ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ, КАК АКТУАЛЬНАЯ ЗАДАЧА ШКОЛЫ
статья по теме

Туманова Татьяна Николаена

Выступление на конференции " По здоровому образу жизни".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx27.58 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ, КАК  АКТУАЛЬНАЯ ЗАДАЧА ШКОЛЫ  

Доклад на конференции

 «Современные пути решения проблем правильного питания»

 учителя начальных классов МОБУ СОШ № 35

Тумановой Татьяны Николаевны

Здоровье детей и подростков в любом обществе, в любых экономических и политических условиях является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности, так как этот фактор в значительной степени определяет будущее страны, генофонд нации, являясь при этом, наряду с другими демографическими показателями, чутким барометром развития страны.

         Нестабильность жизни в России в последние 100 лет сделала историю реформ отечественного образования бурной и противоречивой. Но одно всегда оставалось неизменным – ведущая роль школы в решении проблем охраны и укрепления здоровья детей, создании нормальных условий для их роста и развития.

В апреле 2012 года  Министерство образования и науки Российской Федерации  направило в образовательные учреждения письмо №06-731 «О формировании культуры здорового питания обучающихся, воспитанников», в котором говориться о том, что формирование культуры здорового питания должно начинаться с самых первых этапов обучения ребенка в школе и продолжаться на протяжении всех лет обучения с учетом возрастного подхода. В системной работе по формированию культуры здорового питания было выделено три направления работы: рациональную организацию питания в образовательном учреждении; включение в учебный процесс образовательных программ формирования культуры здорового питания и просветительскую работу с детьми, их родителями (законными представителями), педагогами и специалистами образовательных учреждений. Только сочетание всех направлений работы позволяет  создать и в школе, и дома такую среду, в которой возможно формирование культуры здорового питания и здорового образа жизни.

Работа над рациональной  организацией  питания в нашей школе  вышла на новый виток  развития после капитального ремонта и  полной замены оборудования школьной столовой  в 2009 году. После окончания ремонтных работ в школе прошел конкурс на лучший проект оформления школьной столовой. В настоящее время в нашей школе 87% детей получают  платное горячее питание, а 310 человек получают бесплатное питание.

Организованное школьное питание регламентируется санитарными правилами и нормами и поэтому в значительной степени удовлетворяет принципам рационального питания. Недостатком в организации питания школьников является составление меню не столько с учетом физиологической потребности детей в биологически ценных веществах, сколько с учетом стоимости продуктов. И хотя в последнее время данная практика преодолевается, по-прежнему существует противоречие между низкой ценой школьного питания и желанием соответствия установленным нормативам питания детей и подростков.

Организация питания в каждой возрастной группе школьников имеет свои особенности, учитывающие изменения, происходящие в детском организме на каждом этапе. Поэтому особенно важно при решении данной проблемы привлечь родителей и сделать их  своими союзниками.

Как показывает проводимый классными руководителями, мониторинг  проблем в организации питания детей, только 20 процентов родителей знакомы с основными принципами организации здорового питания. Несмотря на то, что практически все родители сталкиваются с нежеланием ребенка завтракать утром дома перед школой,   есть горячий завтрак – кашу,   привычкой есть всухомятку,   нежеланием есть первые блюда, далеко не все из них  считают необходимым рассказывать детям о важности рационального питания.  

        Цель деятельности педагогов по организации работы с родителями:

        - формирование культуры здорового питания детей как составляющей здорового образа жизни.

        Задачи:

- просветительская - способствовать пониманию необходимости формирования здорового питания детей; организации рационального питания детей и подростков;  профилактики поведенческих рисков здоровья, связанных с нерациональным питанием; просвещение родителей в вопросах здорового питания;        

- консультативная – уметь находить методы эффективного воздействия на ребёнка; 

- коммуникативная – получить возможность обмена опытом по формированию культуры здорового питания; информацию о народных традициях, связанных с питанием, расширить знания об истории и традициях питания своего народа, формировать чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов.

      В нашей школе используются следующие формы взаимодействия с семьей.

Формы познавательной деятельности, в которых затронуты проблемы здорового питания.

Из своего опыта я поняла ,что дети с удовольствием включаются в поисковую, исследовательскую работу, проводят под руководством учителя и  родителей опыты, наглядно  доказывая себе и окружающим правильность их предположений. Стало традицией школы проводить научно-исследовательскую конференцию «Я ЗА здоровый образ жизни!», на которой в качестве жюри присутствуют родители обучающихся и члены попечительского совета школы.  В прошлом учебном году были выбраны следующие темы для исследования: «Шоколад – польза или вред?», «Как правильно питаться», «Плюсы и минусы  фаст-фуда», «Жевательная резинка», «Ох, уж эти чипсы с колой», «Как стать долгожителем?», «Кто такие вегетарианцы», «Зачем нужен завтрак?» и др.. Победителем стал ученик 3г класса Игнатенко Максим, который сегодня представляет  свою работу на конференции.

Родители  помогают в оформлении мероприятий, покупке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвуют  в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды.  В прошлом  учебном году  в рамках реализации Программы формирования здорового и безопасного образа жизни в нашей школе с успехом  был проведен конкурс «Город Здоровья», в котором приняли участие семейные команды параллели 3-4-х классов.  В марте месяце текущего года будет проведен турнир знатоков  «В гостях у феи Витаминки» для учащихся 1-2х классов. Сценарий этого праздника разработан с помощью творческого коллектива родителей.

Особое внимание уделяется  проведению родительских собраний, на которых работа может быть организована в виде лекций, практических занятий в группе, но  наиболее результативным  является тематический обмен опытом формирования у детей привычки к разумному питанию. Такая форма проведения родительского собрания вызывает интерес, привлекает внимание родительской общественности.  В ходе обсуждения и анкетирования совместно мы определили основные ошибки в организации  нашего питания:

 -едим слишком много;

-употребляем жирную пищу;

 -неправильно выбираем еду,

-в пище необходимы свежие овощи, фрукты, рыба, молоко;

-не вовремя питаемся: вместо пяти раз, мы едим два раза, но до полного насыщения;

 -едим много сладкого;

 -неправильно храним продукты и их готовим;

 -любим лакомиться;

 -мало знаем о питании;

-питание должно соответствовать возрасту;

-полезность воды.

В качестве примера  формы трудовой деятельности родителей можно привести оформление классного уголка здоровья, создание буклетов, календарей, агитплакатов, оформление фотовыставок по проблеме здорового питания, и др.

Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов и спектаклей, посвященных организации разумного питания, соревнования, конкурсы, КВН и т. п.

Деятельность,  связанная с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, не воспринимается ребенком 7-9 лет как актуальная, значимая. Поэтому упор в формировании культуры здоровья в этом возрасте должен быть сделан  на создании игровых ситуаций, в которых дети могут проиграть различные жизненные ситуации, при этом оценка своего состояния и поведения осуществляется подспудно (для ребенка важна сама игра). Однако, когда возникает необходимость сделать выбор, ребенок уже будет знать, как надо поступить, и с большей вероятностью поступит правильно.  

Учащиеся  1-11 классов  традиционно  принимают  активное участие в городском конкурсе социальной рекламы «Здоровые истины». Агидбригада школы готовится к выступлению в конкурсе-фестивале «Мы выбираем здоровое питание».

Педагоги не могут и не должны ставить перед собой задачи оздоровления или улучшения здоровья. Это задача медицинских работников. У образовательных учреждений есть своя не менее важная задача - формирование культуры здоровья. Это очень сложная и комплексная задача, решение которой возможно только в рамках комплексной системной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ М.М.БЕЗРУКИХ «РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ»

В статье раскрывается опыт работы по реализации программы М.Безруких "Разговор о правильном питании"...

«Формирование культуры здорового питания обучающихся, воспитанников» Методическая разработка классного часа в начальной школе

"Разговор о правильном питании"Цель:- познакомить с понятиями: "полезные продукты", "аппетит", "витамины";- научить различать полезные и вк5усные продукты...

"Формирование культуры здорового питания младших школьников"

Лекции для родителей младших школьников...

Целевая программа по внеурочной деятельности. Формирование культуры здорового питания. 2 класс

Представлена целевая программа для 2 класса по внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительное направление)....

Разработка дополнительной общеобразовательной программы по формированию культуры здорового питания обучающихся 1-4 классов "Разговор о правильном питании"

Дополнительная образовательная программа курса «Разговор о правильном питании» составлена на основе образовательной программы под руководством М.М.  Безруких, директора Института возрастной...