Развитие творческих способностей у младших школьников.
материал (1 класс) по теме

Горбачева Ирина Юрьевна

Развитие творческих способностей у младших школьников через занятия основами детской журналистики. В рамках программы с ребятами провидится целый ряд занимательных упражений, направленых на развитие устной и писменной речи, воображения, умения решать задачи коллективно и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл material_na_konferentsiyu.docx23.18 КБ

Предварительный просмотр:

                        Кружок детской журналистики «Золотое перышко»

Мы живем в обществе, которое характеризуется изменениями в сфере производства, экономических связей, в характере труда, где все более значимой становится информация.

Информация – это сведения, помогающие общаться со всем миром, лучше ориентироваться в нем.

Умение пользоваться информацией является важнейшей составляющей общего культурного развития личности. Информированный человек  всегда успешен, ориентирован на саморазвитие. Поэтому задача обучения основам журналистики является актуальной.

Программа по основам детской журналистики «Золотое перышко» (разработанная на базе программы «Служу Отечеству пером» Т.В.Горчаковой, Л.Н.Будариной, Т.В. Коростелевой) создает условия для общения с людьми, свободного владения словом, языком, речью, способствует выработке аналитического склада ума, трудолюбия. Программа способствует успешному вхождению в социум, а значит, отвечает практическим интересам личности.

Учебный курс рассчитан на 33 часа в 2 классах и  32 часа во 3 классах.

Занятия с ребятами проводятся один раз  неделю.  Форма обучения –   групповая: первая группа – учащиеся 1-х классов (первый год обучения), вторая – 2-х классов (второй год). Для каждого возраста разработана программа, которая отвечает психологическим и физиологическим особенностям школьников.

Передо мной стояла главная цель – воспитание патриотизма, формирование нравственной системы ценностей и развитие творческого мышления у детей младшего школьного возраста.

Задачи:

  • Развитие нравственных качеств (доброта, вежливость, честность, смелость, ответственность).
  • Развитие эмоционально-смыслового восприятия мира посредством слова, повышение речевой грамотности.
  • Формирование интереса к журналистике.
  • Изучение основ журналистского мастерства.
  • Развитие наблюдательности, внимания, ответственности, воображения, коммуникабельности.
  • Овладение навыками работы в команде, объединенной единой целью, развитие организаторских способностей.
  • Организация школьных пресс-центров.

                                         Формы реализации

Занятия  журналистских групп. Программой предусмотрено распределение детей по возрастным группам, в данном случае по классам. Первая группа – учащиеся 1-х классов, первый год обучения (общеразвивающий, ознакомительный), и вторая – учащиеся 2-х классов, второй год обучения (социально-адаптационный).

1. Цель первого года обучения: воспитание нравственных качеств и развитие познавательного интереса к русскому языку.

У ребенка 6-7 лет сформированы элементарные правила культуры поведения в детском коллективе. Дети этого возраста любознательны, легко включаются в игру, объединяются в небольшие группы. Основной метод проведения занятий с первоклассниками – практико-игровой, что помогает развивать  мышление, память, устную речь и умение работать в коллективе. Юные журналисты выполняют следующие задания:

 -  развитие устной речи: рассказ о событиях недели, работа с текстом (пословицы, высказывания, статьи в газетах и журналах), произношение скороговорок, обсуждение событий и новостей, беседы о доброте, красоте, честности и др.

 -  развитие творческого мышления, воображения, памяти с помощью игр: «Кто больше?» (назвать слова-признаки к данному слову-предмету), «Сломанное радио» (по принципу глухой телефон), «Срочно в номер!» (придумать новость с данным словом) и др. А также решение кроссвордов, разгадывание загадок.

 -     развитие сенсорных способностей – рисование, раскрашивание картин.

2. Цель второго года обучения: развитие личностных и ценностно-смысловых компетенций через журналистское творчество.

Учащиеся вторых классов, при чтении текста не умеет выделять главные по смыслу слова, затрудняются оценить ответы товарищей, высказать свое мнение, не могут дать полную оценку услышанному, увиденному или прочитанному.

На занятиях большое внимание уделено работе с текстами, словами:

 - различие и применение выразительных средств: эпитеты, сравнения. Например: подобрать эпитеты к слову «друг», вставить в текст пропущенные эпитеты, придумать сравнения, найти в тексте примеры сравнения и др.;

 - обогащение словарного запаса: работа с толковым словарем, поговорками, высказываниями;

 - развитие устной речи и культуры речи: беседы по текстам, определение главной мысли произведения, «Открытая студия» (обсуждение проблемы по принципу известной телевизионной программы) дети учатся высказывать свое мнение, приводить аргументы, слушать других, дополнять ответы товарищей.

Выпуск стенных газет. К каждому празднику, значимой дате ребята готовят тематические стенные газеты. В ходе работы перед ними стоят следующие задачи: определить общую тему газеты, распределить обязанности внутри группы, найти необходимую информацию, красиво оформить газету и правильно расположить материал на ней. Дети в ходе коллективного выпуска газеты формируют и развивают навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, что соответствует требованиям Стандарта.

Младшая группа в основном использовала в оформлении газет свои рисунки на заданную тему и только в конце учебного года, ребята пробовали добавлять тексты. Во второй половине года, между детьми были распределены должности: главный редактор, оформители, журналисты. Это направленно на развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Второклассники практически самостоятельно работают над выпуском газет. Дома ищут необходимый материал, пишут заготовки будущих статей, берут интервью, подбирают иллюстрации, фотографии.

Экскурсии. Программой предусмотрено посещение редакций местных газет, журналов и телестудий. Это позволит ребятам ближе познакомиться с профессией журналиста, своими глазами увидеть, как происходит процесс создания печатного издания или телевизионного сюжета. Обязательным пунктов является, написание отзыва об экскурсии.

Индивидуальные консультации. Перед выпусками стенгазет, мы с каждым ребенком работали над индивидуальным материалом (рисунком, статьей, пробным интервью). Разбирали над чем нужно еще подумать, что изменить, соответствует ли материал заданной теме и цели.

Выставки.  Несколько раз в год устраивались выставки рисунков на определенную тему. В конце учебного года запланирована демонстрация авторских книг, над которыми ребята работали на протяжении многих занятий.

Работа с тетрадями по основам детской журналистики «Дорогою добра» и «Радужный мир». Специально для каждой возрастной группы разработаны рабочие тетради на печатной основе, которые знакомят детей с профессией журналиста и помогают им приобрести навыки собственного литературного творчества,  развить творческие способности. Рисунки-раскраски, стихотворения, кроссворды  способствуют лучшему освоению материала.

Работа в блокноте юного журналиста. Ведется как школьная тетрадь: ставится дата, сдается на проверку. В нем дети делают дополнительные записи: выполняют задания, направленные на развитие речи и творческого мышления; фиксируют, что интересного увидели или узнали; делают рабочие записи. Это помогает лучше узнать каждого ребенка, его творческие способности, в частности, письменную речь, ее логичность, грамотность, образность.

Предполагаемый результат работы с группами 1-го года обучения

     Будут знать

  • Рубрики газеты;
  • Газетные жанры и их особенности;
  • Основные приемы распределения текста и иллюстраций на газетной полосе.

            Будут уметь

  • Осмысленно воспринимать и анализировать текст;
  • Выражать полученные знания и свои чувства с помощью рисунка;
  • Высказывать свое мнение о прочитанном, увиденном, услышанном;
  • Писать материалы в жанрах зарисовки, заметки, отзыва;
  • Макетировать странички индивидуального творческого альбома;
  • Работать в малой группе;
  • Оформлять газетную полосу. 

Предполагаемые результаты работы с группами 2-го года обучения

Будут знать:

  • Особенности газетных жанров: заметки, отзывы, зарисовки, интервью, репортажа;
  • Различные источники информации;
  • Особенности заголовка;
  • Что такое макет газеты;
  • Значение позитивной информации для сознания читателя.

 Будут уметь:

  • Собирать информацию;
  • Писать материалы в основных газетных жанрах;
  • Макетировать газетные полосы;
  • Передавать в тексте позитивное настроение;
  • Высказывать свои убеждения;
  • Размышлять на заданную тему;
  • Анализировать текст;
  • Работать в команде;
  • Композиционно оформлять странички авторской книги.

Анализируя прошлогоднюю работу, стоит отметить, что детям было очень интересно посещать занятия по основам журналистики. Они старались выполнять все задания правильно, проявляли творческий подход, предлагали свои идеи. Большинство ребят, которые занимались в кружке, овладели навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров; научились осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами и составлять тексты в устной и письменной формах. Познакомились с газетными жанрами, попробовали свои силы в написании статей, заметок, интервью, узнали, каким должен быть журналист, какими качествами обладать.  Весь учебный материал направлен на развитие нравственных качеств. Работая с понятиями «дружба», «добро», «помощь» и другие, сами дети становились добрее, внимательнее друг к другу, старались придерживаться правил вежливости на занятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей у младших школьников.

Предлагаю программу по развитию творческих способностей младших школьников с приложением, где представлены разработки занятий....

Статья " Развитие творческих способностей у младших школьников"

На протяжении многих лет проблема развития творческих способностей учащихся привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания. Это связано с постоянно возр...

Приобщение к искусству и развитие творческих способностей у младших школьников на уроках литературного чтения

Развитие интереса у обучающихся к предмету литературное чтение. Приобщение детей к культуре, к литературе, к искусству, к театру. Урок по литературному чтению - мастерская по раскрытию интеллектуальны...

Развитие творческих способностей у младших школьников с использованием ИКТ

Материал о возможности и важности использования ИКТ в ГПД для развития творческих способностей детей....

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ"

Выявить и проверить эффективные психолого-педагогические методы формирования творческих способностей младших школьников. В ходе работы мы ставим перед собой следующие задачи: 1. изучить психоло...

«Развитие творческих способностей у младших школьников средствами устного народного творчества»

Проблема творчества на современном этапе развития человеческого общества приобретает исключительную актуальность в связи с тем, что по мнению многих современных философов, культурологов, психологов, в...

Лаборатория развития творческих способностей у младших школьников в ГПД

Развитие творческих способностей у младших школьников в ГПД и внеурочное время...