КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ по программе внеурочной деятельности «Школьная сказка»
рабочая программа (1 класс) на тему

Ровинская Марина Ивановна

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного, школьного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

   

УТВЕРЖДАЮ                                   СОГЛАСОВАНО                                        РАССМОТРЕНО

Директор школы №101                     Заместитель директора по УВР                на заседании МО

___________ Макаров К.В.                _____________ Темляк Е.И.                   протокол № ____

«__»________20___г.                        «__»________20___г.                              «__»________20___г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ

по программе внеурочной деятельности

«Школьная сказка»

Духовно-нравственное направление

Классы: 1-3

Учитель: Ровинская М.И.

Кол-во часов: 34 часа (1 час в неделю)

Планирование составлено на основе примерных программ по внеурочной деятельности ФГОС

Самара

2013

                                          Пояснительная записка


Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного, школьного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию младшего школьника, — все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.

Данная программа позволяет выработать у учащихся позитивные межличностные отношения, социальные умения и навыки поведения, а также нравственные качества личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. Программа носит духовно-нравственную направленность.

Программа обучения способствует формированию социальных умений и навыков поведения: отзывчивости, общительности, дружелюбия, стремления делиться впечатлениями от услышанного, увиденного, прочувствованного, потребности радовать близких результатами своего труда.

Основной упор при обучении делается на овладение воспитанниками умением делиться впечатлениями от услышанного, увиденного, прочувствованного, адекватно передавать характеристики поведения и отношений героев сказки, давать полную и правильную нравственную оценку поступкам, ситуациям, героям.

Таким образом, актуальность программы заключается в необходимости формирования и развития у обучающихся общественно значимых идеалов и ориентиров, необходимых для воспитания нравственно развитой и духовно богатой личности в процессе изучения литературы в рамках внеурочной деятельности.

Содержание занятий создает условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская.


Цель программы – формирование нравственно здоровой личности младшего школьника, расширение социального опыта ребёнка через приобщение к произведениям художественной литературы

Задачи программы

  • расширить представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную и музыкальную культуру; содействовать эмоциональному развитию детей;
  • способствовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи; помогать усвоению детьми нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость и правил доброй, совестливой жизни;
  • содействовать развитию мотивационной сферы младших школьников, формированию стремления подражать положительным героям сказок;
  • развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор;
  • воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь;
  • создавать условия для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую деятельность, связанную с образным строем и сюжетом сказки;
  • развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту;
  • воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.

Данная программа рассчитана на 3 года, по одному часу в неделю. Она включает в себя три основных направления:

  1. Знакомство со сказкой.
  2. Освоение специальных средств литературно-речевой деятельности; ознакомление детей со средствами художественной выразительности, развитие звуковой стороны речи, словаря, грамматического строя, связной, выразительной речи;
  3. Развитие умственных способностей – задания на развитие мышления и воображения;



Структура занятий

Каждое занятие включает в себя ряд этапов:

1. Слушание сказки с включением музыкальных фрагментов.

2. Рассматривание иллюстраций и обсуждение содержания сказки, выяснение основной идеи. Игры, драматизация, музыкально-двигательная деятельность.

3. Организация художественно-продуктивной деятельности: рисования, лепки, аппликации, конструирования на тему сказки.

Основным принципом, заложенным в программу, является деятельностный принцип обучения.

В процессе организации занятий мы предлагаем использовать деятельностный принцип, поэтому в качестве основных методов применяются разыгрывание (драматизация) отдельных сюжетов по сказкам, продуктивные методы — рисование, лепка и конструирование на темы сказок, прослушивание музыкальных произведений, точно подобранных для сказочных характеристик, что позволит детям угадывать сказки, героев и уточнять их основные характеристики. Инициирование творчества в передаче ярких эмоциональных характеристик призвано стимулировать способность самостоятельно творить художественный образ.

Основной целью
начального курса является знакомство воспитанников с содержанием сказки, формирование умения отбирать условные заместители для обозначения персонажей сказки и узнавать различные сказочные ситуации по показу на заместителях
Результатом обучения по программе 1-го года является развитие умения использовать готовую пространственную модель (наглядный план сказки) при пересказе знакомой сказки. Сначала использовать готовую пространственную модель, а затем уметь самостоятельно строить и использовать пространственные модели при пересказе сказок
Использование моделей для составления сказки позволяет детям лучше усвоить последовательность действий персонажей сказки и ход сказочных событий; развивает абстрактно-логическое мышление, умение оперировать символами и знаками; обогащает словарь, активизирует речь; воздействует на все органы чувств.

Младшие школьники на
2-м году обучения изучают более сложный вид моделирования – двигательный. Главной задачей при использовании в работе со сказкой выразительных движений является развитие творческих способностей детей. Усвоение того или иного выразительного движения, жеста происходит в специально подобранных упражнениях, также в свободных играх. Вспомогательными средствами освоения выразительных движений выступают слово и музыка.

Основной целью второго года обучения является обучение детей двигательной передаче сказочных образов через небольшие инсценировки.

На
3-м году обучения планируется обучение детей драматизации по произведениям детской литературы с индивидуальными ролями, требующими от детей интонационной и мимической выразительности.

Место курса в учебном плане

Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1-3 классов. Программа рассчитана на 3 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю, всего 34 часа.

Планируемые результаты освоения программы

«Школьная сказка»

Ученик научится:

• воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; понимать художественный текст; интерпретировать прочитанное;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

• выявлять авторскую позицию, определяя своё к ней отношение;

• различать фольклорные и литературные произведения;

• выделять нравственную проблематику текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов;

• выразительно читать сказки, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

• пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов;

• выявлять в сказках характерные художественные приёмы,

• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм).

Ученик получит возможность научиться:

• рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, обосновывая свой выбор;

• сочинять сказку или придумывать сюжетные линии.

• вести под руководством учителя проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах

Формы подведения итогов обучения:

- выставки творческих работ;  

- спектакль;

- (в конце года) диагностическая карта «Оценка результатов освоения творческой части программы»

Личностные, метапредметные результаты освоения материала

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся следующие:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
  • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
  • оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
  • волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

К общеучебным УУД относятся:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • знаково-символические: моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
  • умение структурировать знания;
  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Логические УУД предполагают:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов;
  • подведение под понятия, выведение следствий;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений;

В УУД постановки и решения проблем входят следующие:

  • формулирование проблемы;
  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мыслив соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Развитие системы УУД в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих становление психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Критериями оценки сформированности УУД у учащихся выступают:

  • соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
  • соответствие свойств УУД заранее заданным требованиям.

В результате изучения материалов данного курса у учащихся будут сформированы УУД.

Класс

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

1 год обучения

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «смелость».

1.Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

1.Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

2. Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

2. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.
Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

3. Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

3. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя

3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

3. Слушать и понимать речь других

4.Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.

4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

4. Участвовать в паре.

5. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.

2год обучения

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «ответственность», «милосердие» «настоящий друг».

1.Самостоятельноорганизовывать свое рабочее место.

1.Ориентироваться в худ.книге: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.

1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2. Уважение к своему народу.

2. Следовать режиму организации внеучебной деятельности.

2. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3. Освоение личностного смысла учения, желания учиться.

3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно

3. Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.

3.Читать вслух и про себя тексты художественных книг, понимать прочитанное.

4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

4. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план

4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).


5.Корректировать выполнение задания в дальнейшем.

5. Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.

6. Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

6. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы

3год обучения

1. Ценить и принимать следующиебаз

вые ценности: «добро», «терпение», «родина», «семья», «милосердие», «ответственность» «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого».

1.Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

1.Ориентироваться в худ. книге: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2. Уважение к своему народу, к другим народам, терпимость к обычаям и традициям других народов.

2.Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях.

2.Самостоятельнопредполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;

отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем ..

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3. Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.

3. Определять цель деятельности самостоятельно.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, схема,модель, иллюстрация и др.)

3.Читать вслух и про себя худ.тексты, понимать прочитанное.

4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей

4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

4. Представлять информацию в виде текста, схемы, в том числе с помощью ИКТ.

4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

5. Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.

5. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты

5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

6.Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.

6. Критично относиться к своему мнению

7. Использовать в работе литературу.

7. Понимать точку зрения другого

8. Оценка своего задания по параметрам, заранее представленным.

8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

Учебно-тематический план

Обычно занятие посвящено какой-то определенной сказке, но в течение года проводится несколько проверочных занятий для закрепления усвоенного детьми литературного и музыкального материала. В конце первого полугодия учащиеся и их родители приглашаются на показ новогодней сказки, поставленной силами учащихся среднего звена.

Учебно-тематический план программы «Школьная сказка»

1 класс

Название раздела

Общее количество часов

Часы аудиторных занятий

Часы внеаудиторных занятий

1

"Путешествие в сказку". Вводное занятие.

1

1

-

2

Сказка “Репка”. Тема: общее дело, значимость малой помощи.

3

1

2

3

Сказка “Колобок”. Тема: хитрость – осторожность, самонадеянность – осмотрительность, хвастовство – лень

3

1

2

4

Сказка “Теремок”. Тема: умение жить дружно.

3

1

2

5

Сказка “Кот и петух”. Тема: дружба, взаимовыручка, послушание.

3

2

1

6

Проверочное занятие. Повторение пройденного литературного и музыкального материала

3

2

1

7

Просмотр новогодней сказки

1

1

8

Сказка “Маша и медведь”. Тема: трудолюбие, непослушание, сообразительность, смелость, находчивость, забота о родных

3

1

2

9

Сказка “Заюшкина избушка”. Тема: добро – зло, мудрость – хитрость, гостеприимство – коварство, осмотрительность – неосторожность, беззащитность – непорядочность.

3

1

2

10

Сказка “Зимовье зверей”. Тема: Дружба, согласие.

3

1

2

11

Сказка “Лисичка со скалочкой”. Тема: Простота – хитрость, доверчивость – обман.

3

1

2

12

Сказка “Каша из топора”. Тема: негостеприимство – приветливость, несообразительность – находчивость, простота – хитрость.

3

1

2

13

Проверочное занятие. Повторение пройденного литературного и музыкального материала.

2

2

Всего

33

13

20



Первый год обучения



Тема : Основное содержание темы.


Всего

часов


В том числе:

Аудиторные

Внеаудит.


1


"Путешествие в сказку". Вводное занятие.


1


1


-


2


Сказка “Репка”. Тема: общее дело, значимость малой помощи.

Музыкальная часть

Первое знакомство с русским фольклором.


3


1


2


3


Сказка “Колобок”. Тема: хитрость – осторожность, самонадеянность – осмотрительность, хвастовство – лень

Музыкальная часть

Первое знакомство с музыкальными образами. “Русская народная песня” в записи П.И. Чайковского


3


1


2


4


Сказка “Теремок”. Тема: умение жить дружно.

Музыкальная часть

Первое знакомство с передачей действия средствами музыки. Звери весело живут в теремке “Казачок” в обр. А. Даргомыжского.


3


1


2


5


Сказка “Кот и петух”. Тема: дружба, взаимовыручка, послушание.

Музыкальная часть

Записи русских народных песен В. Астрова “Уж ты, котенька коток”, “Пошел котик на горыньку”, “Петушок”.


3


1


2


6


Проверочное занятие. Повторение пройденного литературного и музыкального материала.


2


1


1


7


Просмотр новогодней сказки


1


1


-


8


Сказка “Маша и медведь”. Тема: трудолюбие, непослушание, сообразительность, смелость, находчивость, забота о родных.

Музыкальная часть

Участие в создании образов на материале русского фольклора. “Русская народная песня” в обр. Н. Римского-Корсакова “Ходила младёшенька по борочку”.


3


1


2


9


Сказка “Заюшкина избушка”. Тема: добро – зло, мудрость – хитрость, гостеприимство – коварство, осмотрительность – неосторожность, беззащитность – непорядочность.

Музыкальная часть

Воспитание умения различать контрастные музыкальные образы. Тема заюшкиного горя М.П. Мусоргский “Слеза”


3


1


2


10


Сказка “Зимовье зверей”. Тема: Дружба, согласие.

Музыкальная часть

Участие в создании сказочных образов. Звери идут лесом Ц. Кюи “Алегретто”


3


1


2


11


Сказка “Лисичка со скалочкой”. Тема: Простота – хитрость, доверчивость – обман.

Музыкальная часть

Знакомство с русскими народными шуточными песнями.


3


1


2


12

Сказка “Каша из топора”. Тема: негостеприимство – приветливость, несообразительность – находчивость, простота – хитрость.


Музыкальная часть

Передача образа и характера музыкальными средствами. Образ солдата Р. Шуман “Альбом для юношества”


3


1


2


13


Проверочное занятие. Повторение пройденного литературного и музыкального материала.


2


1


1







ИТОГО:


33


13


20

Второй год обучения





Тема



Всего

часов


В том числе:


аудит.


внеауд.


1


"Сказка в гости к нам приходит". Вводное занятие.


1


1


-


2


Сказка “Гуси–лебеди”. Тема: Послушание – непослушание, любовь – эгоизм, ответственность.

Музыкальная часть

Знакомство с музыкальной драматургией.

Баба-Яга и гуси-лебеди Прокофьев “Детская музыка”, “Сказка”


3


1


2


3


Сказка “Два Мороза”. Тема: трудолюбие – лень, простота – смекалка.

Музыкальная часть

Вовлечение детей в активный творческий процесс с помощью русского фольклора. Записи русских народных песен


3


1


2


4


Сказка “Лисичка-сестричка и волк”. Тема: Простота – хитрость, доверчивость – обман.

Музыкальная часть

Русский фольклор и сказка. Работа с русскими народными шуточными песнями.


3


1


2


5


Сказка “Морозко”. Тема: Трудолюбие – лень, послушание – своеволие, вежливость – грубость.

Музыкальная часть

Развитие образного восприятия. Образ Деда-Мороза Р. Шуман “Альбом для юношества”, “Дед Мороз”


3


1


2


6


Проверочное занятие. Повторение пройденного литературного и музыкального материала.


2


1


1


7


Просмотр новогодней сказки


1


1


-


8


Сказка “ Двенадцать месяцев ”. Тема: Добро – зло, приветливость – грубость, жадность – бескорыстие, трудолюбие – лень
.

Музыкальная часть

Первое знакомство с симфонической музыкой
. Вступление. Образ рассказчика Симфония №4 2ч. Беседа месяцев у огня №1 4ч.


3


1


2


9


Сказка “ Летучий корабль ”. Тема: В мире нет ненужных людей. Милосердие. Послушание. Щедрость.

Музыкальная часть

Развитие музыкальной памяти. Образ летучего корабля Р. Шуман “Альбом для юношества”, “Маленький этюд”


3


1


2


10


Сказка “ Сестрица Аленушка и братец Иванушка ”. Тема: Послушание – непослушание, осмотрительность и осторожность, взаимная любовь, заботливость, терпение.

Музыкальная часть

Использование русского фольклора в сказочной теме. Русские народные песни “Ветер, солнце и орел”, “Некошеный твой лужок”.


3


1


2


11


Сказка “ Стойкий оловянный солдатик ”. Тема: Стойкость и мужество, любовь и верность. В жизни нет мелочей; никем нельзя пренебрегать.

Музыкальная часть

Знакомство с новыми оркестровыми красками (челеста). Образ танцовщицы. “Танец феи Драже”


3


1


2


12


Сказка “ Как рубашка в поле выросла ”. Тема: трудолюбие, терпение, аккуратность.

Музыкальная часть

Воспитание восприятия действия через музыку. Тема льна и его превращений А. Вивальди “Концерт для скрипки, струнных и клавесина ми-мажор”


3


1


2


13


Проверочное занятие. Повторение пройденного литературного и музыкального материала в игровой форме: загадки, музыкальные викторины, инсценировки.


2


1


1


14


Обобщающее занятие


1


1


-


ИТОГО:


34


14


20


Третий год обучения





Тема


Всего

часов


В том числе:

аудит.


внеаудит.


1


«Сказка ложь да в ней намёк…». Вводное занятие.


1


1


-


2


Сказка “О рыбаке и рыбке”. Тема: Смирение – гордость, великодушие – недовольство, бескорыстие – жадность, послушание – своенравие, неблагодарность, грубость.

Музыкальная часть

Знакомство с новыми оркестровыми красками (челеста).

Музыкальные формы: марш, танец.


3


1


2


3


Сказка “ Сивка-бурка ”. Тема: Послушание – непослушание, дружба, милосердие, смелость.

Музыкальная часть

Вовлечение детей в активный творческий процесс с помощью русского фольклора. Записи русских народных песен


3


1


2


4


Сказка “ По щучьему веленью… ”. Тема: Трудолюбие – лень, послушание – непослушание, терпение, скромность, награда за доброту.

Музыкальная часть

Русский фольклор и сказка. Работа с русскими народными шуточными песнями.


3


1


2


5


Сказка “ Иван-царевич и серый волк ”. Тема: Послушание – непослушание, бесстрашие, дружба. Помощь другу в беде.

Музыкальная часть

Знакомство с возможностями рояля – “короля” инструментов
.

Образ Жар-птицы С.В. Рахманинов. Прелюдия соль мажор.


3


1


2


6


Проверочное занятие. Повторение пройденного литературного и музыкального материала.


2


1


1


7


Просмотр новогодней сказки


1


1


-


8


Сказка “ Спящая красавица ”. Тема: судьба и предназначение человека, пороки и добродетели, животворящая сила веры и любви.

Музыкальная часть

Передача музыкальными образами борьбы добра и зла. П.И. Чайковский музыка к балету “Спящая красавица”


3


1


2


9


Былина “ На заставе богатырской ”. Тема: Добро – зло, богатыри – защитники, добродетельность. Богатырская отвага и сила.

Музыкальная часть

Знакомство с богатырской темой в русской музыке. Вступление “Русская народная былина об Илье Муромце” в исполнении Ф.И.. Шаляпина. Тема богатырского дозора С. Танеев Вступление к кантате “Иоанн Дамаскин”


3


1


2


10


Сказка “ Цветик-семицветик ”. Тема: Рассеянность и ее следствия, своеволие и ответственность, самолюбие и способность проявить сострадание и жалость к другому человеку. Любовь – чудо.

Музыкальная часть

Знакомство с современной детской музыкой.

Тема цветка В. Гаврилин “Каприччио”Тема северного полюса А. Стоянов “Снежинки”


3


1


2


11


Сказка “ Царевна - Несмеяна ”. Тема: Трудолюбие – лень, любовь – испытания, терпение, скромность, дружба.

Музыкальная часть

Русский фольклор и сказка. Работа с русскими народными шуточными песнями.


3


1


2


12


Авторская музыкальная сказка. С. Прокофьев «Петя и волк». Тема: Простота – хитрость, доверчивость – обман.

Музыкальная часть

Воспитание восприятия действия через музыку.


3


1


2


13


Проверочное занятие. Повторение пройденного литературного и музыкального материала в игровой форме: загадки, музыкальные викторины, инсценировки.


2


1


1


14


Обобщающий урок


1


1


-


ИТОГО:


34


14


20

Методическое обеспечение программы

Формы и методы программы:

- Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.);
  • наглядный (показ видео- и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, работа по образцу и др.);
  • практический (выполнение работ).

- Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
  • репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
  • частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
  • исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся, подготовка сообщения по заданной теме.

- Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

  • фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
  • индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
  • групповой – организация работы в группах;
  • индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Список литературы для учителя

  1. Агапова И., Давыдова М. Литературные игры для детей. – М.: Лада, 2006.
  2. Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.
  3. Кутявина С.В. Универсальные разработки по внеклассному чтению. – М.: Вако,2006.
  4. Писатели нашего детства: 100 имен. – М.: Либерия, 1999.
  1. Праздник – ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия (спектакли, утренники, юморины, викторины) / Составитель: Жиренко О.Е. –  М.: ВАКО, 2006.
  2. Санникова И.Н. На пути к книге. Литература.: методическое пособие. – Самара: Издатель Кузнецова О.С., 2009.
  3. Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, Академия развития, 2006.
  4. Уроки внеклассного чтения: Сост. Картавцева М.И. Практическое пособие. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2003.
  5. «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» (Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010);
  6.  «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2010);
  7.  «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа» (Е.С. Савинов. - М.: Просвещение, 2010);
  8. «Планируемые результаты начального общего образования» (Под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой, - М.: Просвещение, 2010)
  9. Пушкин А.С. Сказка о попе и работнике его Балде. – М.: Росмэн-Пресс, 2010.
  10. Родари Джанни. Приключения Чиполлино. – М.: Эксмо, 2012.
  11. Русские народные сказки. – М.: Лабиринт, 2010.
  12. Коллоди Карло. Пиноккио. – М.: Эксмо, 2008.

Список технических средств, необходимых для занятий

  1. Компьютер (технические требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт-дисков, аудио- и видеовходы/выходы, возможности выхода в Интернет; оснащение акустическими колонками; с пакетом прикладных программ (текстовых, графических и презентационных).
  2. Мультимедиапроектор.
  3. Принтер лазерный.
  4. Копировальный аппарат.
  5. Экран на штативе или навесной (минимальные размеры 1,25 х 1,25).
  6. Аудиоцентр (с возможностью использования аудиодисков CDR).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Школьный театр"Петрушка" "

рабочая программа "Школьный театр "Петрушка" " составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной прогр...

Дополнительная программа внеурочной деятельности «Школьный чум. Сохраним традиции, сохраним себя»

В целях обеспечения равенства доступа к качественному образованию,  адаптации детей коренной национальности к условиям проживания в интернате, сохранения и дальнейшего развития традиционного обра...

Программа внеурочной деятельности школьный патент

Рабочая программа по внеурочной деятельности для подготовки к конкурсу школьный патент...

Дополнительная программа внеурочной деятельности «Школьный чум. Сохраним традиции, сохраним себя».

    Дополнительная программа внеурочной деятельности «Школьный чум. Сохраним традиции, сохраним себя» даёт возможность воспитанникам школы-интерната шире познакомиться с р...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Школьный театр "Путешествие в сказку""

      Рабочая программа к курсу внеурочной деятельности «Школьный театр «Путешествие в сказку»» составлена  в соответствии с требованиями Федеральног...