

-участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение;

-готовить сообщения по выбранным темам.

                               Учебно-тематический план  модуля «Основы православной культуры»

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

уроки

практические работы

   тесты

Блок 1 Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества 1ч.

1

Россия- наша Родина.

1

           1

Блок 2   Основы мировых религиозных культур часть 1(16ч.)

2

Культура и религия

16

1

3

Человек и Бог в православии

1

4

Православная молитва

1

5

Библия и Евангелие

1

6

Проповедь Христа

1

7

Христос и его Крест

1

8

Пасха

1

1

9

Православное учение о человеке

1

10

Совесть и раскаяние

1

11

Заповеди

1

1

12

Милосердие и сострадание

1

13

Золотое правило этики

1

14

Храм

1

15

Икона

1

16

Творческие работы учащихся.

2

1

1

17

Творческие работы учащихся.

1

Блок 3 основы мировых религиозных культур часть 2 (13ч)

18

Как христианство пришло на Русь

13

1

19

Подвиг

1

20

Заповеди блаженств

1

21

Зачем творить добро?

1

1

22

Чудо в жизни христианина

1

23

Православие о божьем суде

1

24

Таинство причастия

1

25

Монастырь

1

26

Отношение христианина к природе

1

27

Христианская семья

1

1

28

Защита Отечества

1

29

Христианин в труде

1

30

Любовь и уважение к Отечеству.

1

1

Блок 4 Духовные традиции многонационального народа России (4ч)

31

Подготовка творческих проектов.

4

1

4

1

32

Творческие работы учащихся

1

33

Творческие работы учащихся

1

34

Итоговая презентация творческих проектов.

1

Итого:

34

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Учебно-методические пособия.

Для учителя:

 Розина О.В.  Духовные основы Русской культуры. Книга I. Москва «Наука и слово» 2009 г.

 Розина О.В. Духовные основы Русской культуры. Книга II. Москва «Наука и слово» 2009 г.

 Розина О.В. Духовные основы Русской культуры. Книга III. Москва «Наука и слово» 2009 г.

Программа повышения квалификации и самоподготовки педагогов к проведению занятий по предмету« Духовно – нравственное воспитание и православная культура». Москва «Наука и слово» 2010 г.

Розина О.В.  Духовные основы русской культуры:  изучение и преподавание в вышей и средней школы. Выпуск 5 «Духовные и культурные ценности Святой Руси в современном образовании и воспитании». Москва 2010 г.

Розина О.В. Духовные основы русской культуры изучение и преподавание в вышей и средней школы. Выпуск 6 «Христианские семейные ценности: прошлое и настоящее» Москва 2010 г

Для учащихся:

Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-       5 классы: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2010.

 Детский православный календарь на 2012 год. Автор: Православный приход храма Святого     Духа сошествия на Лазаревском кладбище. Москва 2011 год.

Дополнительная литература для учителя: 

Основы православной культуры. Православие культурообразующая религия России. Автор: Бородина А.В. Издательство« Экзамен». Москва 2011 год.

 Баландин Р.К. Святые и подвижники православия. М.: ACT: Астрель: Хранитель, 2007.

Дополнительная литература для учащихся:

 Основы религиозных культур народов России 4 класс. Автор: Сахаров А.Н. Москва « Русское слово» 2011 год.

Давыдова Н.В. «Мастера»: Книга для чтения по истории православной культуры.

М.: Издательский дом «Покров», 2004

Пивоваров Б.И. «Православная культура России». Новосибирск, 2002; 2_е изд. Новосибирск, 2010.

Кураев А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений –  Москва «Просвещение», 2011

Энциклопедия для детей. Т. 6, ч. 1. Религии мира. М.: Аванта+

Православный толково-орфографический словарь школьника. / Под ред. проф. Архиповой Е.В. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2007

Электронные издания

Сокровища России. Введение в русское искусство.

Библейская энциклопедия.

Иллюстрированная библейская энциклопедия.

Православная икона

Мультимедийное приложение к тому «Культуры мира» серии «Энциклопедия для детей «Аванта +»».(CD)

 Видеофильмы

История Земель  российских [Видеозапись]

Из истории русской письменности  - 1  [Видеозапись]

Великий Храм России. Страницы жизни, гибели и воссоздани. 1813-1931-2000 [Видеозапись].

Храм Покрова на Красной площади. [Видеозапись]

Московский Кремль. [Видеозапись]

Художники России. [Видеозапись]

Художники России - 2. [Видеозапись]

Государственная Третьяковская галерея. История и коллекции. [Видеозапись]

Сказка про сказку. [Видеозапись]

Сокровищница народного творчества. [Видеозапись]

Великий Эрмитаж. [Видеозапись]

Третьяковская галерея. [Видеозапись]

Слайд – альбомы

Соболева Н.А.         Современная российская символики: слайд - комплект для общеобразовательной школы: 20 слайдов и методическое пособие.

Фролова И.Н.        Славянские образы с древности до наших дней: Слайд-комплект для внеклассной работы в школах и учреждениях дополнительного образования: 20 слайдов и методическое пособие.

Казинцева М.В.Иерархия святых: Слайд-комплект для общеобразовательной школы: 20 слайдов и методическое пособие.

Казинцева М.В.Двунадесятые праздники: Слайд-комплект для общеобразовательной школы: 20 слайдов и методическое пособие: Фотодокумент.

Лисова К.Л. Киев- мать городов русских:  Слайд-комплект для внеклассной работы в школах и учреждениях дополнительного образования: 20 слайдов и методическое пособие.

 Лисова К.Л.         И город Владимир большой заложил: Слайд-комплект для  работы в школах и учреждениях дополнительного образования: 20 слайдов и методическое пособие. Лекция «И город Владимир большой заложил...» подразделяется на следующие темы:

1. Боголюбовская сказка – Рождественский собор в Боголюбове.

2. Чистота совершенства- церковь Покрова на Нерли.

3. «И город Владимир украсил дивно…»- Успенский собор.

4. «В честь рождения сына…» - Дмитриевский собор.

5. Славные имена – Александр Невский, Дмитрий Донской.

Технические средства.

Компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный, принтер,  телевизор, DVD, музыкальный центр.

Учебно-практическое оборудование.

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "ОПК" 4-5 классы

Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "ОПК" Кураева 4-5 классы...

Рабочая программа по ОРКСЭ модуль ОПК для 4 класса

Рабочая образовательная программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) модуль «Основы православной культуры» разработана в соответствии с требованиями федерального госу...

Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль "Светская этика") 4 класс учебник издательства "Просвещение"

Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль "Светская этика") 4 класс учебник "Светская этика" издательство "Просвещение" соответствует требованиям ФГОС...

Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "Светская этика" 4 класс

Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "Светская этика" 4 класс...

Рабочая программа по ОРКСЭ модуль ОПК 4 класс 22.09.17

рабочая программа по ОРКСЭ модуль ОПК 4 класс...

рабочая программа по ОРКСЭ модуль ОСЭ 4 класс 22.09.17

рабочая программа по ОРКСЭ модуль ОСЭ 4 класс...