Формирование исследовательских умений у младших школьников на основе предпрофильной подготовки.
статья по теме

Калимбет Ирина Олеговна

            Концепция модернизации российского образования предполагает организацию профильного образования учащихся 3-й ступени для формирования у обучающихся готовности к ответственному выбору дальнейшего жизненного пути с целью самоопределения и самореализации. Но для определения учащимися  осознанного выбора профиля для обучения в 10-м классе необходима серьезная целенаправленная работа педагогического коллектива по созданию условий, позволяющих обучающимся ответить  на вопросы: «Могу ли я?», «Хочу ли я?».              Для решения данной проблемы необходима предпрофильная подготовка учащихся, которая у нас в лицее №7 поставлена уже с начальной школы, так как именно в этом возрасте у детей должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой и самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности.Один из важнейших путей в решении данной проблемы – исследовательская работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_issledovatelskikh_umeniy.docx49.89 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование исследовательских умений у младших школьников на основе предпрофильной подготовки.

            Концепция модернизации российского образования предполагает организацию профильного образования учащихся 3-й ступени для формирования у обучающихся готовности к ответственному выбору дальнейшего жизненного пути с целью самоопределения и самореализации. Но для определения учащимися  осознанного выбора профиля для обучения в 10-м классе необходима серьезная целенаправленная работа педагогического коллектива по созданию условий, позволяющих обучающимся ответить  на вопросы: «Могу ли я?», «Хочу ли я?».              Для решения данной проблемы необходима предпрофильная подготовка учащихся, которая у нас в лицее №7 поставлена уже с начальной школы, так как именно в этом возрасте у детей должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой и самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности.Один из важнейших путей в решении данной проблемы – исследовательская работа. Подобная деятельность, ставящая учащихся в позицию «исследователя», занимает ведущее место в современных системах развивающего обучения. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребёнок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментиро-вать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Именно это внутреннее стремление к исследованию создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

        Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, они читают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поисков науки в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Именно поэтому обучение ребёнка умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя.Главная цель современного образования – сформировать у ребенка способность к самостоятельной творческой деятельности, которая лежит в основе базового навыка человека, умения учиться. Именно это позволяет ему развиваться на протяжении всей его жизни, успешно решать самые разные и неожиданные задачи, которые преподносит жизнь. Исследовательская  деятельность - одна из важнейших составляющих образовательных стандартов второго поколения. Реализуя образовательные стандарты, перед учителями стоят актуальные вопросы:

 • Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне?

 • Как развить способность искать новое?

• Как научить видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям?

 • Как правильно излагать и защищать свои идеи?

     Существует  программа «Исследовательское обучение младших школьников» А.И.Савенкова, руководителя экспериментальной программы «Одарённый ребёнок в массовой школе». Во внеурочной деятельности развитие исследовательских умений моих учеников проходит на внеклассных занятиях по программе А.И.Савенкова «Я – исследователь». Занятия проводятся с учетом возрастных особенностей детей.

      Для развития у учащихся начальной школы исследовательских умений, учителю необходимо создание условий, отвечающих поставленной цели:

1.Целенаправленность и систематичность. Работа по развитию исследовательских умений должна проходить как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

2. Мотивированность. Учащиеся должны видеть смысл своей творческой самостоятельной деятельности, чтобы они могли реализовать свои таланты, способности и возможности.

3. Учёт возрастных особенностей. Исследование должно быть посильным, интересным, увлекательным и полезным. Все этапы исследовательской работы должны строиться на доступном для младшего школьника уровне.

4. Психологический комфорт. Учитель должен каждому ребёнку дать возможность поверить в себя, проявить себя с лучшей стороны, поддержать, если что-то не получается, помочь, подбодрить.

5. Личность учителя. Для того, чтобы исследовательская работа была результативной, нужен высокообразованный учитель, творчески относящийся к своей работе, стремящийся к новому, прогрессивному.

6. Творческая среда. Учитель способствует созданию творческой, рабочей атмосферы.     Обучение учащихся исследовательской работе рассчитано на обеспечение следующих аспектов:

 - возможность освоения методов исследования и их использование при изучении тем любых предметов школьного курса;

- возможность развития интересов к определённым школьным дисциплинам и процессу познания окружающего мира и действительности в целом;

- возможность применения полученных знаний и умений в реализации собственных замыслов и интересов.

      При организации учебной деятельности я работаю над формированием следующих умений:

1. Умение организовать свою работу (организация рабочего места, планирование работы).

2. Умения и знания исследовательского характера (выбор темы исследования, планирование этапов исследования, поиск информации, подбор методов решения проблемы).

3. Умение работать с источниками информации (Интернет, словари, энциклопедии, научные статьи, детские газеты и журналы, школьные учебники, телепередачи, кино и мультфильмы и др.)

4. Умение представить результаты своей творческой работы выполнение требований к речи выступающего, грамотное построение выступления, оформление работ (проектов) в рукописном, печатном, электронном, художественном или др. вариантах).

      Исследовательская деятельность  организована мной эпизодически или фрагментарно на определённом этапе урока, рассчитана на весь урок или долговременное исследование с применением имеющихся знаний и умений.  

       Таким образом, в процессе осуществления исследования у детей нарабатываются теоретические знания и практические умения и навыки.

       Я включаю этот вид деятельности во все образовательные области начальной школы с целью формирования у ребёнка способности творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.  

Формы работы:

•        индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;

•        дополнительные занятия с одарёнными детьми по предметам;

•        участие в школьных и районных олимпиадах;

•        проектная деятельность учащихся;

•        посещение кружка «Я – исследователь», внеклассных мероприятий;

•        конкурсы, интеллектуальные игры, викторины;

 Этапы реализации программы  «Я – исследователь»

1.Подготовительный (август - сентябрь 2008 года).

      На этом этапе осуществлялся подбор эффективных методов, приемов, форм исследовательской деятельности; составление заданий исследовательского характера для проведения практических работ, наблюдений, домашних исследований. Проведя анкетирование в своем классе, я узнала, что мои ребята хотят хорошо учиться, стать известными, знаменитыми, что-то изобрести или сочинить, хотят как-то прославиться, чтобы о них и их достижениях знали хотя бы в нашей школе. На таких желаниях легко строить работу учителю, если он правильно преподнесет детям цель и задачи исследования и простимулирует (пока на словах) положительный результат.

       При этом дети осознают, что в школу идут для того, чтобы получать знания. Большая часть класса 40 % проводит своё свободное время за компьютером, 35 % у телевизора. Редко посещают библиотеку 35 % учащихся, 20 % учащихся не посещают её вовсе. Препятствий для учёбы у ребят нет, 10 % учащихся признались в собственной лени. Не все дети любят дополнительные задания, которые выходят за пределы учебника (например: подбери загадки, приметы о зиме, подбери и выучи на заданную букву скороговорку и т.п.), потому что не могут самостоятельно находить нужную информацию.

Проанализировав результаты данной работы, я сделала вывод, что у многих детей не сформированы исследовательские умения.

2.Основной (октябрь 2008 года - апрель 2012 года).

      На этом этапе осуществляется внедрение технологии исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности в течение 4-х лет.

1 КЛАСС

      В первом классе исследовательская работа по полной структуре невозможна, так как дети не умеют читать, писать, анализировать.

       Поэтому в первом полугодии я провожу подготовительный этап, в который включаю  творческие работы учащихся (рисунки), устные рассказы, в которых дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное.

      Во втором полугодии дети уже умеют читать, имеют первоначальные навыки письма, могут задавать вопросы и отвечать на них. Следовательно, можно расширить рамки исследовательской работы  и включить сюда не только рисунки, но и сбор информации по плану, составленному совместно с учителем.

      Учитывая особенности развития младших школьников,  первоклассникам предлагаю темы, которые наиболее близки и значимы для них, для их «маленького мира». Варианты тем: «Моё имя»,«Моя семья», «Моя родословная», «Моя любимая игрушка».

      Первоклассникам даю небольшие, простые задания исследовательского характера. Например, по окружающему миру: «Какие цветы растут на вашей домашней клумбе?», «Какие комнатные растения есть у вас дома?». Каждому раздаю памятку – помощницу, в которой записан порядок выполнения мини – исследования.

 В своей работе я использую игры и задания, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность детей, тренировочные занятия с классом, дающие возможность познакомить каждого ребенка с алгоритмом проведения исследования. Обучающиеся узнают, откуда можно получит информацию: спросить у взрослого человека, найти в книгах, понаблюдать, посмотреть в компьютере, провести опыт и т.д. Например: приготовить рассказ о необычном животном. Тема специально не конкретизируется, так как интересы у детей совершенно разные. Определяем последовательность выполнения работы.  Выясняем, что всем ещё трудно делать много записей, поэтому ищем выход из этой проблемной ситуации - сделать рисунок и записать лишь опорные слова.

      В 1 классе отдельных занятий, посвящённых исследовательской деятельности не проводится. На уроках и внеклассных занятиях возможно включение заданий, направленных на овладение общелогическими умениями: анализа, синтеза, классификации, обобщения, сравнения. Достичь этого можно проблемным, эвристическим или частично- поисковыми методами. Подобная работа проводится на уроках обучения грамоте, окружающего мира, математики, технологии, музыки и т.д.

2 КЛАСС

      Во 2 классе на уроках использую поисковые и проблемные методы, предлагаю задания на выявление различных свойств, действий предметов, множества предметов, выявляются причинно-следственные связи, дети обучаются наблюдению и описанию явлений, предметов. Формирую умение видеть проблемы, задавать вопросы, давать определения понятиям, наблюдать, проводить эксперименты.

      Для выявления проблемы нужно пробовать изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон, тогда обязательно увидишь то, что исчезает от традиционного взгляда и часто не замечается. Для этого выполняются следующие упражнения:

- продолжи неоконченный рассказ;

- составь рассказ от имени другого персонажа (представь, что на какое-то время ты стал капелькой воды и т. д.).

      Умение задавать вопросы является важнейшим умением для исследования. Ведь любое познание начинается с вопроса.

       На уроках предлагаются следующие задания:

- угадай, о чем спросили;

- вопросы домашних животных.

        Обязательным условием для развития исследовательской деятельности является умение давать определение понятиям. Обычные загадки и кроссворды будут для этого самыми лучшими упражнениями. Хорошим заданием может стать сочинение загадок.

        На уроках с детьми  учимся проводить не только реальные, но и мысленные эксперименты. Например: «Что произойдет, если листья с деревьев не опадут осенью? Что произойдет, если в нашем городе не будет ни одной собаки? ».

      Во 2 классе исследовательской работе отвожу 1 час в неделю.  

Знакомлю учащихся с понятиями «исследование», «информация», «источники информации», «теория», «знание», «наблюдение», «открытие», «результат», «вывод» и др. термины. Осуществляются коллективные исследования по плану, помогаю ученикам на каждом этапе работы. Коллективно формулируется проблема, ставится цель, определяются задачи исследования, совместно выбираются методы исследования: поиск, опрос, наблюдение, изучение литературы, беседы, подбор музыки и т.д.  

      Дети уже способны собирать информацию не только из устных источников, но и пользоваться дополнительной ненаучной литературой.

 3 КЛАСС

      В третьем классе работа - исследование более расширена и  начинается с первой четверти. Дети могут работать с научной дополнительной литературой (справочники, энциклопедии, сборники),  устную информацию преобразовывать в письменную и делать первоначальный анализ полученной информации.

      В 3 классе исследовательской работе отводится также 1 час в неделю. Учащиеся продолжают знакомиться с теорией и методами исследования. Задание исследовательского характера обычно выполняет группа ребят, в отдельных случаях - индивидуально, с помощью родителей.                

       Большое внимание уделяю развитию умения детей работать с добытой информацией: обрабатывать тексты, выделять главный, значимый материал и логически выстраивать его, составлять таблицы, модели, схемы, подтверждать свои открытия цитатами известных личностей, аргументировано представлять результаты своей творческой работы.  

      Продолжаю формирование и совершенствование навыков учебно-исследовательской деятельности – готовим индивидуальные работы.

4 КЛАСС

     В четвёртом классе продолжаю работу в данном направлении.

      В 4 классе многие дети уже знают, какой предмет им интересен или учебный материал усваивается без труда, поэтому могут сами выбирать тему исследования.  Я только направляю их к правильному выбору, сделав примерный опрос:

 - Что тебе интересно больше всего?

– Чем ты хочешь заниматься в первую очередь?

– Чем ты чаще всего занимаешься в свободное время?

– По каким предметам у тебя хорошие оценки?

- О чём хотелось бы узнать как можно больше?

– Чем и кем ты мог бы гордиться?

      Чтобы провести исследование,  применяю следующую последовательность:

1.Актуализация проблемы.

 (Найти проблему и определить направление будущего исследования).

2.Определение сферы исследования.

 (Сформулировать основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти).

3. Выбор темы исследования.

(Попытаться, как можно строже обозначить границы исследования).

 Выбрать тему несложно, если учащийся точно знает, что его интересует в данный момент. Если же ученику трудно определиться с темой, то ему можно предложить ответить на следующие вопросы. Если эти вопросы не помогли, то посоветовать ученику, обратиться к взрослым или одноклассникам. Может быть, кто-то подскажет интересную идею, тему будущего исследования, пускай порой даже фантастическую- в этом случае помогает методика «мозгового штурма».

4. Выработка гипотезы.

 (Разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные – провокационные идеи).

 Для решения проблемы потребуется гипотеза или даже несколько гипотез-предположений по теме исследования. Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать: самую важную поставить на первое место.

5. Выявление и систематизация подходов к решению.

 (Выбрать методы исследования).

Для этого надо определить, какими методами можно пользоваться, а затем выстроить алгоритм действия.

Подумать самостоятельно;

Посмотреть книги о том, что исследуешь;

Спросить у других людей;

Познакомиться с кино и телефильмами по теме своего исследования;

Обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет;

Понаблюдать;

Провести эксперимент.

Учащиеся выбирают методы, которые помогут проверить гипотезы.

6. Определить последовательность проведения исследования.

7. Сбор и обработка информации.

(Зафиксировать полученные знания).

    Методы выбраны и начинается исследовательская деятельность, сбор и обработка информации, на помощь приходят родители. Ученики активно работают, анализируют и обобщают полученные материалы, проводят исследование.  В это время организую индивидуальные консультации. Во время консультаций помогаю систематизировать собранную информацию.

8. Анализ и обобщение полученных материалов.

 (Структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приёмы).

Собраны все сведения, сделаны все необходимые выписки из книг и проведены наблюдения и эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом людям. Что же для этого требуется?

9. Подготовка отчёта.

( Дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования).

Выделить из текста основные понятия и дать им определения.

Классифицировать (разбить на группы) основные предметы, процессы, явления и события.

Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы.

Выстроить по порядку (ранжировать) основные идеи.

Предложить примеры, сравнения и сопоставления.

Сделать выводы и умозаключения.

Указать возможные пути дальнейшего изучения.

Подготовить текст сообщения.

Приготовить рисунки, схемы, чертежи и макеты.

Приготовиться к ответам на вопросы.

Возможные результаты исследовательской деятельности- представление газеты, альбома,  гербария, журнала, книжки-раскладушки, коллажа, костюма, макета, плаката, плана, серии иллюстраций, справочника.

10. Защита.

 (Защитить публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).

От чего зависит успех?

Есть несколько правил, которых необходимо придерживаться в работе, если ученик желает, чтобы его работа была успешной. Правила эти несложны, но эффект от них велик. Эти правила выдаю учащимся в виде памяток.

 Дорогой друг!

Возможно, ты не станешь большим учёным. Но первые свои опыты и исследования запомнишь на всю жизнь. И полученные с их помощью знания – тоже. Твоя первая исследовательская работа завершена. Ты хорошо потрудился, узнал много интересного, нового. Верим, что впереди тебя ожидает множество других открытий! Удачи тебе, юный исследователь! Новых знаний, новых открытий!

Памятка юному исследователю.

Моё исследование.        

1. (Тема исследовательской работы). Как будет называться моё исследование?  

2. Введение.  Актуальность проблемы.В чём необходимость моей работы?

Что я узнал из литературы?

3. Цель. Что я хочу исследовать?

«Изучить…» «Поставили цель: изучить поведение  …».

4. (Задачи).Для чего я хочу провести исследование?

«Выяснить, сколько…»; «Выявить связь…»; «Установить, зависит ли…»; «Изучить, для чего…»; «Выяснить, как…»; «Установить, почему…»

«Задачи:

изучить литературу …  

выявить …

установить …

выяснить…

рассмотреть …

определить …

5. Дата и место проведения моего исследования.

6. (Методика работы). Каким образом я проводил исследование?

Каким образом я проводил наблюдения, опыты, измерения, сравнения, учёт.

7. (Описание работы).Мои результаты исследования.

Таблицы, диаграммы, графики с обсуждением.

8. (Выводы).Выполнил ли я то, что задумал? На основе полученных данных можно сделать следующие  выводы…(Ответы на поставленные задачи).

«Прочитав книги, мы многое узнали  …

На основе полученных данных можно сделать следующие выводы: …

Наши результаты исследования и сведения   совпадают. Наше предположение подтверждается.

9. Что оказалось трудным в моём исследовании, чего не удалось выполнить?

10. Кого я хочу поблагодарить?

11. Использованная литература.

12. Приложения

3.Заключительный (май 2012 года).

      На этом этапе я обобщила результаты.

  1. Проведенное анкетирование учащихся позволило выявить позитивное отношение к организации исследовательской работы.

Отметили:

- заинтересованность такой организацией обучения – 100%

- работа над исследованием помогает лучше учиться – 75%

- учит дружить и помогать друг другу – 80 %

- позволяет показать, что ты умеешь делать – 65%

- заинтересовать других тем, что тебе интересно – 52%

- проверить свои силы – 37%

- подружиться с ребятами из других классов – 33%.

2. В ходе систематического проведения интегрированных уроков, кружка «Я – исследователь», организации индивидуальных и групповых исследований повысились:

 а) уровень качества знаний учащихся;

б) уровень сформированности мыслительной деятельности.

                                                1 класс     2 класс     3 класс     4 класс        

Брать готовые знания           70 %         50%               35%                    25%

Открывать знания самому        30%         50%              65%                     82%

в) стали ярче проявляться познавательные интересы детей,  их творческое участие в проектах, конкурсах, выставках:

       •  ребята участвуют и занимают призовые места в конкурсах различных уровней;

  • наши проекты неоднократно становились победителями на районном уровне.

      Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту и, основываясь на мнения коллег, я знаю, дети в лучшем случае читают только учебники. Они не хотят читать не только дополнительную литературу по предметам, но и увлекательные произведения литературы и периодической печати.

     Своей работой я стараюсь направить деятельность моих учеников в нужное и полезное для них русло. Ребята ведут себя по-разному: одни с каким-то азартом активно ищут информацию для своих исследований по библиотекам, другие втягивают в свою работу родителей, но есть и такие, которых приходится брать в “помощники”, обращаясь к ним с просьбой о помощи.  Ребенок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую работу.

     Найденный материал мы просматриваем, попутно выясняем, что нужно провести анкетирование, опрос или эксперимент, подобрать фотографии. Готовый материал  вместе оформляем, и ребенок готовится выступать на классном часе или мы включаем его выступление на одном из уроков. Естественно, темы таких работ должны быть заранее продуманы учителем, а дети должны получить положительный результат.

       Занимаясь исследовательской деятельностью,  дети незаметно для себя овладевают некоторыми нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения, т.е. формируются так называемые «нравственные привычки». Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость - такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к исследовательской работе. Выполняя исследования в группах, дети (и сильные, и слабые) имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.

Для младших школьников это хорошая подготовка к переходу в среднее звено, отработка навыков систематизации, осмысления и оформления собранного материала, приобретение опыта научно-исследовательского поиска, что, несомненно, послужит в дальнейшей их жизни стимулом реализовать личный творческий потенциал.

Литература

1. Аркадьева А.В. Исследовательская деятельность младших школьников // Начальная школа плюс До и После – 2005 г. - №2

2. Каравей Т.Н. и др. Младшие школьники проводят исследования. //

3. Начальное образование . 2005 г -№ 6

4. Леонтович  А.В. В чём отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности // Начальная школа плюс До и После – 2005 г - № 1

5. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников.

      М.: Издательский дом «Фёдоров»,  2006 г.

6. Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100». М.: Издательский дом «Баласс», 2009 г.

7. Стандарты второго поколения «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения». М.: Просвещение, 2010 г.

8. Чутко Н.Я. Формирование учебной деятельности в начальной школе.

      М.: Просвещение, 2007 г.

9. Интернет – ресурсы

«Учительская газета»     http://www.ug.ru

Газета Первое сентября    http://www.ps.1september.ru

Газета Начальная школа    http://www.nsc. 1september ru

        

По программе  развивающего обучения (система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова) я работаю с 1995 года (15-й год). Выпустила четыре  класса.

Мне нравится организовывать учебную деятельность, развивать у детей способности переходить от умственных действий к практическим и обратно. Стараюсь развивать в детях  теоретичность суждений, гибкость мышления. Прививаю  умения применять знания в новых ситуациях, а также учу  детей выражать свои мысли  и  участвовать в обсуждениях.

Анализируя свою деятельность и отмечая положительные результаты в ходе реализации программы развивающего обучения, я столкнулась с рядом проблем, затрудняющих переход детей на следующую ступень образования:

Разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки;

Отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.

Например, на уроках русского языка дети стараются писать грамотно, обдумывая, какой буквой обозначить звук в той или иной слабой позиции, а  в другой ситуации (не на уроке русского языка) пишут безграмотно, не используя имеющиеся у них знания языка.

Обдумывая эти и некоторые другие проблемы, я решила, что необходимо дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т.е. могли бы применить все имеющиеся у них знания на практике.

Из вышесказанного вытекает актуальность данной работы.

Объект: совместная научно-исследовательская деятельность учителя и учащихся начальных классов.

Предмет: Процесс развития творческих способностей младших школьников.

Цель: Самореализация личности на основе полученных исследовательских  навыков.

Задачи:

конкретизация форм, методов и приемов развития личности;

выявление условия развития творческих способностей.

Гипотеза исследования: Если ребенок мыслит творчески, если видит вокруг возможность для самосовершенствования, то он будет инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу, за которое  он бы ни взялся.

В ходе исследования  были использованы следующие методы:

изучение теоретической литературы по организации исследовательской деятельности учащихся;

изучение, анализ и обобщение опыта организации исследовательской деятельности учащихся;

систематизация и обобщение результатов исследования и разработка рекомендаций по организации исследовательской деятельности учащихся;

Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что в нем разработаны исходные теоретико-методологические основания организации исследовательской работы   и обоснованы рациональные пути их реализации в педагогической практике.

Новизна: выявление условия, новые подходы  развития  ключевых компетентностей учащихся.

Практическая значимость данной работы определяется возможностью использования данных рекомендаций учителями в начальных классов.  Содержащиеся в работе теоретические положения и выводы помогут  педагогам и другим работникам образования осмыслить процесс организации исследовательской деятельности учащихся.

Основные  направления работы по организации исследовательской работы учащихся начальных классов.

Еще совсем недавно научно-исследовательская деятельность школьников преимущественно осуществлялось с малочисленной «интеллектуальной элитой» старшеклассников и носила сугубо академический характер. В настоящее время школьные научные исследования уже не редки. Все чаще они ориентируются на решении актуальных практических проблем и служат  эффективным способом активизации познавательной деятельности.

Научно-практическая деятельность учащихся помогает сформировать в каждом ребенке творческую личность с развитием самосознания, позволяет испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих талантов. Дело педагога – создать и поддерживать творческую атмосферу.

Три принципа организации научно-исследовательской деятельности:

1.Принцип развития личности.

2.Принцип  преемственности в расширении знаний.

3.Принцип взаимосвязи базового компонента и системы дополнительного образования.

Исследовательская практика ребенка – это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля учебной деятельности. В фундаменте его исследовательский подход, позволяющий трансформировать обучение в самообучение.

Основные этапы выполнения научно-исследовательских работ учащихся:

-       Мотивация;

-       Выбор направлений исследований;

-       Постановка задачи;

-       Фиксация и предварительная обработка данных;

-       Обсуждение результатов исследований, выдвижение и проверка гипотез;

-       Оформление результатов работы;

-       Грамотное представление исследовательской работы;

Под руководством руководителя происходит чудо самосовершенствования, самопознания и самовоспитания.

Специфика научно-практической деятельности школьников в том, что ее главная цель – самореализация личности на основе полученных исследовательских  навыков.

Методы организации научно-исследовательской деятельности школьников:

-       Изучение научной литературы и обобщение полученной информации;

-       Имитационные и моделирующие методы, позволяющие свести сложное к простому, незнакомое к знакомому;

-       Анкетирование, тестирование, интервьюирование;

-       Наблюдение;

-       Концептуально-сравнительный, логико-индуктивный, системный, структурно- функциональный и др. виды анализа;

-       Прогностические методы.

Выбор методов зависит от особенностей исследуемой проблемы, уровня подготовленности и личностных особенностей учащихся и руководителя. Знание возрастных и психологических особенностей учащихся и умение поддержать изинтерес к исследованиям значительно повышает эффективность руководства научно-практической деятельностью. Овладение сложными интеллектуальными операциями и обогащение понятийного аппарата, возрастающий познавательный интерес, стремление к приобретению универсального образования ведут к формированию научно-мировоззренческих знаний школьников, что становится фундаментом их духовной культуры и определяет их жизненные позиции.

Все разнообразие тем исследовательской деятельности детей можно объединить в три основные группы:

Фантастические – ориентированные на разработку несуществующих объектов, явлений;

Эмпирические – предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;

Теоретические – ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащих в разных источниках.

Правила выбора  темы исследований:

Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его;

Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования;

Тема должна быть оригинальна;

Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Следует запомнить, что  выбор проекта это только начало. Задача взрослых – помочь в проведении детских исследований, сделать их полезными и безопасными  для самого ребенка и его окружения. Помощь требуется первое время на всех этапах работы: и при выборе  предмета исследования, при поиске методов изучения, при сборе   и обобщении материала, при доведении всего дело до логического завершения. Здесь уместно отметить еще один факт. Существует утверждение, что никогда никакая семья не дает ребенку того, что может дать школа; никакая самая лучшая школа не заменит семью. Поэтому только общими усилиями семьи и школы можно решать все вопросы работы с детьми.

Разработка проекта является важной стадией работы ребенка, которая поможет ему больше узнать об исследуемом объекте. На каждой стадии работы по проекту детьми  ведутся записи в индивидуальном рабочем журнале. В него заносятся все шаги, проходимые ребенком во время исследования.

На всех этапах работы исследовательской деятельности ребенка мы должны ясно осознавать, что основной ожидаемый результат – развитие творческих способностей, приобретение ребенком новых знаний, умений и навыков. В данном случае имеем дело не с одним результатом, а, по крайней мере, с двумя:

1.первым можно считать тот, что создает ребенок своей головой и руками – макет, отчет и тому подобное.

2.второй – самый важный – педагогический – это, прежде всего, бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр новых психологических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя.

Оба эти результата хорошо видны во время защиты детьми собственных проектов. В этой связи защита итогов приобретает особую значимость. Это необходимый важный этап работы.

Защита – венец исследования. О выполненной работе надо не просто рассказать, ее, как и всякое настоящее исследование, надо защитить. В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения.

Работа по организации исследований младших школьников требует от педагога немалых усилий.

Из опыта работы по организации исследовательской деятельности

«Любопытство - любознательность – познавательная потребность» - этими понятиями  обозначается известная каждому педагогу «лесенка», ведущая к вершинам познания.

1 лесенка творчества: «Сочинения»

Сочинение – значит, приводить в порядок свои мысли, свои знания. Сочиняя, мы описываем предметы и картины (это описание), либо рассказываем о событиях, повествуем (это повествование), либо связываем свои знания, сравниваем, спорим, делаем выводы (это рассуждение). Чаще всего сочинения бывают смешанные.

Тематику сочинений определяют из разного уровня обобщения знаний и социального опыта детей. Выделено 2 основные группы тем:

1.репродуктивные (предполагает раскрытие какого-то отдельного факта, явления, связанного с опытом детей).

2.творческие (ученик вынужден при разработке таких тем совершать внутри предметный перенос знаний, и формулирование темы побуждает его к проявлению эмоционально-оценочных суждений).

Необходимо помнить четыре  обязательных условия написания сочинений:

1.предоставление своей работы перед аудиторией – чтение перед классом.

2.обсудить с детьми написанные сочинения.

3.обязательно при обсуждении упомянуть всех участников.

4.по итогам обсуждения предоставить детям возможность отредактировать работы.

2 лесенка  творчества: «Творческие задания»

Задания творческого характера – это задания, предполагающие вариативность решения и рассчитанные на реализацию творческих возможностей учащихся:

иллюстрирование произведений и подписание рисунков словами из текста.

Серия рисунков к одному тексту.

Портрет героя.

Характеристика героя.

Составления писем и телеграмм от имени героев.

Реклама.

Пишем, подражая автору.

Рассказы по наклейке.

Конкурс «Кто прочитает оригинально».

Книжки-малютки и т.д.

Необходимо здесь: защита своей идеи, обсуждение, подведение итогов.

3 лесенка творчества: «Праздники  читательских удовольствий»

На таких уроках мы по разным темам выучиваем стихи, находим сказки, рассказы, подходящие к теме. И на основе разбора литературного слова учимся сочинять сказки, стихи, рассказы. Цель этих праздников:

Развить умения выразительного чтения;

Раскрытие творческого потенциала школьников;

Развитие интеллектуальных способностей, познавательного интереса, расширение кругозора;

Развитие коммуникативных навыков.

4 лесенка творчества: «Мин теруччум»(Моя родословная) - совместные проекты с родителями

Эту работу мы провели в 3 классе. Положительные стороны этой работы:

Изучение  и  знание  своих родовых  корней;

Совместная поисковая деятельность с родителями;

Развивается правильное самосознание, понимание своего Я.

Развивается чувство ответственности за свою родословную.

Такие проекты учат детей выступать, согласованно работать с родителями, исследовать.

5 лесенка творчества:  «Проекты внеклассных мероприятий»

Вся воспитательная работа ведется в форме КТД – коллективно творческих дел. Весь класс разбит на 5 групп. Причем группы эти создаются в начале каждого учебного года по желанию детей.

В 1-2 классах все мероприятия планировались совместно с родителями и учителем. В 3 классе – учащиеся сами с учителем. А в 4 классе – дети самостоятельно проектируют сценарии и план проведения мероприятий.

Такие проекты учат детей умению выступать, быть организованными, творчески относиться к делу, быть самостоятельными.

6  лесенка творчества: «Защита проектов» - венец исследования

Составной частью развития творческой деятельности учащихся является научно-исследовательская работа (НИР). Задачи  включения  учащихся в НИР:

Обучение учащихся методике исследования, пополнение и углубление теоретических знаний;

Вооружение их технологией и умениями творческого подхода к исследованию выдвинутых проблем.

Работу я начала в конце 3 класса. Перед каникулами дала задание: во время  летних каникул – найти интересующую тему, понаблюдать и записать в виде заметок или дневника наблюдений  или в виде реферата.

Научно-исследовательская работа  в 1-4 классах. День проектов – 1 раз в неделю. При работе над проектом необходимо поставить цели:

Образовательные: сформировать у учащихся целостную картину мира; вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс; познакомить детей с этапами проектной деятельности;cформировать речевые умения.

Воспитательные: воспитывать терпимость к чужому мнению, внимательное, доброжелательное отношение к ответам и рассказам других детей; через содержание учебного проекта подвести учащихся к каким-то выводам.

Развивающие: развивать умения проектировать, мыслить в процессе изучения тем; развивать умения работать с дополнительной литературой, расширить кругозор; развивать способности к самоконтролю действий по достижению целей и рефлексии.

Учебно- педагогические задачи:

Создать условия  для развития умения учиться на собственным опыте и опыте других в процессе разработки учебного проекта;

Оформить результаты работы в виде плакатов, рисунков, макетов;

Научить рецензировать творческую работу одноклассника;

Составить программу по выбранной теме.

Проекты в 1 классе имеют форму: выступления по сочинению. Выслушиваем каждого выступающего и делимся своими мыслями, взглядами на ту или иную точку зрения.

Во 2 классе – выполнение работы в виде рефератов. Проводится защита рефератов.

В 3 классе – знакомлю с методикой проведения учебных исследований. Здесь проводятся 2-3 фронтальных тренировочных занятия с классом. Это необходимо для того, чтобы познакомить каждого ребенка с техникой проведения исследования. Для проведения тренировочных занятий изготовила карточки с символическим изображением методов исследования:«подумать», «задать вопросы», «посмотреть в книгах», понаблюдать», «посмотреть в других источниках»

На 1 этапе в исследовательский поиск вовлекается весь класс.

2 этап – по полученным картам, каждая группа приступает к своим обязанностям.

3 этап – просушивание каждой группы.

4 этап – сбор собранных сведений, анализ и обобщение.

5 этап – рефлексия - что мы должны делать дальше?

6 этап – издание своего проекта – в виде газеты, брошюры, книжки-малютки  и т.д.

В 4 классе – начинается индивидуальное научное исследование каждого учащегося.

Класс

 Этапы

 Сроки

 Форма

 Направление

1 класс

 1

 1 четверть

 Каждый готовит выступление

- сочинение

 Тема: Тайна моего имени

2

 2  четверть

 Тема: Мой город Якутск

3

 3  четверть

 Тема: Природа родного края

4

 4 четверть

 Тема: Наши традиции

Летние каникулы

 Мои летние каникулы

2 класс

 1

 1 четверть

 Каждый готовит

Реферат

 Тема: Мой родной край.

2

 2  четверть

 Тема: Я – человек.

3

 3  четверть

 Тема: Мой родной язык.

4

 4 четверть

 Тема: Фольклор.

Летние каникулы

 Тема: Мое географическое лето

3 класс

 1

 1 четверть

 Подготовка проектов группой

 Тема:  Будущее нашей республики

2

 2  четверть

 Тема: Я и мое здоровье.

3

 3  четверть

 Тема: Охрана природы.

4

 4 четверть

 Тема: Главное чудо света.

Летние каникулы Выбор темы исследования  и  работа с литературой.

4 класс

 1

 1 четверть

 Каждый готовит проект индивидуально

 Проверка  работ и индивидуальные консультации

2

 2  четверть

 1 предзащита.

Индивидуальные консультации

3

 3  четверть

 Защита проектов

4

 4 четверть

 Выступления по разным инстанциям.

Обобщив свой опыт, изучив соответствующую литературу, опыт других учителей, я согласна с их выявленными условиями творчества:

1. Раннее начало

Раннее плавание, раннее хождение, раннее чтение, ранний счет, раннее знакомство и работа с разными инструментами и материалами дают огромный толчок развитию способностей.

2. Окружающая среда, система отношений

Насколько возможно заранее окружить ребенка такой средой и системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность.

3. Максимальное напряжение сил

Способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается до потолка своих возможностей и постепенно поднимает этот  «потолок» все выше и выше.

4. Свобода выбора деятельности

Желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъем служат надежной гарантией того, что напряжение ума пойдет на пользу.

5. Помощь взрослых

Не превращать свободу в безнаказанность, а помощь – в подсказку.

Нельзя делать ЗА ребенка то, что может сам делать, думать ЗА него, когда он сам может додуматься.

Анализируя результативность работы в технологии учебного исследования, можно сделать выводы:

усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию научного мировоззрения учащихся;

значительно расширяется кругозор школьников в предметных областях;

учащиеся вооружаются универсальными способами учебной деятельности, даётся импульс к саморазвитию, развиваются способности к самоанализу, самоцелеполаганию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;

формируется социальный опыт в труде и общении;

учителю даётся возможность лучше узнать учеников, раскрыть их потенциал, а также расширять контакты с родителями учащихся;

способствует профессиональному росту учителя;

развиваются учебно-познавательная, информационная, коммуникативная компетенции, а также компетенция личностного самосовершенствования.

Исследовательская деятельность в начальной школе способствует общему развитию школьников, и непосредственно таких показателей мыслительной деятельности как умение:

1.классифицировать;

2.обобщать;

3.  отбирать все возможные варианты решения;

1.переключаться с одного поиска решения на другой;

2.составлять план действий по своей работе;

3.рассматривать объект с различных точек зрения;

4.составлять задания по предложенной теме;

5.проводить самоконтроль.

Развитие творческих способностей помогает человеку быть на высоте, какой бы род деятельности он ни избрал бы в будущем, способствует обогащению внутреннего опыта школьников.

Таким образом, исследовательская работа – это путь формирования особого стиля учебной деятельности, он позволяет трансформировать обучение в самообучение, запускает механизм саморазвития. У школьников появляется потребность узнавать новое.

Список использованной литературы

1.Головко О. Научно-практическая деятельность школьников. –Народное образование - №3,2003г.

2.Груздева О.В. Опыт внедрения метода проектов в начальной школе. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2003-2004 уч.года.

3.Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения.-Томск ,Пеленг, 1995.

4.Жданова Л.А. Исследовательская деятельность как одна из стратегий обучения одаренных детей. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2004-2005 уч.года.

5.ИвочкинаТ.,Ливерц И. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся. Народное образование - № 3,2000г.

6.Коломеец Л.С. Исследовательская работа в начальной школе. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2003-2004 уч.года.

7.Крючкова И.И. Включение учащихся в познавательную и научно-исследовательскую деятельность – действенный путь развития устойчивой мотивации в образовании и профессиональной самореализации. Классный руководитель - №6, 2002г.

8.Попова Е.Н. Тропинки  творчества. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»  2004-2005 уч.года.

9.Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект.- Москва, 2001г.

10.Алексеев, Н. Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся / Н.Г Алексеев, А. В. Леонтович, А. С. Обухов, - 2001.

11.Савенков, А. И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании / А. И. Савенков // Исследовательская работа школьников. – 2004. - № 1.

11.Бобиенко О.М. Теоретические подходы к проблеме ключевых компетенций // www.tisbi.ru/science/veatnik/2003/issue2/

12.Кудрявцев, А. Проектирование и управление развитием единой информационной среды школы / А. Кудрявцев // Директор школы. – 2007. – № 1.

13.Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. - 2006. -№ 4.

14.Шатилова М.Ю., Селезнева Н.И. и др.  Проектирование   в начальной школе: от замысла к реализации.  – Волгоград ,  2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Формирование исследовательских умений у младших школьников"

В проекте даны теоретические основы идеи исследовательского подхода в обучении. Указаны этапы реализации проекта и критерии ожидаемого результата....

Условия формирования исследовательских умений у младших школьников

В работе раскрыты условия, которые необходимо соблюдать педагогу при формировании исследовательских умений у младших школьников...

Формирование исследовательских умений у младших школьников

    В современном обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, активных, творческих, способных нестандартно решать поставленные цели и задачи. Поэтому сейчас в образо...

Педагогический проект: "Формирование исследовательских умений у младших школьников"

. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает учебная исследовательская деятельность....

Проектная деятельность как средство формирования исследовательских умений у младших школьников во внеурочной деятельности

Данный материал поможет учителям осознать важность формирования исследовательских умений у младших школьников во внеурочной деятельности....

Педагогический проект "Формирование исследовательских умений у младших школьников"

    Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельно...