разработка урока по курсу ОРКСЭ , Тема: "Стыд, вина извинение"
план-конспект урока (4 класс) по теме

разработка урока по курсу ОРКСЭ ,  Тема:  "Стыд, вина извинение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon tema.zip16.21 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Стыд, вина и извинение»

Цель: формирование мотивации к осознанному нравственному поведению.

Задачи:

  1. воспитывать уважительное отношение друг к другу, к окружающим;
  2. ознакомить обучающихся с нравственными понятиями: стыд, вина, извинение;
  3. развивать ответственность за свои поступки.

План урока

            I. Организационный момент

            II. Проверка домашнего задания

            III. Актуализация знаний

            IV. Создание проблемной ситуации

            V. Сообщение темы урока

            VI. Получение новой информации

            VII. Закрепление

            VIII. Домашнее задание

             IX. Итог урока        

Ход урока

I.Организационный момент.

II.Проверка домашнего задания 

- как вы думаете, ребята, почему в жизни важно соблюдать золотое правило нравственности?

III. Актуализация знаний.

-А что чувствует человек, который совершил зло, нехороший поступок?

грусть ,тяжесть на душе, стыд ,огорчение, вина

IV. Создание проблемной ситуации

Чтение учителем рассказа Л.Н.Толстого «Косточка».

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.
    Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.
За обедом отец и говорит:
— А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?
Все сказали:
— Нет.
Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:
— Нет, я не ел.
Тогда отец сказал:
— Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь.
Ваня побледнел и сказал:
— Нет, я косточку бросил за окошко.
И все засмеялись, а Ваня заплакал. - Почему мальчик заплакал?- Как вы понимаете слово стыд? - О каком чувстве мы будем говорить сегодня на уроке?

- Почему заплакал Ваня?

- Какое чувство он испытал? - Испытывали ли вы когда-нибудь чувство стыда?

- Какие поступки вызывают такое чувство?

V. Сообщение темы урока.

    -На уроке мы будем говорить о таких нравственных понятиях как стыд, вина, извинение,  попробуем раскрыть смысл этих слов.

-А что может вызвать у человека чувство стыда?

VI Получение новой информации.

1. Работа над репродукцией картины «Опять двойка». 

- Ребята, внимательно рассмотрите картину. Давайте попробуем определить по репродукции картины А.Ф.Решетникова чувства каждого героя.

-Что выражает взгляд матери?

- Что выражает взгляд сестры?

- Что можем сказать о младшем брате?

- Кто является главным героем?

   - Какие чувства испытывает мальчик?

   - Как вы думаете, почему?    

- Испытывали ли вы похожие чувства и при каких ситуациях?

2. Работа с понятиями: стыд, вина, раскаяние,  извинение, прощение.

Работа со значением слова «стыд» с помощью словаря.

-Что ощущаете, когда испытываете чувство стыда?

-Как нужно поступить, если ты совершил поступок, за который стало стыдно?

-Что значит прощать других людей?

-Что надо делать, чтобы избавиться от чувства вины?

- Почему важно прощать других?

3.Работа над этикетными словами.

-Ребята, когда принято извиняться?  

- Какие слова можно сказать извиняясь?

VII. Закрепление

Игра «Доскажи словечко»

  • Легче на душе становится, когда тебя …. (прощают)
  • Прощение дает нам свободу от чувства…(вины)
  • Какие из приведенных ниже словосочетаний могут быть связаны с переживанием чувства стыда? (Обмануть родителей, обидеть младшего, помочь отстающему ученику, простить обидчика, затеять ссору, хорошо подготовиться к урокам…

VIII. Домашнее задание.

1.Подобрите сказки, рассказы о стыде, вине, извинениях .

2.Подберите пословицы и поговорки по теме нашего урока.

IX. Итог урока.

Использованная литература

  1. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 кл. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений.– М. Просвещение, 2010 г.
  2. Рассказы Л.Н.Толстого. М. Детгиз, 1991.
  3. Ожегов С.И.Толковый словарь русского языка. – М. Русский язык, 1985 г. -795 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ. Тема "Совесть" (ОСЭ)

Данная методическая разработка предназначена для учителей, работающих в 4 классе по учебному комплексу ОРКСЭ ислужит пособием при разработке и проведению урока по данному курсу. Содержание урока разра...

Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Светская этика") по теме "Дружба", 4 класс, + презентация к уроку

Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Светская этика") по теме "Дружба", 4 класс, + презентация к уроку...

Технологическая карта урока ОРКСЭ по теме "Стыд, вина, извинение"

Технологическая карта урока по теме !Стыд, вина, извинение". Прописанна деятельность учащихся и учителя, а также УУД....

Разработка урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры"). Тема урока: "Золотое правило этики".

Урок разработан для учащихся 4 класса. Он может быть интересен учителям начальных классов общеобразовательной школы. Подготовка не потребует много времени. Материал урока достаточно прост, но нас...

Урок ОПК на тему "Стыд, вина , извинение"

Урок ОПК с презентацией на тему "Стыд,вина , извинение" можно использовать и на классном часе, и на внеурочном занятии не только в начальной школе, но и в 5 классе....

презентация к уроку этики в 4 классе "Стыд.Вина.Извинение"

4 класс Урок № 21 Модуль «Основы светской этики»Тема: «Стыд, вина и извинение»Цель:        Создать условия для формирования этических норм по...

Внеклассное мероприятие Тема: Стыд. Вина. Извинение.

Мероприятие предназначено для детей с ограничеными возможностями по слуху....