Инклюзивное образование - образование для всех
статья на тему

Орлова Лариса Викторовна

Из опыта работы с учеником, имеющим диагноз ДЦП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inklyuzivnoe_obrazovanie_-_obrazovanie_dlya_vsekh.docx41.19 КБ

Предварительный просмотр:

Инклюзивное образование - образование для всех

(Из опыта  обучения ребенка с диагнозом ДЦП в общеобразовательной школе)

Л. В. Орлова,

Учитель начальных классов

ГБОУ школы №489

Московского района Санкт- Петербурга

«Важно, чтобы люди не чувствовали себя инвалидами…

Это люди, которым судьба послала сложные испытания…

Только сочувствия мало, надо развивать возможности».

Л. И. Швецова

Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю) - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Инклюзивное образование подразумевает, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).

Инклюзивное (включенное) образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах. В его основу положена идеология, которая исключает любую дискриминацию учеников, но, в то же время, создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Эта теория признает, что все дети могут полноценно учиться, а их отличительные особенности достойны уважения.


У инклюзивного образования есть восемь основных принципов, которые, по сути, должны быть положены в основу любого обучения.  
Восемь принципов инклюзивного образования:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
4. Все люди нуждаются друг в друге.
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Мировая практика инклюзивного образования.

За рубежом, начиная с 1970-х годов, ведется разработка и внедрение пакета нормативных актов, способствующих расширению образовательных возможностей инвалидов. В 1990-х гг. в США и странах Европы вышел ряд публикаций, посвященных проблемам  родителей детей-инвалидов, общественной активности взрослых инвалидов и защитников их прав, способствовавшие популяризации идей инклюзивного образования.

Положения об инклюзивном образовании включены в Конвенцию ООН «О правах инвалидов», одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года.

Ситуация с инклюзивным образованием в России.

Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в нашей стране на рубеже 1980 – 1990 годов. В 11-ти регионах были созданы экспериментальные площадки по интегрированному обучению детей-инвалидов.

В учебные планы педагогических вузов с 1 сентября 1996 года введены курсы «Основы специальной (коррекционной) педагогики» и «Особенности психологии детей с ограниченными возможностями здоровья»

Однако на сегодняшний момент прорыва в этом вопросе в России так и не произошло. Например, в Москве в настоящий момент работают более полутора тысяч общеобразовательных школ, из них по программе инклюзивного образования – лишь 47. Поэтому в этом направлении нужна большая работа и учителей, и средств массовой информации, и гражданского общества.

Дети с ограниченными возможностями, с особыми образовательными потребностями, имеют право на доступное качественное образование. На протяжении многих лет их «обрекали»  на домашнее обучение. Задача современного педагога – дать им шанс получить профессию, быть полезными обществу, да просто завести друзей, семью.

«Особый» ребенок в «обычной» школе

Наша школа – обычная образовательная школа, которая  пошла навстречу желанию родителей  обучать  у нас своего ребенка. Сложность ситуации состояла в том, что ребенок имеет диагноз – ДЦП.

Начало школьной жизни  для  Ромы сложилось проблематично: мальчик боялся отвечать на уроке, не усваивал программу, показал свою неспособность выполнять даже элементарные задания. Можно сказать, что обучение для него стало огромным стрессом. В качестве последней меры, дающей возможность ребенку все же остаться в общеобразовательной школе, маме предложили попробовать обучение в другом классе. Так, в середине первого учебного года Рома был переведен в мой класс.

Главной задачей для меня стало получение полной информации о  диагнозе  ребенка. Кроме того, необходимо было наладить тесный контакт с семьей мальчика, выяснить желания мамы, узнать у нее физиологические и психические особенности ребенка. Школьный психолог помог мне в составлении психологической характеристики ребенка, родители предоставили медицинские документы, имеющиеся у них.

Основной диагноз Ромы – ДЦП, сопровождающийся парезом левой стороны тела. Однако мама к началу обучения в школе даже не оформляла ребенку инвалидность. Первоначально она отрицала, что у ребенка есть особенности развития и что у него особые образовательные потребности, необходим индивидуальный подход в обучении. После бесед с ней и длительной работы, мама оформила инвалидность на следующем году обучения.

Хочу немного остановиться на характеристике Роминого диагноза - детский церебральный паралич (ДЦП) - это заболевание центральной нервной системы, при котором происходит поражение одного или нескольких отделов головного мозга, в результате чего развиваются не прогрессирующие нарушения двигательной и мышечной активности, координации движений, функций зрения, слуха, а также речи и психики. У Ромы, к счастью, это заболевание протекало в  легкой степени. Ребенок вполне обучаем, способен самостоятельно передвигаться, владеет навыками самообслуживания, речь, зрение и слух не нарушены.

Следующим шагом в моей работе с особым ребенком стало введение его в коллектив детей моего класса. Конечно, нельзя сказать, что за полгода обучения коллектив класса уже сложился, однако появление новенького ученика всегда вызывает повышенное внимание детей. А в данном случае, когда его физические особенности были всем видны, необходимо было создать такие условия, чтобы это воспринималось другими детьми как должное. Наверное, самым главным на первых парах при включении Ромы в коллектив класса стало то, что я не указывала детям на его недостатки и не призывала относиться к нему «как к нормальному ребенку, такому же, как вы». В моем отношении к нему с самого начала была естественность, я обращалась с ним так, как если бы к нам в класс пришел любой другой ребенок. Некоторые дети восприняли ситуацию так же, как и я. У других вызвал интерес тот факт, что мальчик хромает и не двигает рукой. Они подходили ко мне и спрашивали: «Почему Рома хромает?» На что я им отвечала, что у него болит нога. Этого детям было вполне достаточно. В итоге, за короткий срок дети перестали обращать внимание на физические особенности Ромы и приняли его, как любого другого новенького в классе.

Однако, это не значит, что никаких проблем с адаптацией ребенка в классе не было. В любом классе есть несколько конфликтных учеников, которые периодически позволяют себе оскорбительные высказывания в адрес одноклассников. Рома же очень болезненно реагировал на обидные слова в свой адрес, кричал, бросался на обидчика, начинал бурно плакать. Для предотвращения подобных инцидентов, мною была проведена серьезная работа с этими учениками, их родителями, серия занятий по толерантности. Абсолютное большинство учеников считало мальчика таким же учеником, как и они сами, и они однозначно принимали в конфликтах его сторону.

В учебном процессе с самого начала стало понятно, что ребенку требуется индивидуальный образовательный маршрут с учетом здоровья и интересов мальчика, дополнительная помощь . индивидуальный подход с успехом «лег» на обычно применяемые мной методы работы. Для лучшего освоения мальчиком учебной программы мною  широко использовались уроки с использованием современных педагогических технологий. Широко применялись эффективные современные технологии, позволяющие сделать его более увлекательным. Кроме использования технических средств, это и внедрение рейтинговой накопительной системы, позволяющей ученику продумать свой индивидуальный маршрут урока, выбрать задания, наиболее интересные ему лично, и в итоге набрать необходимое количество баллов. Я использую  речевые и познавательные игры,  широко использую иллюстративный материал. На урочных и внеурочных мероприятиях создаю проблемные ситуации, включаю соревновательные элементы. Рома участвует во всех мероприятиях, проводимых в классе. За 4 года ни разу я не столкнулась с тем, что дети были недовольны, что Рома оказался в их группе. Мальчик очень открытый, активно и искренне реагирует на победу своей команды.

Роме трудно  усвоить учебную программу в полном объеме, так как он не может  сосредоточиться на выполнении заданий в течение длительного времени, на контрольной, самостоятельной  работе. Еще в первом классе я столкнулась с проблемой, что Рома, несмотря на то, что еще не успел выполнить задания, сдает свою работу сразу, как только видит, что отличники уже ее выполнили и несут сдавать. Видимо, это своеобразная психологическая защита ребенка, стремление быть первым. Беседы с ним и с мамой не помогли. Рома до последнего  дня продолжал сдавать работы одним из первых, хотя они были выполнены не до конца. Мне было легче приспособиться самой, чем ломать ребенка, и я стала давать Роме работы доделать после уроков, на следующий день, когда в классе никого нет или вообще разрешала выполнить дома.

В своем классе я часто применяю метод проекта во внеурочной и учебной деятельности. Рома всегда принимал в них участие, с удовольствием выступал, находился в центре внимания. Он искренне радовался, когда я хвалила его перед классом, сам спрашивал, понравилось ли мне его выступление, бурно выражал радость. Для него очень важны тактильные ощущения. К 4 классу дети взрослеют, стесняются открыто выражать свои чувства. А Рома до конца 4го класса в качестве благодарности за похвалу гладил меня по плечу и всегда был очень доволен, когда, проходя по классу, я гладила его по голове или спине.

Регулярно на уроке я использую метод работы в парах. Участники пары работают более свободно. У них развивается умение разделять с другими ответственность за результат работы, развиваются навыки совместной учебной деятельности, умение участвовать в социальных отношениях, умение «слушать» других, а также появляется возможность опробовать свои идеи в комфортной обстановке. Однако Рома для его удобства сидел за партой один. Благодаря этому ему достаточно свободно, никто не мешал, не толкал во время письма. Чтобы дать Роме поучаствовать в работе в микрогруппе, мы пришли к следующему варианту -  он либо присоединяется к паре на предыдущей парте, либо выбирает любого ученика, сидящего без пары,  и пересаживается временно к нему. Считаю, что найти выход было очень важно, так как работа в группе, где у каждого ребенка есть своя важная роль, способствующая коллективному достижению успеха, обеспечивает то, что ребенок с особыми потребностями также будет ценен и не окажется лишним, никому не нужным.  

За то, что ребенок так активно участвует в жизни класса, благодарить надо, конечно, маму и семью в целом. Хотя на первых порах мальчик получал очень плохие оценки, например, за домашнюю работу. Мною была проведена большая работа по объяснению родителям требований школы и особенностей программы, объяснению критериев оценки. Мы совместно разбирали возможные задания и варианты их выполнения. Нами совместно было принято решение о постоянном контроле родителей за выполнением заданий, чтобы ребенок не оставался один на один с проблемой, непониманием, не чувствовал неспособность справиться с трудностями. Родители имели со мной постоянный контакт по телефону, могли в любой момент обратиться за разъяснениями. Хотя к 4му классу мы уже чаще общались с  Ромой напрямую. Кроме того, в настоящее время школа оснащается компьютерами и у нас появилась возможность внедрять дистанционное обучение.

Результатом своей работы считаю полное включение Ромы в среду класса, его социализацию. Рома также смог выстроить отношения в другом детском коллективе: он занимается каратэ в спортклубе. Мы уже можем обсуждать перспективы дополнительного образования, где его особенности не помешают  быть успешным.   Мама, которая ранее была уверена, что Рома сможет учиться в общеобразовательной школе только до 4 класса, задумалась, о том, что мальчик может продолжить обучение в средней школе. Сейчас Рома продолжает обучение в нашей школе, в шестом классе. Могу с уверенностью сказать, что, как бы ни сложилась Ромина судьба, он будет чувствовать себя «своим» в обществе других людей, сможет взаимодействовать с ними на равных. И, надеюсь, что присутствие Ромы в нашем классе, сделало других детей терпимее, они получили важный урок выстраивания отношений с ребенком – инвалидом. Думаю, в дальнейшей жизни, они смогут принять «особых» людей, как часть общества.

В заключение хотелось бы сказать, что, к сожалению, во многих случаях судьба пребывания ребёнка-инвалида в общеобразовательной школе зависит от взаимоотношений ученика, родителя и учителя. Очень важно, чтобы родители особенных детей внимательнее относились к выбору учителя, заранее оговаривали вопросы работы с ним и выбирали того человека, который отнесется к их ребенку с душевностью. А учителя, несмотря на все сложности нашей профессии, были готовы делиться своей душевностью с «особым» ребенком.

Используемые ресурсы:

  1. Благотворительный просветительский фонд содействия абилитации детей с особенностями развития
    "VITA"
    http://www.gold-child.ru/stupenki/237/1787/
  2. За достойное образование! Информационно – дискуссионное пространство для всех, кто любит учиться и думать! http://www.spbobrazovanie.ru/inkluzivnoe_obrazovanie/inkluziia_glazami_specialistov

Инклюзивное образование: проблемы совершенствования образовательной политики и системы. Материалы международной конференции19–20 июня 2008 год. http://www.socpolitika.ru/files/11567/st_pet_conference_inclusive_ed_june2008_rus.pdf

  1. Институт проблем инклюзивного образования  http://www.inclusive-edu.ru/
  2. РИАНОВОСТИ Особенности инклюзивного образования http://ria.ru/spravka/20120903/741880407.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инклюзивное образование – как инновационная деятельность педагога в целях создания адекватных образовательных условий для всех обучающихся

На сегодняшний день в РТ с каждым годом увеличивается рост  детей с ограниченными возможностями. Однако существует проблема территориальной удаленности  детей с ограниченными возможностями, ...

Инклюзивное образование возможно только в инклюзивной школе

Все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные, этнические, социальные и иные особенности, должны быть включены в общую систему образования, воспитываться вместе со своими сверстниками по мес...

Межрайонный семинар-практикум «Инклюзивное образование в условиях интеграции детей с ОВЗ в ОУ» Доклад по теме: «Школа – территория для всех. Технология сопровождения ребенка с ОВЗ в образовательном пространстве» (тренинг тьюторства)

Начиная работу с детьми с ОВЗ, педагоги, психологи, социальные педагоги встают перед проблемой организации для них учебного процесса, выбора форм и методов работы с этой категорией воспитанников. В ка...

Классный час по толерантности в 1 классе. Актуальность: В последние годы мы говорим об инклюзивном образовании, который обеспечивает доступ к обучению всех, в том числе и для учащихся с ограниченными возможностями. А наша задача в школе -это создание бла

Классный час по толерантности в 1 классе. Актуальность: В последние годы мы говорим об инклюзивном образовании, который обеспечивает доступ к обучению всех, в том числе и для учащихся с огра...

– Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: проблемы и перспективы». Статья «Формирующее оценивание в инклюзивном образовании»

dash; Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: проблемы и перспективы». Статья «Формирующее оценивание в инклюзивном образовании»...