Рабочая программа по культуре речи 3 класс
учебно-методический материал (3 класс) по теме

Рабочая программа по курсу «Культура речи» составлена   в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального  общего образования и авторской программы Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская (Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа/ Под научной редакцией Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. – М.:Баласс, 2009). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kultura_rechi_3_klass_2013.doc222 КБ

Предварительный просмотр:

Элективный курс   «Культура речи»,   3 класс

Пояснительная записка

 Рабочая программа по курсу «Культура речи» составлена   в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального  общего образования и авторской программы Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская (Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа/ Под научной редакцией Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. – М.:Баласс, 2009). Учебно-методический комплект представлен учебной тетрадью Ладыженская, Т.А. Детская риторика: в рассказах и рисунках: 3 кл.: в 2 ч. / Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская, Т.М. Ладыженская и др.- М.: Ювента; Баласс, 2012. - и методическим пособием для учителя.

Элективный курс «Культура речи» введен в часть учебного  плана, формируемого образовательным учреждением.

Учебная литература для учащихся

Автор, год издания

Название пособий

Вид пособия

1

Т.А Ладыженская М.:Баласс 2012 г.

“Детская риторика. В рассказах и рисунках”

Учебник для 3 класса

Место предмета в базисном учебном плане

Тематическое планирование в 3 классе рассчитано на 1 ч в неделю, 34ч в год. Запланировано 33ч. Не запланирован урок 9 мая, т.к. этот день является праздничным. Выполнение программы обеспечено за счёт уплотнения учебного материала.

        Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов    организации деятельности учащихся, направленных  на достижение  личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены  ценностные ориентиры и  воспитательные результаты. 

3.Ценностные ориентации организации деятельности  предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.  

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются  в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом, обучающимися

5. В основе организации работы с детьми  положен системно-деятельностный подход.

7. При планировании содержания занятий  прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.

Цели и задачи

Изучение курса «Культура речи» важно с точки зрения реализации поставленных стандартом целей образования. Цели и задачи  риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. Культура речи   восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы).

В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому «Культура речи»  как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального <…> состава российского общества».

Являясь предметом гуманитарного цикла, Культура речи даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.

Ценностные  ориентиры содержания элективного курса «Культура речи»

Одним из результатов обучения риторике является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.

Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).

Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.

Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.

Общая характеристика курса

     Курс «Культура речи» в школе – сугубо практический. Если мы действительно хотим научить эффективному общению, т.е. такому общению, при котором говорящий достигает своей коммуникативной цели – убедить, утешить, склонить к какому-нибудь действию и т.д., то на уроках риторики дети должны как можно больше сами говорить и писать.

Большая часть времени уделяется практике.

Конечно, на уроках риторики имеют место и такие методы и приемы преподавания, как вступительное и заключительное слово учителя, беседа и т.д. Однако на уроках риторики особое место занимают специфические приемы работы, а именно:

– риторический анализ устных и письменных текстов;

– риторические задачи;

– риторические игры.

Риторический анализ   предполагает обсуждение компонентов речевой ситуации (где, что, кому, зачем и т.д.) Вторая группа более сложных вопросов:

• что сказал говорящий;

• что хотел сказать;

• что сказал ненамеренно.

Обсуждение этих вопросов позволяет сказать не только то, ЧТО и КАК сказал РИТОР, но и в какой мере ему удалось решить свою коммуникативную задачу, т.е. насколько его речь была эффективной.

При этом мы приучаем детей оценивать не только чужую речь, речь другого человека, но и свою собственную.

Риторические задачи   основываются на определении всех значимых компонентов речевой ситуации:

кто говорит – пишет (адресант);

кому говорит – пишет (адресат);

почему (причина);

для чего, зачем (задача высказывания);

что – о чем (содержание высказывания);

как (в устной или письменной форме, в каком стиле и жанре и т.д.);

где (место, где происходит общение, расстояние между общающимися, если это важно);

когда происходит общение (сейчас, в прошлом); время, отведенное для общения, если это важно.

Ученикам предлагается войти в описанные обстоятельства и в речевую роль и создать высказывание, учитывающее заданные компоненты.

         В риторических задачах обычно описываются близкие школьникам жизненные ситуации, но нередко предлагаются речевые роли более далекие – роль отца (матери), учителя, директора школы, президента и т.д. В риторических задачах описываемые события могут также происходить и в воображаемых странах, тогда в них действуют воображаемые герои, в частности, сказочные персонажи. От их имени дети приветствуют и благодарят, извиняются и просят и т.п. Таким образом, риторические задачи, которые практиковались еще в риторских школах Греции, учат гибкому, уместному речевому поведению, вырабатывают умение учитывать различные обстоятельства общения, что чрезвычайно важно для того, чтобы оно было эффективным.

        Риторические игры в отличие от риторических задач содержат соревновательный элемент и предполагают определение победителя: кто (какая команда) веселее, смешнее расскажет, быстрее произнесет скороговорку, сочинит считалку и т.д. В отличие от словесных, речевых игр риторические игры строятся на материале программы по риторике и служат решению задач этого предмета.

      Занятие по культуре речи имеет свою организационную специфику. Кроме запланированного программного материала, в него включаются как сквозные (но не обязательно все на каждом  уроке):

  • Пятиминутки речевой гимнастики: упражнения типа «Произнеси шёпотом, но отчётливо…», «Задули свечу» (для развития дыхания) ; «Пусть сейчас прожужжит жук: «Ж-ж-ж»; комар: «З-з-з»; «Вспомним грустные стихи. Кто почитает?» и т.д.
  • Ортологические разминки: упражнения на усвоение произносительных, словообразовательных и т.д. норм литературного языка;
  • Импровизационные задачи, т.е. неподготовленные диалоги и монологи, развивающие  спонтанную (неподготовленную) речь.

       Эти сквозные виды работ, обеспечивая формирование определенных умений и навыков, позволяет переключить ребят с одного вида  деятельности на другой, снимает усталость. Поэтому, естественно, проводятся живо, на интересных примерах, с использованием различного рода мнемонических приёмов (особенно для усвоения норм), стихотворений, песенок и музыкального сопровождения.

        Чтобы было легче вводить детей в предлагаемые обстоятельства необходимо посадить детей так, чтобы они видели друг друга. Для этого надо просто сдвинуть парты в круг, квадрат, треугольник и т.д. Кроме обычных парт хорошо иметь небольшую кафедру, такую же трибуну, песочные часы, чтобы все могли следить за временем, когда выступает рассказчик, идёт обсуждение). Безусловно, в классе необходим  магнитофон для записи высказываний детей и создания собственной фонотеки. Очень результативно использование видеомагнитофона- увидеть и услышать, как происходит общение, тщательно проанализировать все промахи детей, сделать самостоятельно необходимые выводы.

В элективном курсе «Культура речи» осуществляются тесные межпредметные связи 

  • с литературой, так как широко используются художественные произведения для  иллюстрации языковых фактов,  в составлении устных и письменных рассказов о героях литературных произведений, умение пользоваться  основными формами речи (описание, рассуждение, повествование);
  • с уроками русского языка: умение анализировать риторические задачи, первые опыты пробы пера (сочинение сказок, рассказов, былей, забавных историй);
  • с уроками музыки, изобразительного искусства: использование репродукции картин известных художников, фонограмм  учитель опирается на те знания, которые получены учащимися на уроках изобразительного искусства и музыки, что способствует эстетическому воспитанию учащихся, выявлять основной замысел произведения, понимать язык этих видов искусств. При  этом школьники учатся находить словесный эквивалент зрительным образам, цветовой гамме изображаемого.

Содержание курса

В структуре курса можно выделить два смысловых блока:

Первый блок – «Общение» даёт представление о

– сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой   (коммуникативной) ситуации;

– компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).

Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.

Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о

– тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;

– типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);

– речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.

Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников.

Обучение культуре речи, безусловно, должно опираться на опыт учеников, приводить их к осмыслению своего и чужого опыта общения, успешному решению практических задач, которые ставит перед школьниками жизнь. Такие творческие, продуктивные задачи – основа учебных пособий, а теоретические сведения, понятия даются лишь постольку, поскольку они необходимы для решения практических задач. 

                Безусловно, преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений – школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.

ОБЩЕНИЕ.

Речевые (коммуникативные) задачи.

Речевая деятельность.

Говорение. Неподготовленная и подготовленная устная речь. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи. Приёмы подготовки.

Слушание. Приёмы слушания: запись опорных (ключевых) слов, составление плана-схемы услышанного и т.д. Словесные и несловесные сигналы внимательного слушания (повторение).

Чтение учебного текста, особенности восприятия этого текста. Абзацные отступы, шрифтовые, цветовые и др. выделения. Постановка вопросов к отдельным частям текста; к непонятным словам; составление плана как приём чтения.

Письменная речь. Способы правки текста: замена слов, словосочетаний, предложений, изменение последовательности изложения, включение недостающего и т.д.

Речевой этикет. Вежливая речь. Вежливо–невежливо–грубо. Добрые слова – добрые дела.

Правильная и хорошая (эффективная) речь. Нормы – что это такое. Зачем они нужны. Нормы произносительные, орфоэпические, словоупотребления. Нормативные словари.

ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ. Разнообразие текстов, реализуемых людьми в общении.

Диалог и монолог как разновидности текста, их особенности.

Этикетные жанры: похвала (комплимент), поздравление (устное и письменное).

Структура поздравления. Средства выражения поздравления в устной и письменной речи.

Вторичные речевые жанры.

Сжатый (краткий) пересказ, два способа сжатия исходного текста. (Повторение.) Правила пересказа. Выборочный пересказ как текст, созданный на основе выборки нужного материала из исходного текста.

Цитата в пересказах, её роль.

Аннотация. Сжатое изложение содержания книги в аннотации.

Типы текстов.

Рассуждение, его структура, вывод в рассуждении. Правило в доказательстве (объяснении). Цитата в доказательстве (объяснении).

Сравнительное описание с задачей различения и сходства. Правила сравнения.

Сравнительное высказывание, два способа его построения. Сравнительное описание как завязка (начало) в развитии действия в сказках, рассказах и т.д.

Рассказ по сюжетным рисункам.

  

Умения

Понятийные и инструментальные       знания

Общение

Для чего люди общаются.

Понятие о риторике.

Виды общения

У-1. Определять, в какой мере учтены особенности устной и письменной речи для эффективности общения (в изученных пределах).

У-2. Уместно использовать изученные средства несловесного общения в устных высказываниях.

Устное и письменное общение

(чем различаются).

Словесное и несловесное общение.

Жесты, мимика, темп, громкость в устной речи.

Речевая деятельность

У-1. Слушать учителя, его объяснения.

У-2. Быть хорошим слушателем.

У-1. Анализировать и оценивать устную речь с точки зрения таких ее свойств, как окраска голоса, громкость, темп, их соответствие ситуации общения.

У-1. Анализировать речь говорящего с использованием изученных правил.

У-2. Уместно, умело использовать

громкость, темп речи в устных высказываниях.

У-1. Произносить жанры малых форм, учитывая их особенности.

У-2. Сочинять считалки, загадки.

У-1. Определять, насколько уместен избранный прием ознакомительного чтения для данной ситуации.

У-2. Пользоваться подходящими

приемами ознакомительного чтения.

Слушание.

Правила для слушающего.

Говорение. Голос, его окраска, громкость, темп устной речи. Правила для собеседников. (Не говори долго; говори то, что хорошо знаешь, и т.д.)

Вывеска.

Скороговорка.

Чистоговорка.

Считалка.

Загадка.

Чтение**. Ознакомительное чтение (мы знакомимся с книгой, журналом, газетой).

Некоторые приемы ознакомительного чтения.

У-1. Анализировать шрифтовые

выделения (в том числе и цветом)

в текстах учебников.

Письменная речь. Графическая

структура письменного текста:

шрифтовые выделения (о чем нам

говорят шрифт, иллюстрации).

Речь правильная и хорошая (эффективная)

У-1. Замечать разные недочеты в речи говорящего.

У-2. Исправлять замеченные ошибки.

Недочеты в речи.

Правильная и неправильная речь.

Речевой этикет

У-1. Определять степень вежливого поведения, оценивать его, учитывая ситуацию общения.

У-1. Оценивать уместность использования выбранного способа выражения приветствия, прощания, благодарности, извинения с точки зрения ситуации общения.

У-2. Вступать в контакт и поддерживать его, используя соответствующие этикетные формы.

В чем состоит вежливость. Вежливая речь (словесная вежливость).

Способы выражения (этикетные формы) приветствия, прощания, благодарности, извинения.

Разговор по телефону.

ТЕКСТ

Речевые жанры

У-1. Отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений, записанных как текст.

У-1. Определять тему и основную мысль текста.

У-1. Определять по заголовку, о чем говорится в тексте; выделять в тексте ключевые (опорные) слова; определять по абзацным отступам смысловые части текста.

У-2. Выбирать заголовок из данных вариантов и подбирать заголовок к тексту; cоблюдать красную строку в записях текстов.

Что такое текст.

Тема и основная мысль текста.

Текст и заголовок текста.

Ключевые (опорные) слова.

Красная строка и абзацные отступы как смысловые сигналы частей текста.

Этикетные речевые жанры

У-2. Использовать уместно различные средства выражения вежливости в этикетных жанрах.

Приветствие.

Прощание.

Благодарность.

Извинение.

У-2. Вести этикетный диалог, пользуясь этикетными формами вежливости.

Этикетные диалог, его особенности (на примере разговора по телефону).

Межпредметные связи

       Риторика  имеет тесные межпредметные связи с уроками музыки, изобразительного искусства, литературного чтения:

1) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;

2) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Требования к   личностным, метапредметным и предметным результатам освоения программы элективного курса «Культура речи»

Эти результаты в обобщенном виде можно охарактеризовать с точки зрения достижения установленных стандартом требований к результатам обучения учащихся:

– на уровне личностных результатов – «овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире», «развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе»; «развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей» и т.д.;

– на уровне метапредметных результатов – «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах»; «овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, построения рассуждений»; «готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий»; «готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета»; опираться на «использование знаково-символических средств представления информации для  решения учебных и практических задач» и т.д.;

– на уровне результатов в предметной области «Филология»  «овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач» и т.д.

Таким образом, риторика, как предмет филологического цикла, помогает решению задач, которые ставятся новым стандартом при обучении русскому языку и литературному чтению.

Безусловно, результаты изучения курса «Культура речи» достигаются учащимися постепенно, при освоении ими программы обучения риторике в каждом классе.

3-й класс

Личностными результатами изучения курса «Культура речи» является формирование следующих умений:

оценивать свою вежливость;

определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);

осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;

осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;

понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.

Метапредметными результатами изучения курса «Культура речи» является формирование следующих универсальных учебных действий:

формулировать тему урока после предварительного обсуждения;

определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;

осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;

учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;

анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;

продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры;

перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;

осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;

анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;

аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;

продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;

знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;

пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио – , видео – ) сопровождением;

– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.

Предметными результатами изучения курса «Культура речи» является формирование следующих умений:

приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов;

отличать подготовленную и неподготовленную речь;

знать особенности неподготовленной речи;

осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;

знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;

реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;

знать особенности диалога и монолога;

анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;

использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;

знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.);

пользоваться основными способами правки текста.

Основные  требования  к  знаниям,  умениям   и  навыкам  обучающихся к концу 3 класса

Обучающиеся должны знать /понимать/:

  • виды общения
  • особенности устной и письменной речи
  • окраску голоса
  • виды периодических изданий
  • ключевые и опорные слова в тексте
  • речевые жанры

Обучающиеся должны уметь:

- анализировать и оценивать общение /корректность речевого поведения.уместность использования различных словесных форм/

- ориентироваться в ситуациях общения

-вступать в различные виды контакта

-уместно использовать словесные и несловесные средства общения

-выразительно читать и говорить при общении

-работать с различными видами периодических изданий

-находить ключевые  и опорные слова в тексте

-работать с текстом

Формы контроля и оценки планируемых результатов.

  В основу изучения элективного курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности   оцениваются  по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

 Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

          Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть   в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). 

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

                  Во 2 классе возможно достижение результатов 1 уровня и частично второго.            

Для отслеживания результатов  предусматриваются в следующие формы контроля:

  • Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
  • Текущий:

-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

  • Итоговый контроль   в формах

        -публичные выступления   ребёнка;

-участие в театрализованных представлениях, сценках, диалогах;

-иллюстрирование, выразительное чтение;

-сочинение  стихотворений, загадок, сказок, рассказов и т.д.

-решение риторических задач;

-знание норм поведения и умение их соблюдать (через наблюдения учителя  во внеурочное время)

  • Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить  в ходе осуществления   деятельности.

        Содержательный контроль и оценка  результатов  учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио

Учебная литература для учителя

Автор, год издания

Название пособий

Вид пособия

1

Т.А Ладыженская М.:Баласс 2009 г

“Детская риторика. В рассказах и рисунках”

Учебник для 3 класса

2

 Т.А. Ладыженская М.:Баласс 2009 г

 “Уроки риторики в школе»

Книга для учителя  

3.

Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа/Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2009. – 400 с.

Сборник программ

4.

Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения)

Пособие для учителя

5.

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова  [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)

Пособие для учителя

6.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения)

Пособие для учителя

Тематическое планирование   Культура речи   3 класс

№ п/п

Тема    урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Предметные результаты

Личностные и метапредметные результаты

Формы контроля

Дата

Общение. Часть I. (17 ч)  Наука риторика (4 ч)

Наука риторика.

1

Комбинированный

Рассказывать о науке риторике, её задачах, значении в жизни людей и т.д.

Знать, для чего люди общаются.

Иметь понятие о риторике.

Личностные: осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений. Регулятивные: формулировать тему урока после предварительного обсуждения. Познавательные: перерабатывать информацию. Коммуникативные: осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач

Фронтальный

06.09

Что мы помним о речевой ситуации.

1

Комбинированный

Приводить примеры успешного общения в жизни людей и в литературных произведениях

Анализировать свою и чужую речь (в летний период) с помощью анкеты.

Знать:

-типы и разновидности тестов;

-монолог и диалог.

Уметь:

-отличать устные и письменные тексты. 

Личностные: осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений. Регулятивные: определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные: осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план. Коммуникативные: учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия

Фронтальный

13.09

Твои речевые роли. Повторение.

1

Комбинированный

Называть задачи общения.

Называть некоторые коммуникативные профессии.

Анализировать высказывание с точки зрения его соответствия речевой задаче.

Устное и письменное общение, чем различаются.

Словесное и несловесное общение.

Личностные: осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений. Регулятивные: критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии. Познавательные: осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план. Коммуникативные: анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения

Фронтальный

20.09

С какой целью? Зачем? Задачи общения.

1

Комбинированный

Реализовывать высказывание с учётом коммуникативной задачи  

Приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов

Личностные: осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений. Регулятивные: анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Познавательные: осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план. Коммуникативные: извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения

Взаимопроверка

27.09

Учимся говорить (5ч)

Неподготовленная речь.

1

Комбинированный

Различать подготовленную и неподготовленную речь.

Анализировать примеры неподготовленной речи

Отличать подготовленную и неподготовленную речь

Личностные: осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово. Регулятивные: анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Познавательные: осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план. Коммуникативные: в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.

Фронтальный

04.10

Подготовленная речь

1

Комбинированный

Называть приёмы подготовки устного высказывания.

Знать особенности неподготовленной речи;

Личностные: осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово. Регулятивные: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в  различных источниках для решения учебных задач;  способность  ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения. Познавательные: осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план. Коммуникативные: в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.

Фронтальный

11.10

Приемы подготовки

1

Комбинированный

Демонстрировать уместное использование приёмов подготовки, которые важны с точки зрения достижения задачи высказывания.

Отличать подготовленную и неподготовленную речь

Личностные: осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений. Регулятивные: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в  различных источниках для решения учебных задач;  способность  ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения. Коммуникативные: в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.

Фронтальный

18.10

Говорим подробно, кратко

1

Комбинированный

Приводить примеры ситуаций, когда следует говорить подробно, а когда – кратко

Осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения

Личностные: осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений. Регулятивные: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в  различных источниках для решения учебных задач;  способность  ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения. Коммуникативные: в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.

Фронтальный

25.10

Похвала, комплимент.

1

Комбинированный

Оценивать похвалу с точки зрения её правдивости и отобранных средств выражения.

Выразить похвалу и ответить на неё в соответствии с коммуникативной ситуацией.

Знать, что такое комплимент. Уметь выразить похвалу.

Личностные: понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова. Регулятивные: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в  различных источниках для решения учебных задач;  способность  ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения. Познавательные: умение работать с таблицами, схемами, моделями. Коммуникативные: в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.

Взаимопроверка

01.11

Слушаем, вдумываемся

(2 ч)

Слушаем, вдумываемся.

1

Комбинированный

Называть задачи слушания.

Формулировать свою задачу как слушателя в конкретной ситуации. Демонстрировать уместное использование сигналов внимательного слушателя.

Знать задачи слушания. Уметь использовать приемы слушания; оценивать свои особенности как слушателя.

Личностные: осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово. Регулятивные: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в  различных источниках для решения учебных задач;  способность  ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения. Познавательные: умение работать с таблицами, схемами, моделями. Коммуникативные: в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.

фронтальный

15.11

Слушаем по-разному.

1

Комбинированный

Демонстрировать использование приёмов слушания, эффективных в предложенных риторических задачах.

Оценивать свои особенности как слушателя.

Знать задачи слушания. Уметь использовать приемы слушания; оценивать свои особенности как слушателя.

Личностные: осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово. Регулятивные: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в  различных источниках для решения учебных задач;  способность  ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения. Познавательные: умение работать с таблицами, схемами, моделями. Коммуникативные: в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.

фронтальный

22.11

Учимся читать, писать (3 ч)

Читаем учебные тексты

1

Комбинированный

Анализировать роль различных выделений в учебных текстах.

Уметь выразительно читать и говорить при общении

Личностные: осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений.  Регулятивные: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в  различных источниках для решения учебных задач;  способность  ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения. Познавательные: умение работать с таблицами, схемами, моделями. Коммуникативные: осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач

фронтальный

29.11

Учимся писать, редактировать

1

Комбинированный

Перерабатывать прочитанный учебный текст, определяя его тему, основную мысль, составляя план.

Объяснять, зачем нужно исправлять текст.

Знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.).

Личностные: осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово. Регулятивные: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в  различных источниках для решения учебных задач;  способность  ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения. Познавательные: умение работать с таблицами, схемами, моделями. Коммуникативные: осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач

фронтальный

06.12

Как исправить текст? Правка текста.

1

Комбинированный

Называть некоторые приёмы редактирования (вставка; замена слова, словосочетания и т.д.; исключение ненужного и т.д.).

Вносить правку в свой и чужой текст, пользуясь изученными приёмами.

Уметь  перерабатывать текст, определять его тему, основную мысль, составлять план; вносить правку в текст.

Личностные: осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово. Регулятивные: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в  различных источниках для решения учебных задач;  способность  ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения. Познавательные: умение работать с таблицами, схемами, моделями. Коммуникативные: осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач

фронтальный

13.12

  1.  

Вежливое общение (2 ч)

Что такое вежливость.

Вежливо, невежливо, грубо.

1

Комбинированный

Давать определение вежливости Анализировать свою и чужую степень вежливости (вежливо–невежливо–грубо) в разных ситуациях.

Знать определение вежливости.

Личностные: оценивать свою вежливость, определять степень вежливости при общении людей. Регулятивные: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в  различных источниках для решения учебных задач;  способность  ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения. Познавательные: умение работать с таблицами, схемами, моделями. Коммуникативные: понимать основание  разницы двух заявленных точек зрения, двух позиций и мотивированно присоединяться к одной из них или отстаивать собственную точку зрения

фронтальный

20.12

Добрые дела – добрые слова. А ты вежлив?

1

Комбинированный

Оценивать соответствие вежливых слов добрым делам.

Уметь анализировать  свою и чужую степень вежливости (вежливо–невежливо–грубо) в разных ситуациях.

Личностные: оценивать свою вежливость, определять степень вежливости при общении людей. Регулятивные: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в  различных источниках для решения учебных задач;  способность  ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения. Познавательные: умение работать с таблицами, схемами, моделями. Коммуникативные: понимать основание  разницы двух заявленных точек зрения, двух позиций и мотивированно присоединяться к одной из них или отстаивать собственную точку зрения

фронтальный

27.12

17.

18

Текст. Часть 2. Разные тексты (2 ч)

Проверь себя. Тексты разные нужны.

2

Комбинированный

Называть признаки текста, типы текстов.

Объяснять, чем отличаются устные и письменные тексты.

Характеризовать разные тексты с точки зрения их коммуникативных задач, сферы употребления.

Знать признаки текста, типы текстов. Уметь отличать устные и письменные тексты

Личностные: осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений. Регулятивные: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в  различных источниках для решения учебных задач;  способность  ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения. Познавательные: умение работать с таблицами, схемами, моделями. Коммуникативные: понимать основание  разницы двух заявленных точек зрения, двух позиций и мотивированно присоединяться к одной из них или отстаивать собственную точку зрения

самопроверка

10.01

17.01

19

Диалог и монолог.

1

Комбинированный

Различать диалог и монолог.

Анализировать диалог и монолог с точки зрения речевого поведения коммуникантов.

Знать особенности диалога и монолога, различать диалог и монолог

Личностные: понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова. Регулятивные: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в  различных источниках для решения учебных задач;  способность  ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения. Познавательные: умение работать с таблицами, схемами, моделями. Коммуникативные: работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле

фронтальный

24.01

20

Правильная речь (3 ч)

Пиши правильно!

1

Комбинированный

Объяснять, как нарушение норм мешает взаимопониманию, успешному общению

Уметь  пользоваться орфографическим, орфоэпическим и толковым словарём.

Личностные: осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений. Регулятивные: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в  различных источниках для решения учебных задач;  способность  ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения. Познавательные: умение работать с таблицами, схемами, моделями. Коммуникативные: работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле

Взаимопроверка

31.01

21

Произноси правильно!

1

Комбинированный

Определять, как нарушение норм характеризует говорящего или пишущего.

Замечать разные недочеты в речи говорящего

Личностные: осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений. Регулятивные: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в  различных источниках для решения учебных задач;  способность  ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения. Познавательные: умение работать с таблицами, схемами, моделями. Коммуникативные: работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле

фронтальный

07.02

22

Употребляй слова правильно!

1

Комбинированный

Демонстрировать умение пользоваться орфографическим, орфоэпическим и толковым словарём.

Исправлять замеченные ошибки

Личностные: осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений. Регулятивные: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в  различных источниках для решения учебных задач;  способность  ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения. Познавательные: умение работать с таблицами, схемами, моделями. Коммуникативные: работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле

фронтальный

14.02

23

Правила успешного пересказа (4 ч)

Пересказ.

1

Комбинированный

Определять способы сжатия текста при сравнении с исходным: способ исключения подробностей и способ обобщённого изложения текста.

Знать, что такое сжатый текст. Уметь  реализовыватьсжатый текст, пользуясь способом исключения подробностей и способом обобщения

Личностные: осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений. Регулятивные: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в  различных источниках для решения учебных задач;  способность  ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения. Познавательные: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста. Коммуникативные: понимать основание  разницы двух заявленных точек зрения, двух позиций и мотивированно присоединяться к одной из них или отстаивать собственную точку зрения

фронтальный

21.02

24

Выбери нужное. Выборочный пересказ.

1

Комбинированный

Реализовывать сжатый текст, пользуясь способом исключения подробностей и способом обобщения. Выделять в исходном тексте материал, относящийся к теме выборочного пересказа

Уметь выделять в тексте материал, относящийся к выборочному пересказу.

Личностные: осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений. Регулятивные: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в  различных источниках для решения учебных задач;  способность  ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения. Познавательные: : осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста. Коммуникативные: работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле

фронтальный

28.02

25

Цитата в пересказе.

1

Комбинированный

Реализовывать выборочный (подробный и сжатый) пересказ на основе произведённой выборки частей текста.

Определять необходимость и уместность использования цитаты в пересказе. Вводить в пересказ эффективные цитаты.

Уметь использовать цитаты в пересказе.

Личностные: осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений. Регулятивные: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в  различных источниках для решения учебных задач;  способность  ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения. Познавательные: : аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты. Коммуникативные: понимать основание  разницы двух заявленных точек зрения, двух позиций и мотивированно присоединяться к одной из них или отстаивать собственную точку зрения

фронтальный

07.03

26

Кратко о книге. Аннотация.

1

Комбинированный

Определять в аннотации те части, в которых сжато говорится об авторе, событиях, героях книги.

Знать, что такое аннотация

Личностные: осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений. Регулятивные: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в  различных источниках для решения учебных задач;  способность  ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения. Познавательные: продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод. Коммуникативные: работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле

фронтальный

14.03

27

Поздравляю тебя… Вас (2 ч)

Поздравляю кого? С чем? Как? Желаю кому? Чего? Как?

1

Комбинированный

Анализировать структуру поздравления – устного и письменного.

Оценить поздравление с точки зрения его соответствия речевой ситуации.

Знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления

Личностные: понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова. Регулятивные: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в  различных источниках для решения учебных задач;  способность  ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения. Познавательные: продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод. Коммуникативные: понимать основание  разницы двух заявленных точек зрения, двух позиций и мотивированно присоединяться к одной из них или отстаивать собственную точку зрения

Устный опрос

04.04

28

С днём рождения! С Новым годом! С праздником 8 Марта!

1

Комбинированный

Реализовывать поздравление в устной и письменной форме с праздником (с днём рождения, успехом и т.д.) и отвечать на устное поздравление.

Уметь реализовывать  поздравление в устной и письменной форме с праздником и отвечать на устное поздравление .

Личностные: понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова. Регулятивные: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в  различных источниках для решения учебных задач;  способность  ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения. Познавательные: продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод.  Коммуникативные: работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле

фронтальный

11.04

29

Учись объяснять и доказывать (2 ч)

Рассуждение, вывод в рассуждении.

1

Комбинированный

Анализировать известные структуры рассуждений, в том числе рассуждение с выводом.

Объяснять роль правила и цитаты в рассуждении.

Уметь  объяснять роль правила и цитаты в рассуждении.

Личностные: осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений. Регулятивные: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в  различных источниках для решения учебных задач;  способность  ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения. Познавательные: анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов. Коммуникативные: понимать основание  разницы двух заявленных точек зрения, двух позиций и мотивированно присоединяться к одной из них или отстаивать собственную точку зрения

фронтальный

18.04

30

Правило и цитата в доказательстве.

1

Комбинированный

Моделировать рассуждения, пользуясь правилами и цитатами как доказательствами.

Уметь  объяснять роль правила и цитаты в рассуждении.

Личностные: осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений. Регулятивные: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в  различных источниках для решения учебных задач;  способность  ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения. Познавательные: аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты. Коммуникативные: работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле

фронтальный

25.04

31

Что общего – чем отличаются

(2 ч)

Сравни и скажи.

1

Комбинированный

Анализировать сравнительные описания, их структуру

Называть правила сравнения.

Реализовывать сравнительные описания сходных предметов, понятий с учётом задачи сравнения.

Знать правила сравнения, их структуру

Личностные: осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений. Регулятивные: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в  различных источниках для решения учебных задач;  способность  ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения. Познавательные: продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры. Коммуникативные: понимать основание  разницы двух заявленных точек зрения, двух позиций и мотивированно присоединяться к одной из них или отстаивать собственную точку зрения.

самопроверка

02.05

32

Правила сравнения.

1

Комбинированный

Определять способ построения сравнительного описания: последовательное или параллельное сравнение.

Уметь  определять способ построения сравнительного описания: последовательное или параллельное сравнение.

Личностные: осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений. Регулятивные: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в  различных источниках для решения учебных задач;  способность  ориентироваться в целях, задачах, средствах и словиях общения. Познавательные: продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры. Коммуникативные: работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле.

самопроверка

16.05

33

Правила сравнения.

1

Комбинированный

Реализовывать сравнительное описание разными способами.

Уметь  определять способ построения сравнительного описания: последовательное или параллельное сравнение.

Личностные: осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений. Регулятивные: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в  различных источниках для решения учебных задач;  способность  ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения. Познавательные: продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры. Коммуникативные: работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле.

самопроверка

23.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Физическая культура. 1 класс.

Уроки по физической культуре проводятся 3 часа в неделю....

Рабочая программа физическая культура 2 класс 8 вид

Программа составлена на основе программы под ред. И. М. Бгажноковой. Надомное обучение. 0,25 часа в неделю...

Аннотация к рабочей программе «Физическая культура» 2 класс

Аннотация к рабочей программе «Физическая культура» 2 класс...

Рабочая программа, физическая культура, 4 класс, УМК РИТМ, 4 класс, (Погодаев)

Рабочая программа, физическая культура, 4 класс, УМК РИТМ, 4 класс, (Погодаев), 2016- 17 уч. год...

Рабочая программа физическая культура 1 класс начальное общее образование

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы Ляха В.И. Физическая культура, предметная линия учебников  1-4 классы. М., Просвещение, 2011 г...

Рабочая программа физическая культура 1 класс Школа России В. И. Лях

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование, материально-техническое обеспечение...

Рабочая программа по развитию речи. Класс 3 «В» (с тяжелыми нарушениями речи).

Рабочая программа по предмету «Развитие речи» на 2016-2017 учебный год.Данный тип программы выбран для детей с тяжелыми нарушениями речи с учетом возрастных особенностей детей.. Рабочая пр...