рабочая программа по курсу "Экономика" для начальной школы
календарно-тематическое планирование по теме

Киреева Светлана Юрьевна

Программа ориентирована на подготовку младших школьников к жизни в новых хозяйственно-экономических условиях. Получение детьми знаний позволит уже в начальных классах включиться в экономическую жизнь школы, родительской семьи, а при обучении в средних старших классах осваивать сущность рыночной экономики, овладевать основами предпринимательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekonomika_kalendarnye.doc209 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Содержание образования в школе меняется с учетом обновления социально-экономических потребностей и условий развития общества. Меняются идеалы, ценности, на которые ориентируется учитель, воспитывая личность нового типа. Одной из важнейших потребностей современной школы является воспитание делового человека, личности с развитым экономическим мышлением, готовой к жизни и хозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений. Если раньше экономические проблемы искусственно отодвигались от школьника и он порою до выпуска из школы оставался в стороне от них, то сегодня жизнь настоятельно требует, чтобы даже ученик начальной школы знал, что такое деньги, из чего складывается бюджет семьи и школы, что такое цена товара, от чего она зависит, как создается богатство и каковы его источники и т.д. Программа ориентирована на подготовку младших школьников к жизни в новых хозяйственно-экономических условиях. Получение детьми знаний позволит уже в начальных классах включиться в экономическую жизнь школы, родительской семьи, а при обучении в средних старших классах осваивать сущность рыночной экономики, овладевать основами предпринимательской деятельности. Изучение экономики в раннем возрасте помогает детям развить экономическое мышление, освоить понятийный аппарат, приобрести элементарные навыки, необходимые для ориентации и существования в современном рыночном мире, создать основы для дальнейшего более глубокого изучения экономики в старших классах, формирует стимулы к приобретению знаний.

Цель курса: сформировать у  учащихся  экономическое мышление, воспитание культуры поведения в условиях рыночного общества у младших школьников.

Задачи курса:

а) сообщить ученикам и добиться понимания ими элементарных сведений об экономике, пояснить часто встречающиеся в повседневной жизни экономические понятия и термины;

б) объяснить некоторые доступные для этого возраста экономические взаимосвязи, складывающиеся в непосредственном окружении учеников, мотивы и ограничения в экономической деятельности людей; основные экономические принципы и законы и т.д.;

в) привить ученикам навыки экономически грамотно действовать в повседневной жизни;

г) выработать умение наблюдать и объяснять события своей повседневной жизни с экономической точки зрения;

д) создать основу для дальнейшего, более глубокого изучения экономики в старших классах.

Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения программы элективного курса «Модуль» учащиеся получают возможность знать и понимать:

  1. какие бывают потребности;
  1. каковы источники удовлетворения потребностей;
  2. почему все потребности нельзя удовлетворить;
  3. необходимость выбора;
  4. роль денег в жизни человека и общества;
  5. доходы и расходы в семье;
  6. где можно приобрести товары и услуги;
  7. взаимоотношения покупателя и продавца;
  8. значение труда в удовлетворении потребностей;
  9. что такое собственность.

Иметь представления:

  1. о школьном хозяйстве;
  2. о домашнем хозяйстве;
  3. об особенностях регионального (местного) хозяйства;
  4. о возможности местного хозяйства в удовлетворении потребностей людей.

Уметь:

  1. выделять жизненно важные потребности;
  2. определять источники удовлетворения жизненно важных потребностей;
  3. пользоваться деньгами;
  4. определять источники доходов и расходов;
  5. объяснять значение труда в удовлетворении потребностей;
  6. совершать элементарные покупки в магазине;
  7. анализировать возможности домашнего, местного хозяйства в удовлетворении потребностей людей.

Ожидаемый результат

  1. умение представлять результат своей деятельности, проводить самоанализ деятельности и самооценку её результата;
  2. развитость социально-коммуникативных компетенций у учащихся;
  3. сформированность практических умений, исследовательских навыков и компетенций по данной теме.

Диагностический инструментарий

Измерители достижений учащихся для предметных ЗУНов:

  1. игры;
  2. решение различных «экономических» задач;
  1. текущий контроль знаний учащихся;
  1. исследовательская деятельность;
  1. упражнения для блочных заданий по темам.

Полученные детьми знания позволят уже в начальных классах включиться в экономическую жизнь школы и семьи.

На начальной ступени обучения важно с помощью игр, решения простейших задач, разбора социально-экономических ситуаций, экскурсий по городу, на предприятия, в банки, страховые компании, магазины вводить детей в мир экономических понятий и категорий. Необходимо формировать представления о богатстве, воплощенном не только в денежном выражении, но и в сокровищах природы, искусства, результатах труда людей. Младшие школьники начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека, удовлетворения их потребностей от качества труда. Ребята познают значение природных богатств для человека, проникаются бережным отношением к природе и всем видам ресурсов.

Рекомендуемые формы организации учебного процесса многообразны: игры, решение задач, выполнение проблемных заданий, постановка контролирующих и итоговых вопросов и т.п. Наиболее часто структура урока включает несколько взаимосвязанных по теме, но различных по типу деятельности частей. Например, рассказ учителя с элементами беседы, дискуссии, игра, изобразительная деятельность, разбор рисунков учащихся.

Эффективным приемом преподавания экономики в начальных классах являются развивающие игры, которые стимулируют активность детей, формируют способность самостоятельно ориентироваться в учебных и жизненных ситуациях, поддерживать интерес к предмету. В курсе разработаны игры различных типов:

проблемные обучающие игры, рассчитанные на то, что через участие в игре ученики осознают проблему и в конце игры сами смогут сделать нужные выводы;

обучающие игры, рассчитанные на закрепление полученных на уроке знаний;

игры, рассчитанные на повторение и контроль знаний учащихся по всему пройденному материалу.

На проведение последних лучше отвести целый урок в конце четверти. Задача учителя организовать эти игры так, чтобы они носили не только образовательный, но и праздничный, соревновательный характер. Формы организации этих уроков могут быть разнообразны. Можно рекомендовать такие игровые формы, как "Путешествие в страну Экономика", "Звездный час".

Чтобы произношение экономических терминов было правильным и грамотным, рекомендуется перед началом урока новые понятия записывать на доске. Это позволит задействовать зрительную память учащихся. По мере приобретения школьниками экономических знаний перед учителем ставится задача добиваться, чтобы в своих ответах ученики использовали изученные экономические понятия.

Предлагаемый курс тесно связан со многими школьными предметами: математикой, экологией, историей, изобразительным искусством, развитием речи (как составной частью уроков чтения и русского языка).

Чем теснее будут осуществляться межпредметные связи, тем продуктивнее будет изучение основ экономики. Поэтому преподавать настоящий курс в начальных классах предпочтительнее тому же педагогу, который преподает и все остальные предметы.

Календарно-тематический план по курсу «Экономика»   3 класс

№ п/п

Название темы

Коли-чество часов

Тип урока

Использование современных пед. технологий

ИАД

1.

Труд.

7

1.1

Почему все трудятся.

1

комбинированный

Развивающее обучение

1.2

Труд на производстве

1

Урок - диспут

ИАД.

1.3

Продукция. Товар. Услуга.

1

Проблемно-обучающая игра.

Игровая технология

1.4

Производство товаров и услуг.

1

Ролевые игры

Развивающее обучение

ИАД

1.5

Интерактивные игры

1

Брэйн Ринг

1.6

Практическое занятие

2

Самостоятельная работа.

Разноуровневое обч

2.

Собственность.

5

2.1

Собственность.

1

Критическое мышление

Проблемное обучение

2.2

Виды собственности.

1

Тренировочный

Создание проектов

ИАД

2.3

Богатство нашего края.

1

Дискуссия. Круглый стол.

2.4

Практическое занятие.

2

Решение экономических задач

Тестирование.

3.

Домашнее хозяйство.

5

3.1

Что такое домашнее хозяйство

1

Вводный

Проблемное обучение

3.2

Бюджет семьи. Потребности семьи.

1

Самостоятельная  работа

Игровая технология

3.3

Сбережения

1

Дискуссия.

Практическая работа

ИАД

3.4

Практическое занятие.

2

Решение экономических задач

Создание проектов

4.

Городское хозяйство.

7

4.1

Бюджет нашей области и города.

1

Развивающее обучение

Разноуровневое обучение

4.2

Промышленность нашего края.

1

Дискуссия. Написание мини-сочинений.

Практическая работа

4.3

Сфера услуг. Транспорт. Связь.

1

эврика

Создание проектов

ИАД

4.4

Коммунальные услуги.

1

тренировочный

Разноуровневое обучение

4.5

Твой вклад в экономику родного края.

1

Экологическая игра.

4.6

Практическое занятие.

2

Решение экономических задач.

тестирование

5.

Торговля.

10

.

5.1

Продавцы и покупатели.

1

Круглый стол. Игра «Экономический лабиринт»

Круглый стол

5.2

Выгодный вариант

1

Торги. Аукцион.

Игровая технология

5.3

Торговля, как средство обмена.

1

Дискуссия, решение логических задач.

5.4

Реклама

1

Написание мини-эссе. Создание «своей рекламы»

ИАД

5.5

Конкуренция.

1

Дискуссия. Решение логических заданий. Работа с раздаточным материалом.

Урок-диспут

5.6

Я как предприниматель

1

Изучение нового материла. Ролевые игры. Интеллектуальные игры.

5.7

Практическое занятие.

2

Решение экономических задач.

Написание мини-проетов

5.8

Обобщение

1

Защита мини - проектов.

Календарно-тематический план по курсу «Экономика»   2 класс

Тема

Кол-во часов

Тип урока

Использование пед. тех.

ИАД

Введение

4

1

Что такое экономика?

1

Вводный

2

Что такое товары?

1

комбинированный

Игровая технология

3

Что такое услуги?

1

комбинированный

4

Что значит экономить?

1

Урок-диспут

Проблема выбора 

10

1

Без чего человеку не обойтись?

1

эврика

2

Что такое потребность?

1

комбинированный

2

Удовлетворение потребностей

1

Практическая работа

Разноуровневое обучение

3

Ограниченность ресурсов

1

Урок-диспут

4

Что такое ресурсы?

1

комбинированный

5

Виды ресурсов.

1

комбинированный

Развивающее обучение

ИАД

4

Выбор. Выгода.

1

Практическая работа

5

«Хочу» и «могу».

1

Критическое мышление

6

Обобщение материала

2

Практическая работа

тестирование

Деньги

7

1

Деньги и их происхождение

2

Вводный урок

Урок-аукцион

2

Деньги в семье

1

комбинированный

ИАД

3

Как и где хранят деньги

1

тренировочный

4

Путешествие тенге

1

Урок-путешествие

Игровая технология

4

Сбережения

1

эврика

ИАД

5

Обобщение материала

1

Обощающий урок

Написание мини-сочинений

Доходы и расходы

7

1

Доходы  семьи

1

Урок-диспут

ИАД

2

Доходы и предприятий и государства

1

комбинированный

3

Расходы семьи

1

развивающее

4

Расходы  предприятий и государства

1

комбинированный

Критическое мышление

5

Бюджет

1

6

Обобщение материала.

2

закрепление

Покупатель и продавец 

6

1

Покупатели и продавцы.

1

Урок-путешествие

2

Где продают товары.

1

комбинированный

ИАД

3

Конкуренция.

1

тренировочный

развивающее

4

Мы идем за покупками.

1

тренировочный

5

Обобщение материала.

2

обобщающий

тестирование

Календарно-тематическое планирование для 4-х классов

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Тип урока

Использование сов. пед. технологий

ИАД

1.

Местное хозяйство.

11

Родной край.

1

2.09

Развивающее обучение

Развивающее обучение

ИАД

Хозяйство родного края

2

9,16.09

Проблемно-обучающая игра.

Круглый стол

Ресурсы нашего региона

2

23,30.09

. Тренировочный

Развивающее обучение

ИАД

Богатство  нашего края

2

7,14.10

комбинированный

Защита проектов

Интерактивные игры

1

21.10

Звездный час

ИАД

Практическое занятие

2

28.10,4.11

Тренировочный

Решение экономических задач

Обобщение материала

1

18,25.11

Контрольный урок

Тестирование

2.

Возможности местного хозяйства в удовлетворении потребностей людей

11

Промышленность нашего края

2

2,9.12

Комбинированный

Развивающее обучение

Сфера услуг. Транспорт. Связь.

2

15,22.12

Дискуссия. Круглый стол..

Урок-диспут

ИАД

Сельское хозяйство.

2

29.12,

13.01

Самостоятельная  работа

.

Я – предприниматель.

2

20.01,

27.02

Дискуссия. Работа с раздаточным материалом.

Разноуровневое обучение

Практическое занятие

2

3,10.02

Обобщающий

Тестирование

ИАД

Обобщение материала

1

17.02

Контрольный урок

Тестирование

3.

Управление местным хозяйством

12

Что такое управление.

2

24.02,

3.03

Урок - диспут

Система управления в нашем регионе.

1

10.03

Тренировочный

Разноуровневое обучение

Бюджет нашей области и города.

1

17.03

Проблемно-обучающая игра

Торговля нашего региона.

2

14.04

Комбинированный

Написание мини-эссе

Я и моя фирма

3

21,28.04

5.05

Ролевые игры

Создание проекта

Практическое занятие

2

12,19.05

Обобщающий

Тестирование

ИАД

Обобщение материала

1

25.05

Контрольный урок

Тестирование

Календарно-тематическое планирование для 1-х классов

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Использование сов. пед. технологий

ИАД

1.

Необходимость изучения экономики

4

Что мы будем изучать?

2

Развивающее обучение

ИАД

Зачем изучать экономику?

2

Ролевые игры

2.

Потребности

14

Разнообразие потребностей

2

Комбинированный

Развивающее обучение

Потребности в пище, воде, воздухе и тепле (физиологические потребности)

2

Урок - путешествие

Игровая технология

ИАД

Потребность в безопасности и сохранении здоровья

2

экскурсия

.

Потребность в образовании

2

Практическая работа

Разноуровневое обучение

Потребность в общении и уважении

2

КТД

Игровая технология

ИАД

Потребность в проявлении интересов

2

Контрольный урок

Тестирование

Что мы знаем о потребностях

2

эврика

3.

Источники удовлетворения потребностей

16

Ресурсы

2

Урок - диспут

Природные ресурсы

2

Тренировочный

Разноуровневое обучение

Экономические ресурсы

2

Проблемно-обучающая игра

Традиционное обучение

Трудовые ресурсы

2

Комбинированный

Написание мини-эссе

Производство товаров

2

Ролевые игры

Создание проекта

Оказание услуг

2

Ролевые игры

Развивающее обучение

ИАД

Что мы знаем об источниках удовлетворения потребностей

3

Контрольный урок

Тестирование, защита проектов

Заключительный урок

1

Обобщающий урок

Игровая технология


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предметам "Начальная школа 21 века" 2 класс

Рабочая программа для 2 класса по предметам: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология, ИЗО по программе "Начальная школа 21 века" Н.Ф.Виноградовой....

Рабочая программа по УМК "Начальная школа XXI века"

Рабочая программа составлена для 1 класса УМК "Начальная школа XXI века" на основе авторских программ по предметам....

Рабочие программы по УМК "Начальная школа 21 века" во 2 классе

Методический  материал для учителя начальных классов...

рабочая программа по ИЗО "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа разработана в соответствии с программой  «Изобразительное искусство» (Интегрированная программа: 1-4 классы/ Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская.-3-е издание, перераб.- М.:Вентан...

Рабочии программы по предметам начальная школа по программе "Школа России"

Рабочии программы по "Школа России" 3 класс.   Предметы: ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ, РУССКИЙ ЯЗЫК, МАТЕМАТИКА, ИЗО, ТЕХНОЛОГИЯ, ОКРУЖАЮЩИЙ МИР....

Рабочие программы по предметам начальной школы. "Школа России"

Рабочие программы по предметам начальной школы. "Школа России"...