Использование приемов технологии критического мышления для развития мыслительной деятельности младших школьников.
статья на тему

Моцная Людмила Анатольевна

Кто из нас, учителей, заду­мывается, а что думают наши ученики, какие цели они ставят перед собою на уро­ке? Бывает, что во время урока кто-то из ребят сидит и скучает. Он уже знает эту тему, и ему неинтересно. А кому-то новая тема просто не нравится. Что нужно сделать учителю, чтобы каждый ученик активно участвовал в учебном процессе? Я давно нашла для себя  ответ на этот вопрос – учить  детей нужно  по системе Л.В.Занкова и технологии развития критического мышления, так обучение должно на уроке  идти «от детей». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование приемов технологии критического мышления для развития мыслительной деятельности младших школьников.

                                                                                     Моцная Людмила Анатольевна

                                                                                                   учитель начальных классов

                                                                                                   МОУ «Рудногорская сош»

                                                                                                   Нижнеилимского района

                                                                                                   Иркутской области

Кто из нас, учителей, задумывается, а что думают наши ученики, какие цели они ставят перед собою на уроке? Бывает, что во время урока кто-то из ребят сидит и скучает. Он уже знает эту тему, и ему неинтересно. А кому-то новая тема просто не нравится. Что нужно сделать учителю, чтобы каждый ученик активно участвовал в учебном процессе? Я давно нашла для себя  ответ на этот вопрос – учить  детей нужно  по системе Л.В.Занкова и технологии развития критического мышления, так обучение должно на уроке  идти «от детей».  Технология развития критического мышления помогла мне совершить чудеса, включить в  увлекательное путешествие на уроке каждого ученика, независимо от его способностей.  Сначала немного истории о ТРКМ. Технология РКМ была разработана американскими учеными и преподавателями Технология предлагает систему конкретных методических приемов, которая может быть использована в различных предметных областях и для учащихся разных возрастных групп. Это современная «надпредметная» универсальная технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями, ориентированными на решение актуальных образовательных задач. В России она появилась в 1997 году; ее используют педагоги в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Новосибирске и других городах. В основу технологи положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий) вызов, осмысление, рефлексия.

                                      Технологический алгоритм урока

I стадия

II стадия

III стадия

Вызов:

Осмысление содержания:

Рефлексия:

актуализация имеющихся знаний;

пробуждение интереса к получению новой информации;

постановка учеником собственных

целей обучения

получение новой информации;

корректировка учеником поставленных целей обучения

размышление, рождение нового

знания;

постановка учеником новых целей обучения

Цель технологии: обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.

 По-существу,  по данной технологии ученики  сами для себя формулируют цель: для чего я буду изучать новый материал, что именно мне нужно узнать, чтобы ответить на собственный вопрос.

Могу с уверенностью заявить, моим ученикам  стало намного интереснее учиться. Знания, полученные в рамках этой технологии, стали для них более  актуальными и более осмысленными.

Соотнеся программу Л.В.Занкова, по которой я работаю и содержание технологии РКМПЧ, определила  для себя ряд задач:

1) из технологии РКМПЧ выбрать приемы, которые можно использовать в данной возрастной группе;

2) выявить специальные умения, которые развивает тот или иной прием;

3) освоить и реализовать эти приемы при работе с художественным и информационным текстами на уроке;

4) разработать и провести систему уроки по технологии РЧПКМ с использованием данных приемов;

Среди методических приемов, направленных на формирование ТКМ можно назвать:

  • кластер
  • дерево предсказаний
  • толстые и тонкие вопросы
  • бортовой журнал
  • инсерт
  • синквейн;
  • прием “знаем/хотим узнать/узнали”
  • Взаимообучение
  • Рассказ -  предположение по ключевым словам;
  • верные и неверные утверждения;
  • перепутанные логические цепочки и  многие другие.

Данные приемы позволяют детям лучше понимать информацию, легче запоминать правила, при самостоятельной работе с любым текстом ребенку легче выделять главное, а графическое оформление текстового материала позволяет прочно запоминать информацию и пересказывать текст. Кроме этого, при переходе в среднюю школу, ученик будет справляться с уже большими объемами текстов.

Я вижу большую эффективность данной технологии в процессе обучения ребят, так как она содержит такие приемы, которые позволяют побуждать интерес к теме, работать непосредственно с материалом и учат обобщать материал. Особый акцент я хотела бы сделать на то, что благодаря данной технологии интенсивно развивается умение работать с письменным текстом.

Далее я попытаюсь обосновать выделенные приемы с точки зрения их эффективности для развития вышесказанных умений.

Первый прием – это кластер («гроздь»), смысл которого в выделении смысловых единиц текста и графическом оформлении их в определенном порядке в виде грозди. Использовать данный прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом.
«Грозди» - графический прием систематизации материала. Наши мысли располагаются в определенном порядке. Правила очень простые. Выделяем центр – это наша тема, от неё отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины, понятия. Многие учителя сравнивают этот приём с моделью солнечной системы.

Система кластеров охватывает большее количество информации, чем учащиеся получают при обычной письменной работе.

Ученики легко используют этот прием. Организуя работу с младшими школьниками, я предлагаю им озаглавить смысловые блоки или даю готовые вопросы. Достаточно 2 - 3 раза провести подобную работу, чтобы этот прием стал технологичным. Ученики с удовольствием используют кластеры.

Мозговая атака используется для создания банка идей, из которых можно выбрать лучшую.

Еще один прием - «бортовой журнал». Бортовые журналы – обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым, учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. В простейшем варианте учащиеся записывают в бортовой журнал ответы на следующие вопросы:

1. Что я знаю по данной теме?
2. Что я узнал нового из текста по данной теме?

Левая колонка бортового журнала заполняется на стадии вызова. При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют правую колонку бортового журнала, исходя из полученной информации и своих знаний, опыта.

Один из простых приемов – таблица «тонких» и «толстых» вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока. Если мы пользуемся этим приемом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые наши учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного.

Таблица «тонких» и «толстых» вопросов выглядит так: в левой части - простые «тонкие» вопросы, в правой части – вопросы, требующие более сложного развёрнутого ответа.

  • кто...
  • что...
  • когда...
  • может...
  • будет...
  • мог ли...
  • как звали...
  • было ли...
  • согласны ли вы...
  • верно...
  • дайте объяснение, почему...
  • почему вы думаете...
  • почему вы считаете...
  • в чем разница...
  • предположите, что будет, если...
  • что, если...

Инсерт - прием маркировки текста. Учащимся предлагают систему маркировки текста, предполагающая следующие значки:

"V" - то, что известно;

"- - то, что противоречит представлениям читающих;

"+" - то, что является новым;

"?" - ставится тогда, если у читателя возникло желание узнать о том, что описано, более подробно.

Условные знаки помогают детям читать более внимательно, превращают чтение в увлекательное путешествие. Знаки становятся помощниками в запоминании материала. Такое активное чтение способствует развитию систематичности мышления, развивает умение классифицировать поступающую информацию и развивает умение выделять новое. При повторном чтении внимание обращается еще раз на то, что не знал, а это способствует запоминанию новой информации.

Прием "Сводная таблица" помогает ребятам систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами. Выглядит эта таблица просто: Средняя колонка называется "линией сравнения". В ней перечислены те категории, по которым мы предполагаем сравнивать какие-то явления, события, факты. В колонки, расположенные по обе стороны от "линии сравнения", заносится информация, которую и предстоит сравнить. таблица ЗХУ (Знаю - Хочу узнать - Узнал). Её цель - развить мыслительные способности учащихся, выработка ими собственной позиции по изучаемой теме. Дети с помощью этой таблицы собирают воедино имеющиеся у них знания по данной теме, обосновывают и систематизируют поступающие данные.

- сюжетная таблица. Суть работы с этой таблицей - читая текст, ребёнок делает пометки, создавая “скелет” текста: Кто? Что? Когда? Где? Почему?

Материалом для использования приема "Чтение с остановками" служит повествовательный текст. Непременное условие для использования данного приема - найти оптимальный момент в тексте для остановки. Эти остановки - своеобразные шторы: по одну сторону находится уже известная информация, а по другую - совершенно неизвестная информация, которая способна серьезно повлиять на оценку событий. Этот прием требует не только серьезной корректировки собственного понимания, но иногда даже отказ от прежней позиции. Но отказ не под чьим-то влиянием, а в результате личной работы с текстом, самостоятельного освоения нового. Для младших школьников такими текстами могут служить неизвестные детям сказки, а так же рассказы с сюжетной линией.

“Дерево предсказаний” . Этот приём подходит для развития умения аргументировать, обосновывать свои прогнозы. “Ствол дерева” - это тема, “листочки” - прогнозы, “веточки” -аргументы.

Применяется в данной технологии и метод рефлексии. Ведь умело организованное осмысление материала помогает детям лучше усвоить новый материал, приобрести более глубокие и прочные знания. В применении рефлексии возможны такие приёмы:

- “мысли по аналогии” , т.е. для оценки понимания изучаемого материала можно задавать “вопросы по аналогии” : “На что похоже?” , “С чем можно сравнить?” и т.д. Дети, проводя сравнения, “наводят мосты” между тем, что они знали и тем, что узнали.

Выразить свое эмоциональное отношение к героям произведений на заключительном этапе (рефлексия) свое понимание художественного образа можно еще с помощью приема написания стихотворения по алгоритму  синквейн.
Синквейн способствует развитию поэтических способностей, творческого воображения.

Приемов ТРКМ очень много. Но совсем не обязательно использовать их все.
Главное – эти приемы действенны. Они помогают ученику конструировать учебный процесс, отслеживать направления своего развития, самому определять конечный результат. Наша совместная деятельность с ребятами только началась, и впереди у нас много неизведанных тропинок вместе с технологией РКМ. Становится очевидным, что применение даже некоторых приёмов технологии РКМ даёт возможность развить и совершенствовать творческий потенциал учащихся. Однако, не только учащиеся могут достигать высоких результатов в своём развитии, РКМ – это прекрасная возможность для каждого учителя совершенствоваться и расти профессионально.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование технологии развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности младших школьников»

Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться?         Эти вопросы ежедн...

Использование технологии развития критического мышления для активизации мыслительной деятельности младших школьников

Формирование нового стиля мышления.Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность.Развитие аналитического, критического мышления.Формир...

Обобщение педагогического опыта «Использование технологии развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности младших школьников»

Цель работы - исследовать эффективность применения технологии развития критического мышления, как средства для развития мыслительной деятельности учащихся.Гипотеза: если использовать методы и приёмы т...

Выступление на ГМО по теме Использование исследовательских методов и приёмов как средство развития мыслительной деятельности младших школьников

Сегодня учащиеся начальной школы обучаются по новым ФГОС, в основе которых лежит системно-деятельностный подход, и главная задача учителя – научить детей учиться.Основная особенность деятельност...