Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности "Мир профессий" 3 класс
рабочая программа (3 класс) по теме

В этой папке содержится календарно-тематическое планирование занятий внеурочной деятельности курса "Мир профессий" 3 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа

Рабочая программа  кружка «Мир профессий» для 3 класса разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального  общего образования второго поколения и в соответствии с образовательной программой МБОУ Заветинской средней школы №1

Пояснительная записка

О множестве профессий школьники  практически не имеют информации, поэтому знакомство с миром профессий  начинается в начальной школе.

  Работа кружка «Мир профессий» реализует общеинтеллектуальное  направление во внеурочной деятельности в 3 классе в рамках  апробации  федерального государственного образовательного стандарта начального  общего образования второго поколения.

  Цель: развитие познавательных способностей учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий.

Задачи: 

-познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий;

-формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессии;

-развивать интеллектуальные и творческие возможности детей.

Содержание   определяется возрастными особенностями младших школьников.  

 Каждое занятие  имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.

           Работа кружка построен таким образом, что представляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей . Игровая мотивация превалирует, перерастает в учебную. Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих      способностей.

  Занятия,  проводятся в активной форме: игры, дискуссии, конкурсы, викторины, с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний.   Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся.

Структура занятий

  1. Разминка (задания, рассчитанные на проверку сообразительности, быстроты реакции, готовности памяти).
  2. Знакомство с профессией, которой посвящен урок (коллективное обсуждение):
  • что я знаю об этой профессии;
  • что должны уметь люди, занимающиеся этой профессией;
  • какие изучаемые предметы помогают обрести эту профессию;
  • что нового я узнал об этой профессии от родителей, знакомых, из книг, телепередач.
  1. Выполнение развивающих упражнений в соответствии с             рассматриваемой способностью и профессией.
  2. Рефлексия. Самооценка своих способностей (что получилось, что не получилось и почему).

 Объем программы:

 На  реализацию курса «Мир профессий» в  3  классе  отводится  34 ч  в год  (  1  час в  неделю)

Ожидаемые результаты:

  • участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой  деятельности;
  • расширение кругозора о мире профессий,
  • заинтересованность в развитии своих способностей,
  • участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемой профессии,
  • возможность попробовать свои силы в различных областях коллективной деятельности, способность  добывать новую информацию из различных источников.
  • развитие осмысленного запоминания, дифференцированного восприятия, произвольного внимания;
  • развитие познавательной активности, любознательности, расширение общего кругозора и знаний, познавательных интересов и творческого мышления;
  • личностное развитие детей (навыки работы в группе, развитие воображения, навыки слушания);
  • осознание детей ценности и важности профессии; проявление интереса и склонности к определённым профессиям, уважение к людям трудовых специальностей
  • совместное обсуждение и осмысление важности таких качеств, как ответственность и аккуратность для успешного выполнения профессиональных обязанностей.

Используемая литература:

  • Сухаревская Е.Ю. «Мир профессий»
  • Психология. Учебное пособие для начальной школы./ под ред. проф. Дубровиной И.В., Москва, «Гардарика» 1998г./
  • Развитие интеллектуальных способностей школьника.

           Тихомирова Л.Ф., Ярославль, «Академия развития» 1996г.

  • Развитие творческого мышления детей. Симановский А.Э., Ярославль, «Академия развития» 1996г.
  • Сборник тестов и упражнений для развития ваших творческих способностей. Винокурова Н., Москва, «ИМПЭТО» 1995г.
  • Методическая газета для педагогов-психологов «Школьный психолог». Издательский дом «Первое сентября», 2004г.

                                                                            Тематическое планирование

п/п

       Дата

Тема занятия

Кол-во час.

            Содержание

Характеристика деятельности

Виды работ, формы занятий        

Что развиваем

План

Факт

                      Введение в мир профессий    5 ч

Коммуникативные УУД.

-слушать и понимать речь других

Регулятивные УУД

-определять цель деятельности на уроке.

-умение донести свою позицию до других: оформлять свою устную речь

-учить работать по предложенному плану.

Личностные УУД

-участие в игровой деятельности, умение донести свою позицию до других: оформлять свою устную речь

-составлять рассказы на основе рисунков

-расширение кругозора о мире профессий.

Познавательные УУД

-заинтересовать в развитии своих способностей;

-способность добывать новую информацию из различных источников

1

5.09.

Зачем человек трудится?        

1

Разминка. Проблемная ситуация: зачем человек трудится? Понятия: «труд», «профессия». Игра «Собери пословицу о труде»        

Презентация

Дискуссия о пользе знаний и их влиянии на взрослую жизнь. Игра «Азбука профессий». Беседа о профессиях родителей.

Память, умение сформулировать то, что тебе известно

2

12.09.

Какие профессии ты знаешь?

1

Разминка. Проблемная ситуация: какие профессии ты знаешь? Мини-рассказ учащихся о некоторых профессиях.

Дискуссия о пользе знаний и их влиянии на взрослую жизнь. Игра «Азбука профессий». Беседа о профессиях родителей.

Память, умение сформулировать то, что тебе известно

3

19.09.

Мир интересных профессий

1

Разминка. Рассказ учителя о необычных профессиях: дегустатор, дрессировщик, спасатель.        

Презентация

Дискуссия о пользе знаний и их влиянии на взрослую жизнь. Беседа о профессиях :дегустатор, дрессировщик, спасатель.

Память, умение сформулировать то, что тебе известно

4

26.09.

Чем пахнут ремесла?

1

Разминка. Чтение учителем произведения Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?»        

Презентация

Дискуссия: почему бездельник не пахнет никак?

Память, умение сформулировать то, что тебе известно

5

03.10

Кем я хочу стать?        

1

Разминка. Чтение учителем отрывка из произведения В. Маяковского «Кем быть?». Галерея рисунков «Кем я хочу стать?»        

Листы, краски, иллюстрации с изображением людей различных профессий

Дискуссия: кем я хочу стать

Устные высказывания, рисование        

Устную речь

                     Профессии в школе    3 ч

Коммуникативные УУД.

-слушать и понимать речь других

Регулятивные УУД

-определять цель деятельности на уроке.

Личностные.

- в ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие простые правила поведения, делать выбор, как поступить.

-расширение кругозора о мире профессии

Познавательные УУД

-заинтересовать в развитии своих способностей;

-способность добывать новую информацию из различных источников

6

10.10.

Профессия – учитель

1

Разминка. Кто такой учитель? Проблемная ситуация: каким должен быть учитель?

Сценка «На уроке»

Конкурс загадок на тему «Школа»        

Дискуссия о предпочтениях малышей в учительской профессии.

Восприятие

7

17.10.

«Каких профессий не хватает в школе?»

1

Конкурс загадок на тему «Школа»

Дискуссия с  обоснованием мнений, например, о необходимости пофессии  врача, дворника, цветовода.

Дискуссия, обоснование мнений        

Умение анализировать

8

24.10.

Профессия библиотекарь

1

Экскурсия в школьную библиотеку.        

Восприятие

Знакомство с  различными  профессиями 13 ч

Личностные.

- в ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие простые правила поведения, делать выбор, как поступить;

-расширять кругозор о мире профессий;

Познавательные УУД

-заинтересовать в развитии своих способностей;

-способность добывать новую информацию из различных источников;

Регулятивные УУД

-определять цель деятельности на уроке;

-способность добывать новую информацию из различных источников

Коммуникативные УУД.

-слушать и понимать речь других

9,

10

07,14.11

«Профессия «Воспитатель детского сада».  

2

Разминка.  Беседа о любимых воспитателях, выявление главных их качеств. За что можно не любить воспитателя, учителя, человека. От каких качеств надо избавляться с детства.

Презентация

Дискуссия о любимых вос-питателях, выявление глав-ных их качеств, за что мож-но не любить воспитателя, учителя, человека.

Рисование, дискуссия о качествах, необходимых для профессии        

Чувство благодарности

11,

12

21.11.

28.11

Профессия - пекарь        

2

Разминка. Знакомство с профессией  пекаря.

Экскурсия  на пекарню

Рисование, дискуссия о качествах, необходимых для профессии        

Чувство благодарности

13

14

5.12.

12.12.

Профессия - повар

2

Разминка. Знакомство с профессией повара. Интервьюирование школьного повара .

Познавательная игра «Русская хозяюшка»

Урок-аукцион «Скатерть самобранка»        

        

Рисование, дискуссия о качествах, необходимых для профессии        

Чувство благодарности

15

16

19.12.

26.12

«Профессия «Архитектор».

2

Разминка. Знакомство с профессией архитектора. Беседа о предмете деятельности.  Разминка «Восприятие информации на слух и её запоминание»

Проектирование домика для котёнка или щенка. Работа в тетрадях.

Умение воспринимать информацию на слух, воображение

17

16.01.

Профессия - врач        

1

Разминка. Знакомство с профессией врача. Пресс-конференция со школьной медсестрой. Сюжетно-ролевая игра «В больнице»        

Презентация

Халат врача, аптечка.

Умение воспринимать информацию на слух, воображение

18

23.01.

«Профессия «Следователь».  

1

Разминка «Зрительная память».

Дискуссия о должностных обязанностях следователя. Качества личности в профессии.  Работа с картинками, развивающими внимание, зрительную память, логическое мышление.

Внимание, зрительную память, логическое мышление, умение слушать

19

30.01.

«Следствие ведут третьеклассники!».  

1

Аналитическая работа с картинками, развивающими навыки, необходимые при  работе следователя. Дискуссия.

Дискуссия о должностных обязанностях следователя..

Внимание, умение вести доказательную дискуссию, логическое мышление

20

10.02.

«Профессия «Биолог».

1

 Уход за комнатными растениями.

  Работа в кабинете и с подсобным материалом.  Дискуссия.

Слуховая память, умение ухаживать за растениями

21

06.02.

«Профессия «Водитель автомобиля».  

1

Устные рассказы детей об известных им  машинах. Маршрутная карта водителя.

Дискуссия. Практическая работа с маршрутными картами  «Дорога в школу и из школы». Обсуждение. Рисование.

Внимание, интерес к ПДД, стремление использовать для сбора информации теле- и радиопередачи, книги, журналы

22

13.02.

«Ты – водитель, я – пешеход».  

1

. Игра «Запомни и воспроизведи!» (на развитие моторной памяти).

 Обсуждение и анализ ситуаций.

Глазомер, стремление знать ПДД и применять их на дороге, моторную память

23

20.02.

Профессия ««Бухгалтер

1

Беседа с представителем профессии.

Обсуждение.  Что важно знать третьекласснику, который хочет стать бухгалтером?  Что значит быть усидчивым?

Интерес к математике, усидчивость, внимание

24

27.02.

«Профессия «Мастер сельскохозяйственного производства  («Фермер»).

1

. Беседа с представителем профессии

Обсуждение. Дискуссия. Игра «Что ты умеешь, сельский житель?».

Интерес к сельскохозяйственному труду, знакомство с родителями детей, работающими в сельском хозяйстве        

25

06.03.

«Профессия «Мастер-цветовод».

1

Встреча и беседа с интересным специалистом.

Обсуждение. Практическая работа по составлению букетов.  Создание проекта по  оформлению школьного двора и пришкольного участка. Защита проектов.

Эстетический вкус, любовь к красоте и умение видеть природный материал

26

13.03.

 «Профессия «Юрист».

1

Встреча с представителем профессии. Решение практических задач и ситуаций. Ответственность человека перед законом (беседа).

Решение практических задач и ситуаций.

Уважение к закону и правопорядку, к людям профессии, формирование чувства справедливости

27

20.03.

Профессия - художник

2

Разминка. Знакомство с профессией художника. Викторина «Какие предметы нужны художнику?» Конкурс рисунков «Я-художник»

Обсуждение. Рисование.

Эстетический вкус, любовь к красоте и умение видеть природный материал

Профессия моих родителей 5 ч.

Коммуникативные УУД.

-слушать и понимать речь других;

-участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемой профессии.

Личностные.

- в ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие простые правила поведения, делать выбор, как поступить.

Познавательные УУД

-заинтересовать в развитии своих способностей;

-способность добывать новую информацию из различных источников;

-расширять кругозор о мире профессий

Регулятивные УУД

-определять цель деятельности на уроке

28,

29

03.04.

10.04.

Кем работают мои родители?

2

Защита мини-проектов «Профессия моих родителей.

Рассказы детей, подготовленные с родителями по предварительному заданию. Работа в тетрадях. Рисование по тематике профессий родителей.

Уважение к традициям своей семьи, гордость за профессии родителей

31

17.04.

«Мама – домохозяйка».

1

Рассказы детей, подготовленные с родителями по предварительному заданию.

Устные высказывания детей по теме. Рисование. Моделирование маминой одежды для дома.

Уважение к труду, навыки работы по наведению порядка (на примере кл. кабинета)

30,

31

24.04

08.05.

Встреча с родителями

2

Пресс-конференция с родителями на тему «Чем интересна Ваша профессия?»

Связные рассказы по теме. Рассматривание семейных фото, изображающих членов семьи за работой. Рассказ по фото.

Уважение к традициям своей семьи, гордость за профессии родителей

Итоговые занятия 4 ч

Личностные УУД

- в ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие простые правила поведения, делать выбор, как поступит

Коммуникативные  УУД

-умение донести свою позицию до других: оформлять свою устную речь.

Познавательные УУД

-заинтересовать в развитии своих способностей;

-способность добывать новую информацию из различных источников;

-расширять кругозор о мире профессий

Регулятивные УУД

-определять цель деятельности на уроке

32,33

15,22.05.

Викторина «Что мы узнали?»        

2

Разминка. Викторина «Что мы узнали?»        

Презентация

34.

 Подготовка и проведение праздника «Все профессии важны, все профессии нужны!»

1

Праздник для родителей «Все профессии важны, все профессии нужны!»        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планируемые результаты, учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности 1 класс «Уроки доброты».

Планируемые результаты, учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности   1 класс  «Уроки доброты»....

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо  основам православной культуры  для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год...

Календарно - тематическое планирование по внеурочной деятельности 12 класс

Календарно - тематическое планирование по внеурочной деятельности для обучающихся с умеренной,  глубокой, тяжёлой умственной отсталостью, с ТМНР...