Рабочая программа по элективному курсу "Проектная деятельность"
элективный курс (4 класс) по теме

Мельникова Татьяна Петровна

Данная программа составлена для учащихся 4 класса.Программа расчитана на 68 часов.Дети будут выполнять групповые и индивидуальные проекты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost.docx31.21 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по элективному  курсу

«Проектная деятельность»

для обучающихся  4 классов

на 2013-2014 уч.г

 

                                                    Составитель: Мельникова Татьяна Петровна,

                                                     учитель начальных классов

2 квалификационная категория

С.Новоярки

2013 уч  г

Содержание

1. Пояснительная записка

2.Планируемые результаты

3.Порядок действий в работе с проектами

     4.Примеры проектов в рамках курсов общеобразовательных дисциплин

     

     5. Используемая литература

 6. Календарно-тематическое планирование на 2013-2014 учебный год.

Пояснительная записка

В комплекте учебников «Школа России» проектная деятельность выступает как основная форма организации внеурочной деятельности школьников. Уже здесь дети делают первые шаги по проектной деятельности, так как по мере освоения работы над проектами во внеурочное время в более старших классах проектная деятельность может использоваться как одна из форм учебной деятельности. 68 ч. в год.

Цель:

 Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

 Задачи:

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

  • умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
  • способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
  • формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

  • воспитание целеустремленности и настойчивости;
  • формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
  • формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
  • формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование)

Формы организации учебного процесса.

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей.

Технологии, методики:

  • уровневая дифференциация;
  • проблемное обучение;
  • моделирующая деятельность;
  • поисковая деятельность;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии;

Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:

        • с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;        

        • с уроками изобразительного искусства: оформление творческих         работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;        

        • с уроками труда: изготовление различных элементов по темам проектов.        

           Формы контроля: защита выполненных проектов, конкурсы выполненных работ.

Особенности  организации проектной деятельности.

I. Двухкомпонентная организация проектной деятельности 

Работа над темой и работа над проектами.

Компонент 1. Узнаём. Дети собирают сведения по какому-либо направлению изучения темы. По завершении обмениваются найденными знаниями.

Компонент 2. Делаем. Дети работают над разными проектами (поделки, мероприятия, исследования), имеющими какое-либо отношение к теме.
По завершении представляют готовые проекты.

II. Сочетание общей дисциплины и свободы выбора.

Дисциплина: одна тема на всех, общее время перехода от работы над темой к работе над проектами, общее начало работы над новой темой.

Свобода выбора: свободный выбор своей индивидуальной темы (в рамках общей темы), свободный выбор проектов.

Проектная деятельность организована в виде двух взаимосвязанных блоков работы:

1)сбор сведений по  теме проектной деятельности;

2)работа над самими  проектами.

2.Планируемые результаты.

Что дает работа над проектом?

  • дети беседуют с родителями, родными, соседями, знакомыми, учителями;
  • приносят в класс литературу, анализируют статьи;
  • делают вырезки и группируют их по тематическим блокам;
  • посещают местные предприятия;
  • совершают учебные экскурсии;
  • посещают музеи и другие учреждения культуры;
  • занимаются краеведческой работой

На основе полученной информации:

  • составляют списки, отчеты;
  • выпускают разовые или периодические бюллетени;
  • выступают перед учениками своего класса или школы;
  • пишут рефераты;
  • пишут заметки в школьные газеты;
  • фотографируют.

  Участвуя в проектной деятельности, ученики смогут научиться:

  • Расширять кругозор в интересующих их областях знаний
  • Находить источник информации;
  • Извлекать информацию, относящуюся к теме;
  • Планировать работу над проектами;
  • Сотрудничать друг с другом;
  • Доводить начатое дело до конца

3.Порядок действий в работе с проектами

Выбор общей темы

  • Осуществляется учителем
  • Основания для выбора темы:
  • персональное отношение учителя к теме,
  • широта темы – число возможных направлений сбора сведений по теме,  
  • возможность сбора сведений по теме не только из книг, но из экскурсий в музеи, на природу или на работу к кому-то из родителей

Результат- выбранная тема

Выбор своей индивидуальной темы

  • Начинается со знакомства и рекламы темы (уже выбранной учителем)
  • Выполняется в школе на одном из уроков или во время классного часа
  • Учитель предлагает детям заманчивую россыпь направлений знакомства с темой – на любой вкус
  • Дети выбирают направление или по аналогии предлагают своё, или откладывают свой выбор на завтра

Результат- выбранные детьми направления сбора сведений (подтемы)

Сбор сведений (поиск информации)

  • Проводится в основном дома (возможно, в школе во внеурочное время)
  • Проводится при активном участии родителей
  • По возможности сведения собираются из наблюдений на экскурсиях (на природу, на предприятия, в музеи и т.д.)
  • По времени занимает 1-2 недели

Результат - найденные сведения

Завершение работы над темой

  • Из найденных сведений каждый ребёнок выделяет самое важное и с помощью родителей заносит избранные сведения на лист единого формата  (А4)
  • На первом этапе этот лист делают  родители, потому что задача – не самовыражение ребёнка, а возможность других детей познакомиться с результатами поиска школьником новых сведений
  • Оформление: крупный чёткий шрифт, плотная бумага, желательны иллюстрации и простые схемы

Результат - собранные из отдельных листов и хранящиеся в открытом доступе картотека или альбом с оглавлением, созданным учителем или родителями

Выбор проектов

  • Начинается с обзора учителем возможных проектов (поделки, мероприятия, исследования)
  • Выполняется в школе на одном из уроков или во время классного часа
  • Дети выбирают проект или по аналогии предлагают свои, или откладывают свой выбор на завтра
  • Если проект групповой, то определяются группы участников

Результат -  выбранные детьми проекты

  • Реализация проектов
  • Проводится в основном дома (возможно, в школе во внеурочное время)
  • Проводится при активном участии родителей
  • По времени занимает 2-3 недели

Результат - выполненные проекты

Представление результатов

  • Проводится при активном участии родителей в школе во внеурочное время
  • Проводятся мероприятия, представляются поделки и экспозиции, защищаются  (представляются) исследовательские проекты
  • Все мероприятия, презентации и защиты фотографируются

Результат- завершённые проекты, заполненные несколько страниц альбома истории жизни класса

4. Содержание курса 

Тематическое планирование на 4 класс 68часа)

Тема

Количество часов

 

Тренинг.

1

Что такое исследование. Какие бывают проекты.

1

2

Наблюдение и наблюдательность.

1

3

Что такое эксперимент.

1

4

Учимся задавать вопросы.

1

5

Учимся вырабатывать гипотезы.

1

6

Как правильно выбрать тему проекта.

1

7

Как работать с энциклопедиями, интернет-источниками.

1

8

Учимся выделять главное и второстепенное.

1

9

Мини-конференция "Как работать над проектом".

1

 

Исследовательская практика.

10,11,12

,13

14

 Коллективный творческий проект "Берёза –Символ России»".

5часов

15

Математика вокруг нас

1

16-17

Числа в пословицах и поговорках

2

18-19

Математика в торговле.

2

20-21

Математика в кулинарии.

2

22

Малые жанры устного народного творчества

(пословицы, поговорки, небылицы, потешки, побасенки

1

23-25

Создание сборника пословиц и поговорок.

3

26-28

Создание сборника загадок

3

29-31

Сочинение собственных произведений малых жанров устного народного творчества.

3

32

Тема: сказки

1

33-35

Создание сборника сказок об одном из животных (зайце, лисе, медведе

3

36-37

Герои сказок в лепке.

2

38

Герои сказок в рисунках

1

 39-41

Коллаж «Заселим улицу сказочными домиками».

3

42-44

Создание собственных сказок.

3

45

Тема: произведения русских поэтов  IXI  в.

1

46-47

Коллаж по теме: «Весна, весна, и все ей радо!», «Ах, лето знойное», «Унылая пора  Очей очарованье!».

2

48-49

Создание сборника стихов русских поэтов IXI в.

2

50

Проект «Путешествие в прошлое»

1

51-53

Проект «Что значат наши имена»

3

54-56

Проект «А в старину говорили так…» (поиск по словарям устаревших названий предметов, которыми мы продолжаем

пользоваться

3

57-58

Проект  «Занимательная топонимика»

проект «Улицы нашего города» (установление истории названия);

2

59-61

История названий городов, сел, деревень, рек, озер, улиц

3

62-66

Индивидуальные проекты

5

67-68

Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся начальных классов.

2

Всего-68 часов

Используемая литература

  • Проектная деятельность в начальной школе/авт.-сост. М.К Господникова и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
  • Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. //журнал “Начальная школа”, № 9, 2005.
  • Брдовская З.В. Организация проектной деятельности в системе работы учителя начальных классов. // Сборник. Как организовать проектную деятельность младших школьников.// Новосибирск, НИПК и ПРО, 2006.
  • Цирулик Н.А. Работаем по методу проектов // Практика образования. 2006. № 4.

Resource id #3984

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по элективному курсу «Сказкотерапия»

Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого у данного социума. Сказкотерапия - это способ передачи индивидууму (чаще ребенку) необходимых моральных норм и правил. Эта инф...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Проектная деятельность и ИКТ"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Проектная деятельность и ИКТ" представлена для 3 класса и рассчитана на 68 часов....

Рабочие программы для элективных курсов 3 класс ФГОС

Рабочие программы для элективных курсов 3 класс ФГОС:- математика  "Учимся решать задачи"- русский язык "Обучение сочинению"...

Рабочая программа по элективному курсу "Умники и умницы" в 3 классе

Рабочая программа (КТП)  общеинтеллектуальной направленности элективного курса "Умники и умницы" составлена на основе ФГОС , комплекта двух рабочих тетрадей на печатной основе для 3 кл., автор Ми...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по элективному курсу «Функциональная грамотность»

Рабочая программа курса «Функциональная грамотность» для обучающихся 1 класса на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начал...

Адаптированная рабочая программа по элективному курсу «Занимательная математика» для обучающихся 2 класса (вариант 4.2)

  Адаптированная рабочая программа по элективному курсу «Занимательная математика»...