Исследовательская работа "Интересные факты из истории денег"
творческая работа учащихся на тему

Учащиеся узнают некоторые интересные факты из истории появления и развития денег.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon interesnye_fakty_iz_istorii_deneg.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа  № 4 г. Нарьян-Мара»

Исследовательская работа

Интересные факты из истории денег

Выполнил: Чуклин Дмитрий

ученик 3 «Б» класса

МБОУ «СОШ №4 г. Нарьян-Мара»

Руководитель:  Федотова Л. А.

Нарьян-Мар

2013год

Оглавление

1. Введение.....................................................................................................3

2. Моё исследование......................................................................................4

3. Заключение.................................................................................................6

4. Список использованной литературы........................................................7

5. Приложение................................................................................................8

      Введение

В нашей семье очень  давно хранятся  старинные бумажные деньги. Эти деньги совсем не похожи на современные. Они различаются размером, цветом, рисунками. Я решил выяснить, откуда они появились. Оказывается, деньги  когда-то принадлежали моему дедушке, а ему достались от  моих предков, которые жили в начале прошлого века. О чём может рассказать  денежная купюра?    Мне стало интересно: когда   появились деньги и всегда ли они имели такой вид, к которому я привык?   Заинтересовавшись историей происхождения денег, я  определил:        

        Объект исследования – виды денег.        

        Предмет исследования – история появления монет и бумажных купюр.

        Цель исследования -  ознакомиться с историей денег.

        Задачи исследования:        
       1. Выяснить историю появления денег.

        2. Познакомиться с видами денежных единиц.

       Актуальность моего исследования в том, что деньги – знакомы нам с раннего детства, с деньгами   человек знакомится еще в семье, через родителей, но большинство  ребят знает о происхождении денег мало.

        Гипотеза. Возможно, что раньше денег не было или выглядели они не так, как сейчас.

       Методы исследования, которые использовались в  моей работе:

  1. Сбор и анализ информации по данной теме
  2. Посещение  библиотеки;
  3. Использование интернет ресурсов и энциклопедии;
  4. Проведение анкетирования среди учащихся своего класса.


Моё исследование

Просмотрев энциклопедии, ресурсы  сети Интернет, я узнал, что   давным-давно, в каменном веке, люди вполне обходились без денег. Зачем они им были нужны? Все необходимое для жизни они получали от природы. Ведь что главное было  для человека — это  еда да жилье.  Жили люди в пещерах, ходили на охоту с дубинками да каменными топорами, собирали растения.

Но оказалось, что не каждый человек, умевший делать топоры и прочее оружие, являлся заодно и хорошим охотником! Возникла идея: пусть оружейник делает оружие, а охотник с этим оружием на охоту ходит, при этом за оружие охотник оружейнику платит добычей!

Чтобы упростить обмен, люди начали думать, какой предмет для этого наиболее подходящий. Перепробовали многое: и скот, и продукты, и меха, и куски ткани. Но как же это было неудобно. Овец и быков нужно где-то держать и кормить. Продукты хранения портятся. Меха портит моль. Ткань протирается. Постепенно  люди  поняли,  что  деньги  должны  быть  не  временными,  а  постоянными.  Они  не  должны  портиться  при  хранении  и  при  переходе  из  рук  в  руки.  Нужно,  чтобы  деньги  легко  можно  было  с  собой  носить  и  даже  малое  их  количество  должно  равняться  и  быку,  и  кораблю,  и  участку  земли.  Необходимо,  чтобы  они  легко  делились  на  мелкие  части - ведь  не  все  покупают  быка  или  корабль.

Одними из первых денег стали ракушки морского моллюска каури . Их добывали в южных морях, просверливали и нанизывали на верёвочку, как бусы. Правда, стоили они недорого – за одного быка нужно было отсчитать тысячи раковин. Это  были  очень неудобные деньги.        (Приложение 1.)

     Люди перепробовали немало «денег», пока их развитие не привело к деньгам металлическим.  Они были в виде брусков, колец, полуколец, прутиков, слитков. (Приложение 2.)

    Само название «монета» появилось в Древнем Риме. Жена Юпитера, главного бога римлян, имела титул Юнона-Монета, что означало «Юнона-наставница». Она считалась богиней Луны и покровительницей семьи.      При ее храме на Капитолийском холме в Риме был построен первый монетный двор. С тех пор металлические деньги и называются монетами. (Приложение 3.)

   Первые монеты представляли собой небольшие золотые или серебряные слитки с клеймом, указывающим их вес. Но хитрые люди обрезали металл вокруг клейма. Поэтому со временем слиток уменьшили до размеров самого клейма, а рисунок стали выбивать с двух сторон. Так монета приобрела вид, знакомый нам сегодня.

   Часто на монетах имеется изображение правителя страны - короля, императора или царя. В восточных странах, где изображение помещали на монетах очень редко, обычно чеканилось только имя правителя, его титулы и почетные звания. Юбилейные монеты чеканились для запоминания юбилейных дат. Подарочные монеты выпускались для раздачи членам императорской фамилии, различным лицам в виде поощрения либо в связи с каким-то событием.

       В  старину на Руси   женщины   носили  на  шее  ожерелье  из  драгоценного  металла - гривну. (Приложение 4.) 

Украшения  всегда  были  ходовым  товаром.  За  гривну  давали  кусок  серебра  определенного  веса.  Этот  вес  назывался  гривной.

В  VIII - IX  веках  на  Руси  появляются  дирхемы - крупные  серебряные  монеты  с  арабскими  надписями.   (Приложение 5.)

В конце десятого века в Киевской Руси начинается чеканка собственных монет из золота и серебра. Первые русские монеты так и назывались златниками и сребрениками. (Приложение 6.)

На монетах изображался великий князь Киевский и своеобразный герб. 

        Деньгами стали служить слитки серебра — гривны. Весили они  от 170  до  200 граммов  и были прямоугольной или шестиугольной формы. (Приложение 7.)

Одна гривна стоила около 200 беличьих шкурок. Гривна не всегда оказывалась удобной для расчетов при небольших торговых операциях. Нужна была более мелкая «монета», и гривны стали рубить пополам. Так появились на свет «рубли».

 Во время правления  Ивана Грозного была создана  денежная система. На мелкой серебряной монете изображали всадника с мечом. На деньгах покрупнее, чеканили всадника, вооруженного копьем. Такие монеты стали называть копейными — отсюда и произошло слово «копейка». (Приложение 8.)

          Да, металлические деньги   тоже были не всегда удобны.

 Тогда-то и появились бумажные деньги. В России это произошло в 1769 году. Ввела в обращение бумажные деньги Екатерина II. Ее портрет украшал 100-рублевую купюру, которую и прозвали  «Катенькой».

 Наши три денежные  купюры были  выпущены в период царствования Николая Второго, так как  здесь  изображён  герб Российской империи и заглавная буква «Н» с римской цифрой «II», что говорит о  царствовании Николая Второго.  А четвёртая купюра  - после Октябрьской революции 1917 года. (Приложения 9-12.)

Бумажные деньги   существуют и сейчас. Вот так выглядят современные  деньги.

      Деньгами оплачиваются вещи, продукты, услуги - все, во что вложен труд человека. Поэтому и говорят, что деньги - это такой особенный товар.

Среди  своих одноклассников   я провел анкетирование. На вопрос «Для чего нужны деньги?», 22 ученика  дали такой  ответ: «Покупать еду, одежду ».  Действительно, мы тратим деньги на покупку еды, одежды, на оплату разных услуг. 8 человек написали, что деньги нужны  для того, чтобы съездить в отпуск в какую-нибудь страну.  Муталимцева Милана  считает, что деньги нужны для того, чтобы получить хорошее образование. Ещё 8 ребят  написали, что деньги нужны для того, чтобы помочь больным людям, бабушкам и дедушкам, содержать бездомных животных . Дарьин Владик   считает, что если денег много , то можно давать и  в долг, а Кирилл Дроздов ответил очень коротко и просто «чтобы быть счастливым». (Приложение 13.)

Я согласен со многими своими одноклассниками, кроме тех, кто считает, что деньги надо копить ради богатства.  Мне кажется, что нужно копить знания и навыки, а они потом принесут деньги. Кстати, навыки самый надежный капитал, который дает большие проценты и почти не поддается обесцениванию.

Заключение

Я очень коротко попытался проследить историю денег от их появления до сегодняшнего дня.  Теперь мы все можем себе представить, что деньги — это не такая уж и простая вещь, хотя и вполне обычная в нашей жизни. Изучив материал по теме, я пришёл к выводу, что деньги пришли на смену натуральному обмену, когда люди просто обменивались между собой товарами. Деньги оказались очень удобной вещью: их брали в обмен на что угодно, они не портились при длительном  хранении.  

 В ходе исследования  я выяснил, что:

  1.  деньги появились очень давно и со временем они изменялись;
  2.  существует наука, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения  – нумизматика;
  3.  у денег есть своя история;
  4.   деньги могут рассказать также и  историю страны;

           Я понял, что нашу жизнь невозможно представить без денег.

     Работа над этой темой может быть продолжена. Возможно,  мне удастся  выяснить, почему эти  старинные  купюры оказались не истраченными   и сохранились. И что можно было купить на эти деньги, если бы мы жили во  времена Николая  Второго.

   Литература

1. "Деньги" Российский Энциклопедический словарь.

2. "Деньги" Крибб Д. Пер. с анг.-М: слово 1999 г.

3.  Энциклопедия «Всё обо всём»

4.  Сайт « Деньги- Википедия».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из истории денег

Внеклассное занятие "Из истории денег"  для 2 класса на кружке. Может использоваться на уроке окружающего мира....

История денег в России

Краткая история денегВ старину славянки носили на шее ожерелье из драгоценного металла - гривну ("грива" - шея). Украшения всегда были ходовым товаром. За гривну давали кусок серебра определ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Финансовая грамотность. История денег»

Данная программа разработана для обучающихся 3 -4 классов.Она имеет социально- педагогическую направленность....

Методическая разработка 1 занятия кружка "Финансовая грамотность. История денег" по теме "Что такое деньги?"

Данная методическая разработка проводится в форме интерактивной беседы.Цель занятия - рассмотреть выгоды обмена, объяснить неудобства бартера  и причины появления денег....

Методическая разработка занятия кружка "Финансовая грамотность.История денег" по теме "Устройство монеты"

Методическая разработка занятия по теме "Устройство монеты" знакомит с историей денег, устройством монеты....

Технологическая карта классного часа на тему: «История денег от мешочка с солью до Биткоина» 1 класс

Дата проведения мероприятия: 16.10.18ФИО учителя: Класс: 1 бТема: История денег от мешочка с солью до БиткоинаЦели: ознакомление учащихся с историей появления денег; развитие умения отстаивать и ...