ОРКСЭ "Монастыри"4 класс
материал по теме

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Модуль: «Основы православной культуры». 4 класс по учебнику Т.А. Костюкова, О.В. Воскресенский, К.В. Савченко, Т.Д. Шапошников, Учебник для 4 класса ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры». М., «Дрофа», 2014

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon monastyr.ppt2.8 МБ
Microsoft Office document icon monastyri.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Модуль: «Основы православной культуры».

Тема урока: «Монастыри».

Подготовила: Чепель Ольга Алексеевна,

 учитель начальных классов,

                                                                     МКОУ «Тогульская ООШ»

Монастыри.

ЦЕЛЬ УРОКОВ: формирование у учащихся представлений о русском монашестве и монастырях как религиозных и культурных центрах.

ЗАДАЧИ УРОКОВ:

формирование представлений о монастырях, жизни в них, о монашестве;

развитие представлений о роли монастырей в русской истории и культуре, в духовной жизни;

закрепление ключевых понятий курса; развитие ценностного отношения к истории  и культуре;

развитие представлений о нравственных и духовных ценностях;

совершенствование умений в области чтения и понимания прочитанного, ответов на вопросы разных типов, построения связного высказывания;

развитие интереса к изучению предмета.

ОБОРУДОВАНИЕ И СРЕДСТВА НАГЛЯДНОСТИ: классная  или интерактивная доска, иллюстративный и текстовой дополнительный материал.

ХОД УРОКА

I.  Организационный момент.

II. Постановка и формулировка проблемы

С. Есенин   ЗА ГОРАМИ, ЗА ЖЁЛТЫМИ ДОЛАМИ…

За горами, за желтыми долами,
Протянулась тропа деревень.
Вижу лес и вечернее полымя,
И обвитый крапивой плетень.
 
Там с утра над церковными главами,
Голубеет небесный песок,
И звенит придорожными травами,
От озер водяной ветерок.
 
Не за песни весны над равниною
Дорога мне зеленая ширь —
Полюбил я тоской журавлиною,
На высокой горе монастырь.
 
Каждый вечер, как синь затуманится,
Как повиснет заря на мосту,
Ты идешь, моя бедная странница,
Поклониться любви и кресту.
 
Кроток дух монастырского жителя,
Жадно слушаешь ты ектенью,
Помолись перед ликом спасителя,
За погибшую душу мою.

  1. Кто догадался, о чём мы сегодня с вами будем говорить на уроке?

Правильно. Сегодня мы познакомимся с православным монастырём (слайд 1).

-На какие вопросы вы хотели бы получить ответ, изучая данную тему?

-Итак, сегодня мы ответим на вопросы:

Что же такое монастырь? Кто живёт в монастырях? Кто такие монахи? Почему люди уходят в монастырь? Какова цель их жизни?

2.Беседа с учащимися. Предлагаемые вопросы и задания для обсуждения:

- Кто знает, что такое монастырь?(слайд 2)

Определение слова «монастырь»:    Монастырь-это место, где живут монахи (монахини) или иноки (запись в тетради).

- как вы думаете, а кто живёт в монастырях? (монахи и монахини).

Монахи (мужчины) живут в мужском монастыре. А монахини (женщины) – в женском. А кто такие иноки?

Кто такие монахи или иноки? Ответ найдём в учебнике на с. 159.

Значит,  слово «монах» и слово «инок» в своих исторических корнях имеют значение один.

На Руси монаха называли иноком. Подберем однокоренные слова.

Инок  - однокоренное слово - иной (не такой, не как все люди).  

Почему не такой, как все?

III . Работа с учебником с. 157-158.

1. Работа с иллюстрациями в учебнике.

-  Рассмотрите внимательно иллюстрации в учебнике. Ответьте на вопросы.

а) Расскажите, что вы видите перед входом в монастырь.

б) Как вы думаете, зачем монастырь обнесен такими мощными стенами?

в) На что похожи монастыри внешне?

г) Можно ли после ответов на эти вопросы сделать вывод, что монастыри выполняли оборонительную функцию во время военных испытаний?

2. Назовите монастыри, которые вы знаете (уч-ся называют).

IV. Работа с учебником с. 157, (чтение с комментариями).

  1. Рассказ о поединке Пересвета и Челубея. Выразительное чтение учителем отрывка из учебника (с. 157—158).

3.Работа с иллюстрациями в учебнике.

а) Как изображен на иллюстрациях (с. 157, 158) поединок Пересвета с Челубеем?

б) Какими красками передается драматизм поединка?

в) Как художники изображают напряжение боя и решимость каждого из воинов победить?

г) Кто из изображенных участников поединка монах? Почему вы так решили?

V. Работа с учебником с. 159, (чтение с комментариями).

Чтение вслух  (абзац «Иногда после того, как в уединенном месте...»).        

  - Что такое ЛАВР? (крупнейшие мужские монастыри).                                             - Ребята, как вы думаете, что носят монахи?(показ слайдов)    

 2. Рассмотрите внимательно репродукцию картины А. М. Васнецова «Монастырь в Московской Руси» в учебнике (с. 160). Объясните,  о каких моментах жизни монахов она рассказывает.

3. Монашеское облачение (слайды 3-6)

- Ребята, как вы считаете, кто же управляет монастырём? (архимандрит, игумен, игуменья)- слайд 7-8

  1. Расставить подписи как называются части монашеского облачения, и что

они символизируют?» (клобук, мантия, чётки, пояс)

  1. Монастыри на Руси всегда служили центрами культуры и просвещения. В

них открывались школы, писались, переписывались и хранились книги, развивалась музыкально-хоровая культура.

  1. «Книгохранилище в монастыре» - интерактивная доска.

VII. Рефлексия

- Наш урок подошёл к концу. Давайте подведём итоги нашего путешествия (слайд 10).

  1. Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии?
  2. Как вы думаете, легко ли быть монахом?

VIII. Домашнее задание.

 Вопрос № 3, с. 168


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3-4 классах по темам "Мари калык муро. Мыскара влак." (3 класс), "Мари калык муро. Такмаквлак." (4 класс)

Урок проводится в малокомплектной школе на марийском языке. Урок посвящен использованию культуры, обычаев, традиции марийского народа в учебно-воспитательной работе. Культурно- педагогическое наследие...

Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов

Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами

Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...