Развитие творческих способностей младших школьников на уроках и во внеурочное время
материал по теме

Величко Наталья Викторовна

В работе отражены некоторые приемы развития творческих способностей младших школьников на уроках и во внеурочное время, приведены примеры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ.

Содержание:

  • Введение.
  • Творческие игры на уроках.
  • Литературное творчество.
  • Творческие сочинения, изложения.
  • Творческие задания для развития индивидуальных способностей.
  • Как я развиваю творческие способности во внеурочное время.
  • Литература.

                                       

Введение.

Вы хотите, чтобы ваши дети были

способными и талантливыми?

Тогда помогите им сделать первые

шаги по ступенькам творчества,

но... не опаздывайте и, помогая…

думайте сами.

                                                             Б.П. Никитин

Школа — это мир юности, надежд и радости, где почва для творческой деятельности наиболее благоприятна и где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра. Находясь в постоянном поиске, стараясь подходить творчески к учебному процессу, я, как педагог, хочу видеть в каждом своем ученике будущего певца, художника, писателя, артиста или просто доброго, любящего человека. Я пытаюсь с самых первых дней обучения создать в детском коллективе атмосферу созидания и творчества, помогаю раскрыться способностям каждого моего ученика. Для этого буквально с первых дней приучаю своих первоклассников при единой для всех теме выполнять задания в своем неповторимом варианте, развивая тем самым самостоятельность, активность, инициативу, т.е. качества, сопутствующие творчеству и обусловливающие развитие творческих способностей.

Нельзя сказать, что этот процесс протекает гладко. На первых порах возникают проблемы и трудности, обусловленные тем, что не каждый  ребенок открыт к творчеству, например, из-за недоразвития внимания и воображения. Чтобы скорректировать эти недостатки и активизировать работу всех детей (даже самых слабых), стараюсь вводить в урок такие формы работы, которые бы не только развивали, подвигали к творчеству, но были бы доступны и интересны каждому. Задача учителя – не искать, а подумать о совершенствовании всех методов и приемов обучения, направленных на активную творческую учебу, выбрать такие, которые способны при наименьшей затрате сил дать наибольшие и наиболее прочные результаты.

Как научить ребенка учиться, как «вывести» ученика на творчество?

Нельзя упускать ни одной возможности для раскрытия способностей наших учеников. Каждый учитель, опираясь на опыт работы и индивидуальные особенности учащихся, может составить большой список приемов и методов. Я нашла для себя ответ на этот и многие другие вопросы в использовании технологии проблемного обучения.

В основе же сознательного акта учения лежит способность человека к продуктивному (творческому) воображению и мышлению. Более того, при низком уровне развития этих процессов невозможны ни успешное обучение, ни успешное самообучение. А ведь именно они определяют развитие творческого потенциала личности. Успех и уверенность в обучении зависят от того, как учитель сможет помочь раскрыть индивидуальные способности, качества и таланты каждого. Проблемно-развивающее обучение помогает сделать принципиально важный шаг к формированию мотивов учения и познавательных интересов.

Эта технология помогает повысить учебную мотивацию школьников, их познавательный интерес, она превращает даже самых застенчивых, замкнутых детей в учеников активных, уверенных в себе и своих силах. Эта технология позволяет учителю сократить время на изучение многих тем, а освободившееся посвятить «погружению» в предмет. Постоянная систематическая работа по этой технологии поможет повысить результаты обучения (ведь добытые самостоятельно знания - более прочные!).

С чего же начать? С создания проблемной ситуации на уроке! Попробуйте пройти этот этап вместе со своими учениками, и я уверена: вы не сможете остановиться на достигнутом! В качестве дидактического средства, которое обеспечивает развитие мышления учащихся в процессе, выступают учебные задания. Если учебное задание создает проблемную ситуацию, то его называют проблемным. Функции познавательных заданий многообразны. Они помогают ученику осмысливать учебный материал, закреплять полученные знания, отрабатывать качества, необходимые для исследовательской деятельности, овладевать приемами мышления, учиться применять знания в новой ситуации. Но понятие «проблемная ситуация» не может рассматриваться в отрыве от ребенка. Если он не понимает задание, не может выделить неизвестное и выполнить необходимые мыслительные операции, то задание для него проблемным не является. Оно не является таким и в том случае, если он легко справляется с ним, используя уже известные для него способы действия. Поэтому для создания проблемной ситуации необходимо учитывать ее структурный состав, то есть все ее компоненты: необходимость выполнения такого действия, при котором  возникает познавательная потребность в новом, неизвестном способе или условии действия; неизвестное, которое должно быть раскрыто в возникшей проблемной ситуации; возможности учащегося в выполнении поставленного задания,  в анализе условий и открытии нового. Включая в урок проблемные задания, следует обращать внимание на два момента.

1. Знания могут предлагаться ученикам в виде известного учителю образца, который учащийся должен запомнить и воспроизвести, а затем отработать соответствующие умения и навыки. Приведу ряд примеров создания проблемной ситуации на уроках математики.

     Например, на уроке «Письменный прием сложения вида 45 + 23» (второй класс) задание предлагается следующим образом:

  • Умеете ли вы складывать двузначные числа?
  • Выполните сложение чисел 45 и 23, пользуясь устным приемом вычисления. Как будете рассуждать?
  • Знаете ли вы, что существует такая форма записи, при которой сначала всегда складывают единицы, а только потом десятки? К тому же эта форма записи экономит время на вычисления и занимает меньше места.
  • Хотите ли вы узнать, что это за запись?

2.        В другом случае ученик включается в деятельность, процессе которой у него возникают потребности в усвоении нового знания и он сам или с помощью учителя «открывает» новое.
Например, на уроке «Сложение в пределах 20 с переходом через десяток» (второй класс) учитель предлагает задание:

-        Найдите неизвестное число второго равенства, используя
примеры верхней строчки:

9 + 3 = 12        6 + 8 = 14  

9 + 2=...        7 + 8 = ...

  • Каким еще способом можно решить примеры второй строчки? (С помощью числового отрезка, с помощью таблицы сложения)
  • Можно ли воспользоваться перечисленными способами, например, делая покупки в магазине? Почему? (Такие примеры мы решали раньше, а в жизненной ситуации нет ни таблицы сложения, ни числового отрезка)

- Как быть в такой ситуации? (Найти новый способ решения) Таким образом, проблемное задание - необходимый компонент процесса обучения, целью которого является развитие мышления учащегося. Выполняя мотивационную функцию, проблемные задания позволяют повторить ранее приобретенные знания, подготовить учеников к усвоению нового материала и сформулировать проблему, с решением которой связано «открытие» нового знания.

Изучение темы «Деление суммы на число» можно начать со следующего задания:

-        Догадайтесь, по какому правилу записаны выражения в каждом столбике. Вычислите их значения:

 54 : 9        63 : 7        78 : 8

(36+ 18): 9        (49+14): 7        (24+ 48): 8

36:9 + 18:9        49:7+14:7        24:8 + 48:8

С одной стороны, задание понятно учащимся и они могут приступить к его выполнению. С другой стороны, оно связано с изучением нового, которое пока неизвестно учащимся. Задание только подготавливает учащихся к «открытию» этого нового. В контексте нового знания возникает возможность повторить ранее изученный материал. Конечно, не все ученики могут после выполнения этого задания сформулировать самостоятельно свойство деления суммы на число. Поэтому учащимся предлагается записать столбики выражений по тому же правилу для случаев 36 : 4, 48 : 6 и т.д. Осознание способа действия позволяет учащимся самостоятельно представить числа 81, 72, 45 в виде суммы двух слагаемых, каждое из которых делится на 9 (новое задание).

Казалось бы, способ действия ясен. Но можно предложить учащимся задание, которое ставит их перед новой проблемой.

-        Чем похожи выражения в каждой паре? Чем отличаются?
               (24+48):8        (42+14):7                 (36+18):9

            (22+50):8        (40+16):7                 (34+20):9                                          

Анализируя пары выражений, учащиеся обнаруживают, что в первом выражении каждой пары можно воспользоваться открытым способом действия, а во втором выражении нельзя.

На этом проблемы не заканчиваются, и учащимся предлагается следующее задание.

-        Какие из данных чисел можно записать в виде суммы двух слагаемых, каждое из которых делится на 6, а какие нельзя: 36, 48, 52, 28, 24, 38, 56, 6?

Задание опять создает проблемную ситуацию, в которой присутствуют все необходимые компоненты.

 Создавая проблемную ситуацию, учитель должен помнить, что, если задание сформулировать без учета знаний учащихся, их возрастных особенностей, это обязательно приведет к потере мотивации учения. Только грамотно созданная учителем проблемная ситуация обеспечивает интеллектуальное развитие учащихся, воспитывает в них волевые качества, самостоятельность, активизирует и развивает эмоциональную сферу и воображение.

Если вы не пожалеете времени на овладение навыками создания проблемных ситуаций, вы будете вознаграждены тем, что желание разобраться в новой проблеме появится даже у тех учеников, от которых вы этого не ожидали.

Творческие игры на уроках.

Одной из самых благодатных формой творчества была и остается игра. Психологи определяют игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте. В ней ребенок активизируется как личность, через игру познает мир. В младшем школьном возрасте роль ведущей деятельности переходит к учению, к учебной деятельности. Этот переход не должен быть резким, поэтому игровые приемы можно с успехом применить на всем протяжении обучения в начальной школе. Другое дело — игра должна соответствовать возрасту детей, быть увлекательной и, самое главное, способствовать умственному и духовному развитию, т.е. должна быть творческой.

В начальных классах современной школы одним из эффективных приемов, активно воздействующих на познавательную деятельность учащихся, на их эмоциональную сферу, является творческая игра. Она способствует созданию у школьников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, дает возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки, добиться прочного его усвоения.

Игра — привычный вид деятельности для детей младшего школьного возраста. Они активно включаются в интересную игру, распределяя между собой роли в ней.  стараются достичь лучших результатов, радуются победе, огорчаются из-за поражений. Дети живут игрой. Учителю необходимо широко использовать этот интерес, поставить его на службу учебному процессу, развивать в игре творческий потенциал каждого ученика.

Необходимо отметить, что творчески относящийся к своему делу учитель видит в ученике не только объект воздействия – сколько партнера, союзника по творческому процессу. А ведь именно игра может помочь создать в классе атмосферу партнёрства и взаимоуважения, укрепить веру ребенка в собственные силы, дать почувствовать вкус победы, как личной, так и коллективной.

Использование творческой игры на уроках в начальной школе помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к предметам. Немаловажно также и то, что творческая игра на уроках способствует обогащению словарного запаса учащихся, расширяет их кругозор. Она несет в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только обще-учебные и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремленность, умение находить решение в нестандартной ситуации.

  Дидактическая и творческая игра имеют общие корни, так как сходны приемы их подготовки и проведения: наличие определенного наглядного и раздаточного материла, деление детей на группы или команды, постановка игровой задачи, выявление победителя или победителей.

Научить ребенка думать самостоятельно, отстаивать свою точку зрения — главная задача творческой игры.

Эффективность ее во многом зависит от эмоционального отношения педагога к течению игры, от заинтересованности в ее результатах. Кроме того, не все школьники одновременно усваивают правила, поэтому учитель может помочь им в процессе игры.

Однако, эта помощь должна быть по возможности скрытой от других учеников, чтобы и у всех  -  и у слабых, и у сильных  -  создавалось впечатление равноценности их участия.  Задача педагога — создать ситуацию успешности для каждого ребенка, помочь ему раскрыться полной мере.

Любую творческую игру можно использовать неоднократно. Для того чтобы интерес к ней не снизился, ее можно модифицировать за счет замены оборудования (вводятся новые предметы, картинки, условные обозначения) или введение новых правил. Полезно также привлекать к этому процессу и самих учащихся: пусть проявят фантазию и изменят игру, а может быть, и создадут новую, будут играть не только на уроке, но и во внеурочное время.

Приведу ряд примеров таких творческих игр на уроках русского

языка.

1. Задание: вписать в клетки буквы так, чтобы получилось слово (по заданным правилам).

б

б

б

б

Сначала надо дать возможность каждому ученику придумать свои слова, поощряя каждый новый вариант (бак, брат, бочка, братик и др.). Затем можно усложнить данную игру, попросив ребят подбирать слова только одной части речи, или на заданную тему, или на какое-либо орфографическое правило и т.д. Когда данная игра будет освоена детьми в полной мере, следует переходить на новый, более сложный уровень.

                                         

л

л

л

л

(Лампа, лапка, лучик, лимон и др.)

а

а

а

а

( Аист, ваза, кран, шина и др.)

Невозможно даже предположить, сколько таких игр могут придумать дети. Главное, чтобы ни одна из них не прошла незамеченной. Самые интересные можно включить в урок, другие вывесить в классе на видном месте, пусть дети играют во внеурочное время, в более свободной обстановке.

Следующим видом такой многогранной творческой игры на уроках русского языка может стать игра «Лишнее слово». Суть этой игры в том, что из целого ряда слов ученикам нужно сначала убрать одно «лишнее слово», обосновав свой ответ,  потом из оставшихся слов еще одно, затем еще одно, пока не останутся два-три «нужных слова». Эта игра полезна тем, что ученикам невольно приходится сравнивать предложенные слова по разным признакам: лексическому значению, составу, грамматическим признакам и т.д., — что ведет к отработке перечисленных понятий.

Учитель может проводить эту игру многократно при изучении любой темы и на любом этапе урока, главное, чтобы она соответствовала целям и органично вписывалась в структуру урока.

Еще одним примером творческой игры может служить создание собственного шрифта или кода. Простейший вариант — просто продублировать каждую букву русского алфавита своими значками и зашифровать свой текст этими «буквами». Более сложный вариант предполагает изменение какой-либо принципиальной особенности письма, например, заглавную букву изображать тем же значком, что и строчную, но с черточкой наверху.

Самый трудный вариант этой игры школьникам дается зашифрованный неизвестным им способом текст из какого-либо литературного произведения.

Зная текст школьники должны разгадать шифр, и потом с помощью разгаданного шрифта записать тот текст, который составят сами.

А какой простор детской фантазии открывает игра на придумывание собственных слов, обязательно мотивированных, т.е. имеющих связь с реальными словами. Например, при изучении темы: «Сложные слова» можно предложить детям придумать свои слова, продолжая ряд, затем определить значения подобранных слов: самолёт, самосвал, самокат... (самовоз, самоход, самопрыг и др.)

Или   при   изучении   темы    «Имена собственные» попросить детей придумать свои клички для животных, отображая внешний вид или повадки: коза Бодуля. петух Крикун, собака Лаюшка, конь Быстроног, барашек Кудряшка и др.

Литературное творчество.

       Из всех форм творчества литературное, словесное творчество является характерным для школьного возраста. Хорошо известно, что в раннем возрасте все дети проходят через несколько стадий рисования.

Рисование и является типичным творчеством раннего возраста. В эту пору дети рисуют охотно, иногда не пробуждаемые ни кем из взрослых; иногда достаточно самого легкого стимула для того, чтобы ребенок принялся за рисование. В эту пору рисование -  любимое занятие детей.  Творческие силы ребенка сосредотачиваются на рисовании не случайно. Именно рисование предоставляет ребёнку наиболее легко выразить то,  что им владеет. К началу школьного возраста любовь и интерес к рисованию начинает ослабевать, а у многих детей  пропадает вовсе. Очень важно не упустить этот момент  и пробуждать в детях  интерес к рисованию. Очень часто на уроках я даю ребятам задания: нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку, нарисовать экологические знаки, которые вы бы поставили в своей родной школе, станице и др. (см. приложение). Ребенок рисует и одновременно  рассказывает о том, что он рисует. Еще одним из приемов развития литературного творчества является театрализация. Ребенок драматизирует и сочиняет словесный текст своей роли.

«Нестесненное слово» ребенка, открытый диалог на уроке, свободная мысль являются непременными условиями детского творчества. Уроки чтения, окружающего мира, кубановедения,  подходят для открытого диалога. В первые годы обучения в школе ребенок учится ориентироваться в речевом потоке, различать звуки и буквы, отличать текст от набора предложений, приобретает навыки правильного и осознанного чтения. Знакомство с чтением начинается с первых уроков обучения грамоте, на которых я использую разный стихотворный материал. Например:

На калитку посмотри:

Чем она не буква И?

Между двух прямых досок

Одна легла наискосок.

В. Степанов

Т в антенну превратилась

И на крыше очутилась.

            А. Шибаев

С помощью считалок, чистоговорок и скороговорок ученики знакомятся с понятием «рифма».

Ша — ша — ша —

Мама моет малыша.

Та — та — та -

У нас в доме чистота.

Ученикам по силам и предлагаемые ниже творческие задания на подбор рифмы.

В нашем доме на окошке

Сидят серенькие…________

Мишка плачет и ревет:

Просит пчел, чтоб дали …

С большим удовольствием учащиеся выполняют задание, в котором надо продолжить стихотворение, например:

— Продолжите строки:

Весна, весна на улице,

Весенние деньки!

Такие задания помогают выявить детей, склонных к интеллектуальному творческому труду, способных к стихосложению.

Правильно организованный процесс чтения включает в себя труд и творчество читателя: читая, он активно реагирует на поступки героев, дает им оценку, соотносит, сравнивает со своими поступками и действиями, воссоздает их в своем воображении, участвуя в сотворчестве.

Читательская деятельность предполагает правильную организацию восприятия, запоминания и воспроизведения читаемого текста. И от того, как осуществляется процесс работы с текстом: целенаправленно или спонтанно, творчески или формально, пробудит ли он эмоции и активное отношение к читаемому, - зависит то, каким станет читатель.

В настоящее время наиболее проработанным методическим направлением в обучении чтению является формирование у учеников правильной читательской деятельности. Правильная читательская деятельность — это «трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг (до чтения, в процессе чтения, после чтения)».

Сначала проводится подготовка к восприятию текста. Она носит характер предварительной ориентировки. Учащиеся читают ключевые слова и словосочетания, название произведения, фамилию автора, записанные на доске, рассматривают иллюстрации и делают предположения о содержании текста.

Работа в процессе чтения направлена на осмысление текста на уровне содержания. Текст читается по предложениям, абзацам, частям. По ходу чтения задаются уточняющие вопросы для первоначального восприятия и понимания прочитанного.

На третьей ступени работы с текстом необходимо достижение понимания на уровне смысла. Здесь формируются умения понимать, запоминать и воспроизводить прочитанное. С помощью этих умений осуществляется глубокое, полноценное восприятие произведения. Учащиеся выполняют и творческие задания — иллюстрирование, словесное рисование, придумывание продолжения, составление диафильма, инсценирование.

Такой «трехступенчатый процесс» работы над произведением позволяет построить урок чтения таким образом, чтобы выявление знаний и обучение сливались в единый процесс, а изучение нового строилось на уже известном знании, опиралось на жизненный опыт маленького читателя.

По мере накопления читательского опыта ученики активнее вступают в диалог с учителем и друг с другом.

Соприкасаясь с творчеством поэтов и писателей, приобщаясь к великим произведениям, школьники учатся любить и понимать прочитанное. А любовь к чтению — это начало развития своих литературных способностей.

Открывая тайну живого русского языка, выполняя творческие задания, учащиеся приобретают первый опыт литературного творчества и стихосложения.

Литературное, словесное творчество является характерным для младшего школьного возраста. Его значение важно для самого ребенка, а не для литературы, оно нужно для развертывания сил маленького автора. Детское литературное творчество может стимулироваться и направляться извне. Наилучшим стимулом является такая организация жизни учеников, которая создает потребности и возможности для детского творчества. Этому способствует свободная атмосфера в школе и классе, доверие и уважение со стороны учителя, предоставление ученикам самостоятельности, внимание к интересам каждого ученика, к его склонностям, здоровью, разностороннему развитию и способностям.

Творческие сочинения, изложения.

Особое место в учебном процессе отвожу работе над сочинениями, так как считаю, что это бесценный материал не только для развития письменной речи учащихся и формирования грамотности, но и для формирования личности в целом (творческого мышления, эмоциональной и волевой сферы). Сочинения по разным предметам позволяют просматривать динамику роста в развитии творческих способностей учащихся, узнавать не только внутренний мир ребенка, но и его интересы, степень его наблюдательности, являются показателем общего развития ребенка. При работе над сочинением я никогда не даю детям готового образца, поэтому сочинения у всех детей разные, а при анализе акцентирую внимание детей на лучших работах, на ярких выражениях, сравнениях. Никогда не зачитываю в классе неудачные сочинения, а работаю с детьми индивидуально.

Подготовку начинаю задолго до того, как дети будут писать сочинения. Они выписывают отрывки из стихов, собирают иллюстрации, наблюдают, идут в библиотеку и ищут нужные статьи. На уроке каждый старается поделиться знаниями, которые он добыл. Такое направление работы развивает у школьников умение отбирать нужный материал к уроку, самостоятельно добывать знания. Параллельно с изучаемой темой проводится большая лексическая работа по подготовке к сочинению. Виды упражнений могут быть разнообразными. Лучше использовать такие, которые заставляют детей логически мыслить, сравнивать, анализировать, обобщать. Учу детей работать со словарем, привлечение словарей приучает к культуре умственного   труда,    оказывает   существенную    пользу   в   формировании орфографической зоркости.

В школьных сочинениях различают повествование, описание, рассуждение. Сочинения в начальных классах редко выдерживаются в чистом жанре повествования, описания и рассуждения. Чаще всего в начальной школе сочинения – это работы смешанные.

В повествовании говорится о последовательных событиях, связанных между собой. Сочинения этого жанра могут иметь сюжет, в этом случае они близки к рассказам  к литературному жанру.

Повествование - самый подвижный, живой и поэтому самый доступный детям жанр сочинений («Прогулка в лесу», «Что я вижу из окна» и др.). Суть описания состоит в указании признаков предметов или явлений.

Цель описания - дать наиболее полные, точные сведения о предмете, явлении ( «В лесу осенью», «Мой кот» и др.).

Рассуждение - связный текст, в котором для доказательства какого - то утверждения используются суждения, сопоставления, примеры, приводящие к выводам («Кем я мечтаю стать», «Если бы я был волшебником» и др.)

Дети пишут разные сочинения: описание, рассуждение, сочиняют сказки и т.д. Тематика сочинений разнообразная:  Например: «Письмо губернатору», «Путешествие снежинки», «Зачем нужны игрушки», «Это великое слово – мать», « Люблю свой край» и др.

Роль сочинения в начальной школе неизмеримо велика. Что сделано на уроке, чтобы научить детей правильно и толково излагать свои мысли, спорить и доказывать, отстаивать свое мнение в различных жизненных ситуациях? Этот вопрос всегда, на всех уроках должен стоять перед каждым творчески работающим учителем.

Развитие навыка самостоятельной творческой работы - задача учителя в начальной школе. Этот творческий процесс  включает в себя этап обучения изложению на уроках русского языка и чтения. Существует ряд условий, которые полезно выполнять педагогу:

  • Обучение изложению проводится с использованием необходимой наглядности и технических средств обучения для создания соответствующей атмосферы творческой работы;
  • Во 2 классе текст читайте медленнее, а в 4 классе чтение проводите с обычной скоростью, читая текст уже не 3 раза, а два;
  • Поддерживайте атмосферу доброжелательности и доверия;
  • Создавайте безоценочный климат отношений (сравнивайте работу!).

Показателем общего развития ребенка являются также рефераты, исследовательские работы учащихся по разным  предметам. Исследовательскую деятельность учащихся формирую, начиная с 1 класса. Тематику  исследовательских работ дети выбирают самостоятельно, с готовыми работами выступают на уроках и внеурочное время.

Для осуществления полноценного учебного процесса мною создано много разнообразного дидактического материала по всем предметам: раздаточный материал для групповой и индивидуальной работы на уроках русского  языка и математики, собранны задания  для развития речи, логического мышления, памяти, внимания, разработаны разноуровневые задания к урокам, тесты по предметам, карточки для словарной работы, собраны лучшие рефераты и исследовательские работы учащихся.

В каждом живом и непосредственном рассказе, высказывании, сочинении отражается детская пытливость, любознательность, любовь к окружающему миру, простота и искренность. Именно так формируется новый человек, личность, и моя  задача - не дать угаснуть этой искорке.

Творческие задания для раскрытия индивидуальных способностей учащихся.

Успех и уверенность в обучении зависит от того, как учитель сможет помочь раскрыть индивидуальные способности, качества и таланты каждого ребенка. Здесь большую помощь могут оказать себе сами дети, если будут больше знать о себе, об особенностях своего внимания, памяти об умении общаться. В решении данной проблемы мне помогает комплекс творческих заданий, которые требуют индивидуального решения, умение реализовать свое «Я». Их можно выполнять на всех предметах. Вот некоторые из них.

1 задание.

—        Вспомните, где вам приходилось наблюдать за животными?

  •  А теперь давайте поиграем в игру «Театр животных». Представьте себе какое-то животное и попробуйте изобразить его: вот оно передвигается, вот оно слушает, ест, пьет, издает свои звуки. (Один ученик изображает, остальные пытаются узнать, что это за животное, обосновывая свои предположения.)
  •  А теперь подумаем, чем отличаются повадки диких животных (зверей) от повадок домашних животных? (Дети аргументируют свои наблюдения.)
  •  Можешь ли ты нарисовать самое любимое животное и дать ему кличку? У кого дома есть домашние животные?

Дома предлагается понаблюдать за повадками домашних животных или за повадками животных в зоопарке, чтобы через неделю описать их подробно.

2 задание.

—         Давайте поделимся друг с другом своими мыслями. Расскажи, что ты чувствуешь или представляешь, когда слышишь слова день и ночь. (Выслушиваются варианты ответов детей.)

—        А теперь продолжим работу. Если тебе хочется, нарисуй картинки. Одну назовем «День», другую — «Ночь».

День        Ночь

  •  А теперь давайте посмотрим, что у вас получилось. (Обмен рисунками, обсуждение их.)
  •  А какие краски вы выбрали? Почему?
  •  А теперь поиграем. Подберите группу слов, которые приходят вам на ум, когда вы слышите слово день (ночь)! (На обдумывание дается 1 мин.)
  •  Посмотрим, что у вас получилось? Кто желает прочитать или сказать? (Зачитываются варианты.)

—        Кто успел записать (или сказать) больше слов? Нам осталось вспомнить, какие звуки вы слышите днем? А ночью? ( Затем каждому раздается листок-с изображением кляксы.)

—         На какое животное она походит? Можно ли ее дорисовать до какого-нибудь зверя?

Ребята пишут свои рассказы-предположения — о животном, которое напоминает клякса.

3 задание.

—        Почти каждый день вы слышите слова  вода, воздух. Чем они похожи? Есть ли у них что-то общее? Чем они отличаются? Как ты можешь их нарисовать?

Дети рисуют, затем рисунки обсуждаются. Выбираются наиболее яркие.

—        Какими звуками они воздействуют на тебя? Расскажи, поделись с другими.

— А теперь закрой глаза и попробуй представить, что ты в воде, что ты ощущаешь? (Ответы детей.) А когда вокруг тебя воздух, что ты чувствуешь? Попробуй сказать или написать о своих ощущениях.

Какая бывает вода?                              Каким бывает воздух?

__________________                          ____________________

__________________                         _____________________

—        Закрой глаза и представь, будто у тебя на ладони горячий воздух. Отчего он исходит? А теперь ответь, что ты ощутишь, если у тебя по спине будет стекать ледяная вода?

Ребята делятся своими ощущениями.

—        Когда воздух и вода бывают вредными для человека?

Обсуждаются разные версии и гипотезы.

  •  А теперь вспомни, что ты слышишь, когда спускается шина велосипеда или камера мяча? Что происходит? (Выслушиваются рассказы детей.)
  •  Где человек применяет воду, для чего необходим воздух? Чем они служат нам?

       Такие задания помогают раскрыть индивидуальные способности, помогают ребенку раскрыться и проявить творчество.

Заключение.

        Детское творчество неисчерпаемо, питательная среда — чувство тайны, которую так хочется разгадать. Чтобы пробудить в детях  творчество , нужно создать эту питательную среду, посеять в  душах детей семена творчества, и они непременно дадут прекрасные всходы. Необходимо стать для своих учеников товарищем и другом,  так как  командные методы не срабатывают, здесь эффект достигается на основе увлеченности. Главный  стимул  творчества — огромная радость, которую оно дает и ученику, и учителю.

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования - это умное руководство со стороны взрослых.

Проблема развития творческих способностей многоаспектная и непростая. Под творческими способностями понимают то, что не сводится к знаниям, умениям, навыкам, но объясняет их быстрое приобретение, закрепление и использование на практике.

Условия эффективного развития творческих способностей младших школьников.

  • Создаются ситуации выбора, процесс обучения включает задания, которые выполняются с учётом воображения;
  • Организуется сотворчество в детском коллективе с целого проявления и развития творческих способностей каждого;
  • Используются технологии развития творческого мышления;
  • Производится систематическое отслеживание результатов диагностики.

У каждого ребёнка есть разного рода дарования. Разумеется, далеко не у всех детей, есть умение сочинять, воображать, придумывать. И, тем не менее, таланты каждого человека можно развивать. Для их развития необходимы стимулы.

Способы стимулирования творческих способностей.

  • обеспечение благоприятной атмосферы;
  • доброжелательность со стороны учителя, его отказ от критики в адрес ребёнка;
  • обогащение окружающей ребёнка среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности;
  • поощрение высказывания оригинальных идей;
  • обеспечение возможностей для практики;
  • использование личного примера творческого подхода к решению проблем;
  • предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

Важность развития творчества младшего школьника, его способностей при решении любой учебной задачи проявлять инициативу, выдумку, самостоятельность для всех является сейчас очевидным. Соотнося процесс творчества и обучения, очевидно, надо вести разговор о создании таких условий, которые содействовали бы возникновению и развитию у всех обучаемых качеств и склонностей, обычно выделяемые как характерные черты творческой личности. Эффективность работы школы определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей учащихся, готовит их к жизни в обществе.

Таким образом, можно заключить, что творческие способности есть у каждого ребёнка. Это индивидуально – психологические особенности, отличающие одного человека от другого. От того насколько они будут развиты, зависит творческий потенциал нашего общества, так как формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический смысл, но и практический смысл. Знание педагогов, что подразумевается под творческими способностями учащихся, расширит границы их проявления у детей. 

Список использованной литературы:

  1. Атаева. Л. В. Творчество - основа педагогической деятельности. /Начальная школа (плюс до и после), №1 2005 г.
  1. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М., 1981 г.
  2. Борзова В.А., Борзов А.А. Развитие творческих способностей у детей. Самара, 1994 г.
  3. Былевская В. Н. Развитие творческих возможностей младших школьников. Начальная школа, 1990 г., №5
  4. Венгер Л.А. Педагогика способностей. М., 1983 г.
  5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., Просвещение, 1992 г.
  6. Львова Ю. Л. Развивать дар творчества. Киев, 1987 г.
  7. Ляшко Т.В., Синицина Е.И. Через игру к творчеству. Обнинск, 1994 г.
  8. Максимов Ю.В. «Родник творчества».  М., 1986 г.
  9. Матюшкина А.М. Развитие творческой активности школьников. М., 1991 г.
  1. Нечаева Н.В. Организация литературного творчества. Красноярск, 1993 г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческое развитие младших школьников на уроках и во внеурочное время.

Данный материал поможет найти различные способы и приёмы развития творческих способностей школьников. Умение осуществлять индивидуальный подход с опорой на наклонности ребёнка....

Развитие речи младших школьников на уроках и во внеурочное время

Развитие речи младших школьников на уроках и во внеурочное время...

Организация духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках и во внеурочное время.

Статья учителя начальных классов Громовой Г.Н. по организации духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках и во внеурочное время....

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках и во внеурочное время

В данной статье говорится о развитии творческих способностей младших школьников на основе развивающей системы Л.В.Занкова...

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Материал о способах выявления и развития познавательных способностей младших школьников на уроках и во внеурочное время...

Выступление по теме :" Системно-деятельностный подход в развитии творческих способностей младших школьников на уроках и во внеурочное время"

Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому в...

Развитие творческих способностей младших школьников на уроке и во внеурочное время.

       Наше время — это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жи...