Я всё умею делать сам
материал (3 класс) по теме

Покшиванова Лариса Валентиновна

Я всё умею делать сам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_obshchestveno-poleznyy_trud.docx44.03 КБ

Предварительный просмотр:

   

  Утверждаю:                        Согласовано:                        Рассмотрено

   Директор школы                        Зам.директора по УВР                              на заседании

    _________Бореева Н.А.                ______Захарова  И.А.                                    протокол от

  «___»_________201   г                          «___»__________201   г                     «___»_________201   г

Программа

по социальному направлению

«Я всё умею делать сам»

                                                                                         Автор-составитель:

                                                                                          Покшиванова Л.В.

                                                              2013-2014 г.

                              Программа курса по общественно-полезной деятельности

«Я  ВСЕ УМЕЮ ДЕЛАТЬ САМ»

(3 класс, 34 часа)

Срок реализации: 1 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Предлагаемая программа курса по ОПД “Я все умею делать сам” разработана на основе авторской программы учителя начальных классов Теслицкой О.А.

Занятия «Общественно-полезный труд и самообслуживание» направлены на формирование необходимых третьекласснику трудовых навыков для осуществления как урочной деятельности, так и домашнего самообслуживания, а также служат привитию навыков личной гигиены и культурных привычек ребенку, отвечающих его новому статусу – «школьник».        

 Данная программа  учитывает психологические  закономерности  формирования  общих трудовых и специальных знаний и умений, а также возрастные  особенности  учащихся младшего школьного  возраста.

        Общественно  полезный  труд -  составная  часть  учебно-воспитательного процесса, важнейшее средство всестороннего развития младшего школьника.

         Его основными задачами являются формирование осознанной потребности в труде, уважения к людям труда, заботливого и бережного отношения к общественному достоянию, родной природе, трудовой активности и дисциплины, творческого отношения к труду.

Главным направлением общественно полезного труда является трудовая деятельность, имеющая общественно полезную значимость для школы, класса, охраны природы, самообслуживания.

Общественно полезный труд младших школьников организуется в строгом соответствии с правилами и нормами охраны труда детей, безопасности труда и производственной санитарии.

Общественно полезный труд должен решать общеобразовательные задачи способствовать трудовому и нравственному воспитанию. Младшие школьники должны осознать необходимость и целесообразность своего труда, понимать, что их труд необходим обществу.

Особое внимание  следует обращать на развитие творческих способностей детей, их трудовой активности, самостоятельности, стремления сделать работу как можно лучше и своевременно. Труд детей должен быть строго дозированным,  разнообразным как по характеру, так и по объёму, посильным для детей данной возрастной группы,   требовать от них известного напряжения в достижении цели.

Общественно полезная трудовая деятельность организуется во внеурочное время, но должна быть тесно связана с уроками трудового обучения и другими предметами.

Программа рассчитана на 34 часа, с проведением занятий по 1 часу в неделю.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа  включает в себя разнообразный набор содержания и форм подготовки младших школьников к труду и строится по модульному принципу, благодаря чему обеспечивается интеграция различных видов деятельности, необходимых для достижения учащимися целей обучения.

Модуль — это законченная единица образовательной программы, формирующая одну или несколько определенных профессиональных компетенций, сопровождаемая контролем знаний и умений обучаемых на выходе.

Каждый из предложенных модулей, как независимая единица содержания, представляет собой технологический процесс обработки определенного материала либо группу работ, которые объединены смысловым и логическим единством и направлены на достижение комплексов дидактической цели. 

Программы «Я все умею делать сам» может включать различные модули в соответствии с местными условиями каждого региона.

 Мы предлагаем наиболее приемлемые модули для  условий нашего региона:

 Модуль I. Личная гигиена и гигиена жилища. Самообслуживание. (10 ч.)

Модуль 2.  Растения в доме. Выращивание цветочно-декоративных растений (9  ч.)

Модуль 3.  Работа с природным материалом (7 ч.)

Модуль 4.  Обработка бумаги и картона (8 ч.)

Календарно - тематическое планирование  составлено с учётом  сезонных изменений и практические занятия идут соответственно им. Поэтому модули идут не последовательно друг за другом, параллельно.

Цель программы состоит в формировании у детей первоначальных навыков трудового воспитания, рациональной организации индивидуальной и коллективной работы, умения организовать своё рабочее место, бережного отношения к материалам, инструментам и оборудованию; удовлетворении потребностей детей в познании природы, воспитании гуманной, социально-активной, творческой личности, способной к сознательной природоохранной практике своей местности и родного края; способствовать формированию экологического сознания,  заложить основы природоохранного поведения.

Задачи курса:

  • воспитание любви к своей школе, к своему селу, к своей Родине;
  • формирование осознанной потребности в труде, уважения к людям труда, заботливого и бережного отношения к общественному достоянию, родной природе, трудовой активности и дисциплины, творческого отношения к труду.
  • формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде;
  • развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира;
  • развитие творческого мышления внимания, воображения, памяти;
  • экологизация быта и семейных традиций.

Программа разработана для детей 9-10 лет.

Содержание программы расширяет и углубляет круг представлений о живой природе, о труде людей, о сезонных изменениях в природе и в жизни людей. При реализации программы предусматривается тесное взаимодействие педагога с родителями детей.

В конце учебного года с целью проверки усвоения детьми программного материала проводится тестирование на итоговом занятии.

       

Программа составлена на 4 года обучения. Тематика модулей  во 2- 4 классах меняться не будет, но материал будет расширяться и углубляться.

Результаты изучения курса

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

  • Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
  • Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  • Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
  • Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
  • Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
  • Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты

  • Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
  • Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
  • Приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
  • Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
  • Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

                                 Требования к уровню подготовки

 в 3-м классе обучающиеся должны знать:

• названия материалов, ручных инструментов, приспособлений, предусмотренных программой;

• правила:

– безопасности труда при работе с ручным инструментом;

– разметки по шаблонам, линейке, угольнику с применением циркуля;

– сгибания бумаги и картона по линиям разметки;

– резания ножом с помощью пальцев и линейки;

• приемы соединений (разъемные, не разъемные).

Обучающиеся должны уметь:

• соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

• составлять план предстоящей работы;

• обрабатывать ручными инструментами различные материалы;

• изготавливать по образцу, графическим изображениям поделки и другие полезные предметы из различных материалов;

• экономно расходовать материалы, бережно относиться к инструментам, приспособлениям, оборудованию.

Обучающиеся должны владеть общетрудовыми умениями:

• под руководством учителя читать графическую инструкционную карту, сравнивать ее данные с образцом изделия;

• самостоятельно:

– размещать на рабочем месте инструменты индивидуального пользования, приспособления, санитарно-гигиенический инвентарь, проверять исправность инструментов;

– выбирать заготовки нужного размера, цвета, фактуры.

№ урока п/п

№ урока по теме

Дата

                                   Тема урока

                                  УУД

Растения в доме. Выращивание цветочно-декоративных растений  (5 часов)          

П: Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике

К: Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях

Р: Оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы                     Л:  Развивать мотивацию учебной деятельности     

1

1

Уход  за комнатными растениями

2

2

Пересадка комнатных растений

3

3

Экскурсия на пришкольную клумбу

4-5

4-5

Презентация «Комнатные растения», конкурс-викторина «Что мы знаем о растениях»

Работа с природным материалом (4 часа)

6

1

Беседа по технике безопасности. Экскурсия. Сбор природного материала

Познавательные:

конструировать  изделия с учетом технических и художественно-декоративных условий, используя разную исследовать технологические свойства  используемых материалов;

моделирование;

структурирование знаний;

коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества;

управление поведением партнера;

умение полно и точно выражать свои мысли

Р: Понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу                              Л: Соблюдать гигиену учебного труда

7

2

Подготовка сухих листьев. Работа с природными материалами.

8

3

Композиция из сухих листьев «Поросенок-». путешественник

9

4

Панно «Зайчата»

Личная гигиена и гигиена жилища. Самообслуживание. (4 часа)

П: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

К: Соблюдать простейшие нормы гигиены.

Р: Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке                                  Л: Знать основные моральные нормы поведения

10

1

Режим дня школьника

11

2

Здоровье человека. Здоровый образ жизни

12

3

Факторы, разрушающие здоровье. Вредные привычки

13

4

Гигиена. Естественная система защиты человека

Обработка бумаги и картона (3 часа)

14

1

Знакомство с видами плоскостных композиций из бумаги. Технология выполнения различных аппликаций

Л: проявление устойчивого познавательного интереса к выполнению аппликаций, мозаики на заданную тему;

смыслообразование;

самоопределение;

нравственно-этическая ориентация;

Р: умение организовать свою деятельность,

подготовить свое рабочее место;

Рационально размещать инструменты и материалы;

прогнозирование;

планирование;

контроль; коррекция; самооценка

П: анализ;

синтез;

сравнение объектов;

поиск и выделение нужной информации;

К: умение слушать и вступать в диалог;

планировать учебное сотрудничество;

владеть диалогической и

монологической речью

15

2

Аппликация «Мухомор»

16

3

Новогодние игрушки, гирлянды

Личная гигиена и гигиена жилища. Самообслуживание. (6 часов)

17

1

Правила столового этикета. Посуда

П: Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы

всего класса

К: Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке

Р: Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке                                           Л: Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками

18

2

Гигиена обуви и одежды

19

3

Гигиена комнаты

20

4

Уборка территории школьного двора

21      

22

5                          

6

Ремонт книг в школьной библиотеке                  

Гигиена труда

Обработка бумаги и картона (5 часов)

Л: проявлять устойчивый познавательный интерес к выполнению объемных игрушек;

в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила, делать выбор, какое изделие выполнить;

смыслообразование;

самоопределение;

нравственно-этическая ориентация;

Р: определять и формулировать цель деятельности; проговаривать последовательность действий при изготовлении изделий;

планирование;

 самоконтроль;

корректировка;

самооценка

П: структурирование знаний;

осознанное построение речевого высказывания;

анализ; синтез; сравнение и классификация объектов;

К: планирование учебного сотрудничества;

управление поведением партнера;

умение полно и точно выражать свои мысли

23

1

Аппликация из мятой бумаги «Чудесный мир бабочек»

24

2

Мозаика из бумаги «Коврик»

25

3

Мозаика из бумаги. Грибной дождик.

26-27

4-5

Поздравительная открытка

Растения в доме. Выращивание цветочно-декоративных растений  (4 часа)

28

1

Презентация «Растения в доме», игра-викторина «Знаешь ли ты растения»

П: Делать предварительный отбор источников информации

 К: Уметь работать парами

Р: Понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу                              Л: Соблюдать гигиену учебного труда

29

2

Пересадка комнатных растений

30

3

Полив и прополка цветочных растений на школьной клумбе

31

4

Уход за растениями. Экскурсия

Работа с природным материалом (3 часа)

П: Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие

К: Понимать важность коллективной работы

Р: Оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы                      Л: Развивать мотивацию учебной деятельности

32

1

Аппликация «Бабочка»

33

2

Аппликация «Жар-птица»

34

3

Итоговое занятие:

«Защита мини – проекта»



МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Модуль I  Личная гигиена и гигиена жилища. Самообслуживание.

Формы занятий:  практическое выполнение изделий, беседа, ролевая игра, подвижная игра, экскурсии в библиотеку, по школе, просмотр компьютерных презентаций «Мойдодыр»;

Основные методы - по источникам получения знаний: практические, словесные, наглядные;
в зависимости от основных дидактических задач -  методы приобретения знаний,  формирования умений и навыков, по характеру руководства мыслительной деятельностью учащихся - объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый,  по организации учебно-воспитательного процесса:
 объяснительно-иллюстративный, репродуктивный  связаны с усвоением готовых знаний, которые сообщаются учителем и затем воспроизводятся учащимися.

Им соответствуют такие приемы, как поэтапный показ выполнения работ учителем, рассказ, объяснение, демонстрация видеофильмов, презентаций.

Одним из  видов деятельности учащихся также является  поисково-исследовательский.  

Большое внимание в этом модуле уделяется практическим работам.  

   Дидактический материал, техническое оснащение занятий:

Раздаточный материал на занятия: салфетки, столовые приборы, цветная бумага, книги и т.д.

Форм подведения итогов: конкурс рисунков, тестирование по теме.

Модуль 2  Растения в доме. Выращивание цветочно-декоративных растений.

Формы занятий:  практические работы, объяснения учителя, экскурсии по   школьному двору, в теплицу школы, конкурсы;

Основные методы организации учебно-воспитательного процесса  демонстрация и иллюстрация,  в этом блоке удачно сочетаются с практическими методами обучения.
Остаются также такие методы, как
 объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и поисково-исследовательский.  Им    соответствуют такие приемы, направленные на практическое выполнение заданий учениками: уход за комнатными растениями, черенкование, посадка луковиц и т.д.

Задача учителя состоит в том, чтобы приучать первоклассников к самостоятельному выполнению отдельных элементов практического задания.

Дидактический материал, техническое оснащение занятий:

Комнатные растения, черенки растений, луковицы тюльпанов, гиацинтов и т.д., цветочные горшки, садовый инвентарь;

Формы подведения итогов: выращивание  растений из черенков, семян, луковиц, выставки работ учащихся, проверка знаний учащихся по теме, соревнования.

Модуль 3  Работа с природным материалом

Формы занятий:  практические работы, конкурсы, рассказ учителя, экскурсия по   школьному двору, в теплицу школы.

Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: методы демонстрации и иллюстрации сочетаются с практическими методами обучения.
Остаются также такие методы, как
 объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и поисково-исследовательский.  Им    соответствуют приемы, направленные на практическое выполнение заданий учениками: работа по шаблону, вырезание, приклеивание, составление букетов;

Задача учителя состоит в том, чтобы приучать первоклассников к самостоятельному выполнению отдельных элементов практического задания.

Дидактический материал, техническое оснащение занятий:

Природный материал, ножницы, клей, бумага и т.д.

Формы подведения итогов: правильное выполнение заданий по образцу,  выставки работ уч-ся.

Модуль 4  Обработка бумаги и картона

Формы занятий:  практические выполнение изделия из бумаги, беседа и объяснение учителя.

Основные методы организации учебно-воспитательного процесса  связаны с практическими методами обучения. Остаются также такие методы, как объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и поисково-исследовательский.  Им    соответствуют приемы, направленные на практическое выполнение заданий учениками: работа по шаблону, вырезание, приклеивание, составление композиций;

Дидактический материал, техническое оснащение занятий:

Ножницы, клей, бумага, картон и т.д.

Формы подведения итогов: правильное выполнение заданий по образцу, инструкционной карте, выставка работ учащихся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса:

1. Программа по Технологии  1—4 классы  Науч. рук. Ю. Л. Хотунцев – докт. физ. - мат. наук, проф. МПГУ; В. Д. Симоменко — член-корр. РАО, докт. пед. наук, проф. Брянского ГПИ, 2006.

2.  Н.Я. Дмитриева Мы и окружающий мир - М.: Учебная литература, 2004.

3. Методика ознакомления детей с природой в детском саду под ред. П.Г. Саморуковой, М.: Просвещение, 1998.

4. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры-занятия с детьми. Под ред. Греховой Л.И., Ставрополь, 1998.

5. Малые формы работы    С. Афанасьев, А Тимонин, Л. Тимонина – М.: «Вариант», 2000.

6. . Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми - Минск, 1996.

7. Т.А.Маркова  Воспитание трудолюбия у дошкольников - Москва: Просвещение, 1998.

8. С. Стейнберг Смастерим из бумаги – Таллин: «Валгус», 1998.

9. Журнал «Начальная школа» №10 1995 г.

10. Газета «Начальная школа»  3 36 2005 г.

11. Природоведение. 5 кл. Материалы к урокам (стихи, викторины, кроссворды) – Волгоград, – Изд. Учитель, 2008.

12. Экологические сказки. Пособие для учителей. 1–6 кл. – Волгоград, Изд. Учитель, 2007.

13. Экскурсии в природу по югу России. Осень 1-4 кл. – Волгоград, Изд. Учитель, 2008.

14.  Экскурсия в природу по югу России. Весна. 1–4 кл. – Волгоград, Изд. Учитель, 2008.

15. Как человек исследует, изучает природу. 2–3 кл. (для проведения уроков, внеклассной и кружковой работы) – Волгоград, Изд. Учитель, 2008.

16. Энциклопедия комнатных растений авт. сост.  С.Л. Быховец – М.: АСТ,2000.

17. Комнатные растения мини-энциклопедия: пер. с итал. -  М.: АСТ, 2006.

Литература, рекомендуемая для детей и родителей по данному спецкурсу:

1. Хоровод-  круглый год (инсценировки, песни, танцы; для д. /садов) – Волгоград, Изд. Учитель, 2006.

2. От осени до лета (стихи, загадки, пословицы, православные праздники, народные обычаи и поверья  для д. /садов) -  М.: Просвещение, 1998.

3. В гости праздник к нам пришел - М.: Просвещение, 2000.

4.  Иванова С. Н. Всё о цветах - Волгоград,  Изд. Учитель,  2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по чтению "Умейте делать открытия" 2 класс

Сегодня на уроке чтения мы будем работать над содержанием рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг», узнаем, какие названия существуют у известного вам растения. Девизом урока я предлагаю слова: «...

«Умейте делать открытия». М.Пришвин «Золотой луг». (2-й класс)

Сегодня на уроке чтения мы будем работать над содержанием рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг», узнаем, какие названия существуют у известного вам растения. Девизом урока я предлагаю слова: «Умейте...

Рабочие программы по внеурочной деятельности. Кружок "Я все умею делать сам" 3 класс

Рабочая программа кружка "Я все умею делать сам" 3 класс....

Открытое занятие кружка «Занимательный английский» в 1-ом классе «Что я умею делать»? в рамках районного семинара руководителей образовательных учреждений на тему: «Формирование гражданской культуры личности ребёнка через внеурочную деятельность».

Внеурочное мероприятие предназначено для обучающихся 1-го класса. Цель занятия - активизация пройденной лексики через игру, развитие речевых способностей, памяти, мотивации к дальнейшему изучению в пр...

Конспект урока по английскому языку для 2 класса. "Что я умею делать?"

Вашему вниманию предлагается урок для 2 класса школ с углубленным изучением английского языка. Тема урока: “Животные. Что я умею?”.Цель:1.Образовательная:- тренировать и закреплять  лексичес...

Открытый урок по чтению «Умейте делать открытия».

Открытый урок по чтениюТема. «Умейте делать открытия».М.Пришвин «Золотой луг».(2-й класс)...

«Умейте делать открытия». М.Пришвин «Золотой луг».

Открытый урок по чтениюТема. «Умейте делать открытия».М.Пришвин «Золотой луг».(2-й класс)...