Метод проектов как способ формирования самостоятельной творческой активности у младших школьников на уроках технологии.
консультация (1 класс) по теме

Поткина Ольга Николаевна

Метод проектов может эффективно использоваться в начальных классах   на уроках технологии. Данный метод позволяет интегрировать знания и умения обучающихся, которые были получены  ими на разных этапах обучения  при изучении различных дисциплин, а так же осуществлять деятельностный подход в трудовом обучении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_potkina.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Метод проектов как способ формирования самостоятельной творческой активности у младших школьников на уроках технологии.

Поткина О.Н.

 ГБОУ СОШ  № 1210 г. Москва

В настоящее время в образовательном процессе наиболее актуальным считается использование в обучении методов и приемов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Как показывает собственный опыт для решения этих задач как нельзя лучше подходит метод проектов, который  может эффективно использоваться в начальных классах. Применение  данного метода   на уроках технологии позволяет интегрировать знания и умения обучающихся, которые были получены  ими на разных этапах обучения  при изучении различных дисциплин, а так же осуществлять деятельностный подход в трудовом обучении.

 В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Для решения практических проектных задач учащиеся должны использовать уже полученные знания и умения и в то же время осваивать в процессе проектирования новое.

  При методе проектов можно использовать не только индивидуальную самостоятельную работу учащихся, но и групповую.

В работе над проектом необходимо соблюдаются определённые этапы деятельности учащихся. Каждый из них вносит свой вклад в формирование личностных качеств учеников.

1. Подготовительный этап, или погружение в проект.

На этом этапе происходит определение темы, проблемы, целей, а также мотивация деятельности учащихся. Темы  проектов должны быть не только интересны для обучающихся, но и  быть доступны им. По времени осуществления этот этап проекта является непродолжительным, но он играет важную роль в достижении ожидаемых результатов.  

2. Планирование и организация деятельности.

На данном этапе обучающиеся  делятся на группы. Определяются цели и задачи каждой группы, происходит распределение ролей между участниками. Каждый ученик отвечает за свое задание в проекте.   Обучающиеся на этом этапе  выдвигают гипотезы и обосновывают каждую из них.

3. Исследование (осуществление деятельности, выполнение работы)

На этом этапе происходит поиск информации, подтверждающей или опровергающей гипотезу. Именно на этом этапе каждый участник группы вносит свой вклад в соответствии с выбранной им ролью. Так как каждый обучающийся понимает, что успех проекта зависит от успеха  каждого, поэтому участники группы активно включаются в поиск новой информации. А это является стимулом к активному усвоению знаний. На этом же этапе участниками определяются способы представления результатов деятельности: форма отчета, вид презентации и т.д.

4. Защита проектов.

На данном этапе осуществляется презентация работы, ее оценка и самооценка. Приветствуются разные формы представления результатов: письменный отчет в докладе, устный отчет с демонстрацией материалов, стенгазета и многое другое.  Данный этап очень важен и здесь необходима помощь учителя. Для этого необходимо группам заранее раздать план выступления или поместить на доску вопросы:

 1. Какова основная идея проекта?

2. Как вы готовили в группе свой проект?  (Что получилось? Над чем надо поработать? Какие трудности возникли?)

3. Где можно использовать данный проект?

4. Вопросы оппонентов.

Образовательная ценность данного этапа состоит в том, что авторы проектов учатся аргументировано формулировать и отстаивать свои проектные замыслы, гипотезы, идеи. В это же время остальные школьники учатся быть внимательными зрителями и вдумчивыми оппонентами.

В ходе работы над проектом деятельность учителя  и учащихся различны, однако идут непосредственно рядом друг с другом.  

Учитель на всех этапах подготовки проекта выступает не в роли эксперта, а в роли консультанта и помощника. Изменяется и роль обучающихся  в учении: они выступают активными участниками процесса. Работа в группах  учит  обучающихся  трудиться в команде, взаимодействовать  в коллективе, искать нестандартные пути решения, брать на себя определённую ответственность за общие действия, а так же испытывать радость от приложенных усилий и полученного результата. Помимо этого, обучающиеся совместно с учителем выполняют собственный проект, решая практическую задачу. Таким образом, включаясь в реальную деятельность, они овладевают новыми знаниями.

Считаю, что проектная деятельность способствует развитию интеллекта у обучающихся, умению планировать и отслеживать последовательность действий, усваивать знания и применять их в практической деятельности; развивает креативность и самостоятельность;

Список литературы

  1. Бритвина, Л. Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии [Текст] / Л. Бритвина // Начальная школа. – 2005. - №6.
  2. Воронцов, А.Б. Проектные задачи в начальной школе [Текст] / А. Воронцов. – М. «Просвещение», 2011. –177с.
  3. Господникова, М. К. Проектная деятельность учащихся [Текст]  / М. Господникова. – Волгоград: Учитель, 2011.-131с.: ил.
  4. Иванова, Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе [Текст] / Н.Иванова // Начальная школа. – 2004. - №2.
  5. Новикова, Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности [Текст] / Т. Новикова // Народное образование. – 2000. - №7.
  6. Сергеев,  И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся [Текст]: учебное пособие / И. Сергеев. – М.: АРКТИ, 2008. —80 с. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ"

Выявить и проверить эффективные психолого-педагогические методы формирования творческих способностей младших школьников. В ходе работы мы ставим перед собой следующие задачи: 1. изучить психоло...

Совместная творческая деятельность как способ формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников

Авторы данной статьи, на примере опыта работы с обучающимися 1 класса, показывают необходимость формирования  коммуникативных навыков...

Технология деятельностного метода как способ формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников

Статья содержит приёмы формирования регулятивных универсальных учебных действий применяемых мною на своёй практике, которые позволяют вовлечь учащихся в процесс формирования умения учиться и достичь п...

Технология деятельностного метода, как способ формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников.

Представляю разработку по теме самообразования: "Технология деятельностного метода, как способ формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников". Успешное обуче...

Педагогический проект. Технология деятельностного метода, как способ формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников.

   Представляю разработку педагогического проекта по теме саммобразования: " Технология деятельностного метода, как способ формирования познавательных УУД младших школьников".   ...

«Развитие творческой активности младших школьников на уроках технологии »

В презентации раскрывается понятие "творческая активность", приводятся примеры методов и приёмов работы, способствующих развитию творческой активности младших школьников на уроках технологии....

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

Статья в сборнике по итогам Международной научно-практической конференции 04 июня 2018 г."ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ И ПРОГРАММЫ В ПСИХОЛОГИИ, ПЕДАГОГИКЕ И ОБРАЗОВАНИИ"...