Программа кружка "Введение в проектную деятельность"
материал (4 класс) на тему

 

 

Целью данного курса является изучение с учащимися принципа проектного метода. На занятиях учащиеся знакомятся с теорией проектной деятельности, изучают программы Microsoft Office Power Point , Microsoft Office Publisher. Затем на практике готовят и защищают свои проекты. Планирование ориентировано на учащихся 4 класса.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  Белоярского района

  «Общеобразовательная средняя (полная) школа  п.Сосновка»

Рабочая программа

кружка

«Введение в проектную деятельность»

для учащихся  4 классов

 

 Учитель начальных классов

Н.В.Аржановская

 2012  год

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность программы

Мы живём в мире, который с каждым днём становится всё более зависимым от информационных технологий. Знания устаревают настолько быстро, что порой нет смысла зазубривать те или иные параграфы учебника. Гораздо важнее научить ребёнка самостоятельно искать и находить новое, пусть даже новое только для него, знание, которое наполняется особым личностным смыслом. Знания тогда перестают тогда быть пустыми, когда человек вырабатывает к ним своё, эмоционально-ценностное отношение, когда они являются результатом длительной внутренней работы, самостоятельного поиска.

 В этом плане, создание учебных проектов – относительно новая организационная форма работы, в основе которой лежит исследовательская деятельность учащихся.

         Метод проектов отражает основные идеи современной, личностно-ориентированной педагогики, идеи сотрудничества, партнёрских отношений между педагогом и воспитанником.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

 Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической деятельности.

 Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы.

Проектный метод необходимо использовать не только в учебной деятельности, но и во внеклассной работе, так как именно он наиболее эффективен в создании положительной мотивации, без которой, как известно, нельзя добиться желаемого результата ни в одном деле.

Цель курса :

изучение с учащимися принципа проектного метода, развитие познавательного интереса и формирование самостоятельной  активности.

Задачи курса:

  1. Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии.
  2. Развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли  сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий.  Вдохновлять детей на развитие коммуникабельности.
  3. Развивать исследовательские умения:
  1. анализировать проблемную ситуацию,
  2. выявлять проблемы,
  3. осуществлять отбор необходимой информации из литературы,
  4. проводить наблюдения практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы.

Обучение по программе курса должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Содержание программы  «Введение в проектную деятельность»:

Традиционная методика обучения проектной деятельности: теория, практика.

Исследовательская деятельность.

Работа с информацией. Работа с Интернет-ресурсами

Создание мультимедийных презентаций.

Работа по памятке.Самостоятельная работа.

Создание буклета, печатного материала.

Защита проекта.

Обсуждение по листку оценивания.

Место комплексного учебного курса в учебном плане

    Занятия кружка  проводятся  в объёме 34 учебных часов: по 1 часу в неделю.

        Формы организации образовательного процесса:

Комбинированное занятие, занятие-беседа-обсуждение, повторительно-обобщающее занятие, занятие - поиск информации (работа в группах), также самостоятельная домашняя творческая работа обучающихся (презентация творческих проектов). Проекты могут быть индивидуальными или коллективными.

Технологии  обучения:

Технологии, основанные на активизации и интенсификации деятельности обучающихся; групповые технологии разных видов: индивидуальные, коллективные формы выполнения заданий, группы по 3-4 человека, работа в парах, презентация творческой работы, выставка.

Использование ИКТ.

Механизм формирования ключевых компетенций обучающихся:

- практическая деятельность  не длительного характера (ответы на вопросы, индивидуальные задания);

-обобщающая беседа по изученному материалу;

- различные виды работ (обсуждение, диалог, анализ материала );

- составление учащимися авторской творческой работы

(доклад, выступление, защита проекта ).

Требования к результатам освоения учебного курса:

Требования к личностным результатам:

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

- воспитание доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным  результатам:

      - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

      - формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы  в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

     - умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

    - овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

   -  овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения,  обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

    -  готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

   -  определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Ожидаемые результаты:

- у учащихся повысится интерес к проектному методу обучения;

- обретут навыки самостоятельного нахождения пути решения проблемы;

- дети научатся работать в группах;

- расширится кругозор и интеллектуальное развитие учащихся;

- обретут умение анализировать, сравнивать, обобщать;

- научатся отстаивать свою точку зрения;

- повысится рост уровня мотивации к обучению;

- содействовать сплочению коллектива;

- способствовать повышению эмоциональной устойчивости, желание творить и делиться этим с другими.

Литература

  1. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. Начальная школа, 2005г, №9.
  2. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе, Москва, 2000г
  3. Кривобок Е.В. ,Саранюк О.Ю. Исследовательская деятельность школьников. Программа, занятия, работы учащихся. «Учитель», Волгоград, 2009г.
  4. Ступницкая М.А. «Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся». Москва Педагогический университет «Первое сентября», 2011.

Тематическое  планирование

№п\п

Дата

Тема занятия

1

Теория проектной деятельности. Виды проектов.

2

Теория проектной деятельности. Этапы работы над проектом.

3

Теория проектной деятельности. Этапы работы над проектом.

4

Теория проектной деятельности. Форма продуктов проектной деятельности.

5

Теория проектной деятельности. Основные требования к оформлению проекта.

6

Теория проектной деятельности. Критерии оценивания проекта.

7

Изучение программы  Microsoft Office PowerPoint.

8

Изучение программы  Microsoft Office PowerPoint.

9

Изучение программы  Microsoft Office PowerPoint.

10

Изучение программы Microsoft Office Publisher.

11

Изучение программы Microsoft Office Publisher.

12

Изучение программы Microsoft Office Publisher.

13

Практические занятия. Проблема, цель и тема проекта.

14

Практические занятия. Проблема, цель и тема проекта.

15

Знакомство с критериями оценивания проектов.

16

Знакомство с критериями оценивания проектов

17

Утверждение темы проекта, типа проекта, плана проекта.

18

Сбор информации по теме проекта, проведение опытов, экспериментов (если это необходимо).

19

Сбор информации по теме проекта, проведение опытов, экспериментов (если это необходимо). Начало работы по созданию проектного продукта.

20

Подготовка к предзащите проекта.

21

Предзащита проектов.

22

Итоги предзащиты проектов.

23

Работа над письменной частью проекта (отчетом).

24

Работа над письменной частью проекта (отчетом).

25

Работа над письменной частью проекта (отчетом).

26

Письменная часть проекта (отчет).

27

Подготовка к защите проекта.

28

Подготовка к защите проекта.

29

Подготовка к презентации проектного продукта.

30

Подготовка к презентации проектного продукта.

31

Защита проектов.

32

Подведение итогов защиты проектов.

33

Итоговое занятие.

34

Итоговое занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной проектной деятельности «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ОБУЧЕНИЕ»

Практика использования методов исследовательского обучения в основном учебном процессе современной российской школы находит все большее применение. Современный учитель все чаще стремится предлаг...

Рабочая программа по курсу Проектная деятельность

Рабочая программа по курсу "Проектная деятельность " 2 класс...

программа по социально-проектной деятельности "Юные исследователи", 1 класс

Рабочая программа по социально-проектной деятельности "Юные исследователи", 1 класс, внеурочная деятельность....

Рабочая программа по внеурочной проектной деятельности

Пояснительная записка к рабочей программе...

Рабочая программа по курсу «Проектная деятельность» для 4 класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 4 класса...

Программа дополнительного образования (проектная деятельность)

Данная программа составлена на основе методических рекомендации для обучающихся начального звена под руководством А.В. Горячева, практического пособия для работников общеобразовательных ...