Виды трудностей при обучении первоклассников и возможные причины этих трудностей.
материал (1 класс) по теме

Кудрявцева Евгения Валерьевна

В таблице представлены возможные причины трудностей при обучении первоклассников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ПЕРВОКЛАССНИКАМИ

ВИДЫ ТРУДНОСТЕЙ

ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ

Трудности формирования зрительного образа буквы (трудности запоминания конфигурации графического элемента)

- недостаточная сформированность зрительной памяти

- недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия

- недостатки методики обучения (опора на принцип механического копирования)

- форсирование темпа обучения

Трудности формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента

- недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия

- недостаточность сформированности зрительно-моторных координаций

- форсирование темпа обучения

- недостаточность сформированности зрительной памяти

- недостатки методики обучения

Трудности с копированием графических элементов букв

- недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия

Ошибки в пространственном расположении элементов букв

- недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия

Ребенок не «видит» строку, нарушает соотношение между элементами буквы, путает буквы, пишет «лишние» элементы или, наоборот, не дописывает буквы

- недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия

- недостаточная сформированность зрительной памяти

- недостатки методики обучения

- форсирование темпа обучения

Неустойчивый почерк (неровные штрихи, различная высота и протяженность графических элементов, растянутые, разнонаклонные буквы, тремор)

- недостаточность сформированности моторных функций

- нарушение зрительно-моторных координаций

- недостатки методики обучения

- форсирование темпа обучения

- выраженное функциональное напряжение и утомление

Сильный нажим, тремор

- недостаточная сформированность моторных функций

- нарушение координации движений (неправильная поза, неправильное положение ручки)

- нарушение координации движений в связи с сильным утомлением и функциональным напряжением

Ошибки при письме:

- пропуски согласных  и гласных букв;

- замены согласных букв, близких по звучанию (з-с, г-к, б-п, д-т и т.д.)

- трудность звукобуквенного анализа

- форсирование темпа обучения

- недостаточная сформированность фонетико-фонематического восприятия

- трудности концентрации внимания

Ребенок не использует правила (заменяет буквы, не ставит точку)

- непосильный темп, трудности концентрации внимания (низкая, неустойчивая работоспособность)

- индивидуальные особенности организации деятельности

- педагогические надоработки

Ухудшение почерка, замены букв при списывании

- недостаточность сформированности звукобуквенного анализа

- слишком быстрый темп письма

Ухудшение почерка, замены букв при списывании

- недостаточность сформированности зрительно-моторной координации

- недостаточная сформированность зрительной памяти

Очень медленный темп письма

- затруднен звукобуквенный анализ

- недостаточная сформированность координации движений и зрительно-моторных координаций

- индивидуальный темп деятельности

ВИДЫ ТРУДНОСТЕЙ

ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ

Ребенок плохо запоминает конфигурацию букв

- недостаточная сформированность зрительной памяти

- недостатки методики обучения

Недостаточное различение близких по конфигурации букв

- недостаточная сформированность зрительного восприятия

- недостаточная сформированность зрительной памяти

- недостатки методики обучения

Перестановка букв при чтении

- недостаточная сформированность зрительного восприятия

Замена букв, неправильное произношение при чтении

- недостаточная сформированность звукобуквенного анализа, нарушения произношения, трудности артикуляции

Трудность слияния букв при чтении (каждая буква читается отдельно, а вместе – трудно)

- недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия

- недостаточная зрелость коры головного мозга

Пропуски слов, букв («невнимательное» чтение)

- функциональная слабость ЦНС

- трудность концентрации внимания

- выраженное утомление

Пропуски букв, слогов, угадывание («спотыкающийся» ритм)

- форсирование скорости чтения

- недостатки методики обучения

Быстрый темп чтения, но плохое восприятие прочитанного («механическое» чтение)

- форсирование скорости чтения

- недостатки методики обучения

Очень медленный темп чтения (побуквенное или слоговое, без продвижения в течение года)

- недостаточная сформированность зрительного восприятия

Медленный темп чтения (есть продвижения в течение года)

- недостаточная сформированность звукобуквенного анализа, артикуляции

- трудности концентрации внимания (функциональное напряжение, утомление)

- индивидуальные особенности темпа деятельности

- форсирование скорости чтения

ВИДЫ ТРУДНОСТЕЙ

ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ

ВИДЫ ТРУДНОСТЕЙ

ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ

Плохое выделение и различение геометрических фигур

- недостаточная сформированность зрительного восприятия

- недостаточная сформированность зрительной памяти

- недостатки методики обучения

Трудности копирования простейших геометрических фигур (с сохранением размерности, пропорций)

- недостаточная сформированность зритель-моторных координаций

- недостаточная сформированность зрительного восприятия

Зеркальное письмо некоторых цифр, плохое различение цифр, близких по конфигурации, перестановка цифр

- недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия

- форсирование темпа обучения

- недостаточная сформированность зрительной памяти

Замена цифр при восприятии на слух

- недостаточная сформированность слухового восприятия

Трудности формирования правильной траектории движений при написании цифр, изменение конфигурации, соотношения элементов

- недостаточная сформированность зрительного восприятия

- недостаточная сформированность зрительно-моторных координаций

- недостатки методики обучения

- форсирование темпа обучения

Сильный тремор, неравномерность штрихов, сильный нажим

- недостаточная сформированность координации движений

- неправильное положение ручки

Неустойчивый почерк: цифры неровные, растянутые, нарушены конфигурация, соотношение штрихов, размеры цифр

- недостаточная сформированность координации движений

- неправильное положение ручки

- сильное утомление

- функциональное напряжение

Трудности расположения заданий по вертикали и горизонтали, перестановки

- недостаточная сформированность зрительного восприятия

- недостаточная сформированность пространственного восприятия

Трудности выделения в заданиях числовых данных, если они записаны словами

- трудности вербально-логического мышления

- механическое чтение

Фрагментарное восприятие задания (задачи)

- функциональная слабость ЦНС, повышенная утомляемость

- механическое чтение

Трудности переключения с одной операции на другую в процессе деятельности

- функциональная слабость ЦНС, повышенная утомляемость

- индивидуальные особенности деятельности

Трудности формирования математических понятий, усвоения законов, правил, трудности переноса вербальных инструкций на конкретное действие

- недостаточная сформированность вербально-логического мышления

- недостаточная сформированность речевого развития

- недостатки методики обучения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудности в обучении младшего школьника и возможные психологические причины данных трудностей

Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н.  Трудности в обучении младшего школьника и возможные психологические причины данных трудностей...

Трудности в обучении первоклассников. Почему они возникают?

Не слышит учителя. Если ребенок плохо слышит не только на уроке, но и в повседневной жизни, не понимает обращенную речь, когда не видит лица говорящего – можно предположить, что у него имее...

виды трудностей при обучении письму и возможные их причины

Материал полезен учителям начальных классов, работающим с детьми с нарушением зрения...

Трудности в обучении чтению и их причины

В статье рассматривается педагогическая симптоматика основных трудностей при обучении чтению, описаны главные причины их возникновения, а также даны диагностические задания для выявления возникающих т...

Трудности в обучении первоклассников. Почему они возникают?

За последнее время всё чаще и чаще мы встречаем детей, которые не слышат и даже не реагируют на слова учителя, не могут высидеть и полурока ... С чем это связано? В чём причина?...

Виды трудностей при обучении чтению и их возможные причины. Как помочь?

Хвалите ребѐнка за каждый успех, он должен чувствовать, что у негополучается. Как можно меньше критикуйте...

ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ1. Не слышит учителя. Если ребенок плохо слышит не только на уроке, но и в повседневной жизни, не понимает обращенную речь, когда не видит лица говорящего...