программа кружка "Юный эколог-краевед"
рабочая программа (4 класс) на тему

Программа кружка "Юный эколог-краевед"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  образовательное  учреждение                               дополнительного образования детей                                                                                      « Детско-юношеский центр»

   

                                                                       Утверждаю:

                                                                       Директор –

Дополнительная образовательная программа                                                                 «Юный эколог-краевед»

                                                                             Направленность:  краеведческая.  

                                                                             Для обучающихся: 10-11 лет.

                                                                             1 год обучения  

                                                                            Составитель:  педагог

                                                                            дополнительного образования

                                                                          Кутьина Ольга Николаевна

                                                      с. Айкино

                                                       2013 г.

                                          Пояснительная записка

В современных условиях модернизации российского образования усиливается интерес к истории родного края. Это находит свое отражение в организации различных видов краеведческой образовательной деятельности: работе факультативов, кружков, поисковых отрядов, групп, клубов и других объединений в учреждениях образования.

Программа курса «Юный краевед» составлена на основе регионального компонента. Особое внимание отводится практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению знаний и умений в реальных жизненных ситуациях, что позволяет реализовать компетентностный подход в обучении. В разработке программы использованы проблемно-диалогический, поисковый, проектный, деятельностный методы обучения, что обеспечивает решение одной из главных задач образования – формирование учебной деятельности младших школьников, позиции активного участника учебного процесса и самостоятельности в решении задач.

 Новизна программы заключается в том, что она интегрирует различные образовательные линии: технологическую, культурологическую, краеведческую – в единое образовательное содержание.

Программа «Юный краевед» рассчитана на детей 10-11  лет.

Срок реализации программы 1 год, занятия проводятся 4 раза в неделю. Общий объем программы – 144 часа.                                                                                                                       Отличие программы состоит в разнообразии тем, раскрывающих взаимосвязь нравственных, духовных и культурных ценностей, в основе которых лежат традиции и обычаи народов малой Родины.

Целью программы является научно-познавательное, духовно-нравственное  и патриотическое воспитание младших школьников посредством формирования представлений о культурных традициях в контексте прошлого и настоящего нашего края.

Данная цель направлена на решение следующих задач:

- дать знания об истории родной школы, района;

- формировать общие представления о месте культуры, истории, морали и нравственности в прошлом и настоящем традиций своей малой Родины;

- формировать систему отношений и нравственного поведения школьников на примере духовно-нравственных традиций и ценностей отечественной культуры;

- воспитывать уважительное отношение к традициям своего и других народов;

- развивать нравственные чувства (сопереживание, благодарение, уважение к старшим, терпимость, доброжелательность, милосердие) на материале положительных примеров жизни выдающихся людей Республики Коми;

- развивать эстетическое восприятие и чувства.

Формы организации работы :

 • экскурсии;

• встречи с интересными людьми;

 • исторические игры, викторины;

 • проектная и исследовательская деятельность;

 • использование интернет – технологий;

 • создание видеопрезентаций;

 • посещение  музеев района и края.

Прогнозируемые результаты:

 1) В обучающей сфере – приобретение учащимися  знаний по истории района, Республики Коми, умений ориентироваться в событиях и фактах, видеть неразрывную связь истории родного края с историей России.

 2) В воспитательной сфере – воспитание у учащихся чувства уважения к истории малой Родины, гордости за ее прошлое.                                                                                   3) В развивающей сфере  -  развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ по изучению родного края; развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления, высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников.

 Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость

В результате реализации  программы «Юный краевед» учащиеся познакомятся:

- с историей, традициями родной школы, района, республики;

- посетят  музеи, памятники села;

- научатся видеть прекрасное в окружающем мире;

- научатся вести себя в общественных и культурных местах, уважительно относиться к культуре и традициям своего и других народов.

Способы проверки ожидаемых результатов:

- педагогическое наблюдение;

- выполнение творческих заданий (составление устных и письменных рассказов, вопросов для проведения викторин, подбор воспитанниками иллюстративного материала по заданию, подготовка рисунков);

- анкетирование родителей;

Формы подведения итогов дополнительной образовательной программы:

- выставки рисунков и просмотры творческих работ воспитанников;

- создание фотоальбомов;

- открытые занятия;

- викторины, кроссворды, игры.

Календарно-тематическое  планирование по курсу:

«Юный краевед»

Наименование занятий, тем

Кол-во часов

                                        «Я и моя семья»

    12

 «Будем знакомы!» Принести фотографию или нарисовать автопортрет и рассказать о себе.

1

 «Глупа та птица, которой своё гнездо немило». Подготовка сведений о своей семье, о ближайших родственниках.

1

  «Своя хатка – родная матка». Нарисовать свой родной дом, рассказать, почему мы так любим его. Создание папки «Моё жилище».

1

  «Лень в дому – бери суму» . Ролевая игра «Распределим обязанности  в моей семье»

1

 В гостях у бабушки Загадушки. Предметы быта в хате казака и в моем доме – сегодня.

1

Практикум «Моя семья на ленте времени»

1

История моей семьи в истории села.

1

Составление родословного древа семьи.

2

Беседа. «На свет народился, с людьми породнился».  Узнать у родителей, какие обычаи и праздники стали в вашей семье традиционными.

1

Проект. «Что в имени твоем?»

  1

Ремесла в моем доме.

1

                                           «Моё село»

8

Рассказ «Мои родители учились в этой школе»

1

Беседа «Памятники нашего села»

1

Знаменитые люди села.

2

Беседа. Почему так названы улицы?

2

Ролевая игра «Расскажи гостю о нашем селе»

1

Викторина: «Что я знаю о селе»?

1

                   «Мой родной Усть-Вымский район»

14

Географическое  положение нашего района.

1

Беседа «Знаю правила  дорожного движения, как таблицу умножения»

1

Сёла нашего района. Что мы знаем о них?

5

Достопримечательности  нашего района.

2

Промышленность нашего района.

1

Знаменитые люди района.

2

Традиции и праздники нашего района.

    2

«Природа родного края»

52

Взаимосвязь живой и неживой природы.

2

Деревья и кустарники нашего края.

5

Птицы нашего края.

5

Значение леса в жизни человека

2

Разнообразие животных нашего края.

5

 Питание домашних животных и диких.

2

 Как размножаются животные в природе. 

2

 Обитатели наших лесов.

5

Разнообразие видов растений. Природные лекари.

8

Части растения. Развитие растений

2

Взаимосвязь растений и насекомых.

2

Обитатели почвы.

2

Свойства песка, глины.

2

Разнообразие камней в природе

2

 Сезонные изменения в нашем крае.

2

 Сказка о больших и маленьких водах.

2

 Правила поведения на реке.                                                              Коллективный плакат  «Охрана реки»

2

                   «Нет в мире краше Родины нашей»

35

«Как не любить мне эту землю, не воспевать мне Коми край…»

1

 Игра «Природа у порога нашего дома».

1

Формы поверхности  в нашем районе.  

1

 Выставка рисунков  «Я - щедрая Коми  земля…

1

Викторина «Люблю природу в любую погоду».

1

Проект «Экологическое путешествие во времена года».

3

Выставка рисунков «Сезонные изменения в нашем крае».

1

Познавательная игра «Земля – кормилица наша».

5

Конкурс пословиц, поговорок и загадок о земле-кормилице.

2

«Все профессии нужны, все профессии важны».

1

В гостях у бабушки Загадушки «По грибы, по ягоды».

2

 Проект «Грибы – лекари».

 5

Тест «Умники и умницы»

1

Растения и животные, занесенные в Красную Книгу.

5

Правила поведения в природе.

5

                           «Без прошлого нет настоящего»

24

Как и из чего строили жилище наши предки?

2

Загадка – для ума зарядка. (О предметах быта наших предков).

1

Путешествие по поселениям района. Символика поселений».

4

Православные храмы Усть-Вымского района.

2

История Усть-Вымского района.

3

Мы выстояли, мы победили! Усть-Вымский  район в годы ВОВ.

2

Проектная работа  «Мои родственники – участники ВОВ».

2

Музеи – хранители древности. Экскурсии в музей с. Айкино

2

«Будущее Усть -Вымского района – это мы».

2

Проектная работа «Жизнь дана на добрые дела»

2

Викторина «Знаешь ли ты свой район?»

1

                                                 Список литературы

  1. Биологический эксперимент в школе (Текст): кн. для учителя/ А.В. Бинас, Р.Д. Маш, А. И. Никишов и др. – М.: Просвещение, 1990.
  2. А.Г. Шурыгина., Т.С. Носкова. Программа курса «Экология родного края», журнал «География в школе» № 3, 2006.
  3. Крикунов, Е.А.  Экология (Текст): учеб. Для для общеобразоват. учеб. завед./ Е. А. Криксунов, В.В. Пасечник, А.П. Сидорин.  - М.: Дрофа, 1995.
  4. Миркин, Б.М., Наумова Л.Г. Экология России (Текст). -  М.: Устойчивый мир, 2000г.

Практика, внеклассная работа.

  1. От знания – к здоровью (Текст):Сборник методических разработок по здоровьесбережению школьников/ Сост.Н.Е Шиширина, Г.С. Боровская, Т.И. Надеинская/ Под общей редакцией Т. П. Ихер. – Тула: ИПП  «Гриф и К», 2006.
  2. Практикум по экологии (Текст): учебное пособие/ С.В. Алексеев, Н.В. Груздева, А.Г.Муравьев, Э.В. Гущина/ под редакцией С. В. Алексеева.  - М.: АО МДС, 1996.

Литература для учащихся.

  1. Алексеев, В.А. 300 вопросов и ответов о  животных (Текст)– Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 2005. (Серия: «Расширяем кругозор детей).
  2. Алексеев, В. А. 300 вопросов и ответов по экологии (Текст)/ художники Янаев, В. Х., Куров, В.Н. – Ярославль: «Академия развития», 2006. (Серия: «Расширяем кругозор детей).
  3. Большаков, А.П. Биология. Занимательные факты и тесты. – СПб.: «Паритет», 2000.
  4. Демьянков, Е. Н. Биология. Мир растений (Текст): задачи.  Дополнительные материалы: 6кл. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007.
  5. Игнатова В.А. Экология и культура: на пути к интеграции. Книга для учителя. – Тюмень: Издательство «Вектор Бук», 2004. – 262 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и  примерной  программы среднего (полног...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...