Доклад "Исследование как универсальный способ учебной деятельности младших школьников"
статья (1 класс) по теме

проектная деятельность как один из видов обучения, способствующий саоорганизации младших школьников с целью решения учебных задач

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx40.32 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад:

Исследование как универсальный способ учебной деятельности младших школьников

                               

                           

                                                                       

                                                                       

                                                                             

      Не существует сколько-нибудь

                                                                  достоверных тестов на одаренность,

                                                                  кроме тех, которые проявляются

                                                                  в результате активного участия

                                                                  хотя бы в самой маленькой

                                                                  поисковой исследовательской работе.

                                                                                                    А.Н. Колмогоров

       Исследовательская деятельность естественна для человека. Потребность в предварительном изучении возможностей,  условий и последствий совершаемых действий важна для нас как условие безопасного существования в природной и социальной среде. Исследовательское поведение определяется как «направленное на поиск и приобретение новой информации; одна из фундаментальных форм взаимодействия живых существ с реальным миром, направленная на его познание; сущностная характеристика деятельности человека».

 

1.Исторический контекст.

     Учитывая, что принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование адаптированной к социуму личности обучающихся, овладение ими универсальных способов учебной деятельности, обеспечивающих успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования, перед нами, учителями начальной школы, встаёт ряд вопросов: как научить видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям? Как правильно излагать и защищать свои идеи?

2.Актуальность.

С чего начинается творчество учителя? Что становится толчком к той внутренней работе, которая ведет к рождению нового приема, варианта урока, технологии обучения, педагогической идеи?

    Одним из решений этой проблемы является поисково–исследовательская деятельность. К такому выводу я пришла в ходе реализации образовательной системы «Школа 21века», по которой работала уже в течение нескольких лет.    В ней разработана технология проектной деятельности, которая позволяет мне успешно руководить исследовательской деятельностью детей. Все учебники и учебные пособия «Школы 21» составлены в соответствии с данными технологиями. На уроках создаются условия, для того, чтобы дети самостоятельно открывали для себя новые знания.  Именно опыт исследовательского, творческого мышления и является основным педагогическим результатом и самым важным приобретением ребёнка, обеспечивающим глубокое проникновение в сущность изучаемой проблемы, повышающим как личное участие каждого обучающегося, так и его интерес к учению.

Урок – исследование как составная часть формирования исследовательского типа мышления учащихся и средство получения новых прочных знаний по предмету.

3.Педагогическая идея

     Изучив  материалы по данной теме ученых А. А. Леонтьева, Л.П. Виноградова, А.И.Савенкова, А.В.Аркадьевой, Е.С.Полат ,  я пришла к выводу о необходимости активизации исследовательской деятельности школьников именно в начальной школе и определила целеполагающие моменты.

Цель работы – стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.

Задачи:

- обучение проведению учебных исследований младших школьников;

- развитие творческой исследовательской активности детей;

-стимулирование у детей интереса к фундаментальным и прикладным наукам - ознакомление с научной картиной мира;

- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

     Прежде всего, я приучаю учеников употреблять слова “исследование”, “исследуем”. Исследуя, мы задаём себе вопрос и ищем на него ответ, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя, делаем вывод, фиксируем результаты.

    Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких  этапов.

Выбор темы (Она должна быть интересна ученику и не навязана учителем).

Постановка цели и задач.

Гипотеза исследования.

Организация исследования.

Подготовка к защите и защита работы.

4.Концептуальность

      Особенность  исследовательской работы в начальной школе заключается в огромной роли учителя. Он должен направлять, корректировать деятельность обучаемых. А главное – увлечь и “заразить” детей, показать им важность их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Это немаловажная составляющая исследовательской деятельности младших школьников. В процессе совместной деятельности происходит сближение родителей с детьми, появляется общий интерес, забота о конечном материале. Дети перенимают опыт родителей, гордятся своим общим итогом. Они, вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению за выращиванием растений, погодными явлениями, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными и творческими.

    Работа по этой программе  предполагает исследовательскую деятельность на всех уроках. Эти работы так и называются“Мои маленькие исследования” и идут по темам предмета.

   Я включаю этот вид деятельности во все образовательные области начальной школы с целью формирования у ребёнка способности творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.  

1 КЛАСС

В первом классе исследовательская работа по полной структуре невозможна, так как дети не умеют читать, писать, анализировать.

Поэтому в первом полугодии мы проводим подготовительный этап, в который включаются  творческие работы учащихся (рисунки), устные рассказы, в которых дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное.

Во втором полугодии дети уже умеют читать, имеют первоначальные навыки письма, могут задавать вопросы и отвечать на них. Следовательно, можно расширить рамки работы над проектом и включить сюда не только рисунки, но и сбор информации по плану, составленному совместно с учителем.

Учитывая особенности развития младших школьников,  первокласснику необходимо предлагать темы, которые наиболее близки и значимы для него, для его «маленького мира». Варианты тем: «Моё имя»,«Моя семья» «Моя родословная», «Моя любимая игрушка».

2 КЛАСС

На втором году обучения дети уже способны собирать информацию не только из устных источников, но и пользоваться дополнительной ненаучной литературой, изготавливать некоторые детали проекта самостоятельно, но всё это ещё происходит под руководством учителя. На этом этапе дети могут выбрать тему самостоятельно (по заранее предложенным проблемам), в рисунках передать эскиз модели, макета, сделать выводы о значимости проекта. Эта работа проводится в первой четверти второго класса.

3 КЛАСС

В третьем классе работа - исследование более расширена и  начинается с первой четверти. Дети могут работать с научной дополнительной литературой (справочники, энциклопедии, сборники),  устную информацию преобразовывать в письменную и делать первоначальный анализ полученной информации. Интересно, например, прошел исследовательский «семейный» проект «Герб моей семьи», лучшая работа была Качановой Лиды 2012-2013 учебный год.

4 КЛАСС

В четвёртом классе исследование выходит на новый уровень, становится более аналитическим. Ребята уже могут сделать анализ, выбрать главное из общего потока информации  и оформить работу  самостоятельно.

   Изучив “Методику исследовательского обучения младших школьников”, я провела несколько вводных занятий.  

Цель этих занятий:

– развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся;

– выявление одарённых учащихся и подготовка их к выполнению учебно-исследовательской работы.

Чтобы провести исследование  применяю следующую последовательность:

1.Актуализация проблемы.

 (Найти проблему и определить направление будущего исследования).

2.Определение сферы исследования.

 (Сформулировать основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти).

3. Выбор темы исследования.

(Попытаться, как можно строже обозначить границы исследования).

4. Выработка гипотезы.

 (Разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные – провокационные идеи).

5. Выявление и систематизация подходов к решению.

 (Выбрать методы исследования).

6. Определить последовательность проведения исследования.

7. Сбор и обработка информации.

(Зафиксировать полученные знания).

8. Анализ и обобщение полученных материалов.

 (Структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приёмы).

9. Подготовка отчёта.

Дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования).

10. Защита.

 (Защитить публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).

5.Сущность опыта.

Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту и, основываясь на мнения коллег, я знаю, дети в лучшем случае читают только учебники. Они не хотят читать не только дополнительную литературу по предметам, но и увлекательные произведения литературы и периодической печати. Дети увлечены компьютером, Интернет заменяет друзей, улицу и даже реальный мир.    

     Своей работой я стараюсь направить деятельность моих учеников в нужное и полезное для них русло. Ребята ведут себя по-разному: одни с каким-то азартом активно ищут информацию для своих исследований по библиотекам, другие втягивают в свою работу родителей, но есть и такие, которых приходится брать в “помощники”, обращаясь к ним с просьбой о помощи.  Ребенок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую работу.

     Найденный материал мы просматриваем, попутно выясняем, что нужно провести анкетирование, опрос или эксперимент, подобрать фотографии. Готовый материал  вместе оформляем, и ребенок готовится выступать на классном часе или мы включаем его выступление на одном из уроков. Естественно темы таких работ должна быть заранее продуманы учителем, а дети должны получить положительный результат.

    Вообще для получения положительного результата детской исследовательской работы учителю необходимо дать позитивный настрой и показать перспективу (стимулировать) учащимся. Учитель должен чутко и умело руководить исследовательской деятельностью своих учеников. Проведя анкетирование в своем классе, я узнала, что мои ребята хотят хорошо учиться, стать известными, знаменитыми, что-то изобрести или сочинить, хотят как-то прославиться, чтобы о них и их достижениях знали хотя бы в нашей школе. На таких желаниях легко строить работу учителю, если он правильно преподнесет детям цель и задачи исследования и простимулирует (пока на словах) положительный результат.

       В условиях правильной организации исследовательской деятельности дети незаметно для себя овладевают некоторыми нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения, т.е. формируются так называемые «нравственные привычки». Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость - такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к исследовательской работе.

      Выполняя исследования в группах, дети (и сильные, и слабые) имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.

     Начало любого исследования – это тема работы. Выбрать тему несложно, если учащийся точно знает, что его интересует в данный момент. Если же ученику трудно определиться с темой, то ему можно предложить ответить на следующие вопросы. Если эти вопросы не помогли, то посоветовать ученику, обратиться к взрослым или одноклассникам. Может быть, кто-то подскажет интересную идею, тему будущего исследования, пускай порой даже фантастическую- в этом случае помогает методика «мозгового штурма».

      После того как сформулирована тема исследования, необходимо подумать над целями и задачами работы.

     Для решения проблемы потребуется гипотеза или даже несколько гипотез-предположений по теме исследования. Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать: самую важную, поставить на первое место.

     Следующий этап работы – составление плана.

Как составить план работы?

Для того чтобы составить план, надо ответить на вопрос: как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем?

 Для этого надо определить, какими методами можно пользоваться, а затем выстроить алгоритм действия.

Подумать самостоятельно;

Посмотреть книги о том, что исследуешь;

Спросить у других людей;

Познакомиться с кино и телефильмами по теме своего исследования;

Обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет;

Понаблюдать;

Провести эксперимент.

Учащиеся выбирают методы, которые помогут проверить гипотезы.

      Методы выбраны и начинается исследовательская деятельность, сбор и обработка информации, на помощь приходят родители. Ученики активно работают, анализируют и обобщают полученные материалы, проводят исследование. Желательно, чтобы данный этап работы проходил краткосрочно, так как дети младшего школьного возраста быстро теряют интерес к проделанной работе. В это время организую индивидуальные консультации. Во время консультаций помогаю систематизировать собранную информацию.

 “Систематизация информации

Собраны все сведения, сделаны все необходимые выписки из книг и проведены наблюдения и эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом людям. Что же для этого требуется?

 “Подготовка к защите исследовательской работы”

Выделить из текста основные понятия и дать им определения.

Классифицировать (разбить на группы) основные предметы, процессы, явления и события.

Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы.

Выстроить по порядку (ранжировать) основные идеи.

Предложить примеры, сравнения и сопоставления.

Сделать выводы и умозаключения.

Указать возможные пути дальнейшего изучения.

Подготовить текст сообщения.

Приготовить рисунки, схемы, чертежи и макеты.

Приготовиться к ответам на вопросы.

Возможные результаты исследовательской деятельности- представление газеты, альбома,  гербария, журнала, книжки-раскладушки, коллаж, костюма, макета, модели наглядного пособия, паспарту, плаката, плана, реферата, серия иллюстраций, справочника.

    Презентация, или защита проекта, - завершающий этап выполнения проекта, когда учащиеся докладывают о проделанной ими работе. Как правило, защита проектов или исследований  осуществляется в форме выставки проектов учащихся тех изделий, которые они создали. Часто такая выставка сопровождается небольшими выступлениями школьников с рассказом о своём изделии- конечном продукте.

“От чего зависит успех”

Есть несколько правил, которых необходимо придерживаться в работе, если ученик желает, чтобы его работа была успешной. Правила эти несложны, но эффект от них велик. Эти правила выдаю учащимся в виде памяток. 

 “Дорогой друг!”

Возможно, ты не станешь большим учёным. Но первые свои опыты и исследования запомнишь на всю жизнь. И полученные с их помощью знания – тоже. Твоя первая исследовательская работа завершена. Ты хорошо потрудился, узнал много интересного, нового. Верим, что впереди тебя ожидает множество других открытий! Удачи тебе, юный исследователь! Новых знаний, новых открытий!

Памятка юному исследователю.

Моё исследование.

1. (Тема исследовательской работы). Как будет называться моё исследование? 

2. Введение.  Актуальность проблемы.  В чём необходимость моей работы?

Что я узнал из литературы?

3. Цель. Что я хочу исследовать?

«Изучить…» «Поставили цель: изучить поведение  …».

4. (Задачи). Для чего я хочу провести исследование?

«Выяснить, сколько…»; «Выявить связь…»; «Установить, зависит ли…»; «Изучить, для чего…»; «Выяснить, как…»; «Установить, почему…»

«Задачи:

изучить литературу …  

выявить …

установить …

выяснить…

рассмотреть …

определить …

5. Дата и место проведения моего исследования.

6. (Методика работы). Каким образом я проводил исследование?

Каким образом я проводил наблюдения, опыты, измерения, сравнения, учёт. 

7. (Описание работы). Мои результаты исследования.

Таблицы, диаграммы, графики с обсуждением.

8. (Выводы). Выполнил ли я то, что задумал? На основе полученных данных можно сделать следующие  выводы…(Ответы на поставленные задачи).

«Прочитав книги, мы многое узнали  …

На основе полученных данных можно сделать следующие выводы: …

Наши результаты исследования и сведения   совпадают. Наше предположение подтверждается.

9. Что оказалось трудным в моём исследовании, чего не удалось выполнить?

10. Кого я хочу поблагодарить?

11. Использованная литература.

12. Приложения

6.Оптимальность и эффективность исследовательской работы.

      Если мы изучим внимательнее  планируемые результаты освоения обучающимися начальной школы основной образовательной программы начального общего образования (ФГОС НОО второго поколения), то обратим внимание , что именно исследовательская деятельность становится основой обучения .

К числу  регулятивных универсальных учебных действий отнесены следующие результаты:

-определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы;

-осуществлять действия по реализации плана;

-соотносить результат своей деятельности с целью и оценить его;

К числу познавательных :

-извлекать информацию;

- ориентироваться в своей системе знаний;

- осознавать необходимость нового знания;

-самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной задачи, состоящей из нескольких шагов;

-перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя.

-Коммуникативных:

-доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи;

- понимать другие позиции и взгляды;

-договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы, для того чтобы сделать что-то сообща.

7.Результативность.

             Подчеркивая, таким образом, актуальность и значимость моей темы работы, подведу некоторые итоги наблюдений последних лет.

1.Проведенное анкетирование учащихся позволило выявить позитивное отношение к организации исследовательской работы :

отметили :

- заинтересованность такой организацией обучения – 100%

- работа над исследованием помогает лучше учиться – 50%

- учит дружить и помогать друг другу – 70%

- позволяет показать, что ты умеешь делать – 50%

- заинтересовать других тем, что тебе интересно – 50%

- проверить свои силы – 30%

- подружиться с ребятами из других классов – 30%.

2.В ходе систематического проведения интегрированных уроков, организации индивидуальных и групповых исследований повысились:

 А) уровень качества знаний учащихся.

Б) уровень сформированности мыслительной деятельности

2 класс

3 класс

4 класс

Брать готовые знания

70 %

50%

30%

Открывать знания самому

30%

50%

60%

В) стали ярче проявляться познавательные интересы детей,  их творческое участие в проектах, конкурсах, выставках.

 

8.Выводы.

     Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону, дать детям насладиться радостью своего открытия. Но учитель окончательно достигает своей цели, лишь тогда, когда учащийся сам понимает значимость исследовательской деятельности, сам стремится к ней.

Литература

  1. Аркадьева А.В. Исследовательская деятельность младших школьников // Начальная школа плюс До и После – 2005 г. - №2

           2 Каравей Т.Н. и др. Младшие школьники проводят исследования. //

Начальное образование . 2005 г -№ 6

  1. Леонтович  А.В. В чём отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности // Начальная школа плюс До и После – 2005 г - № 1
  2. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников.

      М.: Издательский дом «Фёдоров»,  2006 г.

.

  1. Стандарты второго поколения «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения». М.: Просвещение, 2010 г.

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка - способ самоорганизации учебной деятельности младших школьников

В данном материале содержатся инструкции о самоорганизации учебной деятельности младших школьников; памятки для младших школников том, как работать на уроке в паре; памятки для учащихся о том, как раб...

Анализ педагогической деятельности. Тема "Использование технологии проблемно – диалогического обучения как способа активизации учебной деятельности младших школьников"

Анализ педагогической деятельности за межаттестационный период по теме "Использование технологии проблемно-диалогического обучения как способа активизации учебной деятельности младших школьников"....

"Квест - технология как способ активизации учебной деятельности младших школьников

Материал презентации будет интересен учителям начальных классов, желающих разнообразить практическую деятельность, правратить урок в интересное приключение....

Памятки - способ самоорганизации учебной деятельности младших школьников

В данном материале содержатся памятки по способу организации учащихся на уроке....

Обобщение опыта по теме " Технология проблемно-диалогического обучения как способ активизации учебной деятельности младшего школьника"

Представила сою работу на семинаре по теме " Проблемно-диалогическое обучение" Доклад + презентация...