Урок кубановедения "Животный мир Краснодарского края"
план-конспект урока по теме

Урок кубановедения "Животный мир Краснодарского края"

Любите родную природу –

Озёра, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились,

Живём мы с тобою на ней.

Так будем же, люди, все вместе

Мы  к ней относится добрей.

ЦЕЛИ:

  1. Познакомить учащихся с разнообразием животного мира Краснодарского края.
  2. Выявить особенности распространения представителей животного мира в крае.
  3. Воспитывать бережное отношение к животным.

ОБОРУДОВАНИЕ:  физическая карта Краснодарского края; карта животного мира Краснодарского края , мультимедийная установка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Животный мир Краснодарского края45.92 КБ

Предварительный просмотр:

Урок кубановедения "Животный мир Краснодарского края"

СЛАЙД 1

Любите родную природу –

Озёра, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились,

Живём мы с тобою на ней.

Так будем же, люди, все вместе

Мы  к ней относится добрей.

ЦЕЛИ:

  1. Познакомить учащихся с разнообразием животного мира Краснодарского края.
  2. Выявить особенности распространения представителей животного мира в крае.
  3. Воспитывать бережное отношение к животным.

ОБОРУДОВАНИЕ:  физическая карта Краснодарского края; карта животного мира Краснодарского края , мультимедийная установка.

ХОД УРОКА:

Учитель: Прежде чем приступить к теме нашего урока, мы с вами разгадаем загадки и узнаем, о ком или о чем мы будем говорить сегодня на уроке, т. е. узнаем тему нашего урока.

СЛАЙД 2. (загадки).

ЗАГАДКИ:

1.Великан в бору живёт

Он сладкоежка – любит мёд.

Когда испортится погода,

Ложится спать он на полгода. (медведь)

2.Зимой белый, летом серый. (заяц)

3.Этот случай очень редкий

На голове растут две ветки. (олень)

4.Я устраиваюсь ловко

У меня с собой кладовка.

Где кладовка? За щекой!

Вот я хитренький такой. (хомяк)

5.Серый брат из-за угла хват. (волк)

СЛАЙД 3 (на слайде тема урока: «ЖИВОТНЫЙ МИР КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ»).

Учитель: Животный мир нашего Краснодарского края богат и разнообразен. У нас встречаются более 600 видов животных. Многообразен класс птиц, насчитывающий около 320 видов; класс рыб – 163 вида, млекопитающие – 86 видов, рептилии – 21 вид, земноводные – 11 видов. (СЛАЙД 4).

Есть ряд животных, обитающих исключительно на территории края. Это тур Северцева, кавказский хомячок, прометеева мышь, горная индейка, кавказский тетерев. (СЛАЙД 5).

В зависимости от поверхности края различен его животный мир. Есть животные, которые обитают одновременно и в степной, и в лесной зоне, горной местности. (СЛАЙД 6).

Животные степной зоны, несмотря на распаханные поля, широко распространены на Кубанской равнине. Здесь наиболее многочисленным является отряд грызунов: полевые мыши, хомяки, малый суслик, степная пеструшка, тушканчик, кроты. Все они приносят большой вред сельскому хозяйству. Живут в норах, питаются зерном, листьями. Из хищников встречаются лисицы, хорьки, ласки. Повсеместно живут воробьи, вороны, галки, жаворонки, перепела, голуби, Ласточки, скворцы. Есть и хищные птицы: коршуны, сычи, совы, лунь степной. В дельте Кубани водятся дикие кабаны, лисицы, много водоплавающей птицы: пеликаны, чайки, чибисы, кулики, гуси, цапли, иногда прилетают лебеди. По вечерам берега водоёмов оглашаются многочисленным хором лягушек.

Учитель:

Загадка

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает. (Лес).

СЛАЙД 7 (животные леса).

Леса Кубани отличаются не только красотой, но и разнообразием животного мира. Жизнь в лесу очень комфортна – в нём достаточно корма, нетрудно спрятаться от врагов, построить гнездо или нору. В наших лесах можно встретить бурого медведя, диких кабанов, серн, оленей, туров, косуль, лис, зайцев, ежей. В дубовых и буковых лесах пасутся небольшими стадами дикие свиньи.

В широколиственных лесах водятся небольшие, ростом с домашнюю козу, косули, по своему внешнему виду напоминающие оленя. Промышляет медведь, волк, шакал, енотовидная собака.

Уром лес и долины предгорий наполняются пением и щебетанием различных птиц. Стрекочут сороки, свистят дрозды, кукуют кукушки, перекликаются сойки, суетятся у ручьёв трясогузки. Мелодично постукивают о кору стволов врачеватели лесов дятлы. Можно увидеть и крупных хищников – беркута и ягнятника.

УЧИТЕЛЬ: Ребята, как вы думаете, благодаря чему в нашем крае большое разнообразие животных: птиц, зверей, насекомых, пресмыкающихся? (Благодаря благоприятным климатическим условиям богат и разнообразен растительный мир края, что в свою очередь, создаёт благоприятные условия для жизни и размножения разнообразных животных).

СЛАЙД 8.

Учитель:На северных и южных склонах Главного Кавказского хребта расположен Кавказский государственный биосферный заповедник, созданный в 1924 году. Его основной целью является охрана природы, типичной для горной части Западного Кавказа, восстановление численности ценных видов зверей и птиц, в первую очередь – зубра, тура, серны, кавказского оленя.

СЛАЙД 9(кавказский зубр, олень, тур, серна).

Почти повсеместно в лесах заповедника распространены дикие кабаны. Довольно обычны встречи с кавказским медведем. Интересным и ценным пушным зверем является енотовидная собака. Довольно много в лесах Кавказа хищных зверей. Изредка в глухих высокогорных местах встречается красивый, сильный и ловкий хищник – рысь.

СЛАЙД 10 (кабан, медведь, енотовидная собака, рысь).

УЧИТЕЛЬ: Нельзя не сказать и об обитателях водоёмов края: рек, морей, водохранилищ, озёр, лиманов, плавней.

Температурный режим, обилие пищи способствует размножению водоплавающих и рыб.

СЛАЙД 11 (птицы - кулик, дикие лебеди, гуси, утка, цапли).

Из водоплавающих птиц можно перечислить следующих: кулик, дикие лебеди, гуси, утки, цапли.

СЛАЙД 12 (рыбы).

В морях и реках водятся ценные породы рыб - осётр, севрюга, белуга, кефаль, судак. Особенно распространены – лещ, сельдь, тюлька, хамса, окунь, щука и другие породы рыб.

УЧИТЕЛЬ: Ребята, а теперь давайте посмотрим на экран и обобщим наши знания о животном мире края.

СЛАЙД 13.

Животные степей и лесостепей: землеройка, мышь, суслик, ёж, хорёк, степная гадюка, ящерица, уж, кабан, лесная куница, косуля. Водоплавающие птицы: баклан, кулик, кряква. Хищные птицы: лунь, пустельга.

Животные лесов: медведь, олень благородный, зубр, белка, барсук, кабан.

Животные альпийского пояса: волк, лисица, кавказская серна, тур западный.

Животный мир водоёмов: В водоёмах края обитает около 150 видов рыб.

УЧИТЕЛЬ: А теперь, ребята давайте вспомним всё то, о чём мы говорили на уроке, и ответим на вопросы:

  1. Какие животные обитают в степной зоне?
  2. Какие животные обитают в лесу?
  3. Какие обитатели водоёмов есть у нас в крае?
  4. Какие животные живут и охраняются в Кавказском Государственном биосферном заповеднике?

Тема урока:

Животный мир Краснодарского края

Цели урока:

1)знакомство учащихся с животным миром края;

2)развитие познавательного интереса к природе родного края.

3)воспитание бережного отношения к природе.

Литература:

Еременко Е.Н и др. «Учебник-тетрадь по Кубановедению»,

«Путешествие по родному краю»Лотышев В.П

Бианки В «Сова»

«Красная книга Краснодарского края»

Оборудование:

карта Краснодарского края, таблица с изображением животных,

мультимедийный проектор, диск «Ребятам о зверятах»

1. Введение в тему урока

1)Вступительное слово учителя

-Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что там шепчешь, на заре?

Весь в росе и серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой не утаи-

Ты же видишь, мы свои!

-А кто прячется в лесу, отгадайте сами, заполняя клеточки

кроссворда .(Дети отгадывают загадки, отгадки записывают в

кроссворд).

1)Шесть ног без копыт ,

Лежит-жужжит,

Упадет - землю роет.(Жук)

2)Кто может выйти в поле, не покидая домика?(Улитка)

3)Мы построили вдвоем

Для гостей весенний дом.

А верней сказать –дворец.

Прилетай скорей(Скворец).

4)Сделал дырку, вырыл нору,

Солнце сияет, а он не знает.(крот)

5) То погаснет, то зажжется

Ночью в роще огонек

Угадай, как он зовется

Ну, конечно,…(светлячок)

6)Лай собак издалека

Ветка треснула слегка

Мимо нас, как будто тень

Пролетел лесной…(олень)

7)Не моторы, а шумят

Не пилоты, а летят,

Не змеи, а жалят.(Осы)

8)В лесу, под щебет, звон и свист,

Стучит лесной телеграфист

-Здорово дрозд- приятель!

И ставит подпись…(Дятел)

Ж У К

У Л И Т К А

С К В О Р Е Ц

К Р О Т

С В Е Т Л Я Ч О К

О Л Е Н Ь

О С Ы

Д Я Т Е Л

Благодаря кроссворду, мы отгадали тему урока- «животные»

3.Работа над новым материалом.

-Ребята, мы будем путешествовать по карте и слушать ваши

сообщения с использованием рисунков и таблицы.

1-е сообщение

Животные степной зоны.

В степи обитают полевые мыши, суслики, тушканчики, кроты,

слепыши, хомяки. Все они приносят большой вред сельскому

хозяйству. Живут в норах, питаются зерном. Из хищников встречаются

лисицы, хорьки, ласки. Повсеместно живут воробьи, галки, жаворонки,

перепела, голуби, ласточки, скворцы. Есть и хищные

птицы:коршуны,сычи, совы, лунь степной.

2-е сообщение:

Животные водоемов.

В дельте реки Кубань, в плавнях, лиманах водятся дикие кабаны,

лисицы, много водоплавающей птицы: пеликаны, чайки, чибисы,

кулики, гуси, цапли, иногда прилетают лебеди. По вечерам берега

водоемов оглашаются хором лягушек. В морях и реках водятся ценные

породы рыб: осетр, севрюга, белуга, кефаль, судак.

4) Работа с текстом учебника.

5) Взаимопроверка(работа в парах)

6) Обобщения по тексту учебника.

3. Закрепление материала.

1) Просмотр фрагмента фильма «Ребятам о зверятах»

2) Обсуждение фрагмента фильма.

3) Решение экологических задач по теме урока.

А)чтение подготовленными учащимися рассказа В.Бианки «Сова»

Б) составление экологической цепочки – игра «Угадай!»

-Угадай ,как взаимосвязаны между собой:

1) ?

Молоко

коровы

ОТВЕТ:

СОВА МЫШИ ГНЕЗДА ОПЫЛЕНИЕ МОЛОКО

шмелей КЛЕВЕРА КОРОВЫ

2)

?

СОЙКА ДУБОВАЯ

РОЩА

ОТВЕТ:

СОЙКА ПРЯЧЕТ ЖЕЛУДИ В ЗЕМЛЕ ДУБКИ

3)

СОВА ? БУЛКА ХЛЕБА

СОВА

ОТВЕТ:

СОВА МЫШИ ЗЕРНО ХЛЕБ

4)

ЛЕТУЧАЯ ЗАБОЛЕВАНИЕ

МЫШЬ ЧЕЛОВЕКА

ОТВЕТ:

ЛЕТУЧАЯ МАЛЯРИЙНЫЙ ЗАБОЛЕВАНИЕ

МЫШЬ КОМАР ЧЕЛОВЕКА

-Вы видите, ребята, как взаимосвязаны между собой растения,

животные, человек. Как вы думаете, из-за чего может разрушаться

экологическая цепочка?

1)Из-за природных явлений: половодье, засуха, пожар и др.

2)Из-за необдуманных действий человека.

(Учитель зачитывает текст)

-Рядом с Нью – Йоркским зоопарком есть необычное кладбище, на

котором стройными рядами расположилось 200 надгробных камней с

названием вымерших животных. А в зоопарке стоит клетка с толстыми

металлическими прутьями с надписью «Самый опасный

хищник».Заглянув в клетку , посетитель видит свое отражение в зеркале.

Горько, но справедливо. Человек – виновник исчезновения большинства

наших меньших братьев. Наш долг – содействовать охране природы.

-Как вы, дети, можете помочь природе?

Учитель обобщает материал.

На экране высвечиваются правила поведения в природе:

Разоряй птичьи гнезда!

Уничтожай насекомых!

Сори в местах отдыха!

Бери лесных жителей домой!

Вытаптывай растения!

Шуми! рви цветы! Разводи костер!

Разоряй муравейники!

1)Составление к этим правилам условных обозначений

4. Обобщение по теме урока

Ученик читает стихотворение: С. Куняева

-Я люблю тебя, большое время,

Но прошу, прислушайся ко мне,

Не убей последнего тюленя

Пусть гуляет в темной глубине.

Не губи последнего болота,

Загнанного волка пощади,

Чтобы на земле осталось что-то,

От чего щемит в моей груди.

В заключении учитель читает отрывок из рассказа М.М Пришвина«Моя

Родина»

Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы.

В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши

леса, степи, горы.

Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна

родина. И охранять природу - значит, охранять Родину.

5. Дом.задание

-Выполнить из засушенных листков аппликацию «Животные нашего

края»

  1. Итог урока.__

ТЕМА:  «Животный  мир  Краснодарского  края. Знакомство с

                 зверями, насекомыми»

ЦЕЛИ:

  • Начать изучение животного мира нашего края;
  • Обобщить знания детей о животных, на этой основе разделить животных на группы: звери, насекомые, птицы, рыбы;
  • Развивать умение отличать насекомых от других животных;
  • Дать представление о невидимых нитях в природе;
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Книга «Путешествие по родному краю» Лотышев И.П., «Животный мир Краснодарского края» Г.К. Плотников, картинки животных, карта-схема животного мира, раздаточный материал, карточки, карточки для занимательной минутки.

ХОД  УРОКА.

     1.Организационный момент.

                Ну-ка, детки, встаньте в ряд.

                Готов работать мой отряд?

     П. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня мы с вами отправляемся путешествовать по животному миру.

 

    Ш. Проверка домашнего задания.

1. Выставка работ.

2. Вопросы:        -На какие группы делятся растения?

                        -Сколько видов лекарственных трав растет на Кубани?

                        -Для чего нужны грибы?

     1У. Новая тема.    

  1. Беседа о доисторических временах.

Давным-давно, когда почти вся земля была покрыта густыми лесами, жили здесь в разные времена и огромные буйволы, и важные жирафы, мирно паслись и антилопы, у воды можно было встретить носорога, а в горных пещерах устраивали свои логова саблезубые тигры. Одни из этих животных вымерли, другие перебрались в далекие теплые края. Но и сейчас множество животных летает, плавает, бегает, ползает в степях, реках, морях, горах, лесах. И все они очень интересные – от маленьких мышей до огромных зубров.

  1. Сообщения детей.

А сейчас ребята нам расскажут об интересных животных, которых можно встретить в Краснодарском крае. А я буду показывать картинки.

     «Грызуны». Мышей знают все. Они страшные обжоры. Они бывают разные – домовые, полевые, лесные. Мыши относятся к разряду грызунов. А еще кроме мышей к грызунам относятся крысы, хомяки, тушканчики, сони.

Вопрос: А вот знаете ли вы, ребята, что если бы мышь, становясь взрослой, получала паспорт, то его пришлось бы вручать ей через 30 дней после рождения.

     «Соня». Соня – это небольшое животное размером 12-20 см, которое получило свое название за то, что большую часть жизни проводит во сне. Летом соня беззаботно спит в дупле и только с наступлением ночи просыпается на 2-3 часа, чтобы поесть и поразмяться. А зимой вообще впадает в спячку. Она чемпион мира по сну!

Учитель: - К грызунам также относятся ондатры и водяные крысы. Пищей им служат водные растения, рыбы, моллюски.

Вопрос: - Из сказок и мультфильмов вы наверное знаете, какие самые распространенные животные?

- Какие это животные? (заяц, лиса, волк, медведь).

Учитель: Правильно, ребята. Т.к. мы живем в теплом климате, то и эти животные приспособились к нему, они поменяли свои привычки. Медведи почти никогда не укладываются на зимовку в спячку, т.к. и зимой могут найти достаточно корма. А заяц не меняет свою шубу – зачем, если снега бывает так мало и лежит он совсем недолго. Оденешься в белое и будешь на земле виден. Заяц тоже относится к грызунам. А вот волк и лиса – это хищники.

Вопрос: Кто такие хищники? (животные, которые питаются другими животными).

    «Ласка». Среди хищников, обитающих на Кубани, самый маленький – это ласка. Она уничтожает огромное количество мышей, стаскивая в свои кладовые десятки, а то и сотни мышей.

Учитель: К хищникам относятся и дикие кошки.  Самые крупные из них это барс и рысь.

     «Барс». Барс живет в самых глухих горных и недоступных лесах. Это очень редкое и красивое  животное. Он умен, ловок и бесстрашен. Барс может влезть на самую недоступную скалу или высокое дерево, легко переплывает реки. В прыжке может пролететь более 10 метров. Его добычей бывают и олени, и дикие кабаны.

Учитель: А еще, ребята, если нет крупной добычи, то он может поохотиться на птиц и даже мышей.

     3. Физкультминутка.        Мы шагаем дружно в лес

                                        (дети маршируют)

                                        Сколько здесь вокруг чудес!

                                        (удивились, развели руками)

                                        Посмотрели вправо, влево

                                        (наклоны вправо, влево)

                                        Наклонились и присели.

                                        (наклон, приседание).

                                        Заниматься тихо сели.

                                        (сесть  на место).

  1. Работа по карте.

Учитель: давайте посмотрим на карту-схему. (показывает предгорные районы). В предгорных районах живет много животных, которые называются парнокопытными. Помните, в русских народных сказках богатыри сражаются со страшными вепрями? От одного названия становится страшно. Так в старину называли диких кабанов. Найдите их на карте.

 

  1. Сообщение ученика.

    «Кабаны». Они живут в наших лесах еще со времен первобытных людей. У них вырастают большие клыки. Кабаны – всеядные животные. Они едят и траву, и побеги, и желуди, но не прочь полакомиться и птенчиком, а их любимое блюдо – земляные черви.

  1. Работа с книгой.

А еще о парнокопытных животных прочитаем в книге на стр. 16.

  1. Закрепление изученного материала.

Вопрос: На какие группы делятся животные? (растительноядные, хищные, всеядные).

  1. Работа с раздаточным материалом.

Задание: У вас на столах лежат карточки – рамки с названиями животных. Обведите растительноядных зеленым цветом, хищников – красным цветом, всеядных – желтым цветом. (Приложение № 1).

  1. Работа у доски.

Задание: На доске на карточках. Составить цепи питания, расставив карточки в нужном порядке. (Приложение № 2).

Молодцы, ребята. Попробуйте дома тоже составить несколько таких цепей питания.

  1. Знакомство с жуками – беседа.

Учитель: Знаете ли вы, какие животные самые многочисленные (предположения детей). Это насекомые.

Вопрос: Назовите насекомых, которых вы знаете (бабочки, жуки, муравьи, кузнечики, тараканы).

Учитель: Еще есть и рептилии. К ним относятся ящерицы, змеи, черепахи. У нас водятся веретеницы, желтопузики – это безногие ящерицы, а не змеи, как многие считают.  Почти везде встречаются ужи, они безвредны и даже приносят пользу, истребляя огромное количество мышей. Есть и змеи – это гадюки: степная, горная черная и красная. Они  ядовиты,  и лучше с ними не сталкиваться. Но беспокоить, уничтожать их тоже нельзя. В водоемах живет много болотных черепах, они хищники, питаются мальками рыб, головастиками. А сухопутные черепахи питаются только растительной пищей.

  1. Занимательная минутка.

Задание: Здесь написаны названия животных. Попробуйте расставить буквы в правильном порядке. (на карточках написаны с одной стороны слова перевернутыми, а с другой – правильный ответ. Учитель показывает карточку, дети отгадывают, потом проверяют). (Приложение № 3).

     У. Подведение итогов.

Молодцы, ребята, сегодня на урок вы узнали много интересного.

Вопросы:         -Через сколько дней мышь становится взрослой?

                -Сколько времени проводит соня во сне?

                -Почему на Кубани зайцы и белки не меняют свои шубы?

                -На сколько метров может прыгнуть барс?

     У1. Домашнее задание.

  1. Составить цепи питания некоторых животных.
  2. Индивидуальное задание. (подготовить сообщения по теме «Птицы»).

                  Кубановедение (3 класс)

Тема урока: «Разнообразие растительного и  животного мира в прошлом и настоящем.

 Цель урока: - познакомить с разнообразием растительного и  животного

                            мира Краснодарского края;

                           - воспитывать бережное отношение к животным растениям.

                                                          Ход урока:

  1. Организационный момент. Этап мотивации.
  2. Сообщение темы и цели урока.
  3. Работа над темой.

Учитель:      Высокие горы,

                      Родные просторы,

                      Приморского берега грань,

                     Леса и поляны,

                     Сады и лиманы-

                     Всё это родная Кубань!

Ребята сегодня мы с вами будем изучать животный и растительный мир Краснодарского края.

 Растительный мир Краснодарского края, насчитывает более 3 тысяч видов растений. Некоторые из них настоящие сторожилы. Они появились здесь еще до ледникового периода примерно 2 миллиона лет назад. Это: каштан, липа, дуб, черника и другие. Эти растения еще называют реликтовыми, то есть сохранившимися с древних времен. Нигде больше в нашей стране нет такого многообразия растительности. Это в полную меру зависит от формы поверхности земли.

Давайте посмотрим на карту Краснодарского края и найдем Азово – Кубанскую низменность. Обратите внимание на то, что  на всей  территории преобладает зеленый цвет. Можно сделать вывод, что  на всей территории  Азово – Кубанской   низменности благоприятные условия для выращивания таких культур как: пщеницы, подсолнечника, кукурузы, а так же для овощей. На склонах балок и оврагов по обочинам дорог можно встретить разные травы: пырей ползучий, горькую полынь, лебеду, мать - и- мачеху, осот и многие другие.

В степной части , и в предгорных районах можно встретить растения , которые люди называют лекарственными. Люди еще в древние времена, наблюдая за животными, тоже стали лечиться травами, ягодами, листьями многих растений.

Там где река Кубань впадает в Азовское море, раскинулись лиманы и плавни. Здесь можно встретить: рогоз, камыш, водяные лилии, водяной орех, желтую кувшинку. В степной части лесов почти нет, только лесополосы посаженные людьми, чтобы преградить дорогу ветрам.

Расшифруйте названия растений, которые можно встретить в лесу:

УБД                                   ИПХТА                              КЕНЛ                     НЬЯСЕ

ЯЯБОНЛ                           ОССАН                              РГШУА      

Когда говорят о России, то всегда вспоминается береза. Символом Краснодарского края считается  высокий стройный тополь.   

          4.Физминутка.

          5.Продолжение.    

Учитель: Богат и разнообразен животный мир нашего края. Все они интересны – от маленьких мышей до огромных зубров. Отгадайте загад

                       Он не любит свет дневной.

                     Проживает под землей.

                     Землю роет, роет, роет –

                     Каждый день метро он строит.   (Крот)

                   Живет в воде,

                   Там ест и спит

                   И никогда не говорит.   (Рыба)

                   В дом родной они спешат

                   Озабоченно жужжат.

                   Из садов, с полей приносят

                   Сладость, воск и аромат.   (Пчелы)

Ребята, посмотрите на доске написано два столбика давайте с вами соединим стрелками

название животных с их средой обитания:

                                 

                                   Крот                           водоем

                                   Рыба                           степь

                                   Пчелы                        лес, лесостепь

         

                                              Животный мир степей

В северной части распространены степные животные: полевые мыши,

тушканчики, хомяки, которые приносят большой вред сельскому хозяйству. Живут они

в норах, питаются листьями, зерном.

Из хищников распространены лисицы, хорьки и небольшие, но очень смелые ласки. 

Хорь и ласка истребляют грызунов. Волки в степной части края почти истреблены.

Из птиц особенно многочисленны воробьи, вороны, галки, жаворонки, степные орлы.

В небе, высматривая добычу, плавно описывают круги хищные коршуны, совы,

лунь степной.

В степной зоне много разных насекомых: бабочки, кузнечики, муравьи, тараканы. Встречаются также и змеи: степная гадюка и красная змея. Они ядовиты и с ними лучше не сталкиваться. А вот  веретеница и желтопузик – это безногие ящерицы, не змеи, как многие считают. Почти везде на территории края встречаются ужи, ящерицы. Ужи безвредны, и даже принося пользу, истребляя огромное количество мышей.

                                         6.Физминутка.

                                         Животный мир водоемов

В плавнях и лиманах водятся дикие кабаны, лисицы, много водоплавающей

птицы: пеликаны, чайки, выпь, чибисы, кулики, различные цапли, гуси, иногда

прилетают лебеди. По вечерам поймы рек оглашаются многочисленным хором лягушек.

По берегам рек расселились норка, ондатра, выдра. Они хорошо ныряют и плавают, питаются рабой, лягушками, крысами. В морях и реках водятся ценные породы рыб: осетр, севрюга, белуга, а также сельдь, тулька, хамса, лещ, судак, окунь. В море в соленной воде живет ставрида, камбала, собачья акула, морской конек, мидии, медузы. А еще в море живут замечательные и умные животные – дельфины.

                                       Животный мир леса и лесостепи

Обилие лесных плодов и сочных трав создает благоприятные условия для

обитания животных и птиц. В лесах пасутся стадами дикие свиньи.

В широколиственных лесах ходят небольшие, ростом с домашнюю козу, косули,

по своему внешнему виду напоминающие оленя.

В горах, там где много плодовых  и ягодных деревьев, обитает бурый медведь. В

 дубовых лесах промышляют волк, шакал, енотовидная собака.

Кавказский зубр – самое крупное млекопитающее животное Северного Кавказа. Вес

 его достигает 700-900 кг. Покрыт густой шерстью бурого цвета.

Кавказский олень - красивое, стройное животное. Голова его украшена красивыми, ветвистыми рогами. У оленя прекрасно развито зрение, слух и обоняние.

Хорошо акклиматизировалась завезенная к нам алтайская белка.

Около станицы Тбилисской на берегу Кубани разводят нутрий.

В Ладожском зверохозяйстве – серебристых лисиц, на окраине города Темрюка – нутрий и лис.

В нашем крае насчитывается 320 видов птиц. Утром лес и долины предгорий

наполняются птичьим пением. Стрекочут сороки, свистят дрозды, кукуют

кукушки, суетятся у ручьев трясогузки. У берегов рек слышится мелодичный напев лимонно – желтой иволги.

Можно увидеть и крупных хищников – беркута, ягнятника. Птицы приносят

большую пользу народному хозяйству, уничтожая вредных насекомых. Например,

одна ласточка ловит за день более тысячи вредителей растений. Сотни деревьев

спасают дятлы, поедая личинок жуков, спрятавшихся под корой. Сова за лето уничтожает тысячу мышей, а каждая мышь съедает в год 1 кг зерна.

Не все пернатые обитают у нас круглый год. Многие – только летом: выедут птенцов,

а осенью улетают в более теплые края.

А  на правом берегу Кубани, недалеко от станицы Ивановской, раскинулся уникальный массив Красного леса.

На северных и южных склонах Главного кавказского хребта расположен

Кавказский государственный биосферный заповедник. Общая площадь заповедника – примерно 260 тысяч гектаров. Его основные цели – охрана природы, типичной для

горной части Западного Кавказа.

Заказники – это участки местности, где природа сохраняется в нетронутом виде.

В них нельзя  рубить деревья, жечь костры, охотиться на животных и птиц. 

В приречных кубанских лесах обитают зайцы, лисы, барсуки, но особенно богат

лес пернатым населением. Здесь вьют свои гнёзда и выводят птенцов дятлы,

синицы, голуби, вороны щеглы, сойки, сороки и другие птицы.

                                                         7.  Итог урока. Рефлексия.

           (игра «Угадай-ка» ).

          На шесте дворец                                               Опасней всех в реке она!

          Во дворе певец                                                  Хитра, прожорлива, сильна,

         А зовут его скворец                                           Притом такая злюка!

                                                                                      Конечно это щука                                                                                                                                                        

Серый брат из-за угла хват. (Волк)

 Зимой белый, а летом серый. (Заяц)

           В небе высоко кружу                                         Этот случай очень редкий

           С высоты огромной этой                                  На голове растут две ветки. (Олень)

            Даже мышь я разгляжу. (Орел)

          Меньше тигра, больше кошки

          Над ушами кисти - рожки

          С виду кроток, но не верь

          Страшен в гневе этот зверь. (Рысь)

 На себе ношу свой дом, от зверей я прячусь в нем. (Черепаха)

          Я устраиваюсь ловко:

          У меня с собой кладовка.

          Где кладовка? За щекой!

          Вот я хитренький какой! (Хомяк)

Все мы должны помнить слова русского писателя М.М.Пришвина, который сказал:

«Для работы нужна чистая вода – будем сохранять наши водоемы.

В лесах, степях, горах ценные животные – будем охранять наши  леса, степи, горы.

Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы.

А человеку нужна Родина,

И охранять  природу – значит, охранять Родину!»

8. Д/З: подготовить сообщения о растениях и животных Краснодарского края


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку кубановедения "Моря Краснодарского края"

Презентация знакомит учащихся с географическим положением, флорой, фауной Черного и Азовского морей. Может быть использована, как на уроках кубановедения, так и во внеурочной деятельности....

Урок кубановедения "Символика Краснодарского края"

Вид урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.Тип урока: комбинированный.Цели: Познакомить учащихся с символикой края, с историей их становления и развития.Развивать творческое ...

Презентация к уроку кубановедения "Водоемы Краснодарского края"

Презентация к уроку кубановедения "Водоемы  Краснодарского края"...

урок кубановедения "Почвы Краснодарского края"

урок кубановедения для начальной школы...

путешествие по Краснодарскому краю .Станция "Животные Краснодарского края"

Данный материал является составной частью интеллектуальной игры-путешествия ....

Урок кубановедения "Водоёмы Краснодарского края. Использование их человеком".

На предыдущих уроках ребята узнали о природе родного края, о формах поверхности своей местности и об особенностях времён года и погоды.   Тема урока «Водоёмы Краснодарского края. Использован...