Статья "РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО И ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"
статья на тему

В статье рассматриваются педагогические технологии, используемые при реализации стандартов второго поколения в обучении

Скачать:


Предварительный просмотр:

РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО И ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

О.В. Куликова

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

«Гимназия №97 г. Ельца»

учитель начальных классов.

Понятие «личностно-ориентированное образование» появилось в начале девяностых годов прошлого столетия как реакция на кардинальные изменения, происходившие в общественной жизни России. Новые ценности и приоритеты потребовали пересмотра всей системы образования, приведения ее в соответствие с реалиями нового времени. Весьма скоро обнаружилось, что реформирование системы российского образования не может ограничиваться фрагментарными, косметическими изменениями (в виде частичного обновления содержания учебного материала, изменения поурочного плана и т.п.), а требует поистине системных изменений, затрагивающих философию и методологию всего образовательного процесса. Так возникли и стали постепенно обретать силу научные исследования, направленные на создание инновационной личностно-ориентированной системы образования в России.

Традиционная образовательная система, сложившаяся в России в эпоху тоталитарного режима, не могла поэтому не впитать его идеалы. Отношение в тоталитарном обществе к человеку как к «винтику» в большой государственной машине, ценность которого определяется степенью его покладистости и исполнительности, естественным образом отразилось в соответствующем поведенческом стандарте: «хороший» ученик - это аккуратный, знающий исполнитель, который точно и осмысленно следует за инициативами учителя. Индивидуальная самобытность ребенка при этом имеет второстепенное значение, ибо тенденция «быть таким же, как все» полностью укладывается в этот поведенческий стандарт.

Возникнув в новую историческую эпоху, личностно-ориентированное образование ставит перед собой иные цели и закладывает иные поведенческие стандарты. Личностно-ориентированное образование нацелено, прежде всего, на раскрытие и развитие личности каждого ребенка, его самобытной индивидуальности (отсюда собственно и происходит само название «личностно-ориентированное образование»). «Хороший» ученик в этом случае понимается как инициативный, творческий деятель, способный принимать самостоятельные и ответственные решения, делать выбор, на правах партнера сотрудничать с другими детьми и с учителем.

Для того чтобы быть эффективной личностно-ориентированная система образования не может не опираться на известные современной науке объективные законы познания и развития ребенка.

Каждый ребенок уникален и неповторим.

Ребенок младшего школьного возраста учится лучше и научится большему, когда он изучает то, что соответствует его интересам и потребностям.

 Ребенок младшего школьного возраста учится лучше и научится большему, когда он изучает то, что соответствует его возможностям.

Ребенок младшего школьного возраста учится лучше и научится большему, когда в процессе обучения он может активно использовать имеющийся у него личный опыт..

Ребенок младшего школьного возраста учится лучше и научится большему, когда в процессе обучения он может активно действовать, экспериментировать, исследовать на практике.

Важную роль в психическом развитии ребенка играет предметно-практическая исследовательская деятельность. Деятельность, в которой ребенок не просто принимает на веру сентенции взрослого, но добывает истину САМ: он активно действует, выдвигает гипотезы, пробует, наблюдает, ошибается и снова пробует. В этом увлекательном и вдохновенном исследовании ребенок задействует все свои интеллектуальные возможности, напрягает волю, переживает. Он наполняет предмет своего изучения личностно значимым смыслом. Стоит ли говорить, как глубоко и прочно входит при этом в ребенка усваиваемый им материал? Он поистине становится частью ребенка, частью его личного опыта. От обучения требуется только создать для самостоятельного детского экспериментирования необходимые условия, разумно использовать данный природой механизм в учебном процессе.

В ситуации самостоятельного исследования, активного и творческого экспериментирования ребенок не только развивается, но еще и ярко раскрывается как индивидуальность. Он демонстрирует здесь свои волевые и личностные качества, имеющиеся у него знания и опыт, проявляет особенности своей мыслительной деятельности, социальные и иные умения и навыки. В этом смысле использование в обучении самостоятельной исследовательской деятельности учащихся означает одновременно реализацию индивидуального подхода к каждому из них.

Индивидуальный подход к каждому  это необходимое условие построения новой, действительно современной и эффективной системы образования. Именно поэтому, в личностно-ориентированном образовании индивидуализация рассматривается как стержневой принцип организации учебного процесса, а максимальное раскрытие и развитие индивидуальности каждого ученика является одной из важнейших задач.

Индивидуальный подход в личностно-ориентированном образовании строится на основе индивидуальной избирательности и личной активности каждого УЧЕНИКА.

Очевидно, что в этом случае роль учителя существенно изменяется. Учитель уже не непосредственно управляет учеником: сам принимает решения, делает выбор, планирует и контролирует каждый шаг своих учеников. Учитель управляет учеником косвенно, через создание соответствующей образовательной среды, через построение целой системы условий, позволяющих каждому ребенку в классе учиться самостоятельно, самому принимать осознанные решения, делать ответственный выбор.

К основным ключевым элементам построения личностно-ориентированного обучения можно отнести следующее:

- индивидуальность - неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающее их от других индивидов и человеческих общностей;

- личность - постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека;

- самоактуализированная личность - человек, осознанно и активно реализующий стремление стать самим собой, наиболее полно раскрыть свои возможности и способности;

- самовыражение - процесс и результат развития и проявления индивидом присущих ему качеств и способностей;

- субъект - индивид или группа, обладающие осознанной и творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности;

- субъектность - качество отдельного человека или группы, отражающее способность быть индивидуальным или групповым субъектом и выражающееся мерой обладания активностью и свободой в выборе и осуществлении деятельности;

- Я - концепция - осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношения к себе и окружающим;

- выбор - осуществление человеком или группой возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности;

- педагогическая поддержка - деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении, жизненным и профессиональным самоопределением.

В основе построения личностно-ориентированного обучения лежат следующие принципы:

1. Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.

2. Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога - это главная задача образовательного учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию. Каждый член школьного коллектива должен быть самим собой, обрести свой образ.

3. Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта. Межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в процессе воспитания и обучения детей.

4. Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей ребенка. Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.

5. Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я - концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «Я».

6. Принцип доверия и поддержки. Такая атмосфера раскрепощает учащихся, содействует раскрытию их собственного потенциала, развитию сильных сторон их личности, достижению максимально возможных результатов в выполняемой на уроке деятельности.

Цель личностно - ориентированного урока - создание условий для раскрытия личности ученика. Средствами ее достижения становятся

 -использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся; создание атмосферы заинтересованности каждого ученика; стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, поощрением и другими положительно направленными коммуникативными воздействиями;

- использование на уроке материала, позволяющего ученику проявить свой субъектный опыт;

- оценка деятельности ученика не только по результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения;

- поощрение стремления ученика находить свой способ решения задачи, анализировать его у других;

- создание педагогических ситуаций на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Таким образом, критериями эффективности проведения личностно-ориентированного урока являются:

-  наличие у учителя учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса;

- использование проблемных творческих задач;

-  применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала;

-  создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников;

- обсуждение с детьми в конце урока не только того, «что мы узнали», но и того что понравилось (не понравилось) и почему;

- стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;

-  оценка при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, почему и в чем ошибся;

-  отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильность, самостоятельность, оригинальность;

- при задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

Содержание личностно - ориентированного урока избирается в соответствии с образовательной программой и используется для обогащения субъектного опыта ребенка и осуществления, происходящих в личности изменений в связи с постижением (обретением) своего образа. К сожалению, учитель не всегда может найти в учебниках и пособиях учебный материал, который является адекватным принципам личностно - ориентированного подхода и целям урока, построенного на основе данной методологической ориентации. Чаще всего педагогу приходится вносить коррективы в содержание учебного материала, чтобы оно в большей мере соответствовало концептуальному замыслу урока личностно - ориентированной направленности.

При личностно - ориентированном обучении младших школьников приоритет отдан нестандартным урокам. Ученые выделяют ряд умений, необходимых учителю для подготовки и проведению нетрадиционного урока:

- демонстрация детям своего полного доверия;

- организация учащимся в формировании и уточнении целей и задач урока;

- организация сообщения нового материала в форме увлекательного диалога;

- организация саморефлексии достигнутого и действий детей; не нарушать единство логической структуры урока;

- исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению.

В настоящее время существует множество форм организации нестандартных уроков, которые занимают значительное место в начальной школе. Это связано с возрастными особенностями младших школьников, игровой основой данных уроков, оригинальностью форм их проведения.

Таким образом, анализ теории и практики позволил сформулировать требования к организации личностно - ориентированного урока в начальной школе:

- отказ от шаблона, использование разнообразных, нестандартных форм и приемов организации учебной деятельности, позволяющих активизировать субъектный опыт учащихся;

- создание атмосферы заинтересованности каждого ребенка в работе класса; стимулирование учащихся к высказыванием, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.д.

- использование дидактического материала, позволяющего ученику выбрать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;

- «скрытая» (педагогически целесообразная) дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям и склонностям; оценивание деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения;

- поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения учебной задачи, анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные;

- создание педагогических ситуаций общения, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Социально-экономические условия развития общества заставляют пересмотреть требования к современному образовательному процессу. Одна из важных задач, стоящих перед образованием - развитие личности, создание условий для полноценной реализации природного потенциала. Среди факторов, определяющих успешность решения данной задачи, одно из основных мест принадлежит включению школьников в личностно - ориентированный образовательный процесс, начиная с первых лет обучения.

В настоящее время система традиционного обучения младших школьников все чаще показывает свою несостоятельность. Поэтому переход к личностно-ориентированному обучению в начальной школе, как к более эффективному и прогрессивному, становится актуальным в наши дни. Именно личностно - ориентированное обучение обеспечивает развитие и саморазвитие личности младшего школьника, опираясь на его индивидуальные особенности, способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъектный опыт, дает возможность ученику реализовать себя в познавательной учебной деятельности.

Список литературы

1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1988.

2. Амонашвили Ш.А. Размышление о гуманной педагогике. -М., Изд. Дом Ш.Амонашвили, 1996.

3. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно - ориентированного образования. Ростов-на-Дону, 2002.

4. Виноградова Н.Ф. Как реализовать личностно - ориентированное образование в начальной школе? //Начальная школа. - 2001. - №9.

5. Казанская В.Г. Личность ученика и учителя. - СПб.: КАРО, 2004.

6. Кульневич С.В., Лакоценина Т.Н. Не совсем обычный урок. -Ростов-на-Дону: «Учитель», 2001.

7. Кульневич С.В., Лакаценина Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе.

8. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. - М: Воронеж, 1998.

9.Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирование образовательных систем. - М: 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированное обучение младших школьников

Необходимость учитывать личные особенности ребенка в процессе обучения поняли давно, по крайней мере, двадцать пять веков назад, еще во времена Конфуция. Это требование по- разному осуществлялос...

Методическая публикация на тему: "Организация урока в процессе личностно-ориентированного обучения младших школьников"

Данная разработка содержит исследование уровня самооценки младших школьников....

разноуровневая дифференциация как условие реализации личностно - ориентированного обучения младших школьников

разноуровневая дифференциация как условие реализации личностно - ориентированного обучения младших школьников...

разноуровневая дифференциация как условие реализации личностно - ориентированного обучения младших школьников

разноуровневая дифференциация как условие реализации личностно - ориентированного обучения младших школьников...