Программа индивидуальных траекторий преодоления трудностей в обучении младших школьников
материал по теме

Шылык Светлана Григорьевна

 

 Коррекционная работа в начальной школе

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_korrektsionnoy_rabote.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3»

«РАССМОТРЕНО»               «СОГЛАСОВАНО»                       «УТВЕРЖДАЮ»

на заседании ШМО                зам. директора по УВР                    директор МБОУ СОШ№3

начальной школы                   _______О.А.Спесивцева                _____________М.В.Крнас

Протокол №1 от ______        __________ 2013 г.                          _____________ 2013г.

Программа  индивидуальных траекторий

 преодоления трудностей в обучении

младших школьников  

(коррекционная работа)

учителя начальных классов

Шылык Светланы Григорьевны

 

г. Вилючинск, Камчатский край

2013г.


Пояснительная записка

        Актуальность

Программа коррекционной работы – обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования, которая направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья. Однако в помощи нуждаются и дети с особыми образовательными потребностями, среди которых могут быть как слабоуспевающие, так и успешные ученики. Главная задача учителя – не задерживать развитие школьника, способствовать формированию у ребёнка инициативного и творческого подхода к учебной деятельности, способности к размышлению, рассуждению, самостоятельному поиску.

 

Цель программы:

  • -выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ;
  • -осуществление индивидуально ориентированной психолого-медикопедагогической помощи детям с ОВЗ;
  • -помощь в освоении такими детьми ООП   и их интеграции в ОУ;
  • -обеспечение доступа к качественному образованию детей с особыми образовательными потребностями через диагностику:
  • трудностей обучения, межличностного взаимодействия школьников;
  • отдельных индивидуальных психофизических особенностей детей (мышление, пространственная ориентировка, психомоторная координация), обучающихся в ОУ;
  • - оказание помощи в освоении ООП детям с трудностями обучения;
  • -стимулирование школьников с высоким уровнем обучаемости.

Задачи программы коррекционной работы:

  • расширение охвата нуждающихся детей специальной педагогической помощью, максимальное приближение её к месту жительства ребёнка;
  • обеспечение детям с ОВЗ и особыми образовательными потребностями возможности интегрироваться в среду нормально развивающихся сверстников;
  • обеспечение родителям обучающихся возможности получать необходимую консультативную помощь педагогов и медиков;
  • обеспечение медико-психолого-педагогического сопровождения каждого учащегося с ОВЗ и особыми образовательными потребностями;
  • подбор адекватных форм воспитания и обучения для младших школьников с ОВЗ и особыми образовательными потребностями с учетом уровня их психофизического и речевого развития.

Основные принципы коррекции трудностей детей в обучении

а) достоверность: профессиональный анализ специалистами ОУ медицинских показателей учащихся (школьный врач); результатов психологической (педагог-психолог, дефектолог) и педагогической(учитель начальных классов) диагностики. Оценка предпосылок и причин возникающих трудностей с учетом социального статуса ребенка, семьи, условий обучения и воспитания;

б) гуманистической направленности: опора на потенциальные возможности ученика, его интересы и потребности; создание ситуаций успехав учении, общении со сверстниками и взрослыми;

в) педагогической целесообразности: создание программы «Индивидуальная траектория  развития учеников».

Общая характеристика трудностей младших школьников в обучении

  1. Неумение включиться в учебную деятельность.
  2. Неспособность самостоятельно начать выполнение задания.
  3. Неготовность выполнять задание без пошаговой инструкции и помощи.
  4. Непонимание, неумение выполнять многокомпонентное задание  (состоящее из нескольких простых).
  5. Недостаточная осознанность усвоения и применения алгоритмов  (правил).
  6. Неумение пользоваться полученными знаниями и умениями при решении стандартных учебных и практических задач.
  7. Неспособность учесть все условия и этапы решения задания в ходе его выполнения (неполное выполнение задания).
  8. Смешение (подмена) алгоритмов, понятий; нарушение последовательности шагов алгоритма при его выполнении.
  9. Подмена задания логически и алгоритмически более простым.
  10. Неспособность контролировать ход (процесс) и результат выполнения задания.
  11. Неумение понять и объяснить причину ошибки, исправить её.
  12. Неумение применять знания в нестандартной ситуации.
  13. Неумение решить учебную задачу с использованием «другого» приема (способа), сравнивать решения по степени рациональности.

Трудности общения детей с учениками и сверстниками

      При анализе особенностей развития младших школьников нельзя забывать о важности влияния на детей особенностей межличностных отношений с учителем и сверстниками.  

Признаки деструктивных проявлений во взаимодействии учеников

 с педагогами и одноклассниками:

-непонимание, неготовность услышать учителя (взрослого), психологическая «несовместимость» (по результатам выполнения теста «психологический портрет учителя/родителя» (автор – Г.В.Резапкина));

-боязнь критики, негативной оценки;

-отсутствие положительного опыта общения со взрослыми.

Деструктивные признаки в характере взаимодействия ученика со сверстниками:

-эгоцентричность, неумение общаться;

-повышенная тревожность;

-неумение строить совместную деятельность (по результатам теста «Рукавички»);

-заниженная (завышенная) самооценка ( по результатам выполнения тестов «Лестница», «Семья») .

Характеристика основных направлений в рамках данной деятельности

  1. Объединенная работа школьных педагогов (психолога, дефектолога и педагога предметника) по преодолению трудностей в обучении.
  2. Проведение педагогической диагностики успешности обучения младших школьников и анализ её результатов (сентябрь, декабрь, май).
  3. Проведение родительских собраний, конференций, консультаций с целью расширения педагогических знаний родителей о работе с детьми, которые нуждаются с особом педагогическом внимании ( в течение учебного года).

Мероприятия по работе с родителями обучающихся

Мероприятия

Темы, примечания

Родительские собрания, конференции, семинары

«Психология младшего школьника, испытывающего трудности в обучении и общения»,

«Особенности взаимодействия родителей и ребёнка в условиях его недостаточного физического и психического развития»,

«Свободное время ребенка с ограниченными возможностями здоровья»,

«Как помочь ребенку учиться»,

«Воспитай отличника»,

«Типичные трудности в обучении учеников нашего класса»,

«Домашняя работа ученика»,

« Детские страхи и пути их преодоления»,

«Ребёнок на улице»

«Принципы семейного воспитания»,

«Ребенок и его взаимоотношения с окружающими» и др.

Индивидуальные консультации

Индивидуальные консультации педагога-психолога, дефектолога, школьного врача, социального педагога, учителя начальных классов, учителей – предметников.

Тематические выставки детских работ

«Я – ученик», « Я и мои друзья», «Моя семья и моя школа» и др.

Классный уголок для родителей

Стенд с педагогическими советами для родителей: « Ребенок учится тому, что видит у себя в дому», « Как воспитать внимание», « Гиперактивные дети» и др.

  1. В рамках повышения самообразования педагога важно ознакомиться с нужной методической литературой по темам, связанным с проблемами обучения детей с ОВЗ, организовать текущий и итоговый контроль при обучении детей с разным уровнем успеваемости, обмениваться опытом работы по данной теме с педагогами других ОУ.
  2. Создать программы индивидуальных траекторий преодоления младшими школьниками  предметных и общеучебных трудностей в обучении.

Условия успешности коррекционно-развивающей работы

  1. Подход к учащемуся с оптимистической гипотезой (безграничная вера в ребёнка) . Каждый ребенок может научиться всему. Для этого необходимо разное количество времени и усилий и со стороны ученика, и со стороны учителя.  Педагог не должен сомневаться в возможности достижения результата каждым учеником.
  2. Путь к достижению положительного результата может быть только «от успеха к успеху». Для ребенка очень важно постоянно чувствовать свою успешность. Для этого уровень сложности предлагаемых заданий должен соответствовать уровню возможностей ребенка. Важно дать почувствовать каждому ученику успешность в процессе обучения. Оценивая работу ребенка, прежде всего необходимо обращать его внимание на то, что получилось, и лишь потом высказывать конкретные пожелания по улучшению работы.
  3. Создание доброжелательной атмосферы на занятиях. Психологами доказано, что развитие может идти только на положительном эмоциональном фоне. Ребенок намного быстрее добьется успеха, если будет верить в свои силы, будет чувствовать такую же уверенность в обращенных к нему словах учителя, в его действиях.

    Педагогу не стоит скупиться на похвалы, нужно отмечать самый незначительный успех, обращать внимание на любой правильный ответ. При этом учителю не следует забывать, что его оценочные суждения должны касаться только результатов работы ребенка, а не его личности.

  1. Темп продвижения каждого ученика определяется его индивидуальными возможностями.

Ученик не будет работать быстрее и лучше, если он постоянно слышит слова: «быстрее», « поторопись», «ты опять последний». Этими слова достигается обратный эффект – либо ученик работает еще медленнее, либо он работает быстрее, но при этом начинает страдать качество работы. Более целесообразной является позиция «лучше меньше, да лучше», для ее осуществления учитель на начальных этапах подстраивается к темпу работы ребенка, максимально индивидуализируя процесс обучения, предлагая меньшие по объему задания. В то же время шаг за шагом, не в ущерб качеству учитель старается приближать темп каждого ученика темпу работы класса.

  1. Отказ от принципа «перехода количества дополнительных занятий в качество обучения». Суть «качественного» подхода заключается в том, что учитель знает, в чем заключается трудности ребенка и как они могут быть устранены самым эффективным способом. Продуктивен именно такой путь – от знания причины ошибки к ее устранению.
  2. Постоянное отслеживание продвижения каждого ученика.  Важно знать ту точку, в которой ученик находится в данный момент, а также перспективы его развития. Для выполнения этого условия нужно точно знать последовательность этапов формирования каждого конкретного навыка, универсального учебного действия, то есть учитель должен представлять: что ребенок уже может сделать самостоятельно, а что он может сделать с помощью учителя и в чем эта помощь должна выражаться.
  3. В обучении необходимо опираться на сильные стороны в развитии ученика, выявленные в процессе диагностики.
  4. Содержание учебного материала для проведения коррекционных занятий должно не только предупреждать трудности обучения, но и способствовать общему развитию учащегося.  Задания должны быть разнообразными, занимательными, интересно оформленными. Основными методами обучения на занятиях должны быть дидактическая игра и самостоятельная предметно-практическая работа, т.к. именно  в этих видах деятельности ребенка происходит развитие наглядно-образного мышления, произвольности и т.п.
  5. Коррекционно-развивающая работа должна осуществляться систематически. То, чего так медленно и постепенно удается достигнуть, легко и быстро разрушается, если действия не отработаны до конца.

Предполагаемый результат:

  • повышение успеваемости и качества знаний по предметам;
  • активизация  творческой, познавательной и интеллектуальной  деятельности учеников;
  • развитие у обучающихся  регулятивных, познавательных, коммуникативных  и личностных УД.

Приложение 1

Примерная программа индивидуальной траектории

 преодоления трудностей в обучении русскому языку

  1. Общая характеристика трудности

а) Характеристика трудности: неумение выбрать необходимый способ проверки в зависимости от места и типа орфограммы.

б) Причины трудности:

  • непонимание учащимся факта, что способ проверки орфограммы зависит от того, в какой части слова  находится орфограмма;
  • расширения действия орфограммы» безударные гласные в корне слова» и способа ее проверки;
  • ошибочный перенос способа проверки безударных гласных в корне слова на другие части слова;
  • неумение разбирать слово по составу

2. План мероприятий по определению трудности

а) Работа на уроке в «зоне ближайшего развития». Развернутое проговаривание учителем совместно с учащимся алгоритма проверки орфограммы. Выполнение дополнительных упражнений из учебника, рабочей или коррекционной тетради на отработку действия по осознанному разбору слова по составу.

Специальные задания для обучающихся:

  • дифференциация  различных орфограмм;
  • выбор способа проверки слова;
  • сравнение способа проверки слова
  • сравнение способа проверки пары слов с орфограммами в разных частях слова.

б) Организация учебного взаимодействия ребенка с одноклассниками:

-работа в паре с одноклассником, успешно усваивающим данный предметный материал;

-во время дифференцированной работы участие в группе учащихся с аналогичной проблемой.

в) Индивидуальная консультация для родителей с объяснениями сути проблемы, ее причин  и путей преодоления. Объяснение принципа помощи при выполнении домашних заданий.

Приложение 2

Примерная программа индивидуальной

траектории преодоления трудностей в обучении математики

  1. Общая характеристика трудности

а) Характеристика трудности: проблемы в понимании математических отношений: больше/ меньше на…», «на сколько (во сколько раз) больше/меньше», и т.д.

б) Причины трудности:

  • неумение проиллюстрировать с помощью сюжетной ситуации математическое отношение;
  • неспособность представить отношение с помощью модели;
  • подмена математических отношений (вместо «уменьшить в…» используется «уменьшить на…»
  • неразличение разностного сравнения «на сколько…» и кратного сравнения «во сколько раз…»;
  • неумение формулировать математическое утверждение, содержащее отношение.

2. План работы по преодолению трудности

а) специальная работа с текстами заданий, задач, содержащих отношения «больше/меньше на…», «больше/меньше в …», «на сколько ( во сколько раз) больше/меньше»;

  • составление предметной модели ( схемы) заданного отношения ( с помощью рисунка, набора фишек, палочек);
  • установление соответствия между отношением и его представлением на математической модели;
  • формулирование математического отношения по модели.

б) составление сюжетной ситуации, текста, содержащего математическое отношение «больше/меньше», « выше/ниже, больше/меньше на…», « больше/ меньше в…»

в) Совместное с учителем составление и использование алгоритма решения простой текстовой задачи, содержащей отношение (больше/меньше на…», « больше/меньше в…», « на сколько ( во сколько раз) больше/меньше»):

  • чтение задачи;
  • выделение математического отношения и представление его на модели;
  • выбор арифметического действия, иллюстрирующего предложенное отношение ( в т.ч. в ситуации косвенной формулировки условия задачи).

г Составление алгоритма решения составленной задачи, содержащей отношение ( «больше/меньше на…», « больше/меньше в …», « на сколько (во сколько раз) больше/меньше»)

д Включение ученика в парную работу с одноклассником, не испытывающим трудностей в  установлении и реализации изученных математических отношений, участие в оценке результатов установления отношения другими учениками класса ( в ходе парной, групповой, фронтальной работы)

е) коррекционно-развивающие упражнения в рамках урока математики ( на этапе устного счета, самостоятельной работы учащихся, на этапе повторения)

ж) Индивидуальная работа. Комментирование хода выполнения домашнего задания с акцентом за задания, содержащие отношения «больше/меньше на…», «больше/меньше в…», « на сколько (во сколько раз) больше/меньше».

Приложение 3

Примерная программа индивидуальной

траектории преодоления общеучебных трудностей

  1. Общая характеристика трудности

а) Характеристика трудности: частичное (неполное) выполнение задания, частичное использование правила, алгоритма.

Б) Причины трудности: несформированность действий контроля и самоконтроля

  1. План мероприятий по преодолению трудности

а) специально организованная игровая деятельность во внеучебное время (на перемене, во время внеурочных занятий). Игры с правилами. Обсуждение правил игры, условий выигрыша. Анализ и самоанализ хода и результатов участия в игре. Предупреждение и устранение в конкретной игровой ситуации проблем, связанных с несоблюдением правил игры. Обсуждение результатов игры ученика ( выигрыш, причина выигрыша; проигрыш, причина проигрыша).

б) Проговаривание учеником хода подготовки к уроку.

в) Работа на уроке в зоне «ближайшего развития». Совместное («учитель/ученик») обсуждение задания (упражнения) и хода его выполнения. Контроль (совместно с учителем), а затем самоконтроль всех этапов выполнения задания. Фиксирование ответа.

г) Работа в паре с «сильным» учеником, работа в группе детей со сходными трудностями.

При распределении поручений предлагать ученику контролировать действия:

  • по планированию хода решения, его выполнения;
  • сравнению цели и полученного результата;
  • формулированию выводов по результатам работы.

д) Если одной из причин являются проблемы в усвоении предметных алгоритмов (например, алгоритмов арифметических действий, алгоритма синтаксического разбора предложения), рекомендуются занятия со специалистами (учитель-логопед, педагог-психолог)

е) Индивидуальная работа: игры с правилами, выполнение роли ведущего в игре.

ж) Индивидуальная консультация для родителей: режим дня, планирование выполнения домашних дел и поручений.

Приложение 4

Примерная   программа  индивидуальной помощи

ученику с трудностями межличностного взаимодействия

  1. Общая характеристика трудности

А) Характеристика трудности: неумение включаться в совместную деятельность, строить совместную деятельность.

Б) Причины трудности:

Ограниченность общения в семье и со сверстниками в дошкольный период развития.

  1. План мероприятий по преодолению трудности

а) Создание на уроках атмосферы взаимного уважения: класс-сообщество, где каждый несёт ответственность за свои поступки. Поддержка положительного психологического климата в классе, основанного на доверии, уважении и взаимопомощи. Приоритет положительных эмоций, связанных с достижением успеха, - это способствует повышению эффективности любой деятельности.

б) Работа в паре, позволяющая учиться друг у друга, обратиться к соседу за советом, помощью, обменяться информацией, проявить понимание, терпение. Использование учителем следующих фраз:

  • «Повтори задание по частям своему соседу»;
  • «Поправь друга»;
  • «Внимательно слушай другого»;
  • «Будь уважителен со всеми»;
  • «Попробуй решить пример еще раз» и др.

Составление учителем совместно с учащимися инструкции по работе в паре (группе) «Как мы будем выполнять работу», контроль и самоконтроль каждого шага инструкции.

в) Организация совместной деятельности учеников в ходе раьоты над групповым проектом по подготовке стенной газеты для получения опыта сотрудничества, развития привычки уважительно относиться друг к другу, к мнению участников учебного диалога.

г) Накопление опыта успешной совместной деятельности:

  • Обсуждение проблем, в ходе которого каждый может высказать своё мнение;
  • Совместное исправление ошибок, придумывание заданий и текстов;
  • Составление совместного плана решения учебной задачи.

д) Система тренинговых игровых занятий, формирующих умение сотрудничать, Организация игр, позволяющих учиться учебному диалогу («Карусель», «пересадка», «Суета», «Иду в гости» и др.)

                       

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы преодоления трудностей в обучении младших школьников путём дифференциации учебного материала.

В данной статье можно найти пути решения, как формировать навыки красивого и грамотного письма....

Программа психолого-педагогической помощи младшим школьникам по предупреждению и преодолению трудностей в обучении, возникающих в условиях ФГОС.

Актуальность выбора курса определена следующими факторами: на основе диагностических фактов выявлено, что у младших школьников наблюдается низкий уровень развития познавательных процессов; низкий уров...

Обобщение опыта: "Использование бланковых методик в процессе преодоления трудностей чтения у младших школьников"

       В процессе использования данной методики не нужно будет специально заботиться о позитивном настрое ребенка на учение. В результате всей работы как бы само собой произ...

Статья.Условия реализации индивидуальной траектории преодоления общеучебных трудностей ученика начальных классов с ОВЗ

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, т....

Программа индивидуальной траектории преодоления трудностей по русскому языку учащегося с проблемами здоровья.

Назначение программы: психолого-педагогическое сопровождение обучающегоя с ограниченными возможностями здоровья по предмету: "Русский язык"....

«Программа индивидуальной траектории преодоления трудностей по русскому языку»

Индивидуальная образовательная траектория -   персональный путь творческой реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании, смысл, значение, цель и компоненты каждого последо...