Формирование здорового образа жизни младших школьников
материал по теме

Новикова Ольга Александровна

Коллектив нашей школы уделяет большое внимание вопросу оздоровления детей. В своей работе я описываю как мы это делаем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_proekt_2011.doc190 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

ГОУ СИПКРО

Зачетная  работа

по курсам повышения квалификации

по вариативному учебному блоку

 «Индивидуализация учебного процесса в начальной школе»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

на тему:

«Формирование здорового образа жизни младших школьников».

                                               

Автор проекта:

Новикова Ольга  Александровна,

учитель начальных классов,

МОУ Ленинской СОШ.

Самарская область

Красноармейский район

2011 год

Содержание

 Актуальность проблемы  

 Цель и задачи педагогического проекта

 Программа реализации проекта

  1. Направления деятельности
  2. Формы деятельности
  3. Виды деятельности
  4. Принципы

 Результаты 

 Выводы

Список источников

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ

       Современное состояние здоровья населения России, в том числе и детского, не является удовлетворительным. Для решения проблемы (а это процесс медленный и длительный) необходима интеграция и координация усилий, включения в здоровьесберегающую деятельность всех представителей социальной структуры общества. Осознание школьниками значимости здоровья тесно связано с получением знаний и навыков по этой теме. Без усвоения соответствующих знаний невозможна сознательная деятельность. Только на основе знаний здоровьеформирующая деятельность может быть по-настоящему творческой, позволять человеку находить собственные пути укрепления здоровья, создавать собственный стиль здоровой жизни. Физическое и психическое здоровье - основа жизни и развития, освоения других культурных и нравственных ценностей - основа счастливой жизни. Сохранение здоровья - фактор предотвращения вырождения нации. Человек должен уметь поддерживать экологию своего организма.

        Забота о здоровье ребёнка и взрослого человека занимает во всём мире приоритетные позиции, поскольку в любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые.

        На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей.

         Проведённый опрос показал, что ребята мало знают о своих правах в области сохранения здоровья, и факторах, влияющих на него.   Недостаточно   формируется   личный   опыт   молодого поколения  по здоровьесбережению, инициатива остается за взрослыми: врачами, родителями, педагогами.    

         Статистика показывает, что за период обучения детей в школе состояние их здоровья ухудшается в 4-5 раз. Проблема укрепления здоровья детского населения возникла в результате взаимодействия огромного количества  факторов риска, порождённых неблагоприятными биологическими, экологическими, социальными, экономическими условиями. Актуальность проблемы здоровьесбережения в современных условиях связана также со школьными перегрузками, с тем,  что не учитываются психофизические особенности развития учащихся.

НОВИЗНА ПРОЕКТА  

Новизна проекта заключается в использовании комплексного подхода к

  1. здоровьесбережению учащихся на уроке и во внеурочное время;  
  1.  формированию и навыков культуры здоровья,
  1. оцениванию результатов обучения ЗОЖ, при котором учитываются знания, умения и навыки, культура поведения.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА

    Цель: 

   Пропаганда и формирование навыков здорового образа жизни у  

        младших школьников.

Задачи:

      1.  Воспитание у детей потребности в здоровье.
     2.  Формирование целостного понимания здорового образа жизни.
     3.  Создание правильных представлений о здоровом образе жизни.
     4.  Обучение детей чувствованию и ощущению здорового образа жизни  

           как  неотъемлемой части существования.
     5. Реализация в условиях образовательного учреждения на  

          индивидуальном и групповом уровне мероприятий по повышению

          двигательной активности, закаливанию обучающихся,

          охране психического здоровья.

ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Основные направления деятельности МОУ, в период реализации проекта

1. Воспитательно-образовательная деятельность

С целью систематизации и решения широкого спектра задач физкультурно-оздоровительная работа будет осуществляться на основе следующих направлений:

1) Социально-психологического, направленного на формирования потребности к освоению ценностей физической культуры и здорового образа жизни. Для этого предполагается использование новых игровых методов и приемов, яркого нестандартного оборудования, использование новых форм работы.

2) Интеллектуального, предполагающего получение комплекса теоретических знаний. Детям в доступной форме необходимо дать знания по валеологии. С этой целью предполагается внедрение новых технологий.

3) Двигательного – развитие физических качеств, двигательных умений и навыков, а также использование физического потенциала. Тело для растущего человека – особая реальность, которой ему предстоит овладеть. Педагогический процесс предполагается строить таким образом, чтобы мир телесных движений открывался детям в качестве особой, «необыденной» действительности. Особое внимание  уделено организации спортивных секций и кружков на базе дополнительного образования для детей, совместных для детей и их родителей.

4) Оздоровительного – направлено на развитие компенсаторских функций, устранение недостатков в физическом развитии, повышении сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней и внутренней среды. Предполагается использование нетрадиционных методов оздоровления. Увеличение числа детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, требует создания условий для коррекционной работы, организации проведения комплекса мероприятий по лечебной физкультуре, проведения индивидуальных занятий в тренажерном зале.

2. Поисково-экспериментальная деятельность

Предполагает раскрытие творческого потенциала детей, стимулирование их к развитию и самообразованию. Основные направления деятельности – это изучение, внедрение и разработка программ, пособий, методических рекомендаций. Предполагается глубокое изучение теории, актуальных проблем физического воспитания, экспериментирование и поиск.

3. Повышение профессиональной компетентности педагогов

Предусмотрено в каждом виде деятельности, это важнейшее условие развивающегося ДОУ организуется в следующих формах: участие в опытно-экспериментальной работе, курсы повышения квалификации, мастер – классы, тренинги, деловые игры, семинары-практикумы, круглые столы, КВН, викторины, педагогические ринги и т.д.; обмен опытов в виде презентаций на педсоветах; изучение новинок и нетрадиционных подходов в физическом воспитании; участие в конкурсах.

4. Работа с родителями

Направлена на информирование родителей о содержании работы МОУ, вовлечение родителей в жизнь детей, пропаганду здорового образа жизни. Предполагается ведение поиска путей сотрудничества, планируется проведений традиционных и нетрадиционных форм по привлечению родителей к проблемам физического воспитания и оздоровления детей. для развития коммуникативных организованы клубы по интересам, совместное посещение спортивных мероприятий и др.

5. Взаимодействие с социумом 

Направлено на привлечение общественности к проблемам приобщения к здоровому образу жизни. Организация консультативного пункта на базе МОУ, конференций, спортивных соревнований среди школьников, родителей и персонала школьных учреждений.

Формы деятельности:

       В условиях села целенаправленно работать по развитию физической активности учащихся как средства их оздоровления может только школа. Педагогический коллектив школы четко осознает, что только здоровый ребенок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой. Сохранить  физическое здоровье наших детей мы стараемся

-  через соблюдение санитарно-гигиенических норм (в школе созданы комфортные условия: тепло, чисто, хорошее освещение);

- через целостную систему физкультурно-оздоровительной работы с учащимися: каждый день начинается с утренней гимнастики; для снижения зрительного утомления учащихся регулярно используется офтальмотренажер В.Ф.Базарного, на каждом уроке проводятся физкультминутки, перед началом письменных работ – пальчиковая гимнастика, устраиваются подвижные перемены, проводятся спортивные часы, различные соревнования;

- внедрение системы мер по профилактике простудных заболеваний;  

- работу спортивного и тренажерного залов;

- вовлечение школьников в секционные занятия во внеурочное время.

Предусмотрены следующие виды деятельности:

Проектная деятельность «Дорога из школы домой»;

Создание и организация деятельности клубов «Береги здоровье с молоду», «Физорг»:

конкурсы и выставки: поделок, стихотворений, сказок, театральных

постановок, рисунков.

Выпуск тематических газет, книжек-малышек.

 

Принципы работы в проекте:

  1. Толерантность
  2. Ответственность (за себя, свое здоровье, здоровье окружающих)
  3. Индивидуальность
  4. Демократия
  5. Равенство
  6. Доверие и компетентное действие
  7. Взаимодействие

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:  

  1. Приобретение школьниками знаний о здоровом образе жизни в повседневной жизни.
  2. Развитие ценностных отношений школьника к  родной природе, своему собственному здоровью и внутреннему миру.
  3. Школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности, опыт публичного выступления по пропаганде ЗОЖ, опыт самообслуживания, самоорганизации  и организации совместной деятельности с другими детьми.

ВЫВОДЫ

Тесно сотрудничаем с Ленинским филиалом МОУДОД «ЦДТ»: для  детей работают секции «Волейбол», «Баскетбол», «Футбол», «Теннис»; были введены дополнительные часы занятий ОФП для учащихся начальной школы и подготовительной к школе группы в д/с.. Наши школьники постоянно участвуют  во всех спортивных соревнованиях районного, зонального и областного уровня и практически всегда достигают  высоких результатов. И как результат, по итогам учебного года – 3 место в районной спартакиаде.

Один раз в две недели школа организовывает поездки учащихся на занятия в плавательный бассейн.

За прошедший год показатель охвата школьников горячим питанием в целом по школе составил  96 % (100 % всех учащихся начальной школы; 96% учащихся среднего звена и 93 % старшеклассников). Ежедневно школьники получают  качественное и калорийное питание.                                                                                                                                                       В рацион входят разнообразные мясные, овощные, молочные блюда, а также соки, фрукты и кондитерские изделия.  Особое внимание уделяется  детям из малообеспеченных семей.  

Коллектив нашей школы уделяет большое внимание вопросу оздоровления детей. У ребят была возможность оздоровиться и  в учебное время. В прошедшем учебном году 45 учащихся поправили своё здоровье в санаториях, а в каникулы 27 учащихся нашей школы побывали в летних оздоровительных лагерях.

            В летний период в школе работает пришкольный оздоровительный лагерь дневного  пребывания. В нем отдыхают учащиеся младших и средних классов, в возрасте от 8 до 16 лет. Обязательным является  вовлечение в лагерь трудных детей, детей – сирот, опекаемых, ребят из многодетных  и малообеспеченных семей. В этом году в лагере оздоровился  81 ребенок.

        Ежегодно учащиеся нашей школы выезжают в профильные смены. В это лето наши дети  побывали в профильной смене: в районе Молодецкого кургана (с. Жигули). Там заняли 1 командное место по краеведческой программе. Ребята не только познавали новое, расширяли кругозор, занимались исследованиями, но и наслаждались свежим воздухом, живописнейшими видами красавицы Волги, купались, что благотворно влияло на их здоровье.

        Работа педагогического коллектива нашей школы направлена и на пропаганду здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья школьников. Чтобы побудить учащихся к формированию потребности в здоровом образе жизни одна неделя каждой четверти бывает  профилактической.  Проводятся недели профилактики курения, алкоголизма, наркомании, ВИЧ-инфекции и СПИДа, дорожно-транспортных происшествий.

            Регулярно организовываются встречи с работниками ГИБДД, милиции, больницы, что способствует не только формированию правового сознания учащихся, воспитанию законопослушных граждан, но и тоже является частью работы по здоровьесбережению.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.«Здоровьесберегающие технологии».(Журналы «Начальная школа», №2, 2003, с.33 №12, 2001, с.52-57 №9, 2001, с.7 )

2. . Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы» - М.,2003.

3. Киселёва Г.Г., Ковалёв В.А. Как изучить состояние здоровья школьника?/

Начальная школа, 2007. - № 2. – с. 58 – 61.

4. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1 – 4 классы. М.: «ВАКО», 2004.

 5. Павлова М.А. Дидактические игры, как средство формирования навыков здорового образа жизни. (http://health.best-host.ru)

 6. Павлова М.А. Здоровый образ жизни: что такое психическое здоровье. (http://health.best-host.ru)

 7. Павлова М.А. Примерное планирование занятий по основам здорового образа жизни для учащихся 1х – 4х классов. (http://health.best-host.ru)

 8. Павлова М.А. Социально-психологическая адаптация младшего школьника.  (http://health.best-host.ru) 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. Формирование здорового образа жизни младших школьников в условиях специализированного спортивного класса в учебно-воспитательном процессе

Представлен опыт работы по формированию здорового образа жизни  в спортивных классах.Противоречия, цели, задачи, тема опыта....

Формирование здорового образа жизни младших школьников

В данной статье я показала, какие приёмы я использую на уроках и внеурочной деятельности для сохранения здоровья моих учеников....

Формирование здорового образа жизни младших школьников через организацию условий психологического комфорта в коллективе

Статья Формирование здорового образа жизни младших школьников через организацию условий психологического комфорта в коллективе...

Формирование здорового образа жизни младших школьников

Доклад "Формирование здорового образа жизни младших школьников"...