Программа "Я - исследователь"
рабочая программа (1 класс) по теме

Бужинская Людмила Юрьевна

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya-issledovatel_buzhinskaya.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

                                        Пояснительная записка

   В современной образовательной практике возрастает значение исследовательского обучения детей. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в проектной   деятельности. 

Проектная деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – умение ставить цели и достигать их.    Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.  

В силу своих физиологических и психологических особенностей дети 1и 2 года обучения ещё не могут в полной мере заниматься проектной деятельностью и социально-значимой работой. Поэтому  считаем необходимым подготовку обучающихся к данному виду деятельности. Этому и способствует программа «Я- исследователь» для внеурочной деятельности детей 1-х классов  социального направления. Занятия в объединении «Я- исследователь» проводятся  один раз в неделю. За год – 33 часа.

 Предполагается, что деятельность в объединении «Я- исследователь» привлекает  к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителя), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.

        Ценность программы заключается в том, что учащиеся   получают возможность  познать  особенности, природу, традиции  своего края.

        Ее актуальность основывается на интересе, потребностях обучающихся. В программе сочетается взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, . Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. тем самым подготавливая обучающихся к проектной деятельности.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС НОО  требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.

        Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно  ориентированный,  деятельностный  методы обучения.

Цель и задачи программы «Я – исследователь»

        Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ  проектной  деятельности.

        Задачи программы:

формирование  представлений об  особенностях своего края;

 обучение  специальным знаниям, необходимым для осуществления проектной деятельности и социальной работы в дальнейшем;

формирование  и развитие  умений  и навыков коллективного взаимодействия;

развитие познавательных  потребностей  и способностей.

.

Организация образовательного процесса.

Программа предназначена для обучающихся  первых классов.

Срок реализации программы – 1 год.

Занятия проводятся во внеурочное время 1 раз в неделю.

Основная форма  работы с детьми: занятия внеурочной деятельности.  Это  – игра, практическая работа , наблюдение, экспресс-исследование,  коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа.

Оценивание учащихся на занятии не предусматривается.  Основной формой представления результатов работы является участие в школьных выставках, в рамках предметных недель, презентации. Фотографии помещаются в Портфель  достижений обучающегося 1-х классов  или классные альбомы.

Учебно-тематический план и содержание программы

                                 Название разделов и тем

                        Количество часов

 1.

Исследование особенностей нашего города

                   16

 2.

Природа нашего края

                  7

 3.

Традиции нашего города

                  9

 

Всего

                  32

1.Исследование особенностей нашего города. Экскурсия к мемориалу. Достопримечательности нашего города. Коллективная игра   «Конструирование игровой площадки для нашего двора». Коллективное занятие « Жилые дома нашего города».  Экскурсия в краеведческий музей. История моей семьи в истории моего города. Выставка «Кем гордится мой город».  Моя улица, почему она так названа. Достопримечательности моей улицы. Выставка творческих работ «Мой город». Экскурсия «Зима в городе»

 2.Природа нашего края. Растительность нашего края.        Животный мир края. Растения нашего края, занесённые в Красную книгу. Животные нашего края, занесённые в Красную книгу. Главная река Ершовского района - Малый Узень. Исследование название реки, протекающей в нашей местности.

3.Традиции нашего города. Исследование особенностей занятий жителей города. Люди моего города. Встреча с участниками исторических событий моего города. Традиции нашего города. Праздники в городе. Экскурсия в районную библиотеку. Природные места отдыха жителей нашего города.

Выставка творческих работ «Мой край»

Планируемые результаты:

называть достопримечательности  своего города;

   узнавать представителей растительного и животного мира Ершовского района, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни; некоторые редкие и исчезающие виды животных и растений Ершовского района, занесённые в Красную книгу;

   проявление бережного  отношения  к исчезающим видам растений и животных;

   познание способов  природоохраной  деятельности ;

   умение передавать свои впечатления об окружающем мире в рисунках, поделках, устных рассказах.

                                         Пояснительная записка

   В современной образовательной практике возрастает значение исследовательского обучения детей. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в проектной   деятельности. 

Проектная деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – умение ставить цели и достигать их.    Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.  

В силу своих физиологических и психологических особенностей дети 1и 2 года обучения ещё не могут в полной мере заниматься проектной деятельностью и социально-значимой работой. Поэтому  считаем необходимым подготовку обучающихся к данному виду деятельности. Этому и способствует программа «Я- исследователь» для внеурочной деятельности детей 1-х классов  социального направления. Занятия в объединении «Я- исследователь» проводятся  один раз в неделю. За год – 33 часа.

 Предполагается, что деятельность в объединении «Я- исследователь» привлекает  к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителя), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.

 Цель и задачи программы «Я – исследователь»

        Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ  проектной  деятельности.

        Задачи программы:

формирование  представлений об  особенностях своего края;

 обучение  специальным знаниям, необходимым для осуществления проектной деятельности и социальной работы в дальнейшем;

формирование  и развитие  умений  и навыков коллективного взаимодействия;

развитие познавательных  потребностей  и способностей.

Учебно-тематический план и содержание программы

                                 Название разделов и тем

                        Количество часов

 1.

Исследование особенностей нашего города

                   16

 2.

Природа нашего края

                  7

 3.

Традиции нашего города

                  9

 

Всего

                  32

1.Исследование особенностей нашего города. Экскурсия к мемориалу. Достопримечательности нашего города. Коллективная игра   «Конструирование игровой площадки для нашего двора». Коллективное занятие « Жилые дома нашего города».  Экскурсия в краеведческий музей. История моей семьи в истории моего города. Выставка «Кем гордится мой город».  Моя улица, почему она так названа. Достопримечательности моей улицы. Выставка творческих работ «Мой город». Экскурсия «Зима в городе»

 2.Природа нашего края. Растительность нашего края.        Животный мир края. Растения нашего края, занесённые в Красную книгу. Животные нашего края, занесённые в Красную книгу. Главная река Ершовского района - Малый Узень. Исследование название реки, протекающей в нашей местности.

3.Традиции нашего города. Исследование особенностей занятий жителей города. Люди моего города. Встреча с участниками исторических событий моего города. Традиции нашего города. Праздники в городе. Экскурсия в районную библиотеку. Природные места отдыха жителей нашего города.

Выставка творческих работ «Мой край»

Планируемые результаты:

называть достопримечательности  своего города;

   узнавать представителей растительного и животного мира Ершовского района, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни; некоторые редкие и исчезающие виды животных и растений Ершовского района, занесённые в Красную книгу;

   проявление бережного  отношения  к исчезающим видам растений и животных;

   познание способов  природоохраной  деятельности ;

   умение передавать свои впечатления об окружающем мире в рисунках, поделках, устных рассказах.

Приложение

                              Календарно-тематический план.

           Название темы

Дата

1.

Вводное занятие

03.09.11г.

2.

Кто такие исследователи? Экскурсия к мемориалу

10.09.11г.

3-4.

Что можно исследовать? Достопримечательности нашего города.

17.09-24.09.11г.

5.

Коллективная игра   «Конструирование игровой площадки для нашего двора»

01.10.11г.

6.

.Коллективное занятие « Жилые дома нашего города»

08.10.11г.

7.

Игра « Историческое моделирование»

15.10.11г.

8.

Экскурсия в краеведческий музей нашего города

22.10.11г.

9-10

История моей семьи в истории моего города

12.11-19.11.11г.

11.

Выставка «Кем гордится мой город»

26.11.11г.

12.

Моя улица, почему она так названа.

03.12.11г

13.-14

Достопримечательности моей улицы

10.12-17.12.11г

15.

Выставка творческих работ «Мой город»

24.12.11г.

16.

Экскурсия «Зима в городе»

14.01.12г

17.

Растительность нашего края        

21.01.12г

18.

Животный мир края

28.01.12г

19.

 Растения нашего края, занесённые в Красную книгу

04.02.12г

20.

Животные нашего края, занесённые в Красную книгу

11.02.12г

21.

Главная река Ершовского района - Малый Узень.

25.02.12г

22.

Исследование название реки, протекающей в нашей местности

10.03.12г

23.

Исследование особенностей занятий жителей города

17.03.12г

24.

Люди моего города

24.03.12г

25

Символика края

31.03.12г

26.

Встреча с участниками исторических событий моего города

07.04.12г

27-28.

Традиции нашего города

 14.04.-21.04.12г

29.

Праздники в городе

28.04.12г

30.

 Экскурсия в районную библиотеку

05.05.12г

31.

Природные места отдыха жителей нашего города

12.05.12г

32.

Экскурсия в школьный музей

19.05.12г

33.

Выставка творческих работ «Мой край»

26.05.12г

Учебно-методическая литература

1.Максакова, В.И. Организация воспитания младших школьников - Москва,2008.-253с.

2.Нравственное воспитание в начальной школе: школа и нравственное воспитание личности

3 Завуч начальной школы.-2004.-№3.-С.71-125Бокарева Г., Кикоть Е. Исследовательская готовность как цель процесса развития учащихся // Alma-mater. — 2002. — № 6. — С. 52–54.

4Головизнина Н. Л. Учебно-исследовательская деятельность как перспективное средство воспитания творческой личности // Дополнительное образование. — 2002. — № 8. — С. 6–11.

5Савенков А. И. Учебное исследование в начальной школе // Начальная школа. — 2000. — № 12. — С. 101–108.

6Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. — М.: Логос, 2007. — 272 с.

Resource id #6114

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Юный исследователь"

Программа кружка "Юный исследователь" для 4 класса...

Программа дополнительного образования "Я исследователь"

Программа для внеурочной деятешльности 1-4 классы ФГОС...

Адаптированная образовательная программа "Хочу всё знать" детского объединения "Исследователь"

План работы кружка для детей 8-9-летнего возраста (2 класс) по математике и русскому языку. Содержит пояснительную записку ,учебно-тематический план, содержание (название тем),этапы педагогического ко...

Занятие по дополнительной образовательной программе "Я-исследователь" Тема: "Что такое эксперимент?"

Конспект занятия по подпрограмме "Тренинг".  Подпрограмма "Тренинг"  направлена на развитие исследовательских способностей учащихся. В ходе занятий дети овладевают специальными знаниями, уме...

Программа дополнительного образования " Я- исследователь"

Программа кружка "Я - исследователь" - естественнонаучной направленности. Она является дополнением к курсу «Окружающий мир», опирается на программу исследовательского обучения младших школьников...

Внеурочная деятельность. Программа кружка «Я – исследователь». Программа кружка "Занимательная информатика"

Представлена программа внеурочной деятельности кружка "Я - исследователь".       Программа “Я - исследователь” – интеллектуальной направленности. Она является продолжение...

Рабочая программа "Исследователь". 1 класс

Рабочая программа "Исследователь"...