доклад
статья по теме

Хертек Аяна Калиновна

Доклад на тему "Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_sistemno-deyat_.docx31.01 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему « Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода».

   Особенностью   стандарта  нового   поколения   является соединение системного и деятельностного подхода в обучении как методологии ФГОС. Учителя сегодня волнуют вопросы:

-        Как организовать современный урок с точки зрения системно-деятельностного подхода?

-        Как сформулировать цели урока с позиций планируемых результатов образования?

-        Какой   учебный   материал   отобрать   и   как   его структурировать?

  • Какие методы и средства обучения выбрать?
  • Как обеспечить рациональное сочетание форм и методов обучения и др.

Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков. Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной.

Основная идея этого подхода заключаются в том, что главный результат образования - это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях.

Системный подход— это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие или, наоборот, из разрозненных фактов собрать целостную картину, - будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни. Деятельностный подход позволяет конкретно воплотить принцип системности на практике.

В системно-деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест и предполагает ориентацию на результат образования как системообразующий компонент стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.

     Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности и способности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями в результате собственного поиска. Ключевой технологический элемент технологии  системно-деятельностного подхода - ситуация актуального активизирующего затруднения. Её целью является личный образовательный результат, полученный в ходе специально организованной деятельности: идеи, гипотезы, версии, способы, выраженные в продуктах деятельности (схемы, модели, опыты, тексты, проекты и пр.).

      При системно-деятельностном подходе основные компоненты образовательного процесса имеют свои особенности:

1.        Мотивационно-целевой компонент определяет личностный смысл
предстоящей деятельности. Для чего будет осуществляться предстоящая
деятельность? В качестве системообразующей характеристики определяется
личностный результат воспитания и обучения, а также - система действий, в
процессе которых осваивается содержание образования (технические
приёмы, способы и технологии). Другими словами, образовательные цели
ученика относятся не только к изучаемым объектам, но и к способам
изучения этих объектов. Источником целей ученика является целостный
характер содержания изучаемой системы, а также ситуация
«образовательной напряжённости», создаваемой учителем.

Способы её создания следующие: выход на противоречие или проблему через учебное задание, нарушение привычных норм образовательной деятельности, несоответствие полученных результатов ожидаемым, сопоставление разнородных ученических образовательных продуктов, введение противоречивых культурно-исторических аналогов, самоопределение субъектов образования в поле многообразия различных позиций по рассматриваемому вопросу и пр.

2.        Содержательный компонент предполагает, что содержание должно
быть системным и деятельностным, т.е. в основе его должны лежать
универсальные средства, методы и нормы деятельности. Знание (как таковое)
уже не является системообразующим в структуре содержания образования, а
включается только как один из компонентов. При этом наиболее важным
является мыследеятельность, как метадеятельность. Если содержание
традиционного образования складывалось из продуктов познавательной
деятельности человечества, то содержание деятельностного образования
складывается из методов, средств и форм преобразующей деятельности
(поисковой, проблемной, проектной, исследовательской). Такой подход
определяется тем, что функция современного человека должна быть
направлена не только на сохранение мира, но и на его преобразование на
основе системного видения окружающей действительности. При таком
подходе у ученика развивается позитивное отношение к познанию
естественнонаучной картины мира, так как любое «творение» строится на
основе освоения норм создаваемого или преобразуемого объекта
окружающего мира.

Системное содержание развивает способность порождать своё знание, видеть мир своими собственными глазами, понимать его своим собственным пониманием. Человек развивается успешно тогда, когда он не просто

Система дидактических принципов технологии деятельностного метода:

   Принцип деятельности- учащийся не получает готовое знание, а добывает его сам в результате собственной деятельности ( является не объектом, а субъектом деятельности). Формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие» им нового знания.

   Принцип непрерывности — преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики. Особую актуальность приобрела проблема преемственности в связи с появлением вариативных программ.

    Принцип минимакса - предполагает выделение двух уровней -максимального, который определяется зоной ближайшего развития детей, и необходимого минимума, т.е. государственного стандарта знаний. Школа должна предложить ребёнку содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню.

    Слабый ученик ограничится минимумом, а сильный - возьмёт всё и пойдёт дальше. Все остальные разместятся в промежутке между этими двумя уровнями в соответствии со своими способностями и возможностями - они сами выберут свой уровень по своему возможному максимуму. Соответственно работа на уроках ведётся на высоком уровне трудности.

      Принцип целостного представления о мире - содержание

образования должно отражать язык и структуру научного знания, изучать явления не разрозненно, а во взаимной связи. Ещё Я. А. Коменский отмечал, что явления нужно изучать во взаимной связи, а не разрозненно (не как « кучу дров»). В наше время этот тезис приобретает ещё большую значимость. Он означает, что у ребёнка должно быть сформировано обобщённое, целостное представление о мире (природе -обществе - самому себе), о роли и месте каждой науки в системе наук. Речь идёт не просто о формировании научной картины мира, но и о личностном отношении учащихся к полученным знаниям, а также об умении применять их в своей практической деятельности.

    Принцип психологической комфортности - означает снятие всех

стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке спокойной, доброжелательной атмосферы. Изменение роли ученика влечёт за собой изменение роли учителя. Следовательно, он обязан создать в коллективе учащихся спокойную, доброжелательную обстановку, в которой способности каждого смогут проявиться как можно полнее. Для организации учебных занятий следует использовать ситуации, отвечающие возрастным особенностям детей. В начальной школе акцент смещается в сторону игр- соревнований, турниров, викторин и т.д.

   Принцип вариативности — развитие у учащихся вариативного мышления, т.е. способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта. Обучение, в котором реализуется данный принцип, снимает у учащихся страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для её исправления. С другой стороны, принцип вариативности обеспечивает право учителя на самостоятельность в выборе учебной литературы, форм и методов работы. Однако это право рождает и большую ответственность учителя за конечный результат своей деятельности - качество обучения.

   Принцип творчества - максимальная ориентация на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Речь здесь идёт не о том «придумывании» заданий по аналогии, хотя и такие задания следует всячески приветствовать. Здесь, прежде всего, имеется в виду формирование у учащихся способности самостоятельно находить решение не встречавшихся раньше задач, самостоятельное «открытие» ими новых способов действия. Решение творческих задач способствует быстрому развитию творческих способностей.

Отличие современного урока по технологии деятельностного метода от урока в традиционной системе

Цели обучения. Если традиционная модель обучения ставит перед собой цель

формирование знаний, умений и навыков, / то развивающая - выращивание функционально грамотной личности, т.е. личности, способной и готовой с помощью ЗУН решать различные задачи.

Участники процесса обучения. В традиционной модели учитель - субъект с функцией

.транслятора, ученик - объект с качествами хорошего исполнителя, а родители - объекты воздействия учителя, классного руководителя, администрации школы.

В деятельностном методе обучения - организатор процесса познания, ученик - субъект поисково-исследовательской деятельности, а родители - активные помощники учителя.

Способы работы. Заучивание, запоминание и традиционные методы обучения - это в традиционной модели. «Открытие» нового знания, поисково-исследовательская деятельность, образовательные технологии (проблемно - диалоговая, проектная, информационно - коммуникативная технология типа читательской деятельности) -это в технологии деятельностного метода.

Система оценивания. В традиционной модели требования предъявляются к результату, оценка и отметка практически не разводятся и оценка дается только учителем на основе его знаний и опыта. В развивающей образовательной системе наблюдается трехуровневый подход оцениванию: обязательный минимум -программные требования - индивидуальный максимум. При оценивании процесса и  результата отметка ставится только за результат решения задачи, объект оценивания - предметные ЗУНы, общеучебные умения, ключевые компетенции. Рефлексия. Общение учителя и учащихся. В традиционной модели - это формальное, основанное на подчинение учеников учителю, в развивающей системе -сотрудничество, в котором ценится собственное мнение ребенка. Основные организационные формы обучения. Фронтальная работа - в традиционной модели фронтальная и коллективная (пары и группы) - в развивающей.

Урок введения нового знания

Основные цели данного урока:

  • Развивающая цель: формирование способности учащихся к новому способу действия,
  • Обучающая цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Уроки повторения и закрепления знаний (рефлексия)

Отличительной особенностью уроков рефлексии от уроков закрепления в традиционной модели является фиксирование и анализ затруднений в собственной учебной деятельности.

Основные цели уроков рефлексии:

  • коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д. (на сколько я овладел новым понятием, свойством, алгоритмом)
  • формирование способности учащихся к коррекции способа действий (формирование способности к фиксированию затруднений в деятельности, выявлению их причин, построению и реализации проекта выхода из затруднений)

Уроки рефлексии, несмотря на достаточно большую подготовку со стороны учителя, являются наиболее интересными и для учителя и для детей. Дети на этих уроках не просто тренируются в решении задач - они самостоятельно находят свои ошибки, выявляют причину этих ошибок, им предоставляется возможность самостоятельно исправить ошибки и убедиться в правильности их исправления, учатся рефлексировать свою деятельность. А это так сейчас актуально, т.к. от самооценки и самоконтроля зависит взаимоотношения ребенка с окружающими, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.

Основные цели этого типа урока:

  • формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
  • выявление теоретических основ построения содержательно - методических линий.

Данные уроки организуются в соответствии с технологией деятельностного метода. Отличительной особенностью уроков методологической направленности от традиционных уроков обобщения и систематизации знаний является то, что наряду с фактической констатацией и перечислением свойств изученного понятия в некоторой системе выявлется принцип освоения изученных способов действий в данной последовательности.

       Актуальность системно – деятельностного подхода для современного образования

В настоящее время стремительно возрастает объем информации, которая используется для практической жизни и научных исследований. В этих условиях человеку необходимо обладать не только некоторой фиксированной суммой знаний, умений и навыков, но, главное, уметь ориентироваться в информационном пространстве, быть способным ставить перед собой цель, достигать ее, не ущемляя прав окружающих его людей, уметь адекватно себя оценивать и прогнозировать развитие дальнейших событий. Другими словами, в современном обществе сформировались объективные условия, требующие от человека способностей к самореализации на основе сохранения целостности социальной структуры.

Приоритет деятельностных целей требует новых подходов к организации процесса обучения, новых типов урока, новой системы взаимодействия между учителем и учеником, метода работы, который реализует поставленные цели.

Системно - деятельностный подход является методологической основой концепции новых образовательных стандартов второго поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Проектная деятельность в начальной школе"

Доклад о том, как я со своими учениками работаю над проектом "Океан"....

доклад на педагогическом совете «Использование интерактивной доски (Interwrite Board) на уроках в начальных классах»

Доклад на педагогическом совете «Использование интерактивной доски (Interwrite Board) на уроках в начальных классах». Варианты работы с интерактивной доской, плюсы и минусы. ...

конспекты уроков, доклады на темы самообразования

Открытые уроки по русскому языку и математике, доклады на темы самообразования ...

Доклад доклад на тему: «Формирование культуры семейных отношений».

                                           Семья - один из шедевров природы                                                                           (Дж. Сантаяна,  философ)Семья - основанная на брак...

Доклад "Урок работы над ошибками". Русский язык. Приложение к докладу.

Краткое описание в чём состоит подготовка учителя и учащихся  к уроку, где предстоит работа над ошибками. Из личного опыта и опыта коллег....

Доклад: "Использование ЭОР на уроках в начальной школе" + презентация к докладу

Актуальность использования ЭОР на уроках в начальной школе....