Литературное чтение 1 класс учитель Комлева Татьяна Михаиловна Тема: Т«Твердый согласные звук [ж]. Буквы Ж, ж»
план-конспект урока (1 класс) на тему


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_bukva_zhzh.docx35.15 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение  1  класс учитель Комлева Татьяна Михаиловна

                         Тема:  Т«Твердый согласные звук [ж].

 Буквы Ж, ж»

Тип урока  - открытие нового знания

Общая цель урока: знакомство с новой буквой и особенностью звука

Дидактические задачи:

Образовательная:    познакомить учащихся с буквой согласного звука [ж], с особенностью звука, с орфограммой «жи»,формировать умение выделять звук в речи; формировать навык чтения с новой буквой, слогов, слов, текстов;

Развивающая: развивать фонематический слух, навык слогового плавного чтения,

Воспитывающая:  воспитывать культуру поведения на уроке,  желание учиться читать.            

Основные этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Универсальные учебные действия

Электронное сопровождение

Орг. момент

(мотивация, создание  комфортной образовательной среды)

2мин.

Создание положительного эмоционального настроя  учащихся

Мы приветствуем  гостей,

Дорогих  учителей!

Всех знакомых, незнакомых

И серьезных, и веселых!

 - Вы садитесь тихо как?

- Вот так!

- А здороваетесь как?    

- Вот так! (дети ударяют в ладошки друг друга)

- Настроение какое?

- Вот какое!

Ребята теперь можете сесть поудобнее. Проверим, все ли у нас готово к уроку: учебник, светофоры,тетради.
- Что еще нам пригодится на уроке? (аккуратность, внимание, знания, сообразительность, ум…..)
Итак, мы начинаем наш урок.

Учащиеся эмоционально настраиваются на урок

Личностные:

- умения слушать и слышать собеседника;

- настраиваться на учебную деятельность

            Актуализация опорных знаний.

3 мин.

-

- Давайте вспомним, чему мы учились на прошлых уроках. Поиграем  в игру «Доскажи словечко».

- Наша речь состоит ….(из предложений).

- Звуки бывают … (гласные и согласные).

- При произнесении согласного звука … (воздух во рту встречает преграду).

- Согласные звуки бывают …(глухие и звонкие, твердые и мягкие).

- Гласные звуки бывают ….(ударные и безударные).

- После твердых согласных пишутся гласные буквы… (а,о,у,ы,э).

- После мягких согласных пишутся гласные буквы… (е,ё,и,я,ю).

- Буквы е,ё,  я в начале слова …(обозначают 2 звука). 

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы

Личностные:

- умения слушать и слышать собеседника;

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний:

Регулятивные:

- выполнять учебные действия в громкой речевой и умственной форме,

Коммуникативные: - - слушать и понимать речь других людей;

Лента букв

Постановка учебной задачи

5 мин.

Методы обучения: словесный,  частично-поисковый

Формы обучения: фронтальная

Приёмы обучения: речь учителя

Использование педагогических технологий: проблемно-диалогическая.

Регулятивные:

- формулировать учебную задачу   с помощью учителя;

- планировать совместно с учителем предстоящую работу.

Коммуникативные:

- осознавать познавательное значение умения читать;

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

-

- Откроем учебники на стр. 24 и рассмотрим картинку.

- Кто узнал из какой она сказки?

- А кто автор этой сказки?

Ганс Христиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в городе Оденсе на острове Фюн (Дания).

Отец Андерсена был сапожником и, по воспоминаниям самого Андерсена, «богато одаренной поэтической натурой». Он и привил будущему литератору любовь к книгам: по вечерам читал вслух Библию, исторические романы, новеллы и рассказы. Для Ганса Христиана отец построил домашний кукольный театр, а пьесы его сын сочинял уже сам. К сожалению, башмачник Андерсен прожил недолго и умер, оставив жену, маленьких сына и дочь.

Мать Андерсена происходила из бедной семьи. В своей автобиографии сказочник вспоминал рассказы матери о том, как в детстве ее выгоняли из дома, чтобы просить милостыню... После смерти мужа мать Андерсена стала работать прачкой.

Начальное образование Андерсен получил в школе для бедняков. Там преподавали только Закон Божий, письмо и арифметику. Учился Андерсен плохо, уроков почти не готовил. Гораздо с большим удовольствием он рассказывал друзьям вымышленные истории, героем которых был сам. Этим историям, разумеется, никто не верил.

Просмотр фрагмента из мультипликационного фильма «Дюймовочка»

 Какой звук чаще других слышится?

-  О каком звуке мы будем сегодня говорить на уроке?

-  Вы узнаете тайну, связанную с этим звуком

- Опираясь на тему урока и опорные слова, сформулируйте задачи нашего урока.

Познакомимся с …..

Научимся  ….

Активное включение в образовательный процесс

- Будем читать слоги и слова с этой буквой.

(Мы  познакомимся со звуком [ж]

и буквой, которая их обозначает. Будем  учиться читать слоги, слова и предложения с новой буквой. )

Программное обеспечение «Смотрим мультфильм»

Открытие нового материала

3минуты

Динамическая пауза

1 мин.

13 мин.

Методы обучения: частично-поисковые, наглядные; практические;

Формы обучения: фронтальная; коллективная.

Приёмы обучения: речь учителя; текст учебника; ИКТ; наглядность.

Использование педагогических технологий: проблемно-диалогическая, здоровьесберегающая; информационно-коммуникативная.

Регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- выполнять учебные действия в громкой речевой и умственной форме,

- выделять и осознавать то, что нужно еще усвоить;

- учиться отличать верно выполненное задание от неверног.

Коммуникативные:

- вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками,

Познавательные:

- понимать информацию, представленную в знаково-символической форме;

- осуществлять поиск необходимой информации;

- наблюдать, сравнивать и делать обобщение о «работе» букв «е, ё, ю, я».

- делать выводы.

- с опорой на модели строить связные высказывания.

Обратная связь- осуществлять совместную деятельность

Личностные: учиться переключаться на другой вид деятельности

Программное обеспечение

Программное обеспечение

(играем вместе)

Программное обеспечение

.Создание проблемной ситуации.

Ребята, а еще  нам Дюймовочка  прислала телеграмму, в которой сообщает, что звук, с которым мы сегодня познакомимся - особенный. Вам предстоит выяснить, в чем  его особенность.

1.Знакомство с буквой

-Кто знает, какой буквой обозначается звук [ж]?

- На что похожа буква Ж?

- Многие поэты заметили сходство буквы Ж,

 с жуком, со снежинкой и сочинили такие стихи.

Эта буква широка

        И похожа на жука

        И при этом, точно жук,

        Издает жужжащий звук.  

- А теперь, вы сами попробуйте составить эту букву из счетных палочек…. Сколько счетных палочек вам для этого понадобилось? (Молодцы!)-

2.  Работа с картинкой. Слого-звуковой анализ слова  жук(учебник, с. 24)

– Выделите первый звук из слова жук, выполните слого-звуковой анализ этого слова с использованием схемы к этому слову.

( сколько слогов в слове жук? Почему? Какой первый звук? Ж

- какой это звук  (гласный или согласный)?

- Может, кто-то из вас уже догадался, почему этот звук особенный?

-Тогда давайте будем решать эту проблему.

Если это согласный звук, что еще вы должны о нем рассказать?

Как узнать, какой он, звонкий или глухой?

Как узнать, бывает ли он твердым или мягким?

А сейчас послушаем  результаты исследований.  

- Какие проблемы возникли при исследовании нового звука?

В чем особенность  звука [ж]?

- Придумайте слова с новым звуком.

- Удалось ли кому-то подобрать слово, где звук [ж]   звучит мягко?

. 3. Чтение слогов с буквой «Ж, ж».

 - Прочитайте слоги.

- Прочитайте слоги, в которых гласные указывают на мягкость согласного.

 - Мягко или твердо прозвучал звук [ж]? Почему?

Работа с парными согласными.

.Чтение слов с доски

- какие гласные буквы стоят после ж?

-А каких букв вы не увидели? - буквы и,о,е,а,у,ю. выходят гласные

- нет букв ы,

- Хотите знать, почему?

- По очереди на Дне рождения танцевали гласные буквы с именинницей. Подошла очередь буквы Ы, приготовилась она, но вдруг другая буква  - И опередила ее. Обиделась буква Ы на всю жизнь и теперь никогда не дружит с буквой Ш.и Ж

Приходится вместо  Ы всегда вставать  И.

Вот такая тайна есть в наше языке.

Жи,ши – пиши с буквой и!

 

- Мы ее еще не учили.

Жж

Дети  дают характеристику звуку.

Обсуждают новый звук и подбирают слова в парах.

Звук ж всегда твердый  

      - Запомним, звук [ж] только твердый и никогда не будет мягким.

       

Выходят парные согласные и гласные.(инсценирование)

Выходят буквы

Динамическая пауза

1 мин.

Игра .Если в слове услышите новый звук, значит хлопаем в ладоши, а если нет топаем.

Жук, жираф, школа, снежинка, шкаф, ужин, мешок, лужи, мыши, карандаши.

Личностные: учиться переключаться на другой вид деятельности

Применение нового материала

10 мин.

Методы обучения: словесные (беседа), частично-поисковые, практические, наглядные

Формы обучения: коллективная, фронтальная

Приёмы обучения: текст учебника; ИКТ.

Использование педагогических технологий: информационно-коммуникативные; практические.

Предметные:

- характеризовать звуки;

- выделять указанные звуки, обозначать их буквами;

- проводить звуко-буквенный анализ слова;

- Наблюдать, сравнивать и делать обобщение о второй позиции «работы» букв «е, ё, ю, я»;

- читать слова с буквами Е Ё Ю Я в разных позициях;

- определять количество звуков в буквах Е Ё Ю Я;

- объяснять лексическое значение слов.

Регулятивные:

- слушать и слышать собеседника.

- адекватно восприни-мать оценку  учителя, сверстника.

Коммуникативные: - - слушать и понимать речь других людей;

- участвовать в коллективном обсуждении прочитанного.

Познавательные:

- осуществлять поиск необходимой информации.

- с опорой на модели строить связные высказывания.

- выразительно читать предложения,

Обратная связь(линии взаимодействия):

активное включение учащихся в работу с учителем и одноклассниками.

-1.Работа с текстом (учебник, с. 25)

        – Прочитайте текст. Рассмотрите картинку.

– Выполните задания к нему

        7. Работа с пословицами (учебник, с. 24)

2.

1. Развитие связной речи. Чтение рассказа «Первые снежинки», работа с картинкой (учебник, с. 26)

– Прочитайте рассказ.

– Найдите слова со слогами жи и ши.

– Что вы можете сказать о правописании этих слогов?

Жи,ши – пиши с буквой и!

Рассмотрите картинку, составьте рассказ про малышей

Читают рассказ.

– Лужи, закружились, пушистые, снежинки.

– Слышим звук [ы],
а пишем букву
и.

Составляют рассказ

Читают слова

Отвечают на вопросы

 

Родственные

Обобщение усвоенного Рефлексия

3 мин.

Методы обучения: словесные

Формы обучения: фронтальная;

Использование педагогических технологий:  проблемно-диалогическая

Регулятивные:

- Выполнять учебные действия в громкой речевой и умственной форме.

- учиться определять степень успешности своей работы

-Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить.

Коммуникативные:- оценивать работу одноклассников.

Познавательные:

- Делать выводы, обобщать знания по полученной информации.

-уметь определять уровень усвоения учебного материала.

Личностные:

- оценивать свою деятельность

- С какой буквой познакомились?  

- Что вы можете сказать о звуке этой буквы?

- А какой секрет узнали?

- Довольны ли вы своей работой?

- Я тоже довольна вами.

-  Что было трудно?

Что было интересно?

Будем еще много работать, чтобы правильно читать и писать слова с сочетанием Жи, чтобы вы все справлялись с этим заданием.

Учащиеся совместно с учителем обобщают итоги работы, оценивают свою деятельность.

Оценивают свою деятельность  .

Поднимают смайлики

Программное обеспечение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: «Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения» 2 класс

Урок  закрепления изученного материала по русскому языку во 2 классе ("Школа России"), построенный с учетом ФГОС...

Полная технологическая карта урока русского языка по УМК "Перспективная начальная школа". Тема урока "Твердые и мягкие согласные звуки. Звуковой анализ слов".

Технологическая карта открытого урока русского языка для городского семинара:«Создание особой пространственной образовательной среды для детей, испытывающих трудности в обучении»...

Урок литературного чтения "Различение согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих звуков. Составление звуковых моделей слов. Согласный звук [ч\']. Буквы Ч, ч"

Разработка содержит технологическую карту и презентацию к уроку литературного чтения "Различение согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих звуков. Составление звуковых моделей слов. Согласный ...

Конспект урока .Предмет: Литературное чтение в 1 классе. УМК «ШКОЛА РОССИИ» Твёрдый согласный звук [ ж], буквы Ж, ж.

Предмет: Литературное чтение в 1 классе.УМК «ШКОЛА РОССИИ» Дата проведения: 6 декабря.Учитель начальных классов: Закирянова Тансылу Алтафовна.Тема  урока:  Твёрдый согласный звук...