"Психологическое сопровождение одарённых детей с ОВЗ"
статья по теме

Воротникова Ольга Владимировна

В данной статье рассматриваются следующие вопросы: особенности одарённых детей с ОВЗ, внутрисемейные отношения одарённого ребёнка-школьника.

Работа педагога  с одарёнными детьми с ОВЗ . Инклюзивное  образование.  Даны методические рекомендации по представлению учебной   информации в среде    "  Интернет для одаренных детей-инвалидов".

   А так же представлена  Комплексная школьная программа: «Одарённые дети».

   

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon odar-invalid.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа №31

имени Героев Свири»

статья

«Психологическое сопровождение одарённых детей с ОВЗ»

педагог-психолог(высшая квалификационная)

                                     Воротникова ОльгаВладимировна

             

Ульяновск

Содержание работы:

  1. Одарённые дети с ОВЗ - стр. 3.
  2. Особенности одарённых детей с ОВЗ –- стр. 3.
  3. Внутрисемейные отношения одарённого ребёнка-школьника – стр.4.
  4. Работа с одарёнными детьми с ОВЗ . Инклюзивное  образование – стр. 5.

     5.  Методические рекомендации по представлению учебной   информации в среде      Интернет для одаренных детей-инвалидов – стр. 6.

     6. Комплексная программа: «Одарённые дети» - стр. 8.

    7. Литература – стр. 11.

1. Одарённые дети  с ОВЗ.  

Что эта за группа  детей, какие они имеют особенности, как с ними работать?

Итак, для начала определимся с терминами. Каких детей называют одаренными детьми с  овз? Прежде всего, тех, которые признаны образовательной и медицинской системами превосходящими уровень интеллектуального, творческого  развития других детей своего уровня и диагноза. Многое зависит от социальной адаптации, воспитания, темперамента и личности в целом. Одно точно ясно - ребенок, который самостоятельно проявляет не свойственные возрасту, а главное диагнозу способности в одной или нескольких отраслях знания - одарен. Одаренные дети могут достигать необыкновенных успехов в раннем возрасте - они могут поступить в институт, закончить его и защитить диссертацию, когда сверстники еще учатся в школе; одаренные дети с музыкальными способностями пишут оперы; со способностями к шахматам - становятся чемпионами. А могут ничего этого и не делать. Все зависит от среды, в которой растет и воспитывается ребенок и от его желаний, настроений.

Так сколько же одаренных?  "Обычные" люди составляют примерно 70 - 80% в обществе, соответственно, около 15% - это те, кто выше "нормы", еще около 15% - ниже "нормы"; сверходаренных - 2,5%.

 По оценкам экспертов, только 2-5% детской популяции обладают особенностями интеллектуального и творческого развития, например, IQ (коэффициент интеллектуальности) равен 125 единицам (до конца двадцатого века, широко использовалась система интеллектуального тестирования - так называемый коэффициент IQ, теперь эта методика признана неудовлетворительной и от нее отходят).

 Их относят к одаренным детям.

 Примерно столько же детей считаются лицами с ограниченными возможностями по здоровью (детей-инвалидов). Ограничение по здоровью тормозит их интеллектуальное развитие, и они оказываются по другую сторону "баррикад" основной (стандартной) группы развития.

В настоящее время обучается более 160 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья, из них около 28 тысяч умственно отсталых детей, более 122 тысяч детей с задержкой психического развития, более 10 тысяч детей с физическими недостатками, но они интеллектуально сохранены. Из этих 10 тысяч  только 2-5% являются одарёнными детьми-инвалидами. Это примерно составляет в среднем  300 детей.

Но даже с таким минимальным количеством  должна вестись работа. ( О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06.

Во исполнение пункта 5 раздела III протокола заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике Минобрнауки России направляет рекомендации по созданию условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в субъекте Российской Федерации).

2. Особенности одарённых детей с ОВЗ:

К главным особенностям таких детей можно отнести негармоничность их развития. Прежде всего это их физических недостаток, который откладывает свой отпечаток на развитие личности в целом, так и на развитие способностей. Это проявляется в сверхраннем развитии речевых функций и познавательной активности в ущерб эмоциональности и тонкой моторике. Многие дети растут неуклюжими, с трудом осваивали навыки самообслуживания, межличностных отношений. Подавляющее число таких детей с раннего возраста общалось и общается, как правило, только с довольно узким кругом взрослых людей. Их референтная группа часто не превышает 2–3х человек. Эти дети не смогли посещать детский сад.   Из-за выше сказанного они имеют трудности адаптации, не имеют опыт самостоятельного социального общения. Половина из этих детей не имела ярко выраженного периода игровой деятельности. Их основные интересы лежали в сохранении здоровья, лечении, реабилитации. Все это делало детей еще в дошкольном возрасте «трудными», а порой и «странными», вынуждало родителей решать особые вопросы их воспитания и здоровья.

Важной отличительной особенностью большинства из этих детей является чрезвычайно выраженная познавательная и учебная мотивация, доминирующая над иными социальными мотивациями. Феноменологический анализ показал, что процесс получения новой информации, связанный с необходимостью решения сложных логических задач, у таких детей сопровождается особым психоэмоциональным подъемом, сходным с переживанием творческого экстаза, описанного Выготским.

И еще один сложный момент: одаренные дети с ОВЗ часто обладают более хрупкой душевной конституцией по сравнению со сверстниками. Они могут быть болезненно самолюбивы, стеснительны и истеричны. Или, наоборот - тихими и скромными. Таких детей отличает склонность к философстванию и  сверхтрудолюбие. Они могут быть рассеянными в обыденной жизни, но сверхсконцентрированными в своей работе - решать, например, шахматную задачу в течение нескольких часов, забыв о сне и еде. Талантливые всегда предлагают не одно, а несколько решений задачи или проблемы, причем наиболее красивых и экономичных, но не всегда способны воплотить их в жизнь. Часто физический недостаток таких детей делает индивидуалистами, то есть умеют и любят работать в одиночку. Еще их отличает стремление к совершенству - перфекционизм.

Кроме этого им присущи и особенности одарённых детей не являющимися инвалидами:

- любознательность,

- сверхчквствительность к проблемам,

- высокий уровень развития мышления и креативности,

- надситуативная активность (познавательная самостоятельность),

- повышенный интерес к дивергентным задачам,

- оригинальность мышления,

- гибкость и продуктивность мышления,

- лёгкость ассоциирования,

- способность к прогнозированию,

отличная память,

- способность к оценке,

- стремление к самоактуализации,

- перфекционизм,

- стремление к самостоятельности,

- эгоцентризм,

- повышенная уязвимость,

- повышенная эмоциональная чувствительность,

- творческое восприятие.

3. Внутрисемейные отношения одарённого ребёнка с ОВЗ.

Наличие одарённого  ребенка с ОВЗ создает в семье особые эмоциональные отношения. В таких семьях они очень насыщены, что достигается за счет проекций родителей своих эмоциональных проблем, связанных со здоровьем ребёнка, на своих детей. Представление родителей о физическом нездоровье детей связано с наличием у последних признаков дизонтогенетического, асинхронного развития. Т.е. интеллектуально ребенок может оказаться очень зрелым, а эмоционально и физиологически пассивным, зависимым и инфантильным. Например, мальчик, почти достигший семилетнего возраста, с легкостью набирает на компьютере удивляющий своей эвристичностью, литературностью и орфографической грамотностью текст, но не в состоянии написать от руки ни одной буквы, не умеет самостоятельно есть ложкой и вступать в социальные контакты  без посредничества родителя. И, наконец, в переживаниях родителей можно обнаружить психологический перенос собственных архаических страхов, сублимацию своих агрессивных тенденций в отношении ребенка.

4. Работа с одарёнными детьми с ОВЗ:

В России для детей с инвалидностью создана и успешно функционирует система специального образования. В этих учреждениях созданы особые условия для занятий, в том числе и одарёнными детьми-инвалидами, работают врачи, специальные педагоги. Но во многом из-за обособленности специальных/коррекционных образовательных учреждений уже в детстве происходит разделение общества на здоровых и инвалидов. В результате обучения детей-инвалидов в специальных условиях – конкурентность их на образовательном рынке низкая и тяга к продолжению образования невелика по сравнению с выпускниками обычных общеобразовательных школ.

Альтернатива такой системы является инклюзивное образование.

Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.

Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования так же становится одним из главных в российской образовательной политике. Положения об инклюзивном образовании закреплены в российских государственных документах (Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и т. д.).

Поэтому возможно с некоторыми одарёнными детьми-инвалидами  простраивать работу как с детьми нормы.

 Различие одаренных  детей с ОВЗ, в основном, обеспечивается разными, проявлениями интеллектуальных и творческих талантов, особенности их социализации и адаптации.

 Что заставляет выстраивать собственные индивидуальные образовательные траектории, для каждого ребёнка. Адекватное образование является решающим для адаптации  этих детей в современное общество. Нужно также отметить, что по мере развития и получения личностно-ориентированного образования, одарённые дети-инвалиды могут переходить к инклюзивному образованию.

На современном этапе особую актуальность приобретает внедрение новых информационных технологий в образование и развитие одаренных школьников с ограниченными возможностями по здоровью в силу их нестандартности и специфической адаптации в общество.  Для их успешного обучения может оказаться эффективным создание малых групп с индивидуальной обучающей программой. В соответствии с личностными особенностями одарённые дети-инвалиды нуждаются не только в постоянной педагогической, но и в психологической поддержке. При этом оптимальным может стать трансформация учебной группы в группу учебно-психотерапевтическую, которая могла бы решать ряд задач по психологической и социальной адаптации и реабилитации детей. При этом оптимальной формой работы такой группы может стать система, в которой активную роль, как участники, играют родители.

Один из вариантов поддержки и развития одаренных  детей-инвалидов это формирование соответствующих групп. В этих группах возможно психо-эмоциональное раскрепощение, и как следствие, - нормальное и адекватное развитие.

В сознании таких групп усилена роль новых информационных технологий, которые позволяют участникам раскрыть другие грани личности. В частности, взаимодействие по интересам, знакомства, совместное общее дело и так далее. Такие Интернет-группы позволяют более полно реализовывать потребности данной личности. Использование новых информационных технологий, таких как Интернет-технологии, в создании виртуальной Интернет-группы может явиться пусковым механизмом к развитию одаренных детей-инвалидов с целью их адаптации в общество. Это поможет им востребовать во всей полноте свой интеллектуальный и творческий потенциал и сформировать свой положительный жизненный сценарий.

5. Методические рекомендации по представлению учебной информации в среде Интернет для одаренных детей-инвалидов

(Дистанционные школы для одаренных детей и детей инвалидов

Альминдеров В.В., Альминдерова А.В.

Международный Интеллект-клуб "Глюон" , Москва).

В предлагаемом проекте учитываются особенности одаренных детей- инвалидов. В связи с этим разработаны специальные методики, удовлетворяющие адекватному их развитию. Для одаренных детей с повышенными интеллектуальными потребностями сформирован учебный материал, способный востребовать интеллектуальный и творческий потенциал такой личности. Основными требованиями к учебно-методическому курсу для одаренных детей-инвалидов  является полнота и глубина изучения учебного материала. Это достигается представлением материала стрех разных сторон: (1) теоретическая компонента, (2) практическая компонента (умение решать задачи, включая творческие), (3) лабораторные работы (показывающие навыки, усвоения теоретического материала на практике).

Внедрение новых информационных технологий, в частности мультимедийных, в образовательный процесс позволяет снять ограничения по восприятию и освоению учебного материала детей-инвалидов и удовлетворить высоким интеллектуальным потребностям одаренных детей.

Более того, наличие "интеллектуальной паутинки" создает все необходимы условия для адекватного развития любой личности в не зависимости его интеллектуального или физического статуса, способствующая его социализации в общество.

Формирование среды в Интернет для организации обучения одаренных детей-инвалидов

Для гармонического и устойчивого развития одаренных детей-инвалидов, особенно в сенситивный период (школьный период), важным является общение со сверстниками, с себя подобными, а это оказывается затруднительным в силу специфики развития таких детей. 2-5 процентная выборка в классе, состоящий из 30-40 человек, "приводит" к появлению одного, в лучшем случае, двух одаренных школьников, которые при этом могут проявлять и различную одаренность, темпы развития и социальную адаптацию. Малочисленность одаренных детей-инвалидов и их индивидуальная эволюция развития не способствуют адекватной социализации и адаптации одаренных детей-инвалидов. Использование Интернет-технологий позволяет "снять" проблему общения и образования одаренных детей и детей-инвалидов.

Речь идет о создании Интернет-сообщества для одаренных детей инвалидов. Предлагается разработать среду под названием "Интеллектуальная паутинка".

"Интеллектуальная паутинка" позволяет одаренным детям-инвалидам, проявляющим интерес к фундаментальным наукам - Физике и Математике - не только общаться со своими сверстниками, но и развиваться и образовываться независимо от их географической принадлежности.

"Интеллектуальная паутинка" - это аналог известной сети World Wide Web, только со своим специфическим наполнением, касающегося содержания. Все системные и технические требования "Интеллектуальной паутинки" удовлетворяют потребности одаренных детей-инвалидов, что позволяет им раскрыть свой интеллектуальный и творческий потенциал и адекватно социально адаптироваться в общество.

Создаваемая "Интеллектуальная паутинка" позволит:

сформировать в процессе эксплуатации базу данных по одаренным детям-инвалидам в географически удаленных районах России;

включить одаренного ребенка-инвалида в работу регионального центра (РЦ), ближайшего от места проживания;

расширить "живое" общение со специалистами РЦ и сверстниками;

организовать индивидуальную траекторию образования и развития, включая оценку его развития кураторами РЦ;

участвовать в программах поддержки одаренных детей-инвалидов как в регионах, так и в России в целом;

организовать временные творческие коллективы, куда помимо школьников входят учителя, студенты, аспиранты и ученые, для решения учебно-исследовательских задач;

Через "Интеллектуальную паутинку" одаренные дети-инвалиды могут участвовать в индивидуальных образовательных программах:

Олимпиады (районные, городские, региональные, российские)

Конференции юных ученых

Фестивали

Мастер-классы и др.

Организованные через "Интеллектуальную паутинку" различные интеллектуальные конкурсы позволяют провести мониторинг одаренности различного вида и сформировать интеллектуальные сообщества по интересам. Например, есть дети, которые охотно участвуют в различных видах интеллектуальных соревнований (олимпиадах, турнирах и др.). Это, условно, "академически" одаренные школьники. Другой тип - "креативные" дети, которые охотно участвуют в исследовательских проектах.

"Интеллектуальная паутинка" позволяет через свою систему сформировать виртуальную социо-культурную среду для образования и развития одаренных детей-инвалидов и находить человеческие контакты. В частности, она может предложить специальные программы для детей-инвалидов - программы для слабослышащих, программы для слабовидящих и др.

Интернет-преподаватель через "Интеллектуальную паутинку" может участвовать в обсуждении проблем одаренных детей-инвалидов через постоянно действующие семинары "Интеллектуальная и творческая одаренность. Междисциплинарный подход" и "Особенности образования детей-инвалидов", включая теле- и видеоконференции, где вместе с педагогами, медиками и учеными разных специальностей обсуждаются и вырабатываются научно-обоснованные методики работы с одаренными детьми-инвалидами. Например, уже разработаны методики, связанные с образованием одаренных школьников-инвалидов.

Также предполагается путем опроса и анализа пользователей методик сформировать рейтинг лучших и результативных методик для последующего их распространения.

"Интеллектуальная паутинка" будет включать собственные научно-образовательный сайты - "Обучение детей-инвалидов" и "Обучение одаренных детей-инвалидов". На этих сайтах, объединенных в единый образовательный портал, ученные и специалисты могут публиковать свои статьи, размышления на актуальные темы науки и жизни. Портал должен использовать интерактивные средства обучения и работы. Он позиционируется для использования как учениками, так и преподавателями. При этом портал обеспечивает не только прямой способ подачи образовательного материала, но и позволяет формировать материал, исходя из полученной информации по обратной связи.

6.Комплексная программа: «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»

 Цели: анализ и прогнозирование деятельности школы и семьи по выполнению требований Конвенции о правах ребенка и поддержке одаренных детей , создание условий для их самореализации.

Объект исследования – взаимосвязь школы и семьи по обеспечению условий для самореализации одаренных детей.

Предмет исследования – эффективность учебно-воспитательной работы школы и системы дополнительного образования в развитии одаренных детей, роль семьи в поддержке одаренных.

Пояснительная записка.

   Работа с одаренными детьми требует глубокого понимания природы «одаренности».

   Психолог Б.М.Теплов понятие «одаренность» трактует как обеспечение успешности в какой-либо деятельности не отдельной способностью, а своеобразным их сочетанием, которые характеризует личность.

   Такое понимание одаренности требует целостного подхода к обучению, воспитанию, развитию, т.к. одарен не сам по себе ум человека, а одарена его личность.

   Необходимо учитывать и тот факт, что развитие одаренности происходит не только в системе обучения и воспитания, но имеет свои собственные закономерности, свою внутреннюю логику, определяющие индивидуальность. Одаренная личность наделена собственной познавательной потребностью (характеризуется выраженным чувством удовольствия от умственной или какой-либо творческой деятельности). Отсюда необходимые условия работы с одаренными детьми:

-          сохранение индивидуальности;

-          поддержка собственной познавательной потребности;

-          знание психологических особенностей «одаренных».

Программа «Одаренные дети» в школе №31 реализуется в двух направлениях.

1.       Создание общих условий для раскрытия задатков и развития способностей всех учащихся в рамках концепции школы (сохранение индивидуальности, личностный подход в образовании, развитие творческих способностей средствами искусства на уроках и внеклассной деятельности).

2.       Создание индивидуальных условий для развития способностей детей с выращенной собственной познавательной потребностью в какой-либо области.

Основные направления программы.

У ч а щ и е с я :

1.       Психолого-педагогический анализ развития учащихся школы.

2.       Выявление одаренных детей:

-          диагностика одаренности различных типов и видов;

-          анализ результатов одаренности;

-          создание школьного банка данных о способных, одаренных, талантливых учащихся.

3.       Организация обучения одаренных:

а) внедрение элементов и систем развивающего обучения:

-          использование элементов обучения и системы работы Л.Занкова;

-          обучение счету и чтению по системе Н.А.Зайцева;

-          апробация учебно-методических комплексов (естествознание А.А.Плешаков и др.)

б)  дифференцированная и индивидуальная работа с одаренными детьми по общеобразовательному циклу (1 – 11):

-          внедрение дифференцированного обучения в школе как системы работы;

-          индивидуальная работа с одаренными детьми через систему факультативов и индивидуальных занятий

в) создание профильных классов:

г)   дифференцированное обучение;

д)  участие детей в городских, региональных, федеральных олимпиадах по предметам.

4.       Организация воспитательного процесса и системы дополнительного образования в работе с одаренными детьми:

а) создание условий в школьной системе воспитания для социальной адаптации одаренных детей (Совет старшеклассников, творческие дни, выпуск школьной газеты, внеклассная работа и т.д.);

б) психолого-педагогическая поддержка одаренных детей;

в) создание системы стимулирования учащихся:

-          отмечать наиболее интересные работы участников конкурсов, олимпиад, фестивалей (грамоты, премии, награды) ;

-          стипендии по линии администрации Железнодорожного  района города Ульяновска;

-          организация туристических поездок для расширения кругозора одаренных детей (краеведение, работа школьного музея, культура, искусство).

г) активизация разносторонней работы с одаренными детьми через систему дополнительного образования (кружки, секции, творческие кол-вы). Создание научного общества учащихся школы №31 .

д) мероприятия с одаренными детьми:

-          выставки детского творчества;

-          творческие конкурсы;

-          конкурсы детских коллективов;

-          литературные конкурсы;

-          творческие дни;

-          спортивные праздники и школьные олимпиады;

-          шахматные турниры;

-          проведение конкурса «Ученик года»;

-          проведение тематических,  предметных дней, недель;

-          проведение предметных боев, предметных триад, предметных КВН, турниров смекалистых, деловых игр;

-          проведение научных конференций;

-          участие учащихся в разработке уроков, программ, внеклассных сценариев, внеклассных мероприятий;

-          проведение предметных олимпиад очного и заочного типа.

5.       Профилактические мероприятия по охране здоровья одаренных детей:

-         ежегодная диспансеризация на базе детской городской поликлиники №4;

-          организация отдыха в санаториях, базах отдыха,лагерях актива, военно- спортивных лагрях, лагерях для одаренных детей.

У ч и т е л ь:

1.       Постановка проблемы и включение в сознательное участие всех членов коллектива школы в реализацию программы «Одаренные дети»:

-          проведение педсовета на тему «Одаренные дети»;

-          организация работы школьных структур по реализации программы «Одаренные дети».

2.       Работа методических объединений по психолого-педагогической подготовке кадров к работе по выявлению, обучению и воспитанию одаренных детей:

-          оценка творческого потенциала педагогического коллектива школы;

-          программа творческого роста педагога;

-          спецкурс «Психология педагогического творчества»;

-          спецсеминары «Творческая одаренность», «Одаренные дети и подростки»,

-          изучение и распространение опыта работы с одаренными детьми;

-          самообразование и саморазвитие педагога;

3.       Создание системы диагностики одаренных:

-          разработка критериев, тестирование для выявления одаренных детей в школе №31;

-          организация связи с методической и психологической службами города по разработке и применению диагностики одаренности;

-          создание школьного банка данных одаренных детей.

4.       Связь с Управлением образования, методическими службамигорода по реализации программы «Одаренные дети», установление творческих контактов с коллегами единомышленниками.

С е м ь я :

1.       Оценка и самооценка потенциальных возможностей семей одаренных учащихся.

2.       Психолого-педагогический лекторий «Становление и развитие творческой личности в семье»:

а) программа лектория:

-          роль семьи в формировании личности одаренного ребенка;

-          что надо знать о своем ребенке;

-          как любить ребенка;

-          наше общение в семье;

-          искусство быть родителем;

-          домашний эксперимент: «Какая у нас семья?».

б) групповые консультации:

-          современная семья: трудности и надежды;

-          воспитательный потенциал семьи;

-          одаренный ребенок в семье и в школе;

-          до 16 и старше.

в) индивидуальная работа с родителями (по запросам)

3.       Участие в творческих конкурсах вместе с детьми и педагогами.

4.       Родительская конференция: создание условий для развития творческих способностей ребенка в семье.

Литература:

  1. Лейтес Н.С. «Психология одарённости детей и подростков» М., Academi A, 1996.
  2. Лейтис Н.С. «Способности и одарённость в детские годы» М., 1984.
  3. Яковлева Е.Л. « Взаимоотношения умственно одарённых детей в группе»,Вопросы психологии  №3, 1998.
  4. Матюшин А.М., Яковлева Е.Л. «Учитель для одарённых детей»,М., 1991.
  5. Лосева А.А. « Психологическая диагностика одарённости»:  Учебное пособие для вузов. – М., Академический проект 2004. – 176с.
  6. Савенков А., Беляева Н., « Одарённые дети а обычной школе» Народное образование.!999 - №9.
  7. Панов В.И. «Одарённые дети: выявление – обучение и развитие. М., Педагогика 2001 №4.
  8. Савенков А., « Одарённые дети: методики диагностики и стратегии обучения Директор школы «2000 №3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические модели сопровождения одарённых детей

Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают сло­вари и специальную литературу, ищут от...

Педагогическое сопровождение одарённых детей (приложение)

презентация к выступлению на секции классных руководителей...

Выявление способностей и сопровождение одарённых детей

На сегодняшний день, самоценность личности, её уникальность и неповторимость должны быть култивированы во всех государственных общественных учреждениях не проходя ступень школьного образования мимо.Од...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ – СРЕДСТВО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ

В данной статье говорится, что основным средством психолого-педагогического сопровождения одарённых детей в нашей гимназии является построение индивидуального образовательного маршрута для каждого уче...

Организация психолого-педагогического сопровождения одарённых детей

данный материал позволит точно распределить деятельность педагогов, психологов и родителей в обучении и воспитании одаренных детей...

Педагогическое сопровождение одарённых детей

Педагогическое сопровождение одарённых детей...