Изучение влияния учебной и внеурочной деятельности на развитие способностей и склонностей младших школьников.
методическая разработка по теме

Сорвилова Ольга Валентиновна

Каждый человек имеет способности. Как развивать эти срособности написано в статье, это поможет учителям в работе по внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_sposobnosti_obuchayushchikhsya.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №92 с углубленным изучением отдельных предметов»

Изучение влияния учебной

и внеурочной деятельности

на развитие способностей

и склонностей младших школьников

Автор: учитель начальных классов, педагог высшей категории

Сорвилова Ольга Валентиновна

Кемерово 2013 г.

1

В основе современного общества лежит одна из важнейших целей обучения: всестороннее развитие способностей и склонностей обучающихся.

Что дает основание говорить о наличии у человека способностей к какой-либо деятельности ? Основанием служат два показателя: быстрота овладения деятельностью и качество достижений. Человека считают способным, если он, во-первых, быстро и успешно овладевает какой-либо деятельностью, легко в сравнении с другими людьми приобретает соответствующие умения и навыки и, во-вторых, добивается достижений, значительно превосходящих средний уровень.

От чего это зависит? Почему при всех прочих равных условиях одни люди быстрее и легче овладевают какой-нибудь деятельностью и добиваются в ней больших успехов, чем другие? Потому что они обладают такими индивидуально-психологическими особенностями, которые в наибольшей степени отвечают требованиям соответствующей деятельности.

Способности -это индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного его выполнения.

Способности - это индивидуальные особенности, т.е. то, что отличает одного человека от другого. К особенностям относятся, например, музыкальный слух и чувство ритма, необходимые для успешных занятий музыкой; конструктивное воображение, необходимое для выполнения деятельности конструктора, инженера; быстрота двигательных реакций, необходимая при занятиях некоторыми видами спорта; тонкость цветоразличения - для художника-живописца.

Наряду с индивидуальными особенностями психических процессов (ощущений и восприятий, памяти, мышления, воображения) способностями являются и более сложные индивидуально-психологические особенности. Они формируются на базе тех или иных особенностей психологических процессов, но включают и эмоционально-волевые моменты.

2

Любая деятельность требует от человека не одной способности, ряда способностей. Недостаток, слабое развитие какой-либо одной частной способности могут быть компенсированы за счет усиленного развития других. Это свойство компенсации способностей определяет довольно широкие возможности овладения различными видами деятельности, выбора профессии. Отсутствие отдельной частной способности можно компенсировать упорным трудом, настойчивостью, напряжением сил. Хотя овладение деятельностью при этих условиях будет замедленным, потребует значительных усилий, но результаты будут заметными, не говоря уже о том, что способности могут развиться в дальнейшем.

Способности обнаруживаются только в процессе соответствующей деятельности. Не наблюдая человека в деятельности, нельзя судить о наличии и отсутствии у него способностей. Нельзя говорить о способностях к математике, если ребенок еще не занимался хотя бы элементарными формами математической деятельности, если его еще не обучали математике. Только в процессе этого обучения (причем правильного обучения) выяснится, каковы его способности.

Способности не только проявляются, но и развиваются в соответствующей деятельности. Человек не рождается способным к той или иной деятельности, его способности формируются, складываются, развиваются в правильно организованной деятельности. Вне специальной деятельности не может быть развития способностей.

В деятельности, направленной на удовлетворение потребностей, исторически создавались и развивались способности людей.

В ходе исторического развития человеческого общества возникали новые потребности, люди создавали новые области деятельности, тем самым стимулируя развитие новых способностей.

Следует подчеркнуть тесную и неразрывную связь способностей, с одной стороны, и знаний, умений, навыков - с другой.

С одной стороны, способности зависят от знаний, умений, навыков - в процессе приобретения знаний, умений и навыков развиваются способности, их формирование и развитие невозможно вне процесса овладения соответствующими знаниями, умениями и навыками.

3

С другой стороны, знания, умения и навыки зависят от способностей - процесс приобретения знаний, умений и навыков зависит наряду с другими условиями и от индивидуальных психологических особенностей учащихся. Способности позволяют быстрее, легче, прочнее и глубже овладеть соответствующими знаниями, умениями и навыками. В процессе приобретения математических знаний, умений и навыков, с одной стороны, развиваются такие способности, как математическая память, способность к геометрическим пространственным представлениям, способность к логическому мышлению и др. С другой стороны, при наличии хорошей математической памяти, способностей к логическому мышлению усвоение математики, овладение знаниями, умениями и навыками в этой области происходит гораздо легче, быстрее и успешнее.

Однако отождествление способностей и знаний, умений, навыков было бы грубой ошибкой. Недостаточное знание или неумение нельзя принимать за отсутствие способностей. Серьезную ошибку допускает тот учитель, который поспешно и поверхностно делает вывод об отсутствии способностей у ученика на основании того, что ребенок мало знает, имеет пробелы в знаниях, не обладает необходимыми знаниями и умениями.

Отдельные способности также представляют собой единство отдельных частных способностей.

В составе математических способностей большую роль играет математическая память (память на схемы рассуждений и доказательств, на методы решения задач и принципы их анализа).

Способность к логическому мышлению в области количественных и пространственных отношений; быстрое и широкое обобщение математического материала; легкое и свободное переключение от одной умственной операции к другой; стремление к ясности, простоте, экономности и рациональности рассуждений и решений.

Успешное осуществление той или иной деятельности даже при наличии способностей зависит от определенного сочетания качеств личности. Одни только способности, не сочетающиеся с соответствующей направленностью личности, ее эмоционально-волевыми свойствами, не могут привести к высоким достижениям.

Прежде всего способности, как правило, тесно связаны с активным положительным отношением к соответствующей деятельности, интересом к ней, склонностью заниматься ею, переходящей на высоком уровне развития в страстную увлеченность, в жизненную потребность в этом виде деятельности. Чаще всего человек и стремится заниматься той деятельностью, к которой у него уже сформировались определенные способности.

4

Посильной, действенной и устойчивой склонности человека к занятиям определенной деятельностью часто можно судить и о наличии у него способностей к этой деятельности.

Интересы и склонности к определенной деятельности развиваются обычно в единстве с развитием способностей к ней. Например, интерес и склонность ученика к математике заставляют его усиленно заниматься этим предметом, что, в свою очередь, развивает математические способности. Развивающиеся математические способности обеспечивают определенные достижения, успехи в области математики, которые вызывают у ученика радостное чувство удовлетворения. Это чувство вызывает еще более глубокий интерес к предмету, склонность еще больше заниматься любимым предметом.

Для успеха в деятельности, кроме наличия способностей, интересов и склонностей, необходим ряд черт характера, прежде всего трудолюбие, организованность, сосредоточенность, целеустремленность, настойчивость. Без наличия этих качеств даже выдающиеся способности не приведут к ровным, надежным, значительным достижениям. В школе нередко встречаются ученики, которые хорошо успевают, несмотря на леность, неорганизованность. Но в жизни они часто не оправдывают надежд, и именно потому, что не привыкли серьезно и организованно работать, настойчиво преодолевать препятствия.

Развитые способности должны сочетаться с высокой идейностью, принципиальностью.

Очень важны такие качества личности, как скромность, самокритичность, требовательность к себе. Уверенность в своей исключительности, питаемая неумеренными похвалами и восторгами, часто губительна для способностей, так как в этом случае формируются зазнайство, самовосхищение и самолюбование, пренебрежение к окружающим. Человек перестает работать над собой, трудности вызывают у него раздражение и разочарование, а все это тормозит развитие способностей.

Способности формируются, развиваются в жизни, в деятельности, в процессе обучения и воспитания.

Основная задача системы воспитания - всестороннее развитие способностей у детей. Одностороннее, узкое, однобокое развитие ребенка, когда он проявляет яркие способности в какой-либо одной области при глубоком равнодушии ко всему остальному, неправильно. Конечно, интерес, связанный со способностями, должен доминировать, но при этом учитель стремится к всестороннему,    гармоничному    развитию    личности    ребенка,


5

повышению его общей культуры и расширению кругозора. Только такое развитие обеспечивает подлинный расцвет способностей.

Каждый нормальный и здоровый в психическом отношении ребенок имеет способности, необходимые для успешного обучения в школе, иначе говоря, каждый способен получить среднее образование, овладеть учебным материалом в пределах школьных программ. Иногда ученик может казаться неспособным к тому или иному учебному предмету. Это происходит из-за отсутствия у школьника некоторых знаний, умений и навыков, пробелов в знаниях, тех или иных проявлений темперамента.

Чаще всего о способности к учению учителя судят по быстроте усвоения учебного материала. Поэтому флегматичных, медленно усваивающих учебный материал учащихся иногда необоснованно относят к числу неспособных детей. А ведь среди медленно усваивающих учебный материал школьников есть много способных.

Помимо общих способностей к учению, каждый человек оптимально пригоден и к какой-нибудь специальной деятельности, или, как говорят, обладает специальными способностями. В психологии давно установлено, что каждый человек к чему-нибудь способен, «бесталанных» людей нет. Надо только помочь человеку найти себя, показать ему его возможности. Здесь велика роль учителя начальной школы. Это он, вдумчивый и чуткий наставник, формирует способности и таланты учеников и умело направляет их развитие.

Психологи и педагоги показали большие возможности развития математических способностей у младших школьников -учащиеся начальных классов успешно овладевают элементами алгебры, которые ранее считались доступными лишь учащимся 5 и 6 классов.

Способности формируются и развиваются в той деятельности, в которой они находят себе применение. Бездеятельный ребенок, безучастный к какому бы то ни было труду, обычно и не проявляет способностей. Чем разнообразнее и содержательнее деятельность, тем больше возможностей для развития способностей. Следовательно, обучение и воспитание в школе, организующее деятельность детей, играет очень важную роль в развитии их способностей. Однако не всякая деятельность, в которую включают ребенка, автоматически формирует и развивает способности к ней. Для того чтобы деятельность положительно влияла на развитие способностей, она должна удовлетворять некоторым условиям.

Во-первых, деятельность должна вызывать у ребенка сильные и устойчивые положительные эмоции, удовольствие, стремление по


6

собственной инициативе, без принуждения заниматься ею. Живая заинтересованность, желание выполнить работу возможно лучше, а не формальное, равнодушное и безразличное отношение к ней -необходимые условия того, чтобы деятельность оказывала положительное влияние на развитие способностей.

Поскольку способности могут принести плоды лишь в том случае, когда они сочетаются с глубоким интересом и устойчивой склонностью к соответствующей деятельности, учитель должен активно развивать интересы детей, стремясь к тому, чтобы эти интересы не носили поверхностного характера, а были серьезными, глубокими, устойчивыми и действенными.

Конечно, далеко не всегда способный, например, к математике школьник самостоятельно проявляет интерес к ней. Бывают случаи, когда вследствие тех или иных обстоятельств (неудачная методика обучения, плохое знакомство с предметом, когда и заинтересоваться-то нечем, неблагоприятные жизненные обстоятельства, противодействие родителей и т.д.) школьник мало интересуется соответствующим предметом, проявляется даже равнодушие к нему. Но если ребенка по-настоящему заинтересовать деятельностью, то очень быстро (и часто неожиданно для окружающих) эти интересы и склонности всецело захватывают школьника, приобретают характер страстного увлечения.

Во-вторых, деятельность ребенка должна носить по возможности творческий, а не только репродуктивный характер.

Для развития способностей надо всячески развивать самостоятельное творческое мышление учащихся, начиная с его элементарных форм и проявлений. Известно, что активная, самостоятельная работа мысли начинается только тогда, когда перед человеком возникает проблема, вопрос. Поэтому учителя должны стараться так проводить занятия, чтобы перед детьми чаще возникали хотя бы несложные вопросы, и побуждать детей к попыткам самостоятельно отвечать на эти вопросы.

В-третьих, важно организовать деятельность ребенка так, чтобы он преследовал цели, всегда немного превосходящие его наличные возможности, уже достигнутый им уровень выполнения деятельности. Особенно нуждаются во все более усложняющихся и разнообразных творческих заданиях дети с уже определившимися способностями.

Чем выше уровень развития той или иной способности у ученика (в частности, младшего школьника), тем больше внимания и заботы он требует. Ему нужно рекомендовать соответствующую научно-популярную литературу, знакомить со специальными приемами и способами выполнения интересующей его деятельности.


7

Способных учащихся начальных классов для получения квалифицированной помощи и руководства хорошо прикреплять к учителям-предметникам.

Развитию способностей детей содействуют различные формы внеурочной деятельности, в частности кружковой работы математические, технические, биологические, литературные, музыкальные, художественные, драматические кружки, в которые т привлекаются младшие школьник и по Федеральным Государственным образовательным стандартам. На занятиях внеурочной деятельности у обучающихся развивается умение организовывать и планировать свою деятельность, складываются навыки самоконтроля. Проявляется умение обнаружить ошибки и недостатки в работе и найти способы их преодоления.

Воспитывая способности детей, надо развивать у них любовь к труду и настойчивость в преодолении трудностей, без которых самые благоприятные задатки и способности не дадут результата. У ребенка, который совсем не оживляется во время работы, не испытывает состояния удовлетворения от труда, не напрягает усилий, невозможно ни проявление, ни развитие тех или иных способностей. Следует помнить, что даже большие способности не избавляют детей от необходимости упорно трудиться, настойчиво преодолевать трудности. Иногда школьник, обладающий хорошими способностями, опускает руки при неудачах или срывах, теряет веру в своих силах, охладевает к прежде любимым занятиям. В этих случаях учитель должен подбодрить ребенка, помочь ему взять себя в руки и преодолеть трудности, помочь пережить радость победы над трудностями, вооружиться опытом преодоления препятствий.

Воспитание обучающихся 1-4 классов трудолюбия начинается с воспитания у них привычки активно работать на каждом уроке. Ведь очень многие обучающиеся не работают с полной нагрузкой на уроке, надеясь на то, что они сумеют выучить или выполнить задание дома. Некоторые учителя не следят за тем, чтобы все ученики были  активны на уроке.

Стремясь развить способности детей, нужно воспитывать у них такие черты личности, как коллективизм, требовательность к себе, умение критически отнестись к себе. Важно в этой связи формировать у детей правильное отношение к своим способностям, успехам и достижениям, воспитывать у них правильную самооценку. Никоим образом нельзя прямо или косвенно внушать ребенку мысль о его исключительности, о превосходстве над другими; не следует чрезмерно восторгаться способностями детей, захваливать их, противопоставлять их другим детям. Надо внушать способному ребенку, что он вовсе не исключительный человек, что


8

другие дети тоже обладают способностями и если он превосходит товарищей в одном, то они превосходят его во многом другом.

Необходимо, чтобы способный ребенок хорошо понял, что его способности не дают ему права ставить себя в какое-то особое положение по отношению к окружающим, предъявлять им высокие требования. Наоборот, к нему, способному ребенку, предъявляются повышенные требования именно потому, что он более способен, чем другие.

В совместной работе нашей школы и семьи создаются самые благоприятные условия для всестороннего развития творческих сил и способностей детей.

Список литературы.

1. Актуальные проблемы методики обучения математике в начальных классах./ Под ред. М. И. Моро, А. М. Пышкало. -М.: Педагогика, 1977.- 248 с.

2. Введение в психодиагностику. / Под ред. К. М. Гуревича. -М.: Издательский центр "Академия", 1998.- С.90-96.

3. Винокурова Н. К. Развитие творческих способностей учащихся. - М.: Пед. Поиск, 1999.-144 с.

4. Возрастная и педагогическая психология./Под ред. И. В. Дубровиной, В. В. Зацепина. - М.: Издательский центр "Академия", 1998. - С. 131-142.

5. Глушков И. К. Изучение нового материала с использованием дифференцированных заданий. // Начальная школа. - 1992, № 4. - С.29-30.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность как важная составляющая формирования УУД младшего школьника.

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения и  очень важно, чтобы система обучения начинала меняться уже на этом этапе, так как в младшем школьном возрас...

Внеурочная деятельность как важная составляющая формирования УУД младшего школьника.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимуществе...

Статья "Развитие способности анализировать у младших школьников"

   Работая по теме «Развитие способности анализировать у младших школьников», я использовала методику организации и проведения систематических  развивающих занятий  А. А. За...

Статья на тему: «Организация проектной деятельности обучающихся во внеурочной деятельности, как условие формирования самостоятельной активности младших школьников» (Из опыта работы)

Из этой статьи вы узнаете,как надо организовать проектную деятельность  на занятиях по внеурочной деятельности,формируя самостоятельную активность младших школьников,работая по практическим пособ...

Проектная деятельность на уроках и во внеурочной деятельности как ресурс формирования исследовательских навыков младших школьников.

Любому обществу нужны одаренные люди. Главная задача семьи и школы состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка и подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализо...

"Компетентностно-ориентированные задания в урочной и внеурочной деятельности как способ формирования метапредметных результатов младших школьников"

Компетентностно-ориентированное задание моделирует практическую, жизненную ситуацию и  строится на актуальном для учащихся материале....

Внеурочная деятельность как средство достижения планируемых результатов младших школьников в условиях реализации требований ФГОС НОО

Программа внеурочной деятельности "Здоровячок" по спортивно-оздоровительному направлению с 2017 по 2021 годам...