Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию учащихся начальной школы «Русь Златоглавая. Ты – её частичка».
рабочая программа (4 класс) по теме

Срок реализации программы 4 года, возраст воспитанников 7-10 лет.

С первого класса ребята принимают участие в работе школьного духовного центра «Светоч», проводятся факультативные занятия «Изучаем основы православной культуры», вместе с родителями ведётся исследовательская работа «Храмы и церкви Кировчан». Программа вариативна. В тематические планы каждого года могут вписываться изменения и дополнения.

 

В какой стране мы будем завтра жить, зависит от того, какими мы воспитаем сегодня наших детей, какие морально-этические нормы жизни будут заложены в них.

Духовно-нравственное воспитание детей и защита их нравственности являются одним из важных направлений государственной политики в области образования. «Нация, утратившая свою духовно-нравственную, национально-культурную идентичность, оказывается беззащитной перед вызовами истории. Настоящее и будущее российского общества и государства определяется духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного, духовно-нравственного наследия, исторических и культурных традиций и норм общественной жизни, сохранением культурного достояния всех народов России»,  -  записано в Концепции государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности.

Воспитательный процесс в школе планируется во взаимосвязи духовного и светского направлений, а внеклассная деятельность является логическим продолжением начатой на уроке работы.

Необходимо формировать порядочного, честного, достойного гражданина России, готового к  межкультурному диалогу и уважительному отношению к гражданам страны. Отношения с другими людьми, которые складываются у ребёнка в школе, у взрослого – в семье и трудовом коллективе, определяет состояние его социального здоровья. Нельзя научить человека быть нравственным, если он не будет включён  в решение нравственных дилемм, если он не будет совершать ценностный выбор. Воспитание может быть только деятельным. В своё время Джон Грей говорил, что «…ребёнок не научится прощать, если ему прощать некого, не научится сотрудничать, если всё всегда проходит так, как хочется ему, не научится сочувствию и уважению, если он не видит, что другие испытывают боль и переживают неудачу, не разовьёт в себе отвагу и оптимизм, если ему не придётся столкнуться с неприятностями…»

Сегодняшние дети более активны, осведомлены, они смелее и самоувереннее. Нередко мы сталкиваемся с переоценкой у ребят информированности, с пренебрежением к авторитету и мнению других, замечаем неумение чувствовать и нежелание задумываться. Именно нам, взрослым, нужно помочь сделать детям правильный ценностный выбор. Важно, чтобы в ребячьих глазах не погасли искорки доверия и взаимопонимания.

 Предлагаемая  программа по духовно-нравственному воспитанию «Русь златоглавая. Ты – её частичка» направлена на воспитание у детей нравственных качеств личности через приобщение к истокам Отечественной духовной культуры, через сопричастность к историческому прошлому России,  семейным традициям, народной культуре, через приобщение к духовным и светским традициям, через развитие в личности справедливости, гуманизма, желания делать только добро, совершать светлые поступки.

Духовность – это свойство души, состоящее в преобладании духовных и интеллектуальных интересов над материальными, когда человек стремится строить отношения с окружающими на принципах любви, красоты, добра, милосердия, творчества.

Нравственность включает в себя внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы, правила поведения. Она связана со сложной работой человеческой души, с принятием личностью общечеловеческих ценностей, с ответственностью не только перед другими людьми, но и перед самим собой.

Духовно-нравственное воспитание направлено на создание таких условий, при которых ребёнок принимает нормы общественной морали как свои собственные, ощущает потребность в самосовершенствовании, сознательно удерживается от плохого поступка не потому, что боится наказания, не потому, что хочет получить награду, а потому, что по-другому поступить просто не может. Если ребята  задумываются о последствиях своих действий и цене своих заблуждений, значит, формируется зрелая личность. Наступает момент, когда из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладываются в раннем детстве. Мы, педагоги, обязаны помочь ребятам жить в мире и согласии с людьми, Богом, с самим собой. Девиз нашей воспитательной деятельности: «Учить человека быть Человеком!»

Оградить детей от духовной отравы мы можем  только в содружестве школы, семьи, Церкви и государства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kompleksnykh_meropriyatiy.docx49.97 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийский конкурс «За нравственный подвиг учителя»

Номинация «За организацию духовно-нравственного воспитания в рамках образовательного учреждения».

 

Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию учащихся начальной школы

«Русь Златоглавая. Ты – её частичка».

Автор:

Светлана Петровна Кейних,

учитель начальных классов

муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Новопавловская средняя общеобразовательная школа  №2» Ставропольский  край

Кировский район

г. Новопавловск

Где бы сердце вам жить ни велело –

В смутном свете иль в сельской тиши,

Расточайте без счета и смело

Вы сокровища вашей души.

Не ищите, не ждите возврата,

Не смущайтесь насмешкою злой.

Человечество всё же богато

Лишь порукой добра круговой.

(Стихотворение написано 100 лет назад монахиней из московского Новодевичьего монастыря.)

Пояснительная записка

Срок реализации программы 4 года, возраст воспитанников 7-10 лет.

С первого класса ребята принимают участие в работе школьного духовного центра «Светоч», проводятся факультативные занятия «Изучаем основы православной культуры», вместе с родителями ведётся исследовательская работа «Храмы и церкви Кировчан». Программа вариативна. В тематические планы каждого года могут вписываться изменения и дополнения.

В какой стране мы будем завтра жить, зависит от того, какими мы воспитаем сегодня наших детей, какие морально-этические нормы жизни будут заложены в них.

Духовно-нравственное воспитание детей и защита их нравственности являются одним из важных направлений государственной политики в области образования. «Нация, утратившая свою духовно-нравственную, национально-культурную идентичность, оказывается беззащитной перед вызовами истории. Настоящее и будущее российского общества и государства определяется духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного, духовно-нравственного наследия, исторических и культурных традиций и норм общественной жизни, сохранением культурного достояния всех народов России»,  -  записано в Концепции государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности.

Воспитательный процесс в школе планируется во взаимосвязи духовного и светского направлений, а внеклассная деятельность является логическим продолжением начатой на уроке работы.

Необходимо формировать порядочного, честного, достойного гражданина России, готового к  межкультурному диалогу и уважительному отношению к гражданам страны. Отношения с другими людьми, которые складываются у ребёнка в школе, у взрослого – в семье и трудовом коллективе, определяет состояние его социального здоровья. Нельзя научить человека быть нравственным, если он не будет включён  в решение нравственных дилемм, если он не будет совершать ценностный выбор. Воспитание может быть только деятельным. В своё время Джон Грей говорил, что «…ребёнок не научится прощать, если ему прощать некого, не научится сотрудничать, если всё всегда проходит так, как хочется ему, не научится сочувствию и уважению, если он не видит, что другие испытывают боль и переживают неудачу, не разовьёт в себе отвагу и оптимизм, если ему не придётся столкнуться с неприятностями…»

Сегодняшние дети более активны, осведомлены, они смелее и самоувереннее. Нередко мы сталкиваемся с переоценкой у ребят информированности, с пренебрежением к авторитету и мнению других, замечаем неумение чувствовать и нежелание задумываться. Именно нам, взрослым, нужно помочь сделать детям правильный ценностный выбор. Важно, чтобы в ребячьих глазах не погасли искорки доверия и взаимопонимания.

 Предлагаемая  программа по духовно-нравственному воспитанию «Русь златоглавая. Ты – её частичка» направлена на воспитание у детей нравственных качеств личности через приобщение к истокам Отечественной духовной культуры, через сопричастность к историческому прошлому России,  семейным традициям, народной культуре, через приобщение к духовным и светским традициям, через развитие в личности справедливости, гуманизма, желания делать только добро, совершать светлые поступки.

Духовность – это свойство души, состоящее в преобладании духовных и интеллектуальных интересов над материальными, когда человек стремится строить отношения с окружающими на принципах любви, красоты, добра, милосердия, творчества.

Нравственность включает в себя внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы, правила поведения. Она связана со сложной работой человеческой души, с принятием личностью общечеловеческих ценностей, с ответственностью не только перед другими людьми, но и перед самим собой.

Духовно-нравственное воспитание направлено на создание таких условий, при которых ребёнок принимает нормы общественной морали как свои собственные, ощущает потребность в самосовершенствовании, сознательно удерживается от плохого поступка не потому, что боится наказания, не потому, что хочет получить награду, а потому, что по-другому поступить просто не может. Если ребята  задумываются о последствиях своих действий и цене своих заблуждений, значит, формируется зрелая личность. Наступает момент, когда из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладываются в раннем детстве. Мы, педагоги, обязаны помочь ребятам жить в мире и согласии с людьми, Богом, с самим собой. Девиз нашей воспитательной деятельности: «Учить человека быть Человеком!»

Оградить детей от духовной отравы мы можем  только в содружестве школы, семьи, Церкви и государства.

Цель программы:

- способствовать формированию  у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общении и взаимоотношениях, основ мировоззрения и самовоспитания; создавать условия для духовного развития личности ребёнка.

Задачи:

- знакомить с ценностями: Отечество, нравственность, дом, милосердие, миролюбие, как  основами традиционной культуры многонационального народа России;

- формировать уважительное отношение к разным духовным и светским традициям, чувство гордости за свою Родину;

- развивать творческие способности ребёнка, самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе при сотрудничестве с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

- укреплять преемственность поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей;

- воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.

Итак, мои ученики не только осознают ценность нравственности и духовности в человеческой жизни, но и стараются жить по законам Добра, Чести, Совести, Взаимоуважения, Справедливости, Сердечности, Порядочности, Милосердия, Бескорыстия, Любви. Молодое поколение стремится к духовному совершенству, и это даёт надежду нам, педагогам, на то, что состоится духовное возрождение Отечества.

Без Бога нация – толпа,

Объединённая пороком,

Или слепа, или глуха,

Или того страшней – жестока.

И пусть на трон взойдёт любой,

Глаголющий высоким слогом.

Толпа останется толпой,

Пока не обратится к Богу.

Иеромонах Роман

Содержание программы ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Младший школьник познаёт себя и мир вокруг, взаимоотношения людей, усваивает нормы поведения и отношения к этому миру через беседы, диалоги, ролевые игры, коллективные дела, конкурсы, турниры вежливости, праздники.

Прогнозируемые результаты.

В процессе освоения программного материала  ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда. В работе содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал о добре, трудолюбии, отношении к учёбе, что помогает детям высказывать свою точку зрения, выслушивать мнение одноклассников, то есть работать коллективно или в группах, парах. Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает ребятам использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий позволяет учащимся научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач.

Формы контроля:

Основными формами контроля, применяемыми для данной возрастной категории, являются конкурсы, экскурсии, тестирование, сочинения, праздничные мероприятия, как итоги реализации каждого модуля программы.

Направления воспитательной работы,

тематика и форма проведения мероприятий

Класс

Направления и тематика воспитательной работы

Форма проведения

     1

КУЛЬТУРА  УЧЕБНОГО  ТРУДА  И  ПОВЕДЕНИЯ

1.Праздник  Первого звонка. Путешествие в Академию наук.

праздник

2.Что такое хорошо и что такое плохо?

сюжетно-ролевая игра

3.Мой сосед по парте.

беседа

4.Кто опрятен, тот приятен.

театрализованное представление учащихся 5-го класса

5.Зачем мы учимся?

беседа

6.Герои любимых мультфильмов в школе Вежливых наук.

игра-путешествие

7.Почитание родителей - уважение к себе.

круглый стол

8.Мы идём в столовую: «Хлеб – богатство, им не сори».

беседа

9.Мы встречаем  гостей.

ролевая игра

10.Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным.

театрализованное представление

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ

1.В гостях у Светофора.

спортивно-игровая программа с участием инспектора ГАИ.

2.Вредные и полезные привычки.

беседа медсестры

3.Основные правила  Мойдодыра.

конкурсная программа

4.Игры водят хоровод.

подвижные игры на воздухе

5.Верные друзья здоровья: режим, питание, сон.

беседа

6.Со здоровьем дружен спорт.

спортивные  состязания

7. «Кошкин дом».

спортивно-развлекательная программа по пожарной безопасности

8.Всемирный День здоровья.

спортивные соревнования

9.Целебное лукошко.

устный журнал

ОБРАЗ  ЖИЗНИ

1.Государственная символика России.

беседа

2.Под Покровом любви (Покров Пресвятой Богородицы).

устный журнал и осенняя ярмарка

3.Подари малышам улыбку.

благотворительная акция « Помощь детям детского сада».

4.Я, ты, он, она – вместе дружная семья.

праздник

5.Золотое правило этики.

ролевая игра

6.Как встречают Новый год в разных странах мира.

интеллектуально-познавательная программа

7.Рождественская открытка.

конкурс

8.Защитники земли Русской.

встреча с дедушками и папами, служившими в армии

9.Профессии наших родителей.

экскурсия в Центральную детскую библиотеку и Дом детского творчества

10.Делать людям хорошее – хорошеть самому.

беседа с батюшкой

11.В стране сказок (герои добрые и злые).

театрализованная игровая программа

12.Загадки Космоса.

просмотр презентации «Белка и Стрелка»

13.России верные сыны.

встреча с ветеранами Великой Отечественной войны

14.Первоучители Словенские.

беседа

ДОСУГ  

«Ставрополье – синий край России»

1.Природы дивная краса.

конкурс рисунков на асфальте

2.Моё свободное время.

беседа

3.Мир семейных увлечений.

фотоконкурс

4.Редкие и исчезающие животные Ставрополья.

интеллектуально-познавательная программа

5.Сказки народов Северного Кавказа.

конкурс книжек-малышек

6.Когда я вырасту.

выставка рисунков и аппликационных работ

7.Старинные обряды и праздники.

устный журнал

8.С чего начинается Родина?

конкурс чтецов

9.Улицы моего города.

коллективная трудовая деятельность

10.Дом для пернатых.

конкурс кормушек

     2

КУЛЬТУРА  УЧЕБНОГО  ТРУДА  И  ПОВЕДЕНИЯ

1.Добрые традиции нашей школы.

просмотр презентации

2.Бережное отношение к школьному имуществу.

беседа

3.Что ты сделал хорошего, чем ты людям помог?

концерт для пожилых людей

4.Герб, флаг, гимн нашего города.

беседа

5.Этикет на уроке.

сюжетно-ролевая игра

6.Терпеннье и труд всё перетрут.

круглый стол

7.Делу время – потехе час.

коллективная трудовая деятельность

8.Учись учиться: как развивать внимание и память?

интеллектуально-познавательная программа

9.Алло, Вас слушают!

занятие-практикум

10.Мир, в котором мы живём.

конкурс рисунков и аппликационных работ

11.Милосердие и сострадание.

беседа

12.Правила поведения в театре.

просмотр театрального представления в Д К

13.Духовные святыни России.

устный журнал

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ

1.Твой главный рекорд – здоровье! (Как предостеречь себя от вредных привычек?)

интеллектуально-познавательная программа

2.Сильные, смелые, ловкие!

спортивные состязания

3.Спортивные достижения кировчан.

беседа

4.Мчится тройка удалая.

саночные соревнования

5.Энергия витаминов.

беседа медицинской сестры

6.День здоровья.

спортивные соревнования

7.Как стать Неболейкой?

просмотр презентации

8.Здорово быть здоровым!

подвижные игры и эстафеты на воздухе

ОБРАЗ  ЖИЗНИ

1.Что нашептала мне река?

экскурсия к реке Куре и конкурс рисунков

2.Если б не было учителя.

конкурс мини-сочинений

3.Учимся разрешать конфликты.

сюжетно-ролевая игра

4.Чем богат человек?

интеллектуально-познавательная программа

5.Рождественское тепло.

благотворительная акция

6.Введение во храм Пресвятой Богородицы.

выступление в часовне Петра и Павла

7.Наши православные праздники: Рождество Христово, Святки, Крещение.

устный журнал

8.Светлый праздник Рождества.

выступление в часовне Петра и Павла

9.У страны любимой армия сильна.

конкурс чтецов

10.Военная техника России.

выставка поделок

11.Имя моего Ангела – Мама.

музыкально-литературная гостиная

12.Знаете, каким он парнем был?

интеллектуально-познавательная программа

13.Пасхальный перезвон.

выставка Пасхальных открыток и поделок

14.Дети блокадного Ленинграда.

чтение отрывков из книги М. Сухачёва «Дети блокады»

15.Пасхальная сказка.

театрализованное представление , выступление перед первоклассниками и в часовне Петра и Павла

ДОСУГ

«Ставрополье – синий край России»

1.Человек без роду, что дерево без корней (родословная моей семьи).

исследовательская деятельность

2.Мой город, в я котором живу.

выставка рисунков

3.Нет друга – ищи, а нашёл – береги.

беседа

4.Казачьему роду нет переводу.

просмотр концерта ансамбля «Станичники».

5.Освобождение  Новопавловска  в годы Великой Отечественной войны.

просмотр презентации

6.Есть ли место подвигу в мирное время?

круглый стол

7.Хлеб – всему голова.

встреча с родителем-фермером

8.Почётные граждане города Новопавловска.

исследовательская деятельность

9.Как прекрасен этот мир, посмотри!

конкурс рисунков на асфальте

     3

КУЛЬТУРА  УЧЕБНОГО ТРУДА  И  ПОВЕДЕНИЯ

1.Мои права и обязанности.

интеллектуально-познавательная программа

2.Будем вежливы.

конкурс

3.Верные помощники (библиотека, кружки, спортивные секции).

встреча с библиотекарем и руководителями кружков и спортивных секций

4.Толерантность – это…

конкурс рисунков

5.Каждой вещи – своё место.

сюжетно-ролевая игра

6.Помощник в учёбе – старательность.

круглый стол

7.О равнодушии и равнодушных.

беседа

8.Экологическая книга «Природа жалуется».

экологическая литературно-музыкальная композиция

9.Внешний вид и внутренний мир человека.

беседа

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ

1.Школа – территория здоровья.

круглый стол

2.Папа, мама, я – спортивная семья.

конкурс

3.Мы за здоровый образ жизни.

выставка рисунков

4.Влияние телевидения, видео и компьютера на нервную систему.

интеллектуально-познавательная программа

5.Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты.

ролевая игра

6.Закаляйся, если хочешь быть здоров!

беседа

7.Меткий стрелок.

игра-соревнование

8.Игровая кладовая.

спортивные игры

ОБРАЗ  ЖИЗНИ

1.Старших надо уважать, малышей не обижать.

сюжетно-ролевая игра

2.Традиции и ценности моей семьи.

сочинение

3.Добрым быть трудно?

дискуссия

4.По законам Любви и Добра.

беседа с батюшкой

5.Наш Великий Могучий (о чистоте русского языка).

круглый стол

6.Мудрость родительской любви.

беседа

7.Проводы « Русской зимы». Масленица.

праздник

8.А ну-ка, мальчики!

спортивно-развлекательная программа

9. « Дочки-матери».

КВН

10.Дружба и товарищество в традициях народов Северного Кавказа.

интеллектуальная программа

11.И не люди пусть носят, а только поля гимнастёрки защитного цвета.

конкурс чтецов

12.Занимательная ярмарка.

праздник для любознательных

13.Покровители семейного счастья (о святых благоверных князе Петре и княгине Февронии).

устный журнал

ДОСУГ ( Ставрополье – синий край России).

1.Солнечному миру – да, да, да!

конкурс рисунков на асфальте

2.Внимание : улица ! ( предупреждение правонарушений).

встреча с инспектором детской комнаты милиции

3.Человек – хозяин природы?

дискуссия

4.Мудрые заповеди предков.

интеллектуально-познавательная программа

5.Казачий край.

встреча с руководителем ансамбля «Станичники» Ковальчук И. С.

6.Какой я сын? Какая я дочь?

круглый стол

7.В чём смысл земной жизни?

сочинение-рассуждение

8.День Ангела и День рождения.

устный журнал

9.Береги честь смолоду.

беседа

     

10.Вклад моей семьи в процветание Родины.

конкурс книжек-раскладушек

     4

КУЛЬТУРА  УЧЕБНОГО ТРУДА  И  ПОВЕДЕНИЯ

1.Когда учение с увлечением.

беседа

2.В гостях у мудрой книги.

встреча с работниками Центральной детской библиотеки

3.Подарок для друга.

ролевая игра

4.Мы разные, но мы вместе.

праздник ко Дню народного единства

5.Твой режим дня: умей организовать рабочий день.

беседа

6.Турнир вежливости.

конкурс

7.Твои способности.

беседа школьного психолога

8.Каких друзей мы выбираем?

круглый стол

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ

1.Будем взаимно вежливы (о безопасности на дорогах).

беседа

2.Весёлые старты.

спортивные состязания

3.Секреты здоровья.

конкурс рисунков

4.Из истории олимпиады.

интеллектуально-познавательная программа

5.Режим питания и его разнообразие.

беседа медицинской сестры

6.Спортивные пирамиды.

командные соревнования

7.Мы – туристы.

экскурсия к водоёму

8.В здоровом теле – здоровый дух!

круглый стол

9.Спортсмены, прославившие Ставрополье.

исследовательская деятельность

10.Шахматно-шашечный турнир.

соревнования

ОБРАЗ  ЖИЗНИ

1.Вера, Надежда, Любовь.

беседа

2.Вечно будет земля вашим трудом красива.

выставка стенгазет ко Дню учителя

3.Всё лучшее – детям.

акция милосердия для детей детского дома

4.Уголок России – отчий дом.

конкурс рисунков

5.Святые чудеса на земле Ставропольской.

устный журнал

6.Вчём сила и слабость человека?

круглый стол

7.Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть.

музыкально-театрализованная программа

8.Живые страницы истории.

встреча с чернобыльцами

9.Дружба и взаимопомощь в классном коллективе.

круглый стол

10.Наши прадеды ковали победу.

встреча с ветеранами Великой Отечественной войны

11.Песня в военной  шинели.

музыкальный конкурс

ДОСУГ

«Ставрополье – синий край России»

1.Удивительное рядом.

экскурсия к аквариумисту

2.Моя малая родина.

фотоконкурс

3.Если радость на всех одна.

коллективная трудовая деятельность

4.Храмовое ожерелье Кировчан.

исследовательская деятельность

5.Мир моих увлечений.

выставка детского творчества

6.Одолевшие судьбу.

встреча с девушкой-инвалидом, автором сборника «Ангел» Татьяной Гусевой

7.Мой ковчег – моя семья.

эссе

8.Замечательные люди на Кировской земле.

исследовательская  деятельность

9.Заповеди Библии, по которым я хотел бы жить.

сочинение

10.Дорогами добра.

круглый стол, пожелания одноклассникам

Методическое обеспечение программы.

Формы занятий: конкурсы, беседы, сюжетно-ролевые игры, экскурсии в  магазин, на почту, в библиотеку, к реке Куре, в часовню, в Церковь, проект, просмотр фильмов, компьютерных презентаций.

Основные методы организации работы: словесные методы (рассказ, беседа, объяснение), наглядные методы, практические методы (ролевые игры, изготовление предметов, выполнение рисунков, экскурсии), метод стимулирования (соревнования, познавательные, ролевые игры, выставки), методы контроля (сочинение, тестирование), метод создания положительной мотивации (ситуации успеха, поощрение, свободный выбор задания, создание ситуации взаимопомощи, проблемных ситуаций, создание ситуаций эмоционального переживания, занимательных ситуаций, ситуаций познавательной новизны, решение творческих задач и другие).

Приёмы: объяснение, иллюстрация, демонстрация видеофильмов, презентаций.

Дидактический материал, техническое оснащение занятий:

- презентации: «Азбука добра», «Правила этикета в столовой, на улице, в транспорте», «Защитники Отечества», «Имя моего Ангела – Мама», «Россия – Родина моя»;

- технические средства обучения: компьютер, проектор, CD проигрыватель.

Литература

для учителя:

  1. Барадулин В.А. Основы художественного ремесла/В.А. Барадулин. – М.: Просвещение, 2010
  2. Воспитание школьников. №6 – М., 2004 г. (42)
  3. Воспитание школьников. №2 – М., 2006 г. (46)
  4. Воспитание школьников. №6 – М., 2007 г. (30)
  5. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
  6. Макаровская В.М., Степанов //Начальная школа. – 2011. - №5.
  7. Преподобный Феодосий Кавказский. Ставропольская  и Бакинская Епархия – Ставрополь, 1998 г.
  8. Святые чудеса России – спецвыпуск серии «Чудотворные иконы». Москва 2012 г.

для  учеников и родителей:

  1. Г.Х. Андерсен, Сборник христианских сказок, Москва, 2009 г.
  2. Б. Ганаго. Детям о душе. Минск, 2005 г.
  3. Детская библия. Православные праздники. Москва, издательство «Астрель» 2001г.
  4. И. Литвак, «Спящее царство золотой рожок», Москва, 2003 г.
  5. Новопавловск. Издательство: «Кировская районная типография», 2007 г.
  6. Пасхальный подарок для детей, Москва 2011 г.
  7. Л. Родина, «По заслугам и честь», Саратов, ОАО «Приволжское книжное  издательство», 2005 г.
  8. Русь Златоглавая, М., 2002 г.
  9. Сердце милующее, Москва, издательство «православный паломник», 2000 г.

ресурсы Интернета:

http://www.portal-slovo.ru/

http:www.bestreferat.ru/referat-98091.html

Приложение 1

Театрализованная игровая программа

« Сказки водят хоровод».

Сказки, сказки – ярмарка чудес!

Цели: показать на примере поступков сказочных героев,  что добро побеждает зло; развивать артистические способности; воспитывать умение дружить, желание прийти на помощь, сочувствие.

Оборудование: медиа-аппаратура, рисунки «Мой любимый сказочный герой», поделки, игрушки, 12 пазлов: ддрруужжббаа, магнитофон, кассета с песнями, эмблемы команд, 2 грамоты.

Ход мероприятия

1ведущий : – Это что за хоровод?

2 ведущий : – Это сказок хоровод.

Сказка умница и прелесть,

С нами рядышком живёт.

3 ведущий: -  Сказка по лесу идёт,

Сказку за руку ведёт.

Из реки выходит сказка,

Из трамвая, из ворот.

( Звучит весёлая мелодия).

1 ведущий: - Хоровод вас сказочный закружит

И с героями подружит.

Веселитесь, не скучайте,

Вместе с нами поиграйте.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем мы играть.

2 ведущий: - Сказки просят: - А сейчас вы, друзья,

Узнайте нас.

3 ведущий: - Кто в викторине победит?

Конечно, лучший эрудит!

У нас сомнений в этом нет –

Он самый первый даст ответ.

СКАЗОЧНАЯ  ВИКТОРИНА

Учитель: - Нет ни речки, ни пруда.

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца!

- О какой сказке идёт речь?

- Красна девица грустна,

Ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко,

Слёзы льёт бедняжка.

- Узнали сказку?

- Вымолвил словечко-

Покатилась печка

Прямо из деревни

К царю да царевне.

И за что , не знаю,

Повезло лентяю.

- Как называется сказка, главный герой которой едет к царю на печке?

- Кольнула и попала льдинка в сердце,

И добрый мальчик мигом оказался злым.

Скажите, про кого же эта сказка?

И кто её для деток сочинил?

- А сейчас мы проведём игру «Собери слово».

ИГРА  « СОБЕРИ  СЛОВО»

- Когда  Герда нашла Кая в Снежном королевстве, он собирал из льдинок слово. А какое, вы узнаете, если соберёте « льдинки» , как пазлы.

( 2 команды,  «льдинки» ).

Побеждает команда, которая быстрее соберёт слово «Дружба».

КОНКУРС  «  УЗНАЙ  МЕНЯ»

Учитель: - На голове его колпак,

Но озадачен будет враг.

Злодеям он покажет нос

И рассмешит друзей до слёз.

( Звучит песня « Буратино».)

- Кто говорит эти слова?

- Мне служат вороны и змеи,

Лягушки, чёрные коты.

Я с ними говорить умею,

Мои слова не так просты.

Бываю зла, летаю в ступе,

Но иногда могу помочь,

И белый день мне не доступен,

Ночь нравится. Люблю я ночь.

-Узнали?

( Звучит песня Бабок-Ёжек).

На метане мешён,

На окошке стужён,

Круглый бок, румяный бок,

Покатился ( Колобок).

- Бабушка девочку очень любила.

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла своё.

А, ну, подскажите имя её ( Красная Шапочка).

- Носик круглый, пятачком,

Им в земле удобно рыться.

Хвостик маленький крючком,

Вместо туфелек – копытца.

Трое их – и до чего же

Братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

- Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей.

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор  (Айболит.)

-Толстяк живёт на крыше,

Летает он всех выше ( Карлсон).

-У отца был мальчик странный,

Необычный, деревянный,

Но любил папаша сына

Шалунишку ( Буратино).

-Возле леса, на опушке

Трое их живёт в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

- Она красива и мила,

А имя ей от слова « зола».

- То не золото сверкает,

То не солнышко сияет,

Это сказочная птица

В сад на яблоню садится.

- На кочке болотной невестушка ждёт,

Когда же за нею царевич придёт.

- Много серебра и злата

В сундуках своих он спрятал,

В мрачном он дворце живёт

И чужих невест крадёт.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ  КОНКУРС

- Отгадайте, из какого мультфильма эта песня (по 3 песни).

1.Крокодил Гена.

2.Песня Львёнка и Черепахи.

3.Антошка.

1.Если добрый ты.

2.Песенка Умки.

3.Песенка Матроскина.

КОНКУРС « СКАЗОЧНЫЙ  ПЕРЕПОЛОХ»

- Перепутались названия сказок. Начался переполох. Царевна стала Хаврошечкой, Кощей - Ясным соколом. Не должно беспорядка в сказках быть.Соедините начало и конец названий сказок.

« Царевна Хаврошечка»

« Иван- царевич и Василиса-царевна»

« Крошечка- лягушка»

« Финист Бессмертный»» Жар- птица и Серый Волк»

« Кощей- Ясный сокол»

КОНКУРС  « ВОЛШЕБНЫЕ  ПРЕДМЕТЫ»

- Посмотрите на волшебные предметы и скажите, как они связаны с героями сказок.

1.Волшебная  игла. ( На конце той иглы была смерть Кощея).

2.Уздечка. ( Волшебная уздечка, когда до неё дотрагивались, она издавала звуки: трубы трубили, барабаны били, и сторожа от того звука просыпались.)

3.Серебряное блюдце. ( Показывало города и поля, леса и моря, гор высоту и небес красоту, всю Русь-матушку).

Зёрнышко заветное. ( Бросила его Марьюшка, и явился к ней её жених, Финист-Ясный сокол).

КОНКУРС  ИНСЦЕНИРОВАННОЙ  СКАЗКИ

Учитель: - Ребята, спасибо вам за сказки, за участие в конкурсах, за чудесные поделки и рисунки. Если вы правильно решите примеры и расположите ответы в порядке возрастания, то узнаете, что вы…

5+2=? ( ы )                                                        10-9=? ( м )

2-0=? ( о )                                                            3+0=? ( л )

9-3=? ( ц )                                                             2+2=? (о )

1+4=? (д )                                                             10-2=? ( !!! )

                                          МОЛОДЦЫ !!!

                                         ( 12345678 )

Вручаются грамоты учащимся 1а и 1б классов.

Учитель: - Сказки мир хрустальный – волшебство веков,

                   В них – большие тайны и добро волхвов.

                   Сказки под подушкой, сказки за углом,

                    Сказки – чудо мира

Вместе: - В жизнь с собой возьмём!

Просмотр мультфильма  « Ну, погоди!» (16 выпуск:  « В сказке».)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание учащихся начальной школы на уроках чтения

Проблемы духовно-нравственного воспитания на уроках чтения в начальной школе....

Духовно-нравственное воспитание учащихся начальной школы

Основная цель: развитие и воспитание функционально грамотной личности, человека нравственного, культурного, деятельного созидателя, гражданина, усвоившего общечеловеческие и национальные ценности....

Методическая разработка "Интеграция духовно-нравственного образования и воспитания учащихся начальной школы через реализацию проекта "Добро - это ты! Добро - это я! Добро это общая наша земля!""

Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны понима...

Духовно – нравственное воспитание учащихся начальной школы. Классный час

Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности и нравственного воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе....

Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию «Удивительный мир открытий»

Интерес к проблеме воспитания духовно-нравственных качеств, ее острота не ослабевали никогда. Вопросы нравственности, нравственного воспитания, духовного становления личности на протяжении всех период...

Программа духовно-нравственного воспитания учащихся начальной школы

Программа отражает цель и задачи, ожидаемые результаты, сроки реализации, подробное содержание воспитательной работы....