Организация внеучебной деятельности обучающихся в условиях введения ФГОС НОО
материал по теме

Саверьянова Зульфия Ильгизовна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_2.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Организация внеучебной деятельности обучающихся

 в условиях введения ФГОС НОО

З.И.Саверьянова

заместитель директора

по научно-методической работе

МОУ СОШ № 2 им.А.М.Булатова

п.г.т. Кукмор

Одним из важнейших преобразований в системе общего образования на сегодняшний день является введение федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, продиктованное необходимостью подготовки выпускника в высокотехнологичном конкурентном мире. Перед современным образованием ставятся задачи переориентации школы на новые образовательные результаты на основе системно-деятельностного подхода.

Среди прочих изменений следует отметить появление внеурочной деятельности в учебном плане. Для реализации внеучебной деятельности на ступени начального общего образования отводится 10 часов в неделю на ученика.

Следует учитывать, что внеурочная деятельность:

является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе;

способствует в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образовании;

преимуществами данного компонента образовательного процесса является: предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника;

наполнение конкретным содержанием данного компонента находится в компетенции образовательного учреждения.

Очевидно, что при организации внеурочной работы в условиях стандартов второго поколения от руководителей и педагогов образовательных учреждений потребуется знание методов и подходов осуществления данной деятельности.

Жизнь ребёнка, пронизанная многообразными видами деятельности и включенная в систему позитивных отношений с окружающей действительностью способствует созданию материальных и духовных ценностей, постепенно содействуя переходу из позиции потребителя в позицию производителя материальных и духовных благ, а это стержень социализации личности, показатель развития и взросления человека (своими руками сделал подарок маме, вместе с друзьями сделали подарки для детского дома, ходили в экспедицию по очистке родников, рисовали панно для больницы, подготовили концерт).

Процесс воспитания в школьном пространстве непрерывен, но следует различать потенциал урочной и внеурочной деятельности. Основой формирования гражданской позиции и социальной активности может явиться внеурочная деятельность школьников. Она имеет большее, чем урок временное пространство, большее количество субъектов – участников того или иного вида деятельности и несёт в себе приоритет воспитания в человеке тех или иных умений, навыков, личностных качеств. С точки зрения гражданского, духовно-нравственного воспитания, социализации личности внеурочная деятельность обладает (при определённых условиях) огромным потенциалом, так как ребёнку предоставляется выбор сфер деятельности, где можно быть успешным, где можно «самовоспитываться» в соответствии со своей шкалой ценностей. Таким образом, внеурочная деятельность – это форма творческого целенаправленного взаимодействия ученика, учителя и других субъектов воспитательного процесса по созданию условий для освоения обучающимися социально-культурных ценностей общества через включение в общественно-полезную деятельность, неформальную организацию досуга, имеющая целью самореализацию личности во внеурочное время. Рассматривая внеурочную деятельность как основу процесса формирования гражданской позиции и социальной активности, следует заметить, что внеурочная деятельность, в первую очередь, должна провозглашать и гарантировать условия осуществления этого процесса. Во-вторых, внеурочная деятельность не должна быть догматической или насильственной (приказной) и формальной. В – третьих, при организации внеурочной деятельности необходимо максимально опираться на позитивный опыт ребёнка.

В проекте Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеучебной деятельности: спортивно-оздоровительная, художественно-эстетическая, научно-познавательная, военно-патриотическая, общественно-полезная и проектная деятельность.

Основным преимуществом внеучебной деятельности является предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Часы, отводимые на внеучебную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

В рамках перехода образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, на государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения (ФГОС) каждому педагогическому коллективу необходимо определиться с организацией неотъемлемой части образовательного процесса - внеурочной деятельностью учащихся.

Организовать – значит упорядочить, установить определённый порядок. Важно установить, какие аспекты, компоненты внеурочной деятельности требуется упорядочить, чтобы деятельность была организована. Исходя из анализа деятельности базовых площадок по апробации ФГОС, такими компонентами организации могут быть определены: условия, цели, мотивация, содержание, технологии, средства и результаты.

Организация внеучебной деятельности

Компонент организации внеурочной деятельности

Содержание компонента

Условия

Региональные особенности.
Социо – культурная ситуация ОУ.
Системы и структуры педагогической деятельности в ОУ.
Стратегии помощи и поддержки педагогических кадров, детей, родителей.
Материально – техническое оснащение и информационно – технологическое обеспечение ОУ.
Степень участия общественных советов и организаций, социальных партнеров в деятельности ОУ.

Цели

Способствовать личностному становлению учащихся.
Способствовать развитию творческих способностей учащихся, предоставить возможность реализации им в различных видах деятельности.
Способствовать формированию коллективно – распределённой деятельности в детских коллективах.
Проводить организационную и психолого-педагогическую подготовку учащихся.

Мотивация

Переход системы образования на системно – деятельностную парадигму.

Содержание

Направления внеучебной деятельности: спортивно-оздоровительная, художественно-эстетическая, научно-познавательная, военно-патриотическая, общественно полезная и проектная деятельность - как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ.

Технологии

Проектная деятельность;
дифференциация по интересам;
информационные и коммуникационные технологии;
игровые технологии;
обучение на основе «учебных ситуаций»;
социально – воспитательные технологии;
технология саморазвития личности учащихся.

Средства

Образовательная среда: учебное и игровое пространства
Назначение:
 

- для подвижных занятий и для спокойной работы,
- для общения и для уединения,
- для «пробы сил» и для демонстрации достижений,
- для поиска информации.

Результаты

Развитие личности учащегося, формирование «компетентности к обновлению компетенций»
-
формирование опорной системы знаний, предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
-
воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения жизненных задач;
-
индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции.

Внеурочные занятия не должны быть продолжением, или углублением традиционного содержания школьного образования, и тогда они будут способствовать нормализации учебной нагрузки.

В процессе реализации задач внеурочной деятельности рекомендуется использовать следующие организационные формы:

коллективные   (исследовательские   объединения,    олимпиады,

фестивали, конференции, праздники, выставки и др.);

- групповые (дискуссионные клубы, проблемные группы, кружки но

интересам, коллективные творческие дела, тренинги и др.);

индивидуальные (написание проектов, выполнение творческих

заданий,   общественных   поручений,    подготовка   «Портфолио»

достижений, выступление на конкурсах и др.).

Основными средствами реализации задач внеучебной являются имеющиеся ресурсы школы: теле-, видеоаппаратура, библиотечные ресурсы, персональные компьютеры, Интернет, СМИ и т.д.

Выстроенная, таким образом, внеучебная деятельность охватывает практически все стороны жизни и деятельности младших школьников, углубляет и привносит разнообразие в учебную деятельность: физическое развитие и укрепление здоровья, эстетическое, творческое (проектная деятельность), интеллектуальное развитие, воспитание патриотизма.

Таким образом, результатом образования, воспитания и разностороннего развития личности должен стать ученик, соответствующий модели выпускника начальной школы: любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности; уважающий и принимающий ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа; доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, уважающий своё и чужое мнение; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки; имеющий представление об основах здорового и безопасного образа жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы Мониторинг сформированности УУД в свете новых подходов к организации контрольно-оценочной деятельности в условиях введения ФГОС

Мониторинг разработан на основе образовательной системы  «Школа 2100», программы  «Школа России» рекомендаций по проверке и  оценке выполнения заданий по предмету. ...

Информационная карта инновационного опыта "Формирование основ лингвистической компетенции у младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО"

Актуальность проблемы становления лингвистической компетенции младших школьников обосновывается необходимостью реализации системно-деятельностного подхода, который определен в ФГОС НОО и социальным за...

Из опыта работы "Организация внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО второго поколения".

Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание высоконравственного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. ...

Методические рекомендации по организации воспитательной работы в условиях введения ФГОС НОО

Управление системой здоровьеформирующего воспитания в условиях внедрения ФГОС...