самообразование
материал по теме

Лилия Минсагировна Зайдулина

Перспективный план работы по теме самообразования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobrazovanie.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Возможно, ты не самая светлая голова,

 зато непревзойдённый проводник света.

Не особо одарённые люди способны

стимулировать одарённость других.

Пояснительная записка

Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования.

Проблема одаренности в системе образования на организационном уровне обычно решается путем создания специальных школ для одаренных  и талантливых детей или специальных классов для одаренных.  Но существует  возможность и другого решения – не удалять одаренного ребенка из естественной для него среды. Обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав условия для развития и реализации его выдающихся возможностей.

Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны каждый  ребенок «одарен», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны существует категория детей, качественно отличающихся  от своих сверстников, и, соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.

Способный, одаренный ученик – это высокий уровень, каких-либо способностей человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.

Одаренность бывает  художественной (музыкальная, художественная), психомоторной (спортивная), академической (способность учиться), интеллектуальной (умение анализировать, мыслить), творческой (не шаблонное мышление).

Постепенный отход системы образования от «штамповки» и понимание возможности воспитания будущего творца на образовательном  «конвейере» все больше осознается и заставляет искать новые образовательные формы  работы с  одаренными и талантливыми детьми.

Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются.  

Нераскрытые возможности  постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в 10-летнем возрасте их примерно 6070 %, то к четырнадцати годам — 3040 %, а к семнадцати — только 1520 %.

Вот почему учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка.

Очень хочется способствовать развитию внутреннего деятельностного потенциала ребёнка, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. 

Тема: «Система   работы  с  одарёнными   детьми  в  условиях введения стандартов второго поколения».

Цель: Изучение и внедрение методов и форм работы по выявлению, обучению, развитию, воспитанию и поддержке  одарённых детей.

Задачи:

  • Проанализировать актуальные психолого-педагогические проблемы обучения, воспитания и развития одарённых, способных и талантливых детей.
  • Разработать систему диагностических исследований для определения интересов, способностей и наклонностей детей в период обучения в начальной школе.
  • Определить и использовать при организации воспитательно-образовательного процесса методы и формы, способствующие развитию возможностей самовыражения одаренных детей.

Прогнозируемый результат: Решение приоритетных задач современного образования по выявлению, поддержке, развитию и социализации одаренных детей в ходе организации воспитательно-образовательного процесса в начальной школе.

Этапы работы

Сроки исполнения

Действия, мероприятия

Диагностический

2012-2013 уч.год.

  • Дать анализ состояния воспитательно-образовательного  процесса.
  • Выявление противоречий.
  • Изучить литературу и материалы сети Интернет по проблеме.

Прогностический

  • Определение целей и конкретных задач.
  • Формулировка и прогнозирование результатов.

Организационный

  • Составление плана работы по самообразованию.
  • Подготовить материально-техническую базу и методическое  обеспечение.
  • Составить перспективный план работы с одарёнными детьми.

Практический

2013-2014 уч.год

  • Реализация собственного перспективного плана по работе с одарёнными, способными и талантливыми детьми.
  • Отслеживание промежуточных результатов.
  • Посетить семинары и конференции по проблеме одарённости в образовании.
  • Провести самоанализ и самооценку собственной деятельности.

Корректировочный

  • Проведение контрольных диагностических процедур.
  • При необходимости корректировка перспективного плана.
  • Пройти курсы повышения квалификации.

Обобщающий

2014-2015 уч.год

  • Обработка полученных данных.
  • Соотнесение полученных результатов с планируемыми.
  • Оформление, описание результатов. Разработка программы с одарёнными детьми.
  • Разработать комплект рекомендаций по работе с одарёнными детьми.

Внедренческий

  • Апробировать комплект на практике.
  • Применение наработанных материалов в собственной педагогической деятельности.
  • Распространение данного комплекта при наличии запроса на него.

Подведение итогов

Анализ и оценка деятельности в процессе самообразования

  • Выбор формы подведения итогов (программа работы с одарёнными детьми).
  • Презентация результатов работы перед педагогическим  коллективом.

Литература

  1. Савенков А.И. Одарённый ребёнок дома и в школе. – Екатеринбург
  2. Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. — М., 1981.
  3. Волков И.П. Много ли в школе талантов. — М., 1989.
  4. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. — М., 1991.
  5. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. — М., 1971.
  6. Одаренные дети . Под ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. — М., 1991.
  7. Матюшкин A . M . Загадки одаренности. М.,1992 .
  8. Верхозина О.А. Поддержка одарённых детей. – Иркутск: ИПКРО, 2012г.
  9. http://dob.1september.ru/articlef.php?ID=200501014
  10. http://psyjournals.ru/psyedu/2002/n1/2348.shtml

Resource id #4678

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспекты уроков, доклады на темы самообразования

Открытые уроки по русскому языку и математике, доклады на темы самообразования ...

Тема по самообразованию:"Организация поэтапной работы над словом с непроверяемым написанием как средство развития навыка грамотного письма младших школьников".

- научить младших школьников работать над словами с непроверяемыми написаниями; - развивать наблюдательность, умение находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать вы...

План по самообразованию

Как спланировать работу по самообразованию...

Отчет о работе по теме самообразования. Тема: «Развитие техники чтения у младших школьников»

Отчет  о работе по теме самообразования.Тема: «Развитие техники чтения у младших школьников»...

Самообразование учителя как объект самоуправления. Программа самообразования учителя.

Самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи учителя. Такое определение  можно найти в словаре Ожегова. Но когда речь заходит о педагогах, то этот термин тра...

ПРОГРАММА профессионального самообразования учителя начальных классов Наумовой Елены Ивановны на 2012 – 2013 год. Тема самообразования: «Развитие орфографической зоркости младших школьников»

Тема «Развитие орфографической зоркости младших школьников»Разработчик программы учитель начальных классов Наумова Елена Ивановна.Цель программы: обеспечение непрерывного повышения квалифи...

Сообщение на педагогическом совете от 26.03.2015 г. «Проектирование профессионального самообразования педагога» на тему: «Продуктивность процесса самообразования» (практические рекомендации)

Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт...