Наши помощники в мире слов: Библиотечный урок для учащихся 3-4 классов
план-конспект урока (3 класс) по теме

Вахлакова Татьяна Федоровна

Представление о справочной литературе, цели обращения к словарям и энциклопедиям, обучение работе с ними. Структура словарей и энциклопедий. Расположение материала. Алфавитный и предметный указатели, указатель имен, понятий и терминов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nashi_pomoshchniki_v_mire_slov_bibliotechnyy_urok.docx21.46 КБ

Предварительный просмотр:

Библиотечный урок

(для учащихся 3-4 классов)

«Наши помощники в мире слов»

Цель: расширение знаний школьников о разных видах справочной литературы: энциклопедиях, словарях, справочниках, привитие интереса к ним, обучение умению ими пользоваться. 

Задачи:

  • Научить пользоваться словарями, энциклопедиями, энциклопедическими словарями, справочниками.
  • Привитие интереса к справочной литературе.
  • Повторить и закрепить знания учащихся о языковых словарях.

Содержание темы: Представление о справочной литературе, цели обращения к словарям и энциклопедиям, обучение работе с ними. Структура словарей и энциклопедий. Расположение материала. Алфавитный и предметный указатели, указатель имен, понятий и терминов.

 Форма проведения: беседа

 Оформление: выставка справочных изданий «Наши помощники».

Библиотекарь: Здравствуйте, ребята!  Сегодня  мы с вами вспомним, для чего нужны людям такие книги как словари, энциклопедии, справочники и, как научиться быстро ими пользоваться. Человек не может хранить в памяти все события прошлого и настоящего, даты, факты, цифры, названия. И когда нужен ответ на вопрос или какая-то справка на помощь приходят словари и справочники. Эти книги скупые и щедрые одновременно. В них нет ничего лишнего и есть много нужного. Одни подскажут вам названия рек, городов, морей. Другие расскажут о болезнях и их лечении. Третьи – о растениях или машинах. Есть словари, которые расскажут, что значит незнакомое слово, откуда оно пришло. Как вы думаете, чем словари отличаются от справочников (в словарях слова собраны по алфавиту, в справочнике – по отдельным темам). Известный французский писатель Анатоль Франс сказал: "Словарь - это вся Вселенная в алфавитном порядке".

Вот это и есть одно из правил, по которому составляется словарь - алфавитный порядок слов. Вам ведь уже приходилось пользоваться словарем. Вы хорошо знаете "Орфографический словарик". Он много раз выручал вас на уроках русского языка. В нем слова даны в алфавитном порядке и по нему можно сверить написание того или иного слова.

 А сейчас мы поговорим с вами еще об одном словаре. Он называется "Толковый словарь". Толковым он называется потому, что в нем толкуются, объясняются значения слов, дается перечень близких и противоположных по смыслу слов, приводятся примеры их употребления. Очень ценным считается  «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля. Над ним автор трудился около 50 лет.  Словарь содержит более двухсот тысяч слов, а также 30 тысяч пословиц, поговорок, загадок.   Также не менее известны в наше время и толковые словари, выпущенные  под редакцией Дмитрия Николаевича Ушакова и Сергея Ивановича Ожегова. В них включены новые слова, уточнены толкования многих слов.

Конечно же, в наше время словарь не может быть использован,  как справочник по современному русскому языку, т.к. значения многих слов изменились. Но ценность словаря  от этого нисколько не уменьшилась. Толковые словари существуют для того, чтобы мы задумывались над значениями слов, которые употребляем. Ведь некоторые слова имеют несколько значений. Вот давайте попробуем объяснить следующие слова с помощью "Толкового словаря".

           (Работа по Толковому словарю : Выдержка, владеть, гордость, достичь, дупло, ерш и др.)

Бывают  и двуязычные словари, которые помогают нам изучать иностранные языки. Например, «Англо-русский словарь», «Русско-английский словарь». В них тоже слова расположены по алфавиту (в англо-русском по английскому алфавиту).

              -Сегодня мы с вами поговорили только об очень немногих словарях. Семья их огромна. Польза, которую они приносят людям, неоценима. И недаром поэт Яков Козловский так заканчивает свое стихотворение:

Уважаем Государь

 По прозванию Словарь,

 Даже Пушкин, я об этом

 Достоверно говорю,

 Не однажды за советом

 Обращался к словарю.

 Он связует новь и старь,

 И тебе всегда, как другу,

 Оказать готов услугу

 Русской речи Государь

 По прозванию Словарь!

Обращайтесь к словарям постоянно и они, непременно, помогут вам при изучении всех школьных предметов, научат вас грамотно писать и красиво говорить.

     Мы с вами знаем, ребята, что кроме словарей, есть еще и энциклопедии. Какие же? Вы можете их назвать? Молодцы! А что же такое энциклопедия? Энциклопедия – это научное справочное пособие в форме словаря по всем или отдельным отраслям знаний, адресованное либо широким массам, либо специалистам. Толстые многотомные энциклопедии могут рассказать почти обо всем. Все слова расположены в них по алфавиту, от А до Я, поэтому их легко найти. Но надо помнить, что все слова, понятия, события, явления описаны здесь кратко, сжато, для первого ознакомления.

      Энциклопедии бывают разные. Те из них, что могут ответить на любой вопрос, называются универсальными. Они бывают и для взрослых, и для детей. Например, это многотомная энциклопедия «Я познаю мир», «Всё обо всем», книги серии «Моя первая энциклопедия».

 А теперь, ребята, попробуйте сами найти в энциклопедиях указанные слова или понятия. Перед вами – энциклопедии «Детская энциклопедия Аванта+» и  «Я познаю мир»  Я буду говорить задания, а вы будете искать в энциклопедии и поднимать руку.

 Задания:

 1.     Что означает слово «Динозавр»?

 2.     Какая рыба самая большая?

 3.     Что из себя представляют пеликаны?

 4.     Какую роль играет хобот у слона?

(Самостоятельная работа с энциклопедиями, ответы учащихся).

     Молодцы, ребята! Вы замечательно поработали и, я думаю, научились пользоваться энциклопедиями. Но у нас остался еще один помощник, к услугам которого мы часто обращаемся – это справочник. Что это такое? Мы можем сказать, что справочник – это младший брат энциклопедии и словаря. Материал здесь расположен по отдельным темам. Одни справочники подскажут названия рек, морей, городов, другие расскажут о растениях, животных, кораблях или самолетах.

  Вот и подошло к концу наше путешествие. Давайте посмотрим, внимательны ли вы были на нашем библиотечном уроке, всё ли запомнили. Предлагаю небольшой блиц-опрос. Что значит блиц? Это значит, быстро задаются вопросы и также быстро вы должны на них ответить. Итак, начали!

 1. Какими были первые словари? (Рукописные и печатные на фресках).

 2. Кто автор «Толкового словаря живого великорусского языка»? (Владимир Иванович Даль)

 3. Как расположены слова в словарях? (По алфавиту).

 4. Каких авторов толковых словарей вы знаете, кроме Даля? (С.И. Ожегов и Д.Н. Ушаков).

 5. Что такое научное справочное пособие в форме словаря по всем или отдельным отраслям знаний, адресованное либо широким массам, либо специалистам? (Энциклопедия).

 6. Вспомните пословицу или поговорку о книге.

 1.     Кто много читает, тот много знает.

 2.     Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

 3.     Книги читать – скуки не знать.

 4.     Книга мала, а ума придала.

 5.     Не красна книга письмом, а красна умом.

 6.     Книга друг – человека.

      Молодцы ребята! Сегодня вы показали свое виртуозное умение работать с различными видами и типами словарей русского языка, наиболее  полно используя издания справочного характера. Все участники с заданиями справились. Хочется пожелать вам, чтоб знакомство со словарями, справочниками и энциклопедиями на этом для вас не закончилось. Словари помогут вам в учебе, научат любить и ценить чудо, имя которому  - язык. И хочу закончить наш урок словами Константина Георгиевича Паустовского: «Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли ни одной строчки, хоть одной странички из новой книги».

 Спасибо за внимание.

Список использованной литературы:

1. Библиотечно-библиографические знания – школьникам. — М.: Книга,1978.-142 с.
2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т.- М.: Гос. изд-во иностр. и национ. словарей,1955.
3. Кульневич С.В. Не совсем обычный урок.- М.: Учитель,2001.-175 с.
4. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов.- М. :Русский язык,1998.-847 с.
5. оргенштерн И.Б. Занимательная библиография.- М.:Книга,1978.-142 с.
6. Николаева А.А. Учись быть читателем. – М.:Просвещение,1978.-159 с.
7. Ожегов С.И. Словарь русского языка.- М.: Русский язык,1989.-922 с.
8. Сахарный Л.В. К тайнам мысли и слова.- М.:Просвещение,1983.-160 с.
9. Сергеев В.Н. Словари – наши помощники.- М.: Просвещение,1984.-143 с.
10. Словарь современного русского литературного языка. В 20 т.М.: Русский язык,1991.
11. Шанский Н.М. Школьный фразеологический словарь русского языка.-М.Дрофа,1997.-360 с.
12. Энциклопедические словари для школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «В МИРЕ ЖИВОТНЫХ» окружающий мир для учащихся 2-4 классов

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА  «В МИРЕ ЖИВОТНЫХ»Предмет: окружающий мир Возраст: для учащихся 2-4 классовУМК: любойЦель:углубление и обобщение знаний детей о многообразии животного м...

Конспект интегрированного урока для учащихся 4-ых классов по коррекции дизорфографии с использованием ЭОР по теме «Правописание сложных слов»

Интегрированный урок  по теме "Правописание сложных слов" проводится в форме интеллектуальной игры "Что? Где? Когда?"  Тема игры "Великие люди России". И...

"Есть страна чудесная на свете" Библиотечный урок для учащихся 1-х классов

Библиотечный урок на тему : «Знакомство с библиотекой, правила пользования библиотекой и книгами» для учащихся 1-х классов. Цель  урока: знакомство с библиотекой; закрепление правил об­ращен...

«Уроки истории на библиотечный лад: Библиотеки древние и современные»: Библиотечный урок для учащихся 3-4 классов

Цель урока: Знакомство с историей возникновения книги и библиотеки, изучение исторического значения книги в формировании духовной культуры человека.Задачи: Знакомство с историей письменности и книги, ...

Сценарий проведения викторины по окружающему миру "Мир вокруг нас" для учащихся 1-4 классов

Данное мероприятие является досугово-развлекательным. Оно состоит из 2-х частей: самих вопросов в количестве 30, а также творческого задания по составлению плаката по заданной теме командами игроков. ...

Библиотечный урок "Заповедный мир Пришвина", 3 класс+ презентация к уроку

Библиотечный урок о жизни и творсчестве Михаила Михайловича Пришвина предназначен для учеников 3  классов. "Заповедный мир Пришвина" посвящен Михаилу Михайловичу Пришвину - писател...