Программа "Юный исследователь"
рабочая программа (1 класс) по теме

 Смирнова Наталья Анатольевна

Программа внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon smirnova_yunyy_issledovatel.doc207.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Десятовская основная общеобразовательная школа»

Программа

внеурочной деятельности

«Юный исследователь»

Автор:

Смирнова Наталья Анатольевна

учитель начальных классов

2013г

  1. Пояснительная записка

Общеизвестно, что учащиеся прочно усваивают только то, что прошло через их индивидуальное усилие. Проблема самостоятельности учащихся при обучении не является новой. Этому вопросу отводили исключительную роль ученые всех времен. Эта проблема является актуальной и сейчас. Внимание к ней объясняется тем, что самостоятельность играет весомую роль не только при получении среднего образования, но и при продолжении обучения после школы, а также в дальнейшей трудовой деятельности школьников.

ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. В соответствии с требованиями нового стандарта по окончании начальной школы предполагается оценивание сформированности у школьников универсальных учебных действий.

Программа «Юный исследователь» составлена на основе нормативно-правовой  базы:

- закон России «Об образовании»;

- Устав школы;

- Основная общеобразовательная программа начального общего образования школы 20011-2015гг;

- Федеральный государственный образовательный стандарт НОО

Программа внеурочной деятельности «Юный исследователь» по направлению «проектная деятельность»  предназначена для работы с детьми 1-4 классов, обучающихся по УМК «Перспективная начальная школа» и является  механизмом  интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его. Проектная деятельность в УМК «Перспективная начальная школа» является обязательной и предусматривает участие в ней всех учащихся класса в работе познавательных клубов различного направления.

В связи с низкой наполняемостью классов занятия проходят в разновозрастной группе (1- 4 классы). Сроки реализации программы: 4 года (136 часов).

 Занятия проводятся 1 час в неделю, 34 ч в год.

Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности

Задачи:

- развивать познавательные потребности и способности школьников;

-  формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;

- обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

- формировать и развивать умения и навыки  исследовательского поиска

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться  - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.

Метод исследования – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знаний, но и приобретение новых путём самообразования. Это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определённых личностных качеств, которые ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Результат исследовательской деятельности – личностно и общественно значимый продукт: изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа.

Форма организации.

Занятия проводятся 1 час в неделю в учебном кабинете, библиотеке, на пришкольном участке, на различных объектах села (лес, улицы, достопримечательности и пр.) клубная проектная деятельность  включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний научных клубов младших школьников (в рамках программы «Перспективная начальная школа» интерактивные клубы «Ключ и Заря» и «Мы и окружающий мир»), олимпиад, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

Методы  проведения занятий:

- беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, консультация.

Методы контроля:

- доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.

Умения и навыки, которые формируются в процессе работы над проектом или исследованием:

 а) мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;

б) презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;

в) коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;

г) поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в Интернет, формулирование ключевых слов;

д) информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;

е) проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов,  проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.

Этапы проектно-исследовательской деятельности:

На первом этапе задачи обогащения исследовательского опыта включают в себя:

- поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений;

- развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели;

- формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя.

Для решения этих  задач используются следующие формы и способы деятельности:

- игры-занятия, совместное с ребенком определение его собственных интересов, индивидуальное составление схем, выполнение моделей из различных материалов, экскурсии, выставки детских работ.

 Кроме того, включение школьников в деятельность на основе индивидуальных проявлений исследовательского опыта осуществляется через стимулирование активности и самостоятельности детей посредством оценочных суждений учителя и взаимооценки школьников.

Второй этап  ориентирован на  приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя:

 - развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования;

-  поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников.

 Включение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность осуществляется через создание исследовательской ситуации посредством учебно-исследовательских задач и заданий и признание ценности совместного опыта.

 На данном этапе используются следующие формы и способы деятельности:

- экскурсии,

- индивидуальное составление моделей и схем,

- мини-доклады,

-  ролевые игры,

-  эксперименты.

 В большей степени внимание обращается на те действия, которые обеспечивают полноценную ориентацию ученика в информационном потоке и способствуют анализу и усвоению необходимой информации: прогнозирование, выделение основной мысли и опорных слов, аргументированное выражение своих мыслей по прочитанному и другие. Кроме этого в ходе работы с различными текстами организуется обучение детей графической организации материала в виде таблиц, схем, чертежей.

 На третьем этапе  обучения в центре внимания должно стать обогащение исследовательского опыта школьников через:

- дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений.

По сравнению с предыдущими этапами обучения усложнение деятельности заключается в увеличении сложности учебно-исследовательских задач, в переориентации процесса образования на постановку и решение самими школьниками учебно-исследовательских задач, в развернутости и осознанности рассуждений, обобщений и выводов.

  С учетом особенностей данного этапа выделяются соответствующие формы и способы деятельности школьников:

- мини-исследования,

- уроки-исследования,

-  групповая работа,

- ролевые игры,

- самостоятельная работа,

-  коллективное выполнение и защита исследовательских работ,

- наблюдение,

- анкетирование,

- эксперимент и другие.

На протяжении всего этапа также обеспечивается обогащение исследовательского опыта школьников на основе индивидуальных достижений.

Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:

Первый уровень результатов (1 год) предполагает приобретение обучающимися  новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям.  Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

Второй уровень результатов (2-3 год) предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию.  Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

Третий уровень результатов (4 год) предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали и пр.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса

В результате освоения программы курса «Юный исследователь» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:

Личностные универсальные учебные действия:

У обучающегося будут сформированы:

  • положительное отношение к исследовательской деятельности;
  • широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • интерес к новому содержанию и новым способам познания;
  • ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
  • выраженной познавательной мотивации;
  • устойчивого интереса к новым способам познания;
  • адекватного понимания причин успешности/ неуспешности исследовательской деятельности;
  • морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Регулятивные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • различать способ и результат действия;
  • оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;
  • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
  • выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

 

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

Познавательные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
  • использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
  • высказываться в устной и письменной формах;
  • ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
  • владеть основами смыслового чтения текста;
  • анализировать объекты, выделять главное;
  • осуществлять синтез (целое из частей);
  • проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения об объекте;
  • обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
  • подводить под понятие;
  • устанавливать аналогии;
  • оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
  • видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;
  • использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

  • допускать существование различных точек зрения;
  • учитывать разные мнения, стремиться к координации;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • контролировать действия партнера;
  • владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

  1. Комплексный тематический план

1 год (34 часа)

№п/п

Тема занятия

Кол-во часов

1-2

Что такое исследование? Методы исследования

2

3-4

Наблюдение и наблюдательность. Что такое эксперимент?

2

5-6

Что такое проблема?

2

7-8

Учимся выбирать дополнительную литературу

2

9-10

Школа «почемучек»

2

11-12

Удивительный вопрос

2

13-14

Источники информации

2

15-16

Как планировать исследование и проект?

2

17-18

Как сделать сообщение о результатах исследования?

2

19-21

Проект «Игры наших дедушек и бабушек» «Игры нашей семьи»

3

22-25

Индивидуальные творческие работы по выбранной тематике

4

26-28

Коллективное исследование «Симметрия вокруг нас»

3

29-30

Экскурсия - исследование

2

31

Мини – конференция по итогам экскурсии - исследования

1

32-33

Что мы узнали и чему научились за год. Моя лучшая работа

2

34

Анализ исследовательской деятельности.

1

Содержание занятий

Что такое исследование? Методы исследования -2 ч

Знакомство с понятиями «исследование»; развитие интереса к исследовательской деятельности через знакомство с работами учащихся начальных классов.

Метод исследования как путь решения задач исследователя

Наблюдение и наблюдательность. Что такое эксперимент?-2ч

Знакомство с наблюдением как методом исследования.

Проведение экспериментов с доступными материалами.

Что такое проблема? -  2ч

Знакомство с понятием проблема, формировать умение видеть проблему, развивать умение изменять собственную точку зрения, исследуя объект с различных сторон.

Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами».

Учимся выбирать дополнительную литературу – 2ч

Экскурсия в библиотеку. Знакомство с информационными справочниками, энциклопедиями.

Школа почемучек – 2ч

Знакомство с понятием «гипотеза», развитие исследовательского и творческого мышления, развитие умения прогнозировать.

Понятие о гипотезе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину».

Удивительный вопрос – 2ч

Развитие умения ставить вопросы для решения существующей проблемы.

Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово». Правила совместной работы в парах.

Источники информации – 2ч

Цель: знакомство с понятием «источник информации» (библиотека, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видео фильмы, ресурсы Интернета).

Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения.

Как планировать исследование и проект?- 2ч

Чем исследование отличается от проекта? Практическое задание по составлению планов проведения исследовательской работы и разработки проекта?

Как сделать сообщение о результатах исследования?-2ч

Что такое доклад? Как составлять план своего доклада?

Проект «Игры наших дедушек и бабушек».

Игры нашей семьи. Зимние забавы – 3ч

Знакомство с традиционными играми народов России, привитие любви к традициям своей семьи и народа, развитие толерантности, воспитание привычки к здоровому образу жизни.

Игра. Правила игры. Традиционные игры народов России. Игры прошлого. Игры современных детей.

Индивидуальные творческие работы по выбранной тематике- 4ч

Самостоятельная работа учащихся над проектом.

Коллективное исследование «Симметрия вокруг нас» - 3ч

Знакомство с понятием симметрия, развитие логического и пространственного мышления, привитие навыков учебной деятельности: анализа и синтеза, развитие устной речи.

Понятие о симметрии. Симметричные и ассиметричные фигуры и предметы. Симметрия в жизни человека.

Экскурсия – исследование – 2ч

Изучение нового в процессе экскурсии. Группы (пары) самостоятельно выбирают тему и проводят исследование.

Мини – конференция по итогам экскурсии – исследования-1ч

Каждая группа(пара) готовит сообщение по итогам исследования

Что мы узнали и чему научились за год. Моя лучшая работа – 2ч

Выставки творческих работ. Презентации проектов обучающихся.

Анализ исследовательской деятельности – 1ч

Рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ. Оформление выставки.

2 год (34 часа)

№п/п

Тема занятия

Кол-во часов

1

Что такое исследование?

1

2

Как задавать вопросы?

1

3-4

Как выбрать тему исследования?

2

5-6

Что такое цель и задачи исследования?

2

7-8

Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть проблемы.

2

9-10

Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулировка предположения (гипотезы)

2

11-12

 Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умений задавать вопросы.

2

13-14

Обоснованный выбор способа выполнения задания

2

15-16

 Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания

2

17

Учимся выбирать дополнительную литературу

(экскурсия в библиотеку)

1

18-19

 Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками» (продолжение темы «Учимся выбирать дополнительную литературу»)

2

20-21

Составление аннотации к прочитанной книге, картотек

2

22

Наблюдение как способ выявления проблем.

1

23-24

 Экскурсия как средство стимулирования исследовательской  деятельности детей

2

25-26

Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы?

2

27-28

Методика проведения самостоятельных исследований.

2

29

Коллективная игра-исследование.

1

30-31

 Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике

2

32-33

 Выставки творческих работ –  средство стимулирования проектной деятельности детей.

2

34

Анализ исследовательской деятельности.

1

Содержание занятий

 Что такое исследование? Кто такой исследователь?- 1ч

Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске.

Знать исследовательские способности, пути их развития.

Уметь находить значимые личностные качества исследователя.

 Как задавать вопросы? – 1 ч

Задания на развитие  умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске.  Как задавать вопросы,  подбирать вопросы по теме исследования.

 Как выбрать тему исследования? – 2 ч

Понятие «тема исследования». Задания на развитие речи, аналитического мышления. Игра на развитие наблюдательности.

Что такое цель и задачи исследования? – 2 ч

Понятие «цели и задачи исследования»

Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть проблемы.- 2ч.

Знакомство с понятием «проблема». Развивать речь, умение видеть проблему.

 Постановка вопроса (поиск гипотезы).

Формулировка предположения (гипотезы). – 2ч.

Учить в игровой форме выявлять причину и следствие.

Развивать умение правильно задавать вопросы.

 Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умений задавать вопросы.- 2ч.

Выдвижение гипотез. Развивать умение правильно задавать вопросы.

 Обоснованный выбор способа выполнения задания.- 2ч.

Уметь мотивировать свой выбор. Учиться отстаивать свою точку зрения. Аргументы.

 Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания.- 2 ч.

Учить составлять план для выполнения задания (алгоритм). Развивать речь учащихся. Формировать умение работать самостоятельно и в коллективе.

 Учимся выбирать дополнительную литературу

(экскурсия в библиотеку).  – 1ч.

Экскурсия в библиотеку. Научить выбирать литературу на тему.

 Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками» (продолжение темы «Учимся выбирать дополнительную литературу»)- 2ч.

Экскурсия в библиотеку. Научить выбирать литературу на тему.

 Составление аннотации к прочитанной книге, картотек.- 2ч.

Понятие «аннотация». Выбор книги по интересам. Составление карточек по прочитанной книге.

 Наблюдение как способ выявления проблем. – 1ч.

Способствовать развитию наблюдательности через игру «Поиск». Развивать умение находить предметы по их описанию, назначению, др.

 Экскурсия как средство стимулирования исследовательской  деятельности детей- 1ч.

Заочная экскурсия в прошлое.

 Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы?- 2ч.

Учиться строить схемы «Дерево Паук».

 Методика проведения самостоятельных исследований. – 2ч.

Практическая работа. Игра «Найди задуманное слово».

Коллективная игра-исследование.- 1ч.

Игра-исследование «Построим дом, чтоб жить в нём».

 Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике. – 2ч.

Самостоятельная работа учащихся над проектом. Подготовка выставки творческих работ.

 Выставки творческих работ –  средство стимулирования проектной деятельности детей.- 2ч.

Выставка творческих работ. Презентации проектов учащимися.

 Анализ исследовательской деятельности.- 1ч.

Подведение итогов исследовательской деятельности учащихся.  Работа над умением анализировать и делать выводы.

3 год (34 часа)

№п/п

Тема занятия

Кол-во часов

1

Мой проект

1

2-6

Школьная страна

Мой класс

Моя школа

Находим расстояние от дома до школы

5

7-10

Путешествие в страну Загадкино

4

11-16

Моя семья

Я и мое имя

Моя родословная

6

17-25

Умей видеть природу

Осенние листья

Снежинка

«Трудный путь картошки»

9

26-29

Космос

Как выглядит орбита планеты

Дорогой Гагарина. Инопланетяне

4

30- 33

Будь здоров!

Любовь к сладкому и здоровье

Суд над жевательной резинкой

Воздух в моем классе

5

34

Анализ исследовательской деятельности.

1

Содержание занятий

 Мой проект  - 1 ч.                                                                            

 Введение в проект, знакомство с этапами работы над проектом, техническим обеспечением.

Школьная страна – 5 ч

Проведение фотосессии: учащихся класса, сценок из школьной жизни, школьного здания и внутреннего интерьера. Определение визуально, или путем измерения длины пути от дома до школы. Оформление электронного фотоальбома о школьной жизни.

Путешествие в страну Загадкино – 4 ч

Сбор информации о загадках. Создание сборника загадок

Моя семья – 6ч

Знакомство и с происхождением и значением имени человека. Сбор информации о своей семье (моя родословная). Составление книги «Тайна имени», оформление электронной презентации «Моя родословная».

Умей видеть природу – 9 ч

Экскурсия на природу. Фотосессия осенних листьев, падающих снежинок. Создание сказки «Приключение осеннего листочка». Сбор информации о картофеле. Опыты с клубнями картофеля (получение крахмала в домашних условиях). Высадка клубней на пришкольном участке.

 Космос. – 4ч

 Сбор информации о космосе. Конкурс рисунков. Показ слайдов.

 Будь здоров! – 5ч

Сбор информации о влиянии сладостей на рост и развитие организма ребенка. Рацион питания. Сбор коллекции оберток жевательной резинки. Роль жевательной резинки в жизни ребенка. Наблюдение над тем, какие факторы влияют на загрязнение воздуха в помещение. Создание памятки «Здоровый образ жизни».

Анализ исследовательской деятельности.- 1ч.

Подведение итогов исследовательской деятельности учащихся.  Работа над умением анализировать и делать выводы.

4 год (34 часа)

№п/п

Тема занятия

Кол-во часов

1-12

Я и природа

Разведка осенних примет

Животные-зодчие

Комнатные растения

«Вредные звуки»

12

13-17

Моря и океаны

5

18-25

Экология

Полезный мусор

Экологическая почта

Лес – наше богатство

8

26-29

Символы Малой Родины

4

30-33

Почитаем – поиграем. Проект «Природа Томской области»

4

34

Анализ исследовательской деятельности

1

Содержание занятий

Я и природа – 12ч

Разведка осенних, зимних, весенних, летних  примет. Экскурсия на природу. Создание страниц устного журнала «Времена года». Сбор информации о домиках  животных. Создание макета домиков животных. Создание «Лесной газеты». Классификация комнатных растений. Посадка комнатных растений. Запись аудио звуков, влияющих положительно и отрицательно на здоровье человека.
Моря и океаны – 5ч

Заочная экскурсия к морю. Сбор информации о подводных жителях. Создание презентаций.

 Экология - 8ч

Экскурсия к водоему, в лес. Сбор информации об утилизации отходов без причинения вреда окружающей среде. Составление памяток, листовок, запрещающих наносить вред окружающей среде. Презентация слайдов.

Символы Малой Родины – 4 ч

Понятие о символах Томской области. Исследование символов. Презентация.работ.

Почитаем – поиграем. Проект «Природа Томска» - 4 ч

Составление проекта «Природа Томска».

Рефлексия изученного за год – 1ч

Отбор лучших работ. Оформление выставки. Презентация работ детей.

Формы подведения итогов реализации программы:

Модули

Форма предъявления результата

Форма контроля

Инструмент

для оценки

Исследовательские умения

Портфолио

Папка исследователя

Наличие материала по исследованию.

Мониторинг исследовательских умений.

Критерии написания исследования,

Методики А.И.Савенкова

Коллективное творчество

Коллективная творческая работа

Педагогическое наблюдение

 Карта наблюдений

Самостоятельная исследовательская практика

Публичная презентация результатов проведенного исследования

Конференция

Критерии публичного выступления

Наблюдения, опыты и эксперименты

Отчет о проведении опыта

Протокол эксперимента

Педагогическое наблюдение

Карта наблюдений

3. Материально-техническое обеспечение программы

        Для осуществления образовательного процесса по программе «Юный исследователь»необходимо:

- технические средства - компьютер, проектор, принтер, сканер;

- библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

4. Список литературы

Для учителя

  1. Программы четырехлетней начальной школы: «Перспективная начальная школа»/Р.Г Чуракова, М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, А.Л.Чекин, ГФ.Трофимов, Л.А.Царева, И.Б.Мылова, Н.Г.гаркова, Ю.А.Агарков; Сост. Р.Г.Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2010.
  2. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ [А.Б.Воронцов, В.М. Заславский, С.Е.Егоркина и др.]; под ред. А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2010.
  3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2010.
  4. Шумакова Н.Б. Развитие исследовательских умений младших школьников - Москва «Просвещение», 2011
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.

Для обучающихся:

  1. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература
  2. Рабочая тетрадь Савенков А.И.Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников.