«Я знаю родной край»
план-конспект занятия (3 класс) по теме

Чернова Татьяна Анатольевна

Открытый урок – игра по окружающему миру «Я знаю родной край». Можно использовать на уроках окружающего мира, как региональный компонент, во внеурочной деятельности на занятиях по "Доноведению".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnoy_kray.docx23.94 КБ

Предварительный просмотр:

                Открытый урок – игра по окружающему миру

                                 «Я знаю родной край»

                     Черновой Татьяны Анатольевны

Цели: 1. Обобщить и проверить знания детей по изученному разделу                         «Родной край – часть большой страны».

2. Заинтересовать историей родного края, формировать желание            изучать фольклор Тихого Дона.

3. Воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе.

Оборудование: раздаточный материал – тесты, таблички «Зоологи», «Географы», «Ботаники», «Кладовая РО», тема «Я знаю родной край», выставка книг о родном крае «Книжная лавка», карта РО, иллюстрации, музыка Тихого Дона, карточки, дополнительный материал, полезные ископаемые РО, книга «Природа и история родного края».

                                                 Ход урока

I Оргмомент.

                          Интересная игра сегодня у нас,

                          К ней готовился каждый из вас.

                          Чтоб победить, надо много знать,

                          Уметь думать, логически рассуждать.

                          Вам, я думаю, всё по плечу,

                          Ведь я вас четвёртый год учу.

                          И верю, что каждого ждёт свой успех,

                          Душой болею за вас за всех.

     Итак, ребята, сегодня  тема нашего урока окружающего мира вам понравится, потому что она очень нравится мне , ведь у нас с вами один на всех общий дом – Донской край.

                          О чудесном крае будет разговор.

                          О прекрасном, милом крае,

                          Где мы все живём.

     По этому краю мы с вами отправимся вместе, несмотря на то, что вы разделены на 3 команды – группы.

     Каждая группа должна будет отличиться в своей специальности.

     Группы такие: «Географы»,

                                «Ботаники»,

                                «Зоологи».

     Задания тестов вам помогут правильно ответить на вопросы по теме.

     Каждая команда должна как можно лучше представить свой вопрос.

                          Роли распределены –

                          Познакомьтесь – вот они!

     (Ботаники, географы, зоологи.)

II Обобщение.

     - Ну, а теперь, счастливого пути по нашему родному краю.

                            Давайте приступим скорее к работе,

                            Пусть интересным будет урок. (раздать тесты)

     -Время выполнять тесты. Прочитайте утверждение и обведите правильный ответ.

Тест №1 (для географов) .

  1. Наш край расположен на … нашей страны.

а) севере;     б) востоке;     в) юге.

Дополнительный вопрос: -Показать РО на карте и с кем граничит.

  1. Крупные города РО.

а) Москва, Санкт-Петербург, Ярославль;

б) Шахты, Ростов-на-Дону, Сальск;

в) Б.Орловка, Б.Мартыновка, х.Комаров.

Д.в.: Показать крупные города РО.

  1. Рельеф родного края…

а) горы;     б)равнина;     в) холмистая равнина.

Д.в.: - Что входит в понятие холмистая равнина?

(Овраги, терриконы, курганы, лиманы, поймы рек).

 - Что образовано естественным путём – природой, а что рукотворным?

 - Чем отличаются овраги и балки?

  1. Как раньше в древности называли самую большую реку РО?

а) Танаис,     б) Ангара;     в) Волга.

Д.в.: - Почему Дон называют «Тихим»? (За медленное течение.)

- Я хочу вам прочитать почему «Дон Ивановичем наречён» - с. 34 «Природа и история родного края». Итак, исток Дона в Тульской области в г. Новомосковск вытекает из Иван – озера.

- Какие водоёмы РО ещё вы знаете?

-Какую живность из реки Маныч раньше поставляли во Францию? (Лягушек).

- Обратите внимание на выставку «Кладовая РО». Вспомните, какие полезные ископаемые добывают в РО?

(Представление полезных ископаемых)

     - Работа по карточкам №1,2,3. Определить природную зону. (Тундра, пустыня, степь.)

     - В какой природной зоне живём мы с вами? (В степи.)

     Таким образом мы переходим к следующей группе специалистов – к ботаникам.

Тест №2 (для ботаников).

  1. Редкие и охраняемые растения РО

а) пальма, ананас, банан;

б) ковыль, типчак, тюльпан Шренка;

в) верблюжья колючка, полынь, лишайник.

Д.в.: - Дополните редкие растения. (Горицвет весенний, голубая пролеска, ландыш).

  1. Растительный мир РО

а) кедр, лиственница, саксаул;

б) дуб, сосна, ясень;

в) мхи, лишайники, карликовая берёза.

  1. На Дону называют «шёлковой травой»…

а) типчак,     б) ковыль,     в) рожь.

  1. Ценное лекарственное растение:

а) мох,     б) чабрец,     в) верблюжья колючка.

Д.в.: - О каком растении Дона пишет поэт А. Сафронов?

                  Как будто из меди его лепестки,

                  И стебель свинцового цвета.

                  Стоит на кургане у самой реки

                  Цветок, не сгибаемый ветром. (о бессмертнике)

 - Это самое могучее дерево на Дону, его называют «великаном лесов», о нём писал А.С.Пушкин, когда был в Таганроге. (дуб)

 - Какой цветок на Дону называют лазоревым? (степной тюльпан)

 - По крепости древесина этого дерева может заменить дуб, по крепости – ясень, по красоте в изделиях – клён. Что это за дерево? (Вяз.)

 

     Теперь настало время зоологов.

     Тест №3 (для зоологов).

  1. Самое крупное животное лесов Дона…

      а) лось;     б) кабан;     в) байбак.

2.  Хатку себе строит в реке из камыша…

      а) лягушка озёрная;     б) ондатра;   в) беркут.

3.   Редкие и охраняемые насекомые РО

      а) пчела, комар, муха;

      б) колорадский жук, жужелица, божья коровка;

      в) стрекоза, жук – олень, шмель.

4.  Редкие и охраняемые животные и птицы степи.

      а) дрофа, журавль – красавка, орёл степной;

      б) ворона, воробей, сорока;

      в) дятел, синица, голубь.

Д.в.: - Какую донскую птицу подавали к царскому столу? (Фазан.)

- Эти животные ведут ночной образ жизни, они слепы, но хорошо летают, спят вниз головой. (Летучая мышь.)

         - Мы говорим редкие, охраняемые животные, растения. Откуда мы узнаём, что они охраняются? ( Из Красной книги).

         - А знаете как полностью называется Красная книга? (Книга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений.)

     А теперь все вместе поиграем. Игра называется «Да – нет».

  1. Южнее зоны лесов расположена зона степей. (Да.)
  2. В зоне степей нашей РО холодное, дождливое лето. (нет) – А какое оно? (тёплое, засушливое).
  3.  Почвы в нашем Донском крае плодородные. (да).
  4. Тюльпаны цветут в разгар лета. (нет).
  5. Очень часто встречается самая маленькая птица – дрофа.(нет)

                                    Физкультминутка.

                    Поработали мы дружно,

                    Отдохнуть немножко нужно.

                    Дружно встанем, тихо сядем

                    И закроем все глаза.

                    Наступает, наступает,

                    Наступает тишина.

     Теперь открывайте глаза и представьте себе, что вы растения степи. Ранняя весна, растения быстро вырастают. Жарко, солнце так и жжёт землю (дети показывают, как им плохо). Подул ветер – всё сильнее, сильнее, и началась пыльная буря. Вдруг всё стихло (дети садятся).

     Ребята, а как называются люди, которые изучают животный мир, природу, связи между ними, учат охранять нас животных и растения. (Экологи).

          А сейчас хотелось бы узнать,

          У скольких экологов класса знания на «5»?

- Назовите экологическую проблему степей РО

  1. Распашка степей. Степей почти не осталось.
  2. Большие стада вытаптывают степь, если пасутся на одном месте.
  3. Браконьерство.

   Все – все на свете, на свете все нужны!

   И мошки не меньше нужны, чем слоны…

   Нельзя обойтись без чудовищ нелепых,

   И даже без хищников, злых и свирепых!

   Нужны все на свете! Нужны все подряд –

   Кто делает мёд и кто делает яд,

   Плохие дела у кошки и мышки,

   У мышки без кошки не лучше делишки.

   Да, если мы с кем – то не очень дружны-

   Мы всё-таки очень друг другу нужны.

   А если нам кто – нибудь лишним покажется,

   То это, конечно, ошибкой окажется.

     Сейчас мы с вами решим задачу. Она о хищнике, который живёт в степи, и тоже всё – равно нужен.

     Скорость волка в случае опасности – 55 км/ч. Сколько км может пробежать волк с такой скоростью за 2часа? (110 км)

                         Дополнительный материал. Загадки.

  1. Гнездо своё он в поле вьёт,

Где тянутся растенья.

Его и песни и полёт

Вошли в стихотворенья. (жаворонок, природная зона – степь.)

  1. Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (лось)

                              Викторина.

  1. Детёныши лягушки. (Головастики.)
  2. Санитары водоёма. (Раки, беззубки.)
  3. Враги колорадского жука. (Жужелицы.)
  4. Овраги, заросшие травой. (Балки.)
  5. Самые плодородные почвы. (Чернозём.)
  6. Растения, плавающие на поверхности воды.(Ряска.)
  7. Водяной строитель.(Бобр.)

- А сейчас, ребята, представьте себя в роли историков. Ответьте на вопросы.

  1. Кто такие казаки? (Беглые крестьяне из России). С. 54 «История…»
  2. Почему Дон Ивановичем зовут? (с.33)
  3. Как называются жилища казаков? (Показ куреня.)

Загадки о полезных ископаемых с. 162

 - кто прославил Донской край литературными произведениями?  (Шолохов. Он очень любил свою землю, он знал историю, любил природу, фольклор. Его и вы успели полюбить.)

       «Музыкальная карусель»

III Подведение итогов.

     Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина "Люби и знай свой край родной" для обучающихся начальных классов

Викторина ориентирована на обучающихся с интеллектуальной недостаточностью и способствует формированию патриотических качеств...

Обобщающий урок-игра «Я знаю родной край».

Раздел III. РОДНОЙ КРАЙ - ЧАСТЬ БОЛЬШОЙ СТРАНЫ.Обобщающий урок-игра «Я знаю родной край»....

Урок окружающего мира в 4 классе "Я знаю родной край" (итоговый)

Урок окружающего мира в 4 классе. УМК "Школа России". Тип урока: обобщение и систематизация, контроль знаний.  Данный урок («Я знаю родной край»)  является заключительным в разделе «Родной к...

открытые уроки по окружающему миру во 2 классе Я знаю родной край и в 3 классе По знаменитым местам мира.

Открытый урок по окружающему миру во втором классе "Я знаю родной край." Урок-путешествие. В начале урока ребята отчитываются о  проведённом исследовании экологической обстановки города, делают в...

Путешествие по городу Омску. Краеведческая экспедиция «Люби и знай родной край».

Классный час, посвященный 300-летнему юбилею города Омска.  Путешествуя по станциям "Омск- исторический", "Омск - литературный", "Омск - театральный", "Омск - спортивный" юные краеведы расширят з...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Люби и знай родной край" для 1 - 4 классов.

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Люби и знай родной край" содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование для 1 - 4 классов....

Презентация к занятию внеурочной деятельности "Люби и знай родной край"

Презентация к занятию "Люби и знай родной край" представлена в виде викторины "Знатоки микрорайона" для учащихся 2-3 классов. Цель этой презентации-создать условия для расширения з...