Программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 3 - 4 классов
материал по теме

Программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 3 - 4  классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneuroch_yunyy_kraeved.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 3 - 4  классов

 МОУ «Акатьевская ООШ» на 2013 – 2015 учебный год

Клуб «Юный краевед»

Пояснительная записка

         Рабочая программа внеурочной деятельности    клуба   «Юный краевед» для 3 - 4 классов  на 2013 -2015 учебный год разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта и ООП начального общего образования МОУ Акатьевской  основной общеобразовательной школы

  Отличие программы состоит в разнообразии тем, раскрывающих взаимосвязь нравственных, духовных и культурных ценностей, в основе которых лежат традиции и обычаи народов малой Родины.

  Целью  программы является научно-познавательное, духовно-нравственное  и патриотическое воспитание младших школьников посредством формирования представлений о культурных традициях в контексте прошлого и настоящего нашего края;

- создание условий для формирования и сохранения физического, нравственного, психического здоровья школьников через целостное восприятие мира.

Данная цель направлена на решение следующих задач:

- дать знания об истории родной школы, села, района;

- формировать общие представления о месте культуры, истории, морали и нравственности в прошлом и настоящем традиций  своей малой Родины;

- формировать систему отношений и нравственного поведения школьников на примере духовно-нравственных традиций и ценностей отечественной культуры;

- воспитывать уважительное отношение к традициям своего и других народов;

- развивать нравственные чувства (сопереживание, благодарение, уважение к старшим, терпимость, доброжелательность, милосердие) на материале положительных примеров жизни выдающихся людей Кубани;

- развивать эстетическое восприятие и чувства.

Для достижения данных целей формируются следующие

задачи:

  -формирование бережного отношения к природе;

- дать знания об истории родной школы, села, района;

- формировать общие представления о месте культуры, истории, морали и нравственности в прошлом и настоящем традиций своей малой Родины;

- формировать систему отношений и нравственного поведения школьников на примере духовно-нравственных традиций и ценностей отечественной культуры;

- воспитывать уважительное отношение к традициям своего и других народов;

- развивать нравственные чувства (сопереживание, благодарение, уважение к старшим, терпимость, доброжелательность, милосердие) на материале положительных примеров жизни выдающихся людей села;

- развивать эстетическое восприятие и чувства.

-развитие у школьников интереса к изучению родного края;
-формирование детского коллектива;

-оздоровление в активной деятельности на природе;
-развитие и совершенствование туристских навыков, необходимых для выживания в экстремальных условиях.

Общая характеристика программы клуба «Юный краевед»

Воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение детьми ценностей. При этом воспитание не может быть сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, оно должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельность.

Краеведческая работа открывает широкие возможности в воспитании. Изучение прошлого своей семьи, образовательного учреждения, села, даёт возможность пробудить интерес ребёнка к родословной своей семьи, к истории своего края и к общей истории.

Помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны, принять участие в созидательной деятельности, развить свои способности – в этом и заключается смысл клуба «Юный краевед».

Программа клуба рассчитана на 2 года и разделена на три направления: «Моя родословная», «Мой край родной», «Памятные места нашего края».

Работая по первому направлению, ученики знакомятся с происхождением своих имён и фамилий, узнают у родителей, почему их назвали именно так. Затем они составляют генеалогическое древо своей семьи.

Следующий этап – это поиски свидетельств о вкладе семьи в жизнь родного села и даже государства. На заседаниях клуба  обсуждаются  рассказы о прадедушках и прабабушках, участниках Великой отечественной войны.

Второе направление, по которому работает клуб – это «Мой край родной». Здесь ученики знакомятся с историей возникновения своей деревни, узнают о старейших жителях, об их хозяйственном и семейном быте, духовной культуре. Знакомятся с обрядами и традициями. Запланировано посещение местного краеведческого музея, в частности, комнаты быта. Не обошли вниманием учащиеся и школьный музей. Они с интересом рассматривали экспонаты этого музея. Было интересно узнать о детских организациях того времени, примерить красный галстук, осудить школьную форму, ну и конечно же узнать историю образования и развития нашей школы.

Программа клуба предполагает большую исследовательскую, проектную деятельность, организацию выставок, изготовление наглядных пособий, тимуровскую работу, посещение библиотеки, работу с различными источниками.

Третье направление, по которому работает клуб – это «Памятные места нашего края».


Туристско-краеведческая деятельность во всех ее формах способствует всестороннему развитию личности ребенка, направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует изучению родного края, приобретению навыков самостоятельной деятельности. 

 Самый массовый и самый доступный вид туризма - пешеходный туризм. Самодеятельный туристский поход сочетает активный здоровый отдых, познание и освоение окружающего мира. Беседы с детьми младшего школьного возраста показывают, что у детей есть интерес к такой деятельности.
Занимаясь в кружке, ребенок освоит все премудрости пешеходного туризма, сможет овладеть определёнными навыками и умениями.
 Программа кружка направлена на развитие в ребёнке стремления к познанию, к совершенствованию волевых качеств: целеустремлённости, настойчивости, ответственности, взаимовыручки.

Описание места программы в структуре ООП

             Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников клуба «Юный краевед»  и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе. Программа рассчитана на 68 часов  и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками  3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа.

Сроки реализации программы

Реализация программы рассчитана на весь курс начального образования  -  4 года

Класс

Количество часов

3

34

4

34

Занятия проводятся во второй половине дня.

Место проведения занятий: классная комната, село и его объекты, музеи школы, г.Коломны и и г. Москвы, Школа Ремёсел, библиотека.

Описание ценностных ориентиров содержания программы по внеурочной деятельности

     Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию целостно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.

Дети должны:

- знать народный фольклор, народные игры;

- знать историю своего народа;

- знать  традиции и обычаи своего народа.

- у детей появится интерес к изучению родного края ;
- они научатся элементам исследовательской деятельности;
- учащиеся приобретут опыт природоохранной деятельности, начальные туристические навыки;
- у детей разовьётся умение работать в коллективе, чувство ответственности.

      Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации: формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать; развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты; формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма; формирование нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей.

Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.

 Планируемые результаты освоения программы по внеурочной деятельности  литературно – творческого объединения «Родное слово»

Личностные результаты –готовность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно – смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие и личностные, социальные компетентности, личностные качества;

- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;

- развитие морально-этического сознания;

- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым

ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные);

- овладение начальными формами исследовательской деятельности;

- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

- опыт социальной и межкультурной коммуникации;

- формирование коммуникативных навыков.

Предметные результаты – освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

- осознание места и роли человека в биосфере;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

               Содержание программы по внеурочной деятельности

клуба «Юный краевед»

                Содержание программы внеурочной  деятельности «Клуба «Юный краевед» соответствует целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в школе для обучающихся 1 – 4 классов.

Место проведения занятий – учебные кабинеты,  школьные и городские музеи, читальные залы библиотек.

Основные разделы программы

№п/п

Название раздела

Общее количество часов

Часы аудиторных занятий

Часы внеаудиторных занятий

1.

Клуб «Юный краевед»

34

1.1

Моя родословная

8

6

2

1.2

Мой родной край

20

10

10

1.3

Памятные места нашего края

6

5

1

 Подходы реализации программы

Благодаря деятельностному подходу педагог включает учащихся в разнообразные виды деятельности, использует разнообразные формы воспитательной работы;

учитель успешно организует совместную деятельность детей, родителей. 

Аксиологический подход предполагает, что педагог рассматривает задачу сохранения физического и психического здоровья детей как одну из важнейших в организации образовательного процесса (создание благоприятных условий для развития каждого ребенка, для ситуации успеха на уроке и во внеурочной работе).

Отношенческий подход ориентирует на выстраивание между детьми, родителями и учителем отношений взаимопонимания, формирование умений слушать и слышать друг друга, осознавать ценность каждого человека.

Благодаря 
системному подходу происходит интеграция урочной и внеурочной деятельности и, конечно, постоянный коллективный анализ результатов деятельности.

Формы внеурочной воспитательной работы  клуба «Юный краевед» 

· лекции;

 · экскурсии;

  • консультации;

  • литературные и исторические гостиные;

  • киносеансы;

  • встречи с интересными людьми;

  • исторические игры, викторины;

  • проектная и исследовательская деятельность;

  • использование интернет – технологий;

  • создание видеопрезентаций;

 • посещение  музеев села, района и г. Москвы;

 • оформление выставок, обновление экспозиций;

 • встречи с ветеранами войны.

 
                              Методы реализации программы

Для реализации программы предлагаются следующие методы:

-наглядный;

-словесный;

- практический;

- частично – поисковый;

- практическая работа;

Наглядный метод:

-просмотр фильмов, презентаций;

- экскурсии в  музеи, библиотеку; наблюдения.

- целевые прогулки.

Словесный метод:

- беседы с элементами диалога;

- ответы на вопросы педагога, детей;

-сообщение дополнительного материала;

- рассматривание наглядного материала;

- разбор житейских ситуаций;

Практический метод:

- проведение игр(дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);

- проведение экскурсий различной направленности;

- организация вечеров с ветеранами, интересными людбми.

Содержание программы внеурочной  клуба «Юный краевед» соответствует целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в школе для обучающихся 1 – 4 классов.

Место проведения занятий – учебные кабинеты, игровая комната, школьные и городские музеи, читальные залы библиотек.

Прогнозируемые результаты:

 1) В обучающей сфере – приобретение учащимися глубоких знаний по истории Темрюкского района, Краснодарского края, умений ориентироваться в событиях и фактах, видеть неразрывную связь истории родного края с историей России.

 2) В воспитательной сфере – воспитание у учащихся чувства уважения к истории малой Родины, гордости за ее славное прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и независимость.

3) В развивающей сфере – достижения учащимися высокого уровня умений и навыков в самостоятельной работе по организации и проведению экскурсий к школьным экспозициям, развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ по изучению родного края; развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления, высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников.

 Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость

    

 В результате реализации  программы клуба  «Юный краевед» учащиеся познакомятся:

- с историей, традициями родной школы, района, края;

- будут иметь представление о месте культуры, истории, морали и нравственности в прошлом и настоящем традиций Кубани и своей малой Родины;

- с жизнью героев ВОВ - фронта и тыла;

- будут иметь представление об археологических и архитектурных памятниках района, Кубани;

- посетят театры, музеи, памятники района, края;

- научатся видеть прекрасное в окружающем мире;

- научатся вести себя в общественных и культурных местах, уважительно относиться к культуре и традициям своего и других народов.

Способы проверки ожидаемых результатов:

- педагогическое наблюдение;

- выполнение творческих заданий (составление устных и письменных рассказов, вопросов для проведения викторин, подбор воспитанниками иллюстративного материала по заданию, подготовка рисунков);

- анкетирование родителей;

Формы подведения итогов дополнительной образовательной программы:

- выставки рисунков и просмотры творческих работ воспитанников;

- создание фотоальбомов;

- открытые занятия;

- выступления с докладами и сообщениями по изучаемым темам;

- викторины, кроссворды, игры;

- итоговые концерты для родителей.

   Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией.  Конечным результатом реализации программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина России.

Тематическое планирование

3 класс

Тема занятия

Основные виды деятельности

Дата

Проведения

1

Будем знакомы.

Рассказ о себе. Рисование автопортрета.

 

2

Глупа та птица, которой своё гнездо немило.  

Подготовка сведений о семье. Ближайших родственниках. Рисование «Моя семья»

 

3

Проект «Тайна моего имени»

Узнают тайну своего имени. Подготовят проект

 

4

Лень в дому – бери суму. Ролевая игра «Распределение обязанностей в семье»

Распределение обязанностей в семье. Мини- сочинение, рассказать, почему мы его так любим .

5.

Ролевая игра «Расскажи гостю о нашей столице». Презентация.

Расширят знания о Москве.  Просмотрят презентацию

6

Проект «Москва –Столица нашей Родины.

Познакомятся с достопримечательностями Москвы. Научатся работать в группах.

7

Если кому – то нужна помощь!

 Правила оказание ПМП

8

Беседа «Правила поведения в транспорте и общественных местах». Ролевая игра «Я – пассажир»

Узнают о правилах поведения в транспорте и общественных местах.

9.

Поездка в г. Москву .Красная площадь. Мавзолей

Познакомятся с историей  возникновения Красной площади. Посетят Мавзолей. Узнают о В.И. Ленине

10

Экскурсия в сельскую библиотеку. «Моё родное село»

Конкурс рисунков «Мой любимый уголок»

Познакомятся с историей села, выдающимися людьми. Конкурс рисунков.

11

Загадки с клумбы и  грядки.

Подбираем или сочиняем загадки об овощах, фруктах, цветах. Лепка овощей. Создание презентаций.

12

Автобусная экскурсия по Коломенскому кремлю.  Беседа о правилах поведения в транспорте и общественных местах.

Узнают о Коломенском Кремле. Повторят правила поведения в транспорте и общественных местах.

13

Беседа «Почему в селе так названы улицы?»

Найдут информацию о происхождении названия улиц. Нарисуют улицу. На которой они живут.

14

Рассказ «Мои родители учились в этой школе» Презентация.

Узнают о школьной жизни своих родителей. Мини – сочинение.

15

«Раз, два, три, четыре, пять, мы собрались поиграть»

Узнают об играх наших предков.

16

Автобусная экскурсия  в музей ёлочных игрушек. Мастер – класс по росписи ёлочных игрушек.

Познакомятся с историей елочной игрушки, научатся её расписывать

17

«Повсюду здесь знакомые места». Прогулка по селу.

Пройдутся по знакомым уголкам села. Нарисуют свой любимый уголок.

18

Своя избушка – родная матушка.

Экскурсия в школьный музей.  «Предметы быта в избе крестьянина и в моём доме сегодня»

Нарисовать свой дом. Сравнить предметы быта в старинной избе и в  современном жилище.

19

В гостях у бабушки Загадушки . Русский народный костюм.

Познакомятся с русским народным костюмом. Научатся создавать его в рисунке.

20

Птицы нашего края.

Познакомятся с разнообразием птиц нашего края.

21

Экскурсия в музей пастилы Г.Коломны. мастер – класс по изготовлению пастилы.

История возникновения музея пастилы. Попробуют освоить технологический процесс изготовления пастилы.

22

Экскурсия в школьный музей «История нашей школы»

Познакомятся с историей нашей школы. Разгадывание загадок.

23

На свет народился, с людьми породнился. Презентация  «Традиции и обычаи моей семьи»

Узнают об обычаях и праздниках семьи.

24

Животный и растительный мир Коломенского района. Экскурсия в краеведческий музей г.Коломны.

Посетят краеведческий музей. Узнают о растительном и животном мире Коломенского края.

25

Проведение краеведческой викторины.

Расширить знания учащихся по краеведению.

26

 Конференция «История создания кукол»

Научатся выступать на конференции по заданной теме. Лепка кукол.

27

Экскурсия в школу Ремёсел «Народные куклы». Мастер –класс по изготовлению

Познакомятся с историей создания народных кукол. Научатся делать куклы.

28

Водоёмы нашей местности. Экскурсия. Фоторепортаж.

Познакомятся с водоёмами нашей местности.

29

Встреча с ветеранами ВОВ.

Интервьюирование ветеранов ВОВ. Посещение ветеранов на дому.

30

Проект «Наши земляки на защите  отечества»

Презентация проекта.

31

Вахта Памяти. Поздравление ветеранов.

Чтение стихов и исполнение песен на тему «День Победы». Возложение цветов к памятнику.

32

Создание альбома «Наш дружный класс». Анкетирование.

Работать над созданием альбома, подбирать необходимую информацию в дополнительных источниках.

33

Проект «Как хорошо быть туристом»

Работать в группе, подбирать самостоятельно материал из дополнительных источников.

34

Автобусная  поездка в Московский зоопарк.

Познакомятся с обитателями зоопарка. Повторят правила поведения в транспорте и в зоопарке.

Итого:34 часа

Описание материально – технического обеспечения внеурочной деятельности литературно – творческого объединения «Родное слово»

Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой рабочей программы;

Магнитная доска;

Аудиомагнитофон;

СД /ДVД – проигрыватель;

СД /ДVД – диски;

Видеофильмы, соответствующие содержанию рабочей программы;

Подставки для книг.

Детские книги разных типов в соответствии с рабочей программой;
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011. 
Бардин К.В. Азбука туризма. М., Просвещение, 1973.
Вяткин Л.А., Сидорчук Е.В., Немытов Д.Н. «Туризм и спортивное ориентирование» М., 2001г.
Данилюк А.Я., КондаковА.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение , 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 1класса «Умники и умницы» Автор программы: учитель начальных классов Зыбанова Татьяна Павловна МКОУ «СОШ №23» п. Айхал, Мирнинский район.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интелл...

Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 1 класса

Рабочая  программа кружка  "Художественное слово" (34 часа) 1 класс...

Программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 1 -4 классов МОУ «Акатьевская ООШ» на 2011 – 2015 учебный год Объединение «Игры нашей местности»

Программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 1 -4   классов МОУ «Акатьевская ООШ» на 2011 – 2015 учебный год Объединение «Игры нашей местности»...

Программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 1 - 4 классов МОУ «Акатьевская ООШ» на 2011 – 2015 учебный год Литературно – творческое объединение «Родное слово»

Программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 1 - 4  классов МОУ «Акатьевская ООШ» на 2011 – 2015 учебный год Литературно – творческое объединение «Родное слово»...

Программа внеурочной деятельности ФГОС НОО (для учащихся с ОВЗ)

Данная программа внеурочной деятельности реализуется для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)...

Программа внеурочной деятельности "Закулисье" 1-4классы

      Программа реализует общекультурное (художественно-эстетическое) направление во внеурочной деятельности. В основе программы лежит идея  использования потенциала те...