Рабочая программа по внеурочной деятельности для 2 классе курса "Я познаю мир"
материал (2 класс) по теме

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 2 класса  курса "Я познаю мир"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_poznayu_mir.docx29.97 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка


    Рабочая программа составлена на основе Стандартов второго поколения «Внеурочная деятельность» методический конструктор П.В. Степанов, Д.В.Григорьев, издательство Просвещение 2011 год, на основе авторской программы «Я познаю мир»  1-4 классы под редакцией Е.Ю. Сухаревской
   

Общая характеристика

   Курс « Я познаю мир » реализует социальное  направление  во внеурочной деятельности в 1, 2, 3 классах в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.

   Актуальность данного курса обусловлена тем, что программа  объединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания, что способствует целостному и системному видению мира в его важнейших взаимосвязях.

Цели:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально -  научного познания  и эмоционально – ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом, природой;
  • воспитание любви к природе родного края, интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям русского народа, формирования гражданского и патриотического сознания учащихся.

Задачи:

  • развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся с учетом их интересов и склонностей, формировать здоровый образ жизни, способствовать формированию личностных, коммуникативных, познавательных  УУД;
  • создавать условия для развития каждого школьника, на основе знания его индивидуальных особенностей и потребностей.

Разделы:

  • Я и окружающий мир
  • Природа Донского края
  • Человек и природа
  • Жизнь на Дону

Ценностные  ориентиры содержания курса.

  Содержание курса «Я познаю мир»  формирует представления о природе как универсальной ценности, развивает устойчивый познавательный интерес к окружающему миру природы.

Объём программы

   Рабочая программа по курсу «Я познаю мир» для 1, 2, 3  классов составлена на основе авторской программы 1-4 классы под редакцией Е.Ю. Сухаревской, предусматривающей 34 часа.  На реализацию программы с 1 по 3 класс отводится  1 час в неделю.

   Согласно Графику – календарю  МБОУ « Николаевская СОШ » на 2013 – 2014 учебный год в 1 классе предусмотрено 33 учебных недель, во 2 классе 35 учебных недель, в 3 классе 35 учебных недель, фактически должно быть проведено 35 часов.
Рабочая программа составлена на
  34 часа.

Программа предназначена для занятий детей младшего школьного возраста.

Численный и возрастной состав курса «Я познаю мир»
Возраст детей от 7 лет до 9 лет, численность 8 человек.

Ожидаемые результаты:

  • повышение мотивации учения;
  • развитие личности и создание основ творческого потенциала;
  •  формирование позитивной самооценки;
  • способность творчески мыслить и рассуждать;
  • умение решать практические задачи с помощью наблюдения и сравнения.

Материально – техническое обеспечение

Используемая литература:

  • Астапенко  М.П., Сухаревская Е.Ю.  Природа и история родного края. Ростов н /Д., БАРО - ПРЕСС, 2003
  • Круглов Ю Г. Русские народные пословицы, поговорки, загадки. М., Просвещение, 1990
  • Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Б. Новые 135 уроков здоровья… М., Просвещение, 2008

Содержание работы курса «Я познаю мир»

(34 ч – 1 ч в неделю)

Я и окружающий мир (5ч)

С  чего начинается Родина. Домашний адрес. Адрес школы, история школы.

Безопасное поведение на улице. Дорога от дома до школы. Правила противопожарной безопасности.

Моя семья. Древо семьи. Происхождение имён и фамилий на Дону.

Природа Донского края (18 ч)

Живая и неживая природа Донского края. Времена года.

Растения Донского края: деревья, кустарники, травы. Лекарственные растения Донского края.

Домашние животные родного края. Основные правила содержания животных в домашних условиях и ухода за ними. Правила безопасного обращения с домашними животными. Животноводство на Дону. Профессии людей в животноводстве.  

Полезные ископаемые - каменный уголь и его значение в хозяйстве человека.

Почва Донского края и её значение для растений и животных.

Природные сообщества донского края (лес,  луг, водоём).  

Человек и природа (3ч)

Влияние жизнедеятельности человека на природу родного края. Правила поведения в природе.

Жизнь на Дону (6ч)

Обычаи, обряды и праздники на Дону (Зимние обряды)

С днём рождения, родной город (село).

Знакомство со знаменательными событиями военных лет – День освобождения города (села).

Вместе дружная семья.

Резервные уроки (2ч)

Экскурсии[1]

«Родной  город (село)», «Дорога от дома до школы», «Многообразие природы родного края», «Растения и животные родного края» (экскурсия в

Исследовательские, проектные и практические работы

Проект «История моей улицы», «Улица моего детства».

Рисование макета «Мой путь от дома до школы» с указанием опасных мест.

Исследовательская деятельность по проблемам «Дерево моего края», «Кустарник моего края»

Проект «Растительный мир Донского края». Изготовление справочника лекарственных трав.

Создание книжки-малышки «Как сохранить своё здоровье»

Проекты «Моё генеалогическое древо», «Откуда моя фамилия». Мини-сочинение «Любимый семейный праздник»

Изготовление новогодних игрушек; маски для колядования, куклы -Масленички.

Изготовление коллективного альбома «Домашние питомцы». Исследовательская деятельность по проблеме «Это животное - …». Изготовление книжки-малышки «Мой любимый друг» и др.

         

      Календарно – тематическое планирование курса
«Я познаю мир»


п/п

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

34 ч

Содержание деятельности

Я и окружающий мир  (2 ч)

1/1

3.09

С чего начинается Родина…

1

Познакомить с понятием «малая Родина», с историей родного села (города), улицы, на которой стоит школа, историей школы.

2/2

10.09

Школа – светлая гавань детства

1

Проект «История моей улицы»,
«Улица моего детства»

Жизнь на Дону (1 ч)

1/3

17.09

С днем рождения, родной город (село) (экскурсия по родному городу (селу)

1

Познакомить с историей появления родного города (села), его достопримечательностями. Составление альбома о родном городе (селе).
Выставка рисунков, фотографий. Праздничное представление.

Я и окружающий мир (1 ч)

1/4

24.09

Дорога от дома до школы (экскурсия)

1

Познакомить с правилами безопасного поведения на улице:

1. правила перехода через проезжую часть;

2. сигналы светофора;

3. правила посадки и высадки из общественного транспорта;

4. дорожные знаки: «Дети», «пешеходный переход» и др.

Рисование макета «Мой путь от дома до школы» с указанием
опасных мест.

Природа Донского края (10 ч)

1/5

1.10

Природа (экскурсия)

1

Углубить понятие о живой и неживой природе родного края.

2/6

8.10

Природа (экскурсия)

1

Наблюдение предметов живой и неживой природы.

3/7

22.10

Город и природа (экскурсия)

1

Систематизировать знания детей о природе родного города (села). Исследовательская деятельность по проблемам: «Флора родного города (села),

«Фауна  родного города (села).

4/8

29.10

Что за дерево такое?

1

Познакомить с видами деревьев, кустарников и трав родного края (3-4 вида). Показать влияние растительного мира на жизнедеятельность человека (на примере растений родного края)

5/9

12.11

Что за дерево такое?

1

Игра «У кого детки с этой ветки?»

6/10

19.11

Кустарники (экскурсия)

1

Сбор трав и изготовление гербария, композиционное панно из растений.

7/11

26.11

Травушка-муравушка.

1

Исследовательская деятельность по проблеме «Дерево моего края»

8/12

3.12

Травушка – муравушка.

1

Исследовательская деятельность по проблеме «Кустарник моего края»

9/13

10.12

Растения и мы

1

Изготовление справочника лекарственных трав.

10/14

17.12

Краски Тихого Дона.

1

Чтение стихов о родном крае,
рисование пейзажей родного
края.

Я и окружающий мир (2 ч)

1/15

24.12

Мои  имя, фамилия,
отчество…

1

Проекты «Мое генеалогическое древо», «откуда моя фамилия».

2/16

14.01

Что ты знаешь о роде своём…

1

Мини-сочинение «Любимый семейный праздник»

Жизнь на Дону (3 ч)

1/17

21.01

Обряды на Дону.

1

Дать общее представление о зимних обрядах на Дону

2/18

28.01

Зимние обряды

1

Изготовление новогодних игрушек

3/19

4.02

Зимние обряды (праздничное мероприятие)

1

Маски для колядования, куклы -
Масленички

Природа донского края (8 ч)

1/20

11.02

Животный мир Ростовской области
(экскурсия)

1

Наблюдение за животным  в природе и дома.

2/21

18.02

Домашняя мохнатая азбука

1

Изготовление коллективного
альбома «Домашние питомцы».
Исследовательская деятельность по проблеме «Это животное -…»

3/22

25.02

Мой домашний милый друг

1

Наблюдение за животным и дома.
Мини-сочинение о своем домашнем животном

4/23

4.03

Правила дружбы с мохнатыми и пернатыми

1

Изготовление книжки-малышки «Мой любимый друг»

5/24

11.03

Родные просторы (экскурсия)

1

Наблюдение и изучение форм поверхности родного края.
Игра «помоги кузнечику добраться до дома»

6/25

18.03

Чем богаты наши недра?

1

Рисование иллюстраций к сказкам: «Сказка о каменном угле», «Кто главнее?»

7/26

25.03

Что такое почва?

1

Познакомить с понятием «почва», ее составом, образованием; проследить взаимосвязь с растениями и животными сообществ.

8/27

8.04

Почва нам и стол, и дом (экскурсия)

1

Исследование состава почвы.

Человек и природа (3 ч)

1/28

15.04

Рядом с домом лес и луг, озеро и речка (экскурсия)

1

Наблюдение и изучение взаимосвязей растений и животных в природном сообществе родного края.

2/29

22.04

Человек – хозяин природы?

1

Наблюдение и изучение экологических проблем природного сообщества.

3/30

29.04

Спасём и сохраним!
(мероприятие посвященное защите природы)

1

Ролевое театрализованное представление.

Жизнь на Дону (2 ч)

1/31

6.05

День освобождения! (экскурсия в комнату славы)

1

Рисунки, поделки посвященные данной тематике.

2/32

13.05

Вместе дружная семья (праздничное мероприятие)

1

Песни, танцы народов, населяющих родной край, их
национальные традиции и блюда.

Резервные уроки (2 ч)

3/33

20.05

Полезные ископаемые - каменный уголь и его значение в хозяйстве человека.

1

Наблюдение и изучение значения в хозяйстве человека каменного угля.

4/34

27.05

Природные сообщества донского края (луг, водоём) (экскурсия)

1

Наблюдение и изучение взаимосвязей растений и животных в природном сообществе родного края.

 




[1] Экскурсии и практические работы проводятся по усмотрению учителя и в зависимости от местных природных особенностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе курса "Я познаю мир"

Социальная деятельность направления куса "Я познаю мир" внеурочной деятельности...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 классов "Черепашка познает мир"

Авторская программа Программа учитывает основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий обучающихся для начального образования в соответствии с требова...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 3 класс " Я познаю мир"

Рабочая программа по внеурочной деятельности 3 класс " Я познаю мир"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности (ФГОС ООО) курса "Мой многонациональный край".

      Целью курса является пробуждение и углубление чувства любви к своей малой родине, чувства своего кровного родства с ее  прошлым и настоящим.       ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я познаю мир"

Программа «Я познаю мир» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у у...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Доноведение", 2класс

Данная программа предусмотрена для учителей, ведущих кружок внеурочной деятельности "Доноведение"во 2 классе...

Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности "Метапредметные мини курсы" 1-4 класс

Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности « Метапредметные мини-курсы» (1-4 класс)...