Формирование языковых, коммуникативных, культурологических компетенций
статья по теме

В статье обоснована необходимость формирования языковых, лингвистических, культурологических компетенций при обучении детей в начальной школе. Отражена характеристика содержания данных компетенций и указаны подходы для их  качественного формирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_kompetenciy.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативных, лингвистических, культурологических компетенций в начальной школе.

Введение ФГОС НОО устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, метапредметным и предметным. Среди метапредметных результатов выделяется следующий: активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий  для решения коммуникативных и познавательных задач.

В программу и учебники вводятся материалы практикоориентированного характера, усиливается  диалогический характер гуманитарного образования, знакомя школьника с различными, порой противоположными точками зрения на события истории и жизни. Поэтому необходимо формировать коммуникативные, лингвистические, культурологические компетенции. В педагогической литературе эти термины комментируются так:

  1. компетентность –  это определенное состояние индивида, способного  самостоятельно решать определенный уровень задач, используя универсальные и специальные способы деятельности, основанные на научных и гуманистических идеях и принципах, а также имеющейся у него системы знаний (О.Е. Лебедев);
  2. компетенции – это освоенные и сознательно применяемые способы деятельности.

      В научной литературе предлагается следующая характеристика содержания компетенций каждого типа:

Языковые компетенции:

  1. способность употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с литературными нормами;
  2. владение богатством языка как условие успешной речевой деятельности:

-          новые пласты лексики,

-  фразеологический запас,

-  грамматический строй речи,

-  морфологические нормы,

-  нормы согласования, управления,

-  построение предложений разных видов.

Лингвистические компетенции:

  1. результат осмысления речевого опыта учащимися:

-устройство языка  и его изменения,

- элементы истории науки о русском языке и его выдающихся представителях;

  1. опознавание звуков, букв, морфем, частей речи;
  2. умение делить языковые явления на группы;
  3.  умение производить фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический разбор.

Коммуникативные компетенции:

  1. способность понимания чужих и порождение собственных программ речевого поведения, адекватно целям, сферам, ситуациям общения;
  2. знание основных понятий лингвистической речи-стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте,
  3. умение выбрать нужную языковую форму, способ выражения в зависимости от условий коммуникативной ситуации.

Культуроведческие компетенции:

  1. Обеспечение формирования языковой картины мира, овладение национальными единицами языка, речевым этикетом.
  1.  Постижение национальной культуры своего народа:

-познание самобытности;

-осознание значимости родного языка;

развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания.

       Для того, чтобы учащиеся в полном объеме могли овладеть выше перечисленными компетенциями, целенаправленную систематическую работу по развитию устной и письменной речи школьников нужно начинать с первых дней пребывания в школе, ставя своей целью раскрытие творческой инициативы, пробуждение интереса к языку на основе собственных наблюдений, впечатлений, т.е. формирование мотивации учения.

      Эффективное развитие языковых компетенций возможно в деятельностном подходе, который научно обоснован в современной педагогической практике. Деятельность выстраивается через отдельные действия и  опирается на субъективный опыт ребенка. Для формирования действия необходимо, чтобы субъект деятельности осознал ее ближайший результат, достижение которого ведет к осуществлению всей деятельности в целом.

       Важную роль в формировании  компетенций играет и процесс обучения, и место ученика в этом процессе, его эмоциональный комфорт, и необходимость построения системы обучения с учетом индивидуальных возможностей каждого школьника.

       Компетентностный подход к обучению требует овладения учащимися определенным набором способов деятельности в процессе обучения. Знания, приобретенные учащимися в процессе обучения, должны быть ориентированы на самостоятельное использование их  в учебном процессе. Для этого необходимо тщательно отбирать дидактические средства с учетом трудностей усвоения и сложности самостоятельного их применения в нестандартных ситуациях, использование заданий на дифференциацию внешне сходных явлений, на классификацию изученного.

      Предполагаемым результатом обучения в рамках компетентностного подхода можно считать сформированные качества личности как коммуникабельность, владение культурой слова, устной и письменной речью в различных сферах применения языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно - деятельностный подход в формировании языковой компетенции младших школьников

В младшем школьном возрасте ведущую роль в психическом развитии играет учебная деятельность. Различные виды ее проявления являются основой психического развития ребенка. Нельзя ввести ребенка в мир по...

Формирование культурологической компетенции на уроках русского языка в начальной школе

Аннотация: Рассматривается вопрос о реализации культуроведческого аспекта в начальном языковом образовании. Приведены доказательства его использования в учебниках УМК «Планета знаний»...

Формирование языковой компетенции младших школьников.

Формирование языковой компетенции младших школьников.Компетенция – готовность ученика использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности жизни для решения практ...

Формирование языковых компетенций у младших школьников

формирование языковых компетенций у младших школьников является важнейшим аспектом обучения....

Формирование математических, языковых и читательских компетенций во внеурочное время.

Статья содержит теоретический материал о формирование основных учебных компетенциях и работе педагога по формированию данных компетенций  во внеурочное время....

Формирование языковых, коммуникативных, лингвистических компетенций на уроках русского языка младших школьников

      Методические рекомендации по формированию языковых, коммуникативных и лингвистических компетенций учащихся младшего школьного возраста на уроках русского языка разработаны ...