Методическая разработка урока "Добро и зло" по курсу ОРКСЭ модуль "Светская этика"
методическая разработка (4 класс) по теме

Самылина Ольга Юрьевна

    Урок в 4 классе по ОРКСЭ модуль "Светская этика" формирует  у учащихся представление об основных этических понятиях «добро» и «зло».

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Булатниковская средняя общеобразовательная школа»

Муромского района Владимирской области

Тема урока: « Добро и зло»

Подготовила начальных классов: Самылина О. Ю.

Урок №5  по теме «Добро и зло»

Тип урока: объяснение нового материала.

Цели:

Формирование у учащихся представлений об основных этических понятиях «добро» и «зло».

Задачи, направлены на достижение трёх результатов: 

личностные

- формирование у учащихся доброжелательности, уважения друг к другу и окружающим, стремления совершать добрые дела;

метапредметные

- развивать умение выделять главное в тексте в соответствии с учебным заданием; 

- совершенствовать коммуникативные компетенции в процессе групповой формы обучения.

предметные

- формирование представлений о нравственной ответственности человека за содеянное;

- продолжить знакомство учащихся с основными понятиями этики,  раскрыть  смысл понятий «добро» и «зло»;

Основные термины и понятия:  «добро» и «зло».

Формы организации учащихся:

Работа в группах,  индивидуальная работа и общеклассная работа.

Методы обучения: диалог - рассуждение, беседа, словарная работа,  самостоятельная работа с пословицами,  коллективное исполнение песни.

Учебное оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, раздаточный материал, презентация, электронное приложение к учебному пособию «Основы светской этики».

Ход урока

1. Организационный момент

2. Введение в тему

– Послушайте притчу и попробуйте определить ее тему (слайд 2).

         Давным-давно жила прекрасная птица. Возле ее гнезда находились дома людей. Каждый день птица исполняла их заветные желания. Но однажды счастливая жизнь людей и птицы-волшебницы кончилась. Так как в эти места прилетел злой и страшный дракон. Он был очень голодный, и его первой добычей стала птица Феникс. Съев птицу, дракон не утолил свой голод и стал поедать людей. И тогда произошло великое разделение людей на два лагеря. Одни люди, не желая быть съеденными, перешли на сторону дракона, и сами стали людоедами, а другая часть людей постоянно искала надежное убежище, страдая от притеснений жестокого чудовища. Наконец дракон, насытившись, улетел в свое мрачное царство, а люди до сих пор  стали делиться на две группы.

 - Ребята, как вы поняли из притчи, на какие группы разделились люди? (Ответ детей).

Так на свете появилось добро и зло.

- Так о чем сегодня пойдет разговор  на нашем уроке?(слайд 2)

2. Целеполагание

- Ребята, попробуйте сформулировать цели нашего урока? (слайд 3)

3. Актуализация знаний.

  • Понятны ли вам слова добро и зло?
  • Каких людей вы называете добрыми, а каких – злыми?

(Ответы детей)

- Ребята, прослушав рассказ В.А. Сухомлинского «Обыкновенный человек» попытайтесь определить, о  каких поступках людей в нем идет речь?(слайд 4)

В.А.Сухомлинский «Обыкновенный человек»

В жаркой сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком. У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди – заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда.

Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться.

На другой день утром подъезжает к дедовой  избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец,  глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.

-Что это за человек? – спросил внук деда.

-Это не человек, - ответил дед.

В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал.

-Что это за человек? – спросил внук деда.

-И это еще не человек, - ответил дед.

Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.

-А это что за человек? - спросил внук деда.

-Обыкновенный человек, - ответил дед.

  • Что вы можете сказать о главных героях рассказа? Какие они? Почему?
  • Согласны ли вы с той характеристикой, которую давал дедушка проезжим?
  • Какое отношение вызывают у вас злые люди?

4. Создание проблемной ситуации.

Проблемный вопрос:  «Почему каждый человек должен уметь различать «добро» и «зло»?» (слайд 5)

5.Изучение нового материала.

  1. Работа в группах (слайд 6)
  • Итак, ребята,  мы говорим о главных моральных понятиях в жизни каждого человека, о добре и зле.  Именно этими понятиями руководствуются люди, совершая поступки и оценивая их. Что  такое добро и зло вы определите сами, работая в группах, пытаясь ответить на проблемный вопрос урока.  Выполняйте задания, данные на карточках. Готовясь к ответу, можно использовать материал учебника. На подготовку – 10 минут.

1 группа.

Расскажите, что такое зло. Приведите примеры проявления зла.

При подготовке используйте материал учебника (стр. 13), собственные наблюдения, иллюстрации.

План работы:

  1. Распределите роли: кто, что будет делать (кто будет работать с учебником, кто с иллюстрациями).
  2. Внимательно выслушайте друг друга и составьте ответ.
  3. Выберите выступающего (можно отвечать всей группой).

2 группа.

Расскажите, что такое добро. Приведите примеры проявления добра.

При подготовке используйте материал учебника (стр. 13), собственные наблюдения, иллюстрации.

План работы:

  1. Распределите роли: кто, что будет делать (кто будет работать с учебником, кто с иллюстрациями).
  2. Внимательно выслушайте друг друга и составьте ответ.
  3. Выберите выступающего (можно отвечать всей группой).

3 группа.

Каким русским словам дает начало слово «добро»?

Запишите все слова, которые сможете подобрать. Можно пользоваться орфографическим справочником.

4 группа.

Распределите слова на две группы: умение говорить правду, борьба за свободу, хвастовство, ограничение свободы другого человека, ложь. Приведите свои примеры.

Добро

Зло

5 группа

Придумать на каждую букву слова “добро” слова, обозначающие положительные качества характера человека

д – дружелюбный;
о – отзывчивый;
б – бережливый;
р – рассудительный;
о – откровенный;

6. Выступление представителей групп. Диалог-рассуждения (слайд 6 с гиперссылкой)

- Какой вывод можно сделать: что такое добрый поступок (добро), а какой поступок мы называем злым?

Вывод (запись в тетрадь).

- Добрые поступки, те,  которые помогают нам жить дружно, уважать друг друга, оказывать помощь, приносить радость. А злые поступки те, которые приносят нам боль, страдание, разочарование, мешают нам счастливо жить.

Физминутка (слайд 12)

      Сейчас, мы с вами поиграем в игру. Я буду называть имя сказочного героя, а вы определяете, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой — закрываете лицо ладошками. Итак, начали: Баба Яга, доктор Айболит,  Дюймовочка, Змей Горыныч, Вини Пух, Золотая рыбка,  Смешарики.

7. Словарная работа(слайд 13)

- Заглянем в книгу мудрости – в толковый словарь  С.И. Ожегова.

С.И.Ожегов: «Добро – всё положительное,  хорошее,  то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду».

С.И.Ожегов:  «Зло -  нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду».

9. Закрепление.

Составление синквейна (слайд 14).

Добро – дружелюбный, отзывчивый – сострадать, помогать, жалеть – Неси добро на радость людям – Милосердие.

10. Итог урока (слайд 15).

- Ребята, так как вы различаете  добро и  зло?

- Как вы думаете, почему важно различать добрые и злые поступки?

-Трудно ли быть добрым? А как можно стать добрым человеком?

Вам поможет памятка «Как стать добрым человеком?»

  • Старайся видеть в людях, прежде всего, хорошее и доброе. От этого все окружающие становятся добрее и симпатичнее.
  • Будь добр к людям!
  • Учись добру у добрых!
  • Не бойся предлагать свою помощь тем, кто в ней нуждается, помогай в первую очередь людям, попавшим в беду, слабым, больным.
  • Не причиняя зла, добрей становишься.

10. Рефлексия (звучит песня Кота Леопольда «Если добрый ты…»)

Заполнение таблицы ЗУХ (слайд 16)

знаю

узнал (а)

хочу узнать на следующем уроке

11. Домашнее задание (слайд 17)

  1. Прочитать страницы 12-13. Ответить на вопросы после текста.
  2. Вместе с родителями составьте и запишите правила, которые вы считаете проявлением добра.
  3. Творческие задания:

- написать свою памятку, как стать добрым человеком;

-подберите пословицы, поговорки на тему добра и зла;

-нарисуйте условные изображения лица человека, а рядом  напишите слова, которые можно отнести к доброму человеку;

-нарисуйте сказочных персонажей на тему урока.

-  совместно с родителями изготовление кормушек для птиц;

     - изготовление закладок для книг школьной библиотеки.

Литература

  1.  Основы светской этики - учебное пособие.
  2. Толковый словарь Ожегова онлайн   http://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=9211                                                           http://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=6740

3.Музыка. http://www.sefon.ru/mp3/Детские_Песни/Песенка Кота Леопольда

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ «Булатниковская средняя общеобразовательная школа» Муромского района Владимирской области Презентация к уроку «Добро и зло» "Основы религиозных культур и светской этики" модуль "Основы светской этики" Подготовила учитель начальных классов: Самылина О. Ю.

Слайд 2

Тема урока: Добро и зло

Слайд 3

Цели Узнать, что … Учиться различать …

Слайд 4

В.А.Сухомлинский «Обыкновенный человек» В жаркой сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком. У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди – заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда. Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться. На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше. -Что это за человек? – спросил внук деда. -Это не человек, - ответил дед. В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал. -Что это за человек? – спросил внук деда. -И это еще не человек, - ответил дед. Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца. -А это что за человек? - спросил внук деда. -Обыкновенный человек, - ответил дед.

Слайд 5

«Почему каждый человек должен уметь различать «добро» и «зло»?»

Слайд 6

Работа в группах 1 группа Что такое зло. Приведите примеры проявления зла. 2 группа Расскажите, что такое добро. Приведите примеры проявления добра. 3 группа Каким русским словам дает начало слово «добро»? 4 группа Распределите слова на две группы: умение говорить правду, борьба за свободу, хвастовство, ограничение свободы другого человека, ложь. Приведите свои примеры. 5 группа Придумать на каждую букву слова “добро” слова, обозначающие положительные качества характера человека

Слайд 7

Зло – противоположность добра. Примеры зла: унижение людей, обман, насилие.

Слайд 8

Добро – это нравственная ценность, образец поступков людей и отношений между ними. Примеры: бескорыстный поступок, уважение к человеку, помощь людям.

Слайд 9

Добро Добро- душие Добро- порядочность Добро- сердечность Добро- желательность ? ? ? ДОБРО

Слайд 10

Добро Зло Умение говорить правду Хвастовство Борьба за свободу Ограничение свободы другого человека Ложь

Слайд 11

д – дружелюбный о – отзывчивый б – бережливый р – рассудительный о – откровенный

Слайд 12

Физкультминутка

Слайд 13

Словарная работа С.И.Ожегов: « Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду». С.И.Ожегов: « Зло - нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду».

Слайд 14

Составить синквейн со словом «добро» Добро – дружелюбный, отзывчивый – сострадать, помогать, жалеть – Неси добро на радость людям – Милосердие.

Слайд 15

Итог урока - Как вы различаете добро и зло? - Как вы думаете, почему важно различать добрые и злые поступки? - Трудно ли быть добрым? А как можно стать добрым человеком?

Слайд 16

Рефлексия знаю узнал (а) хочу узнать на следующем уроке

Слайд 17

Домашнее задание 1. Прочитать страницы 12-13. Ответить на вопросы после текста. 2. Вместе с родителями составьте и запишите правила, которые вы считаете проявлением добра. 3. Творческие задания: - написать свою памятку, как стать добрым человеком; -подберите пословицы, поговорки на тему добра и зла; -нарисуйте условные изображения лица человека, а рядом напишите слова, которые можно отнести к доброму человеку; -нарисуйте сказочных персонажей на тему урока. - совместно с родителями изготовление кормушек для птиц; - изготовление закладок для книг школьной библиотеки.

Слайд 18

Спасибо, вам, ребята, за сегодняшнюю встречу. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Справедливость" Курс ОРКСЭ. Светская этика.

На данном уроке проходит приобретение обучающимися знаний о понятии –справедливости,  путём разрешения учебной проблемы....

" Прощение." Курс ОРКСЭ. Светская этика.

На уроке идет приобретение обучающимися знаний о необходимой черте характера – прощении,  путём разрешения учебной проблемы....

Презентация к курсу ОРКСЭ. Светская этика. Тема "Альтруизм и эгоизм".

В презентации раскрываются основные понятия, связанные с темой (эгоизм, милосердие, любовь. понимание, долг, терпимость, меценатство).  Для иллюстрации используются примеры от сказочных персонаже...

Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики) 4-й класс, 2-е полугодие, урок №23 Тема урока: Совесть

Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о  совести, как нр...

Методическая разработка урока основы религиозных культур и светской этики по теме "Добро и зло" с презентацией.

Методическая разработка урока основы религиозных культур и светской этики по теме "Добро и зло" с презентацией для учащихся 4 класса....

Методическая разработка "Долг и совесть". Курс «Основы религиозных культур и светской этики»

Методическая разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»...