«Взаимодействие семьи и школы по формированию у младших школьников семейных ценностей»
материал по теме

Ручкина Татьяна Дмитриевна

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_doklad.docx26.09 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Балашовского муниципального района

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6 г. Балашова Саратовской области имени Крылова И.В.»

Доклад:

«Взаимодействие семьи и школы

по формированию у младших

школьников семейных ценностей»

Подготовила : Ручкина Т.Д.,

учитель начальных классов

Балашов 2014 г.

Взаимодействие семьи и школы

по формированию у младших

школьников семейных ценностей

Взаимодействие родителей и детей в наше время характеризуется дефицитом совместных дел, увлечений, доверительного общения и выражается в низком уровне терпимости по отношению к недостаткам друг друга и повышенной конфликтностью.

Взаимодействие родителей и детей реализуем через учебную работу, внеклассную и воспитательную работу, дополнительное образование.Этому способствует участие родителей в планировании жизни класса и школы. Включение родителей в жизнь воспитательных сообществ развивает взаимопонимание родителей и детей, помогает формированию общих взглядов, убеждений, ценностных ориентаций. Родителям и учителям необходимо стать группой единомышленников, в задачи которой входит не только дать обучающимся хорошее образование, но и привить им глубинное понимание ценности таких понятий, как семья. Достичь положительного взаимодействия семьи и школы в развитии нравственного сознания (нравственных представлений, понятий, убеждений, системы оценочных суждений) можно через

– совместное планирование деятельности;

- совместные поекты;

– совместную подготовку и проведение праздников;

– тематику родительских собраний;

– систему работы с портфолио;

– оформление классного уголка;

– анкетирование;

– индивидуальные консультации;

– родительские собрания.

В нашей школе уже стало традицией проведение 1 сентября Дня открытых дверей для родителей, когда они вместе с детьми после торжественной линейки приходят на первый в жизни ребёнка урок и садятся вместе с ним за парту. Яркими мероприятиями с участием родителей обучающихся стали праздники «Масленица», «Новый год», «День Матери», «Мама, папа, я -спортивная семья», «Посвящение в первоклассники», «День именинника».  Интересно проходят выступления родителей перед обучающимися. Это может быть рассказ о своей профессиональной деятельности, увлечениях, традициях семьи. Такие выступления готовятся очень тщательно. Содержание и форма доступны детям. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта. Проводим различные конкурсы:«Мир увлечений нашей семьи», «Папа, мама, я – творческая семья», «Счастливая семья», на котором демонстрируем поделки, сувениры, увлечения, традиции — все то, чем семья увлекается в свободное время. Родители с детьми готовят совместные проекты « Моя родословная», «Моя семья». В хорошем, крепком коллективе традиции семьи переплетаются с традициями класса. Из тестовой методики «День рождения в моей семье» и сочинения «Самый лучший подарок» учитель берет интересные идеи для организации праздника в честь дней рождения. Как это делает семья, так и родительский коллектив заранее продумывает проведение этого праздника, и ни один день рождения не похож на другой. Праздник даёт родителям возможность выразить своё отношение к ребёнку через стихотворение. Сколько замечательных слов, похвал слышат дети в свой адрес!

Понимать своего ребёнка хочет каждый из родителей, но удаётся это, к сожалению, не всем. Одной из интересных методик является тест для детей и родителей «Насколько мы знаем своих детей».

Задание детям: «Закончите приведённые ниже предложения».

1. Мне бывает радостно, когда ...

2. Мне бывает грустно, когда ...

3. Мне бывает страшно, когда ...

4. Мне бывает стыдно, когда ...

Задание родителям: «Закончите приведённые ниже предложения так, как, на Ваш взгляд, закончил бы их Ваш ребёнок».

1. Вашему ребёнку бывает радостно,

когда ...

2. Ваш ребёнок грустит, когда ...

3. Вашему ребёнку бывает страшно,

когда ...

4. Вашему ребёнку бывает стыдно,

когда ...

Затем нужно дать родителям ответы их детей для сравнения. Степень совпадения будет говорить о том, насколько хорошо родители знают своих детей.

     Взаимодействием школы с семьями обучающихся и пропаганды психолого-педагогических знаний являются классные родительские собрания. Эта  школа повышения у родителей компетентности в вопросах обучения детей, формирующая родительское  общественное мнение, родительский коллектив. На собрании обсуждаем проблемы жизни класса, задачи учебно-воспитательной работы класса и т.д.   Они могут быть организационными, тематическими, итоговыми.

В классе обсуждаем темы: «Я и мой ребенок. Поиски взаимоотношений», «Правила, по которым мы живем», «Как уберечь ребенка от насилия», «Знакомство с законом об образовании в Российской Федерации», «Особенности адаптации  ребенка в школе», «Воспитание толерантного человека» и др...

При беседе с родителями я употребляю местоимение МЫ, что располагает родителей. В беседе с родителями: сначало только хорошее, потом "у нас - имеется ввиду я и ребёнок проблемы.....", и установка на успех. Родителям оценивать ребёнка объективно трудно, так как он безумно любит его и любую критику воспринимает в штыки. Основной задачей родительских собраний является обмен опытом семейного воспитания, распространение и внедрение лучшего опыта семьи. Т.К. родители  являются участниками образовательного процесса, проводим совместные круглые столы «Родители+дети=друзья». Где также проводятся рефлексия- анализ тестовых и контрольных работ, с целью адекватно воспринимать причины успеха и не успеха.

Привлечение родителей к выполнению поручений, к ежедневной доброжелательной помощи школе - важная, насущная задача в работе учителя с семьей. Родители помогают в оформлении стендов, уголков для родителей, буклетов. Содержание материала в уголке совпадает с той темой, с которой в данный момент знакомлю  родителей. Это позволяет расширить, углубить знания, еще раз вернуться к сказанному, повторить, подчеркнуть необходимое.

Одним из очень важных направлений в работе учителей начальных классов является диагностика. В нашей школе работает педагог-психолог, который проводит такие диагностики, как с детьми, так и с родителями. Без использования психолого-педагогической диагностики невозможно спланировать воспитательную работу в детском коллективе, наладить работу с коллективом родителей. Диагностика в работе с классным коллективом помогает выявить проблемные ситуации в отдельных семьях, дает возможность классному руководителю выбрать правильную линию поведения с родителями тех обучающихся, положение которых в семье чрезвычайно трудное. Диагностические материалы, если педагог их грамотно использует, могут коренным образом повлиять на общение родителей и ребенка в семье, изменить статус отдельных членов семьи, стратегию поведения взрослых по отношению к ребенку. Анализ результатов анкетирования показал, что родители заинтересованы в сотрудничестве со школой. Достаточно большое количество опрашиваемых выразили готовность включиться в совместную работу.

В своей работе использую принципы:

- доброжелательность,

-конфиденциальность,

-совместность, сотрудничество, содействие,

-реализую принцип «Не навреди»,

-рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату.

Методы и формы:

 наблюдение;

 беседа;

 анкетирование;

 тестирование;

 диагностика;

 консультация;

 тренинг;

 коррекция;

 мониторинг.

Таким образом, эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья.  Родитель должен чувствовать, что он нужен школе и что школа работает с ним постоянно и системно.   Работа строиться не от праздника к празднику, а имеет своеобразный круг дел, когда родители вместе с педагогическим коллективом  постепенно становятся готовыми к взаимодействию

Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации.

Взаимодействие учителя и семьи – целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребенка. Задача учителя научиться детей учиться общаться с товарищами, со взрослыми, родителями. В воспитании и в обучении мы трио: учитель-ребёнок-родитель. Стараюсь вовлекать ребенка в совместные дела. Особая роль уделяется при работе с отцами,  важность их общения с детьми, проводятся индивидуальные консультации для отцов.  Чем выше уровень этого взаимодействия, тем успешнее решаются проблемы воспитания детей.

В заключении хотелось бы сказать, наша школа – не только место, где обучаются дети. Здесь дети живут яркой, творческой, полноценной жизнью. Ведь у каждого ребенка есть способности и таланты. Деятельность обучающихся, ее содержание, общение, отношение детей и взрослых – естественная среда, в которой формируется нравственный и духовный облик растущего человека. Для этого жизнь детей нашей школы, наполненная разнообразными делами,  организована так, чтобы каждый ребенок нашел свое дело по душе, пережил радость творческой удачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие семьи и школы в формировании портфолио ученика

Выступление на районном родительском собрании...

Взаимодействие семьи и школы по формированию здорового поколения

В статье рассказывается о совместной работе классного руководителя и родителей по формированию зздорового образа жизни учащихся....

Педагогический проект «Организация взаимодействия семьи и школы по формированию интереса к чтению у младших школьников »

СодержаниеОбоснование необходимости проекта Цель и задачи проекта Основное содержание проекта Принципы, лежащие в основе педагогического проекта Основные формы и методы реализации ...

Презентация "Взаимодействие семьи и школы в формировании духовно-нравственного поведения в семье, обществе и школе в ходе реализации ФГОС"

Образование – это не только обучение и развитие,  но и воспитание.Одной из особенностей ФГОСа второго поколения – нацеленность на решение не только задач обучения и развития, но и задач восп...

"Роль семьи и школы в формировании личности младшего школьника"

Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Взаимоотношения семьи и школы очень  важен для жизни ребенка. Именно в школе у ребенка появляется шанс...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.

Общество покоится на духовно-нравственных основах человеческой души, которые закладываются в семье, в ней формируются, из нее вырастают. Из семьи ребенок выносит в жизнь те качества, которые становятс...

Статья "Взаимодействие семьи и школы в процессе социализации младшего школьника"

Статья о социализации младшего школьника через совместные мероприятия с родителями....