Методическая разработка урока по ОРКиСЭ ОПК в 4 классе по теме: "Устройство православного храма"
методическая разработка (4 класс) по теме

Грибоедова Татьяна Валерьевна

В данную методическую разработку вошли: технологичекая карта урока, презентация к уроку, приложение. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ СОШ №16 г. Бирюсинска

районный конкурс методических разработок

для начальной школы «Его Величество Урок»

Тема: «Православный храм», ОРКиСЭ ОПК

4 класс

Грибоедова Татьяна Валерьевна

Тайшетский район 2013 г.

ОРКиСЭ ОПК

Грибоедова Татьяна Валерьевна

учитель начальных классов МКОУ СОШ №16

Тип урока: изучение нового материала

Тема: Православный храм

Цель: сформировать у учащихся представление о православном храме, его строении, значении в жизни православного человека.

Учебные задачи:

направленные на достижения личностных результатов обучения:

- воспитывать у детей чувство уважения к истокам и традициям православной культуры;

- воспитывать у учащихся уважительное отношение к другим людям, их мнениям (при работе с учителем, одноклассниками).

направленные на достижения метапредметных результатов обучения :

- развивать у учащихся навык слушания;

- развивать у детей навык и умение работать с иллюстративным тестовым материалом;

- развивать у учащихся навык и умение работать с текстом учебного пособия;

- развивать мотивацию к изучению православной культуры, обогащать,  активизировать  историко-культурный словарь учащихся.

направленные на достижение предметных результатов обучения:

- познакомить с устройством храма;

Средства обучения: Основы православной культуры: учебное пособие для 4-5 классов общеобразовательных учреждений / А.В. Кураева. – М.: Просвещение, 2012., Компьютер; Мультимедиапроектор; Экран; иллюстративный тест для групповой работы; аудиозапись колокольного звона.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I. Организационный момент

 Слайд №1

Здравствуйте, ребята!

Улыбнемся солнышку,

Дадим друг другу руку

Поднимем настроение

Себе и другу.

Ученики поворачиваются друг к другу, дарят улыбку. Настраиваются на работу

Садятся на свои рабочие

места.

II. Выявление восприятия,

 мотивации.

Слайд №2

Предлагает рассмотреть иллюстрации и ответить на вопрос: зачем нужны эти здания человеку?

(жилые дома, стадион, магазины,  вокзал и т.д..)


- А теперь перенесемся в старину и подумаем над тем, каких зданий было больше в старинных русских городах?

 Слайд №3

- Послушайте описание одного из русских городов (на слайде)

- О каких одно- и двухэтажных деревянных постройках пишет автор?

- Что оживляло монотонность рельефа города?

Ресурсный круг.

-  Осенью мы с вами были на экскурсии в храме Воскресение Христова по улице Горького. Теперь представьте, что вы снова находитесь в нашем храме.  

–Что вы видите, что вы слышите и что чувствуете в храме?

Учащиеся смотрят слайд и отвечают на вопрос.







Учащиеся слушают рассказ учителя и следят глазами по тексту на слайде.





Отвечают на вопросы по тексту.



Учащиеся обращаются к своим воспоминаниям, передовая словами то, что они чувствовали, видели в храме.

Регулятивные УУД:

 понимание цели

 выполняемых действий;

составление плана и

 последовательности действий





Личностные УДД: развитие

  этических  чувств,

 доброжелательности и

 эмоционально-нравственной 

отзывчивости;

формирование мотивации к

 обучению и

целенаправленной

познавательной

деятельности

III.Формулирование темы урока. Постановка цели.

- Кто сможет сформулировать тему нашего занятия?

Слайд №4 

- Что бы вы хотели узнать о храме?

Наши задачи: 1) познакомиться с устройством православного

 храма;

 2) получить знания о

назначении храма;

Работа с иллюстрациями известных храмов России и города Бирюсинска.

Учитель: На Руси всегда было много храмов.  Храмы поражают своей красотой, величием, убранством.

Слайд №5 - 8

Преображенская церковь. Храм Христа Спасителя в Москве.

 Слайд №9 - 12

- Какие храмы вы знаете? (Ответы детей)

Слайд №13

– Какие храмы располагаются на территории нашего города? (Ответы детей)

Слайд №14

– Посмотрите еще раз на экран и ответьте на вопрос: что общего у всех храмов?

Определяют тему урока, планируют работу на уроке.
















Ответы   на     вопросы. Просмотр слайд-шоу. Участие в обсуждении.








 (Предполагаемые ответы учащихся: купола, кресты, звонница) 


Регулятивные УУД:

определение и формирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;








Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой

 информации при первичном знакомстве с иллюстрациями

Коммуникативные УУД: развитие умения слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной форме; владение диалогической формой общения



IV.Изучение нового материала

Учитель: Итак, мы

 «отправляемся» с вами в храм.

Слайд № 15

– Одной из особенностей храма, отличающей его от других видов строений, является купол и крест. Православный храм обязательно увенчивается крестом на куполе или на всех куполах, если их несколько.

– Но далеко не всегда православный храм имеет лишь один купол. Их количество может быть различным, и каждое число символично.


- Знает ли кто из вас, что символизирует разное

 количество куполов?

- Есть и другое количество куполов. А где вы об этом можете узнать?

Учитель: 

Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола. Происхождение слова «колокол» иногда связывают с обычаем ударять кол о кол, создавая звук-сигнал.

На Русь привезли колокола с Запада, пока не появились свои мастера колокольного звона.


- А какой колокол является самым знаменитым? Что вы о нём знаете?

Слайд №16 

Как вы думаете, какую функцию выполняли в старину  колокола?

Учитель.

Верно. Сейчас колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению.

  1. Звон в один колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о богослужении).
  2. Звон во все колокола, выражающий христианскую радость по поводу торжественного праздника и т.п., называется «трезвон».
  3. Звон колоколов по поводу печального события называется «перезвон».

    Колокольный звон напоминает нам о  небесном мире. Ростовские звоны - замечательное творение русского народного творчества.

Слайд № 17

Прослушивание фрагментов колокольных звонов.

-Прослушайте фрагмент

 колокольного звона.

 Прислушаетесь к своим

 чувствам, к своей душе.

- Какие чувства вызывает у вас звон колоколов? Мысли о храме, церкви, России…

- Какие они, храмы? Выберите  слова, характеризующие ваш храм. Поработайте с карточкой №1.

 - Посмотрите, ребята, к какой интересной мысли мы пришли. Оказывается, храмы можно охарактеризовать теми же словами, что мы могли бы подобрать и для характеристики людей. Храмов много. Все они очень похожи. И все - разные. И этим они тоже похожи на людей. Как и у человека, у храма есть свое имя, день рождения.

- Сейчас нам Сизов Ваня расскажет об истории храма и церкви нашего города.

Слайд №18-21

Проведение физ. минутки

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И у храма до земли

В пояс поклонились.

Наклонились, выпрямились,

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнись!


Слайд № 22

Учитель: Храм – корабль плывущий к богу. Что же является неотъемлемыми частями любого православного храма?

 

Слайд № 23

Православный храм делится на несколько частей: паперть, притвор, сам храм, алтарь и колокольня. А что же находится внутри храма?

 Работа в группах.

1-я группа –«иконостас»,

«Царские врата»

2-я группа – «благословение», «алтарь»

3-я группа – «каждение

(кадить)», «икона»

Задача: объяснить понятия, подготовить выступление.

Учитель: «Войдем» в храм.

Слайд № 24-29

 Выступление от групп.

Выступление с заранее

подготовленным сообщением, используя при выступлении презентацию и иллюстрации












Выступление с заранее подготовленным сообщением, используя при выступлении презентацию и иллюстрации


Используя сведения, полученные с уроков окружающего мира, дети дают предполагаемые ответы:






Выступление с заранее подготовленным сообщением, используя при выступлении презентацию и иллюстрации


Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех.












Прослушивают музыкальный фрагмент, прислушиваясь к своему эмоциональному состоянию.


Мысли о храме, церкви, России…


Работают в группах. Выбирают из предложенных слов те, которыми можно описать храм.







Выступление с заранее подготовленным сообщением, используя при выступлении презентацию и иллюстрации


Выполняют физ. минутку








Просматривают слайд-шоу









Продолжают работу в группах. По учебнику с. 48-51 находят определение понятий, выбирают лидеров групп и готовят

выступление.


Оценивают выступления, задают вопросы на понимание материала.

Регулятивные УУД:

 оценивание качества и уровня выполнения задания,

 высказывания














Познавательные УУД:

преобразовывать информацию из одной формы в другую;

 подробное пересказывание

 небольшого текста;

 выводы в результате совместной работы класса и учителя;












 Коммуникативные УУД:

высказывание своего предположения (версии) на основе работы с иллюстрацией слайда;

инициативное сотрудничество с учителем.

V. Закрепление изученного

 материала.

Предлагается контрольное

 тестирование. 

1) Выполнение

 тренировочного теста. В

 группах.

Слайд № 30

2) Самоконтроль.

Поставьте себе оценку за этот вид работы.

Пользуясь словами-

подсказками соотносят рисунок и понятие.



По слайду проводят проверку выполнения задания.

 Оценивают работу группы

Коммуникативные УУД:

 инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; контроль своего поведения

Познавательные УУД:

извлекать информацию из

  иллюстраций, текстов;

анализ совместной работы с

 классом и учителем

Регулятивные УУД: оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей;

 осознание уровня усвоения

материала урока, сличение

 результатов  с эталоном


Личностные УУД:

формирование мотивации к

 обучению и целенаправленной познавательной деятельности на уроке.

VI. Рефлексия.

- Сегодня на уроке мы много узнали о православном храме. А для чего храмы нужны людям? Что получает человек в храме?

Слайд № 32

- В конце нашего занятия предлагаю группам написать синквейн на тему урока. Выберите того, кто будет записывать, а остальные будут сочинителями.


- Напоминаю, что синквейн – это стихотворение, которое пишется по определенным правилам.

Прочитаем, что у вас

 получилось.

Пример:

      Храмы

красивые, белокаменные

защищают, успокаивают, оберегают

Храм – светлая душа России.

    Вера.

Отвечают на вопросы, приводят примеры.











Работают в группах. Пишут синквейн на тему «Храм»


Лидеры групп зачитывают получившиеся синквейны

Личностные УУД: развитие умения высказывать свое отношение , выражать свои эмоции.

Коммуникативные УУД: оценка действий сверстников; 

умение оформлять свои мысли в устной речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

умение высказывать свое мнение на основе личностных ценностей

Регулятивные УУД:

анализировать свою

 деятельность на уроке,

 оценивать ее.

VII. Домашнее задание.

Слайд № 33

Домашнее задание.

Составить кроссворд на тему «Православный храм» или рассказать о любом храме России.

Слайд № 34



Предварительный просмотр:

1-я группа –       «иконостас»

                          «Царские врата»

2-я группа –      «благословение»

                             «алтарь»

3-я группа –        «икона»

                       «каждение (кадить)»

Приложение №1

ТЕСТ

         

Слова – подсказки: Царские врата, алтарь, свеча, иконостас, кадило, икона, священник.

Синквейн

 

Карточка №1

Подберите слова, характеризующие ваш храм.

Добрый, злой,  тихий, мрачный,  строгий, зловещий.

Карточка №1

Подберите слова, характеризующие ваш храм.

ужасный, большой, темный, мрачный, красивый, великолепный

Карточка №1

Подберите слова, характеризующие ваш храм.

мощный, мрачный, сырой, воздушный, белокаменный, зловещий


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония»). Тема урока «Как лечились наши предки».

Урок был проведен с использованием технологии обучения в сотрудничестве.Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.Педагогика сотрудн...

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе УМК "Школа ХХIвека".Тема урока"Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих".

На уроке ведется исследовательская работа, по проблемному вопросу.Учащиеся обучаются работать в парах ,в подгруппах....

Методическая разработка урока (с презентацией) учителя начальных классов ГБОУ СОШ №394 Титовой Е.В. по математике "Решение задач и выражений", 2 класс.

Урок по математике "Решение задач и выражений" , 2 класс (по программе "Начальная школа XXI века"). Наряду с обучающими целями (формирование умения находить значение выражения с переменными, решение з...

Методическая разработка урока по ОРКиСЭ

Урок для 4 класс по ОРКиСЭ, модуль Православная культура, тема урока "Православный храм"...

Методическая разработка занятия кружка "Финансовая грамотность.История денег" по теме "Устройство монеты"

Методическая разработка занятия по теме "Устройство монеты" знакомит с историей денег, устройством монеты....

Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ модули "Светская этика" и "Основы православной культуры" тема: Чтобы быть коллективом

Представленная методическая разработка урока, включает тренинги и игровыеупражнения, вырабатывающие у учащихся чувство дружбы. коллективизма, взаимовыручки....