Использование технологии проблемного обучения в начальной школе
опыты и эксперименты по теме

Зайцева Наталья Николаевна

Использование технологии проблемного обучения в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problemnoe_obuchenie_v_nachalnoy_shkole.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

 «  Использование технологии проблемного обучения в начальной школе »

Автор: Зайцева Наталья Николаевна

учитель начальных классов

                                                              Тростянского филиала

ГБОУ СОШ с. Падовка муниципального

                                                          района  Пестравский Самарской области

Содержание работы

                                                                                                                        стр.

  1. Актуальность технологии проблемного обучения.                               3                    
  2. Педагогическая проблема, положенная в основу выбора.                    5
  3. Проектирование учебных занятий в режиме СОТ:                               5

     а) формы организации ;

     б) используемые методы проведения занятий (на примере разных     уроков).

4. Проект урока русского языка с использованием технологии             проблемного обучения.                                                                                   15

5. Список литературы.                                                                                     20

Актуальность технологии проблемного обучения.

        Важнейшей целью современного образования является обучение и воспитание всесторонне развитой личности, способной к творчеству и самостоятельно добывающей знания. Это особенно важно в 21 веке, когда технологии быстро меняются, и постоянно приходится учиться и переучиваться. Поэтому главное направление новых стандартов (ФГОС) – усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться.

Проблемное обучение не сводится к тренировке учащихся в умственных действиях. Эта активизация умственных действий.  Оно заключается в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию. Другими словами, это расширение, углубление знаний при помощи ранее усвоенного и новое применение прежних знаний. Суть активизации учения школьника посредством проблемного обучения состоит в активизации его мышления путем создания проблемных ситуаций, в формировании познавательного интереса и моделировании умственных процессов, адекватных творчеству.

Следовательно, проблемное обучение требует определенных действий учителя, систематически вызывающих такие познавательные действия учащихся, которые характеризуются самостоятельным поиском способов раскрытия сущности нового понятия. Такую деятельность принято называть поисковой. В результате поисковой деятельности формируется опыт творческого усвоения знаний и, что еще важнее, происходит усвоение способов творческой деятельности.

 Долгое время в школе использовались репродуктивные методы, согласно которым учитель все сам рассказывал, а ученики только запоминали и воспроизводили материал.

        Традиционный урок формировал пассивную, инертную личность. Такой урок не  отвечает современным требованиям, и поэтому учителю приходится искать другие пути для того, чтобы воспитать и развить в ребенке активную, смелую, решительную личность. Личность, которая умеет сама добывать знания и применять их в нестандартных ситуациях.

        Достичь этой цели помогает современная технология проблемно-диалогического обучения. Данная проблема достаточно обстоятельно рассматривается в психолого-педагогической и методической литературе, прописана в нормативных документах (Стратегия развития образования 2020).         Технологию проблемно-диалогического обучения можно использовать при любой программе и на любом предмете, прежде всего – на уроках изучения нового материала. Кроме того, мало только создать проблему, важно найти правильные пути поиска ее решения.

        Каждый человек в своей жизни должен научиться решать проблемы, которые возникают независимо от его желания. Поэтому, научившись решать учебные проблемы, дети без страха и паники будут относиться к жизненным проблемам.

Задачей школы является формирование гармонически развитой личности. В современной педагогике исследуются вопросы общего развития детей в процессе обучения. Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности - наличие высокого уровня мыслительных способностей.

        Развивающим обучением, то есть ведущим к общему и специальному развитию можно считать только такое обучение, при котором учитель, опираясь на знания закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей своих учеников в процессе изучения ими основ наук. Такое обучение и является проблемным.

Педагогическая проблема, положенная в основу выбора.        

  Я решила использовать на своих уроках технологию проблемного обучения.

Технология проблемного обучения  стимулирует мотивацию учения; повышает познавательный интерес; формирует самостоятельность и убеждения.

При работе с использованием проблемно-диалогического обучения происходит развитие:

1) умственных способностей учащихся (возникающие затруднения   заставляют учащихся задумываться, искать выход из проблемной ситуации);

2) самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения);

3) креативного мышления (самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартных решений).

Таким образом, проблемное обучение вносит свой вклад в формирование готовности к творческой деятельности; способствует развитию познавательной активности;  обеспечивает более прочное усвоение знаний;  делает учебную деятельность учащихся более привлекательной.

Проектирование учебных занятий в режиме  СОТ

Для работы над решением проблемной ситуации распределяю детей по группам, учитывая уровень их подготовки. В каждой группе дети работают над своей проблемной задачей, которая является общей для всего класса. Т.е. формулируется определенное правило, над которым работают все, а проверку результатов деятельности учащихся целесообразно начинать с группы, которая решила ее на низком уровне, далее – на среднем и высоком.

Суть проблемного урока или фрагмента урока можно охватить одной фразой: «творческое усвоение знаний». Словосочетание «творческое усвоение знаний» означает, что на уроке ученик проходит все звенья научного творчества: постановку проблемы и поиск решения – на этапе введения знаний; выражение решения и реализацию продукта – на этапе воспроизведения (проговаривания) знаний.

Основными условиями использования проблемных ситуаций являются:

Со стороны учащихся:

– новая тема (“открытие” новых знаний);

– умение учащихся использовать ранее усвоенные знания и переносить их в новую ситуацию;

– умение определить область “незнания” в новой задаче; «это я уже умею и знаю, а, это я еще совсем не знаю, надо узнать»,

– активная поисковая деятельность.

Со стороны учителя:

– умение планировать, создавать на уроке проблемные ситуации и управлять этим процессом;

– формулировать возникшую проблемную ситуацию путем указания ученикам на причины невыполнения поставленного практического учебного задания или невозможности объяснить им те или иные продемонстрированные факты.

Учитель формирует у учащихся действия оценки, благодаря которому человек оценивает свои возможности действовать, определяет, достаточно ли у него знаний для решения новой задачи, каких именно знаний недостает. «Я знаю, что я этого не знаю».

Если учитель будет целенаправленно формировать действие оценки, то младший школьник научится не только фиксировать трудность, но и анализировать ее причину; от фиксации самого факта незнания или неумения он может перейти к знанию того, как это незнание преодолеть. Вместо дошкольника «Я не могу эту задачу решить», может родиться учебное: «Я решу эту задачу, если…». Здесь отлично помогают задания с недостающими данными. Формирует умение строить и принимать различные гипотезы, активизирует  поисковые, творческие усилия учащихс

Проблемные ситуации создаю на различных этапах процесса обучения: при изучении нового материала, закреплении, контроле с помощью следующих методических приёмов:

1. Подведение школьников к противоречию, вызывающему у них удивление или затруднение.

Этот путь наиболее сложен, так как он в точности повторяет звено постановки проблемы в настоящем научном творчестве. Однако именно таким образом формируется творческая способность учащихся к самостоятельному осознанию противоречия и формулированию проблемы.

Фрагмент урока русского языка в 4 -м классе.

Тема: Склонение имён существительных.

В предложении “Старая женщина волновалась о сестре и дочери” предлагаю найти имена существительные (сестре, дочери), затем определить род и падеж, (Ж. р., П. п.), выделить окончания. Выделив окончания, дети испытывают удивление, возникает проблемная ситуация: Существительные одного рода и падежа, а окончания у них разные.

Возникает вопрос: Почему у существительных одного рода и падежа разные окончания?

(Далее дети высказывают свои предположения, что у существительных одного рода могут быть разные падежные окончания, значит, необходимы ещё какие-то знания об имени существительном, делают обобщения и выводы, предлагают различные варианты решения проблемы).

2. Сталкивание противоречий теоретических знаний и практической деятельности.

Предлагаю детям выполнить практическое задание, для выполнения которого у детей недостаточно знаний и нужно ещё что-то новое узнать, изучить. Такие задания стимулируют познавательную деятельность, дети понимают, что выполнить его можно только после определённой теоретической подготовки.

Определить склонение существительных в данном тексте (в текст включить слово

путь). При выполнении упражнения возникнет проблемная ситуация: к какому склонению отнести существительное путь, в результате решения которой будет введено понятие “разносклоняемое существительное” (к уроку по теме “Разносклоняемые существительные”).

При изучении новой единицы измерения площади фигур – квадратным дециметром, даю задание: узнать площадь крышки стола, если длина её – 90см, а ширина – 50см.

(Зная формулу нахождения площади, дети пытаются умножить длину на ширину. Возникает затруднение, так как дети ещё не изучали умножение двузначных чисел. Предлагается изучить умножение двузначного числа на двузначное, но тогда мы должны отступить от темы урока. Тогда приходим к выводу, что необходима другая единица измерения площади)

Предлагаю детям заведомо невыполнимое задание. Применив теоретические знания, дети понимают, что задание выполнить нельзя в том виде, в котором оно предложено и нужно либо изменить его, либо дополнить новыми данными. 

Например: сложить прямоугольник из полосок длиной 4 см, 6 см, 6см, 3 см.

(Учащиеся делают вывод на основании знаний о свойствах прямоугольника, что задание невыполнимо. Необходимо изменить одну из сторон на выбор).

Противоречие между теоретическими знаниями и практической деятельностью приводит к проблемной ситуации, а в конечном итоге, к активизации познавательной деятельности.

3. Постановка конкретных проблемных вопросов, требующих логики рассуждения, обоснования, обобщения, конкретизации.

Проблемные вопросы являются толчком к продуктивному мышлению, направленному на осмысление изучаемого материала, преодоление механического усвоения знаний, применение знаний в практической деятельности.

Выяснить, от чего зависит написание суффиксов о-а в наречиях: справа,

издалека, изредка, снова, добела; направо, наскоро, задолго, влево; извилисто,

досрочно, избыточно, сноровисто. Составить схему, объясняющую выбор суффиксов.

В науке морфемы трактуются как значимые части слова. Как вы думаете почему?

Обоснуйте ответ, взяв в качестве примеров слова тигрёнок, лисёнок, бусинка (к уроку по теме “Морфемика”). Через анализ лингвистического факта учащиеся приходят к выводу, что в корне заключается лексическое значение слова, в суффиксе – словообразовательное, в окончании – грамматическое, то есть каждая морфема имеет какое-либо значение.

Проблемные вопросы по природоведению:

На какой планете Солнечной системы Новый год встречают в 4 раза чаще, чем на Земле и почему?

Смогут ли существовать на Земле водоросли и кроты, если исчезнет Солнце?

Почему в природе больше всего страдают красивоцветущие и полезные растения?

Что случится, если растения исчезнут?

Почему низкорослую чернику называют кустарником, а высокий девясил травой?

Если у кустарника срезать все стебельки, кроме одного, станет ли он деревом?

Можно ли задержать перелётных птиц, если развесить везде утеплённые птичьи домики?

Люди нередко меняются своими квартирами, переезжают из дома в дом, с этажа на этаж. А могут ли поменяться квартирами лесные животные? и т. д.

Проблемные вопросы по русскому языку:

Являются ли родственными (однокоренными) слова:

Дыхание, духовный, дышать, воздух, вздох, вдыхать, вдохновение, душа, душенька?
Страна, странник, странный, странствие, сторона, пространство, просторный?
Земля, земной, земляной, землица, землистый, земляк, земляника, землекоп?
Праздник, праздничный, праздный, праздность, упразднить, праздновать, празднество? и др.

При работе с такими словами возникает большое количество вопросов. Дети не могут сразу ответить на поставленный вопрос, приходится обращаться к словарям и справочной литературе, что развивает самостоятельность и учебную активность.

Что объединяет записанные слова? Какое из них “лишнее”?

Очки, каникулы, ножницы, санки. (Лишнее слово очки, оно может употребляться и в единственном числе: очко)

Стульчик, диванчик, огурчик. (Лишнее слово огурчик по количеству слогов и по морфемному составу) Мозоль, тюль, шампунь. (Мозоль – имя сущ. женского рода, остальные – мужского)

Слайд 10

4. Постановка проблемных задач.

а). По математике это могут быть задачи с недостаточными или избыточными исходными данными. Такие задачи полезны для формирования

умения внимательно изучать текст задачи и анализировать его на предмет необходимости и достаточности данных.

В вазе лежит 10 апельсинов. Незнайка съел 3 апельсина, Гунька съел 4 апельсина. Сколько апельсинов съели они вместе?

Какое число в задаче не понадобилось для решения? Почему?

Задайте вопрос так, чтобы это число потребовалось.

Велосипедист ехал со скоростью 12 км/ч. Сколько километров он проехал? (Данных недостаточно, не указан отрезок времени, который велосипедист был в пути).

Предлагаю задачи, в которых нет вопроса.

Решите задачу: Мартышка сорвала 9 бананов. 3 банана она съела.

(Дети замечают, что решать нечего, так как нет вопроса в задании. Предлагаю самим поставить вопрос и решить. В более сложных задачах дети предлагают различные вопросы, на одном условии получается несколько задач).

б). Задачи с заведомо допущенными ошибками.

Широко использую такой приём: помоги какому-либо сказочному герою или персонажу найти и исправить ошибки в решении или проверь, как выполнил он задание. Дети очень любят выступать в роли учителя, проверяющего работу. Данный приём развивает внимание, активизирует мыслительную деятельность учащихся.

Иногда предлагаю “найти ошибки” в заданиях, которые выполнены верно. Чтобы проанализировать готовое решение, детям необходимо сначала самим правильно решить задачу. Проанализировав, сравнив, приходят к выводу, что решение верное. Но бывает, что ребёнок сам допускает ошибку. Возникает проблемная ситуация. Тогда на помощь приходит класс или учитель.

Другой приём: даю правильное решение одной и той же задачи несколькими разными способами и предлагаю найти “верное” решение. Детям приходится проанализировать различные способы решения задачи, доказать, что все варианты верны, выбрать самый доступный или рациональный.

в). Задачи с противоречивыми данными.

На столе лежит 10 яблок и 6 груш. Сколько апельсинов лежит на столе?

В автобусе ехало 32 человека. На остановке вышли 9 человек, а 14 вошли в автобус. Сколько километров проехал автобус за 2 часа?

(Дети отмечают, что вопрос не соответствует условию, формулируют свой и решают полученную задачу)

г). Нестандартные тексты задач.

Нестандартные тексты задач активизируют внимание, позволяют процесс решения задач сделать интересным и увлекательным, что тоже способствует активизации познавательной деятельности. Огромный интерес вызывает у детей решение задач из “Задачника” Г.Остера.

д). Творческие задачи.

Это задачи, при выполнении которых необходимо найти новый алгоритм решения.

5. Выполнение проблемных теоретических и практических заданий.

Одним из средств создания проблемной ситуации в учебном процессе является выполнение проблемных теоретических и практических учебных заданий. Широко использую данный приём на уроках природоведения.

Задания, которые начинаются словами: докажи, определи, пронаблюдай, рассмотри, сравни, подумай, исследуй, прокомментируй, предложи и т. д.

Докажи, что кактус, за которым не ухаживали 5 месяцев – живой организм.

Определи, что общего у бабочки с камнем и чем они отличаются? и т. д.

6. Рассматривание явлений, действий, ситуаций с различных позиций и точек зрения.

Данный приём широко использую на уроках чтения и развития речи. Предлагаю детям оценить поступки героев литературного произведения с позиции автора, читателя, литературного критика, оптимиста, пессимиста, героя или персонажа произведения (даже неодушевлённого). Этот приём позволяет осмыслить произведение, задуматься над его идеей, авторским замыслом, высказать и защитить свою точку зрения. Мнения могут быть самыми противоречивыми, но необходимым условием является защита и аргументирование своей точки зрения. Признаю, что каждый ученик обладает определёнными правами и личным мнением, которое уважаю и принимаю, даже если оно не совпадает с моим собственным. Моё мнение в дискуссиях не является главенствующим, а просто одним из многих.

          В заключение важно подчеркнуть значимость данной технологии.

Применение технологии проблемно-диалогического обучения эффективно:

а) в воспитании активной личности, формировании инициативности, ответственности, способности к сотрудничеству;

б) в стимулировании интеллектуального развития (увеличивается объем памяти, повышается производительность внимания, развивается речь;

в) в прочности усвоения знаний, так как путем постановки проблемы обеспечивается сильная мотивация, а путем поиска решения достигается полное понимание материала.

        Все ли обучение должно быть проблемным?

        Нет не все, если под проблемным обучением иметь в виду только решение учебных проблем и только самостоятельное усвоение всего учебного материала. Все обучение должно быть развивающим, в котором самостоятельное усвоение знаний путем решения учебных проблем, путем открытий сочетается с репродуктивным усвоением знаний, излагаемых учителем или учеником. Ученик не может и не должен повторять весь исторический путь развития человеческого знания. Но принципы этого развития и обобщенные способы действия он должен повторить для того, чтобы усвоить их выработать у себя способы творческой деятельности.

        Проблемное обучение означает понимать как тип обучения, обеспечивающей, в сочетании с традиционным, и тем новым, что было внесено в педагогику многими исследователями и практиками развитие всей совокупности чувств и разума, мышления школьника и его памяти, развитие целостной, интеллектуально активной личности.

        Обучение не может считаться развивающим, если не используются закономерности проблемного обучения (принцип проблемности, проблемная ситуация).

        Проблемный тип обучения не решает всех образовательных и воспитательных задач, поэтому он не может заменить собой всей системы обучения, включающей разные типы, способы, организации учебно-воспитательного процесса. Но также система обучения не может быть подлинно развивающей без проблемного обучения.

        Всем ли учащимся доступно проблемное обучение?

        Практически всем. Однако уровень проблемности и степень познавательной самостоятельности будут сильно различаться в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, от степени их обученности методам проблемного обучения и т.д.

 Дети стали активнее, заинтересованнее. Они не боятся свободно высказывать свое мнение, даже если оно  и неверное. Знания, добытые методом проб и ошибок, самостоятельно, - наиболее прочные.

                        

«Дети учатся лучше и в тысячу раз успешнее, если им дают возможность самостоятельно исследовать основы изучаемого материала».

                                                         Питер Клайн

Предмет: Русский язык

 Класс: 3

Тема: Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода.

Педагогическая технология: технология проблемного обучения

На формирование каких УУД направлен урок:

Личностное

УУД

Регулятивное

УУД

Познавательное

УУД

Коммуникативное

УУД

1. Рефлексия учебных действий.

1.Заучивание правила.

2. Составление алгоритма.

3.Поиск ошибки.

4. Определение цели и задач урока.

1.Распределение слов по двум столбикам

2.Словарно-логические упражнения

3.Разноуровневая самостоятельная работа на перфокартах

1.Рассказывание правила соседу.

2. Работа в парах.

3. Взаимопроверка.

Задачи урока:

  • Обучающая: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце существительных 3 склонения;
  • Развивающая: развивать внимание и мышление, речь, фонематический слух;
  • Воспитывающая: воспитывать уважение к родному языку, культуру общения, уважение к мнению друг друга при работе в паре;

Оборудование: карточки со словами, карточка с алгоритмом, карточки для работы в парах, индивидуальные перфокарты, звёзды разных цветов.

Ход урока

1.Орг. момент

2. Чистописание

Тетрадь наклонно положу,

Ручку правильно держу,

 За посадкою слежу,

С чистотою я дружу

На отлично напишу!

- Отгадайте, написание какой буквы мы сегодня повторим на минутке чистописания:

Эта буква - хитрый знак,

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится (ь).

Письмо буквы.

3.Повторение изученного о  Ь

-Какова роль Ь в словах? Приведите примеры.

- Поработайте в парах. Придумайте и запишите по 3 слова  с разделительным Ь и Ь - показателем мягкости.

4. Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи

- Прочитайте слова на доске: дочь, карандаш, глушь, чиж, врач, молодёжь, душ, ночь, помощь, мяч.

- Что вы можете сказать об этих словах? (Имена существительные)

- Что общего в звучании слов? (на конце слышится шипящий)

- Почему в написании слова дочь пишется Ь, в слове врач Ь не пишется?

- Так в чём же проблема?

- Сформулируйте тему урока (Ь на конце сущ. после шипящих)

- Сформулируйте учебную задачу (научиться писать сущ. с Ь и без него на конце после шипящих)

- А где можно узнать эту информацию?( В учебнике)

- Конечно, учебник поможет ответить нам на этот вопрос, но мне кажется, что мы сможем ответить на этот вопрос самостоятельно.

- Ваши предположения?( написание Ь может зависеть от рода) Давайте попробуем это доказать с помощью наших слов.

- В чём сходство  этих слов?( сущ., н.ф., ед.ч.)

-В чём различие?(разный род)

- Запишите слова в 2 столбика по родам.

дочь

карандаш

глушь

чиж

молодёжь

врач

ночь

душ

помощь

мяч

- Что вы заметили?

5. Физминутка

Потрудились – отдохнуть нужно без сомненья

Дружно быстренько встаём – выполним движенья.

-Ребята, я буду называть имена сущ. женского и мужского рода с шипящим на конце. Если это имя сущ. женского рода - хлопаем над головой, а если мужского рода - приседаем.

Шалаш, мышь, меч, плащ, вещь, тишь, ёж, печь, грач, рожь, нож, товарищ, ложь.

6. Работа по теме урока. Отработка способа действия. Построение алгоритма решения орфографической задачи

А) Работа с учебником.

-Прочитайте правило в учебнике (с 170-171). Верны ли наши предположения? Расскажите правило соседу.

Б) Составление алгоритма.

1. Это имя существительное?

2. Есть ли шипящий звук на конце слова?

3.Определяю род.

4. Слово стоит в начальной форме?

5. Женский род – Ь пишу, мужской род – Ь не пишу.

-Проверьте по алгоритму, пишется ли Ь в словах меч и горечь.

В) Словарно-логические упражнения.

- Замените одним словом, запишите слова в соответствии с правилом правописания Ь, определите род, подчеркните орфограмму.

  • Бывает письменная и устная
  • Он бывает на берегу реки или моря
  • Бьёт из-под земли
  • Правда лучше, чем …
  • Суп со свёклой
  • Зимой дрова ест, а летом спит
  • Под полом таится, кошку боится

- Взаимопроверка.

7. Закрепление полученных знаний

А) Работа в парах.

- Сейчас в парах вы выполните задание, которое я приготовила для вас, чтобы вы проверили, как научились писать слова с новой орфограммой. Вам надо найти ошибки, допущенные в словах.

Плащь

помощ

лещ

Лучь

мячь

грачь

Мыш

ёрш

ночь

Гаражь

стрижь

чижь

- Проверка с. р. (дети объясняют свой выбор)

Б) Самостоятельная работа на перфокартах.(уровень по выбору учащихся)

1 уровень.

Запишите рассказ, заменяя им. сущ. множественного числа им. сущ. единственного числа.

На берегу я и мои товарищи поставили шалаши. Ночи были звёздные. Утром лучи солнца осветили поляну. Мы закинули удочки. Попались ерши и лещи.

2 уровень.

Подберите к данным словам однокоренные слова с шипящими на конце. Напишите. Составьте и запишите предложение с одним из слов.

Тихий, ночевать, овощной, багажный, сторожить, помогать, плакать, глухой, дикий, молодой.

-Оцените себя, на какую отметку вы сегодня поработали.

10. Итог урока. Рефлексия

- Мы с вами хорошо потрудились! Понравился ли вам урок? Вспомните, какую учебную задачу мы перед собой поставили. Смогли ли мы её выполнить? Что мы для этого делали? Какие задания вы выполняли с удовольствием? А какие задания вызвали трудности? Оцените себя, на какую отметку вы сегодня поработали.

-В заключении мне хочется вам сказать, чтобы наука не была для вас ночью, тьмой, а свет знаний освещал вашу дорогу, давайте воспользуемся звёздами, которые лежат у вас в конвертах(они разного цвета). Выберите соответствующую звезду:

 жёлтую – если было интересно и легко на уроке;

розовую – если иногда были трудности;

голубую – если не разобрались в теме урока;

- Посмотрите, сколько жёлтых звёзд. Я очень рада, что этот урок был для вас интересным и полезным. Спасибо за работу!

                                               Литература.

1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]/ Министерство образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2010.

2.Журнал «Начальная школа» № 12 //2006 года

3.Мельникова Е.Л. «Проблемный урок или как открывать новые знания».

М.: Баласс. 2002.

4.Мельникова Е.Л. «Технология проблемного обучения». Школа 2100. Образовательная программа и пути ее реализации. М.: Баласс, 1999.

5.Школа России. Концепция и программы для начальных классов. М.: Просвещение, 2007.

  1. Юнина  Е.А.«Технология качественного обучения в школе».

7. О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова (Справочное пособие по русскому языку.)

М. Астрель 2007.

     8. Ягодко Л.И. Использование технолигии проблемного обучения в начальной школе. Начальная школа плюс до и после.-2010 №1.

      9. И Новикова Газета Изд. дома «Первое сентября» - 2010 №4

10 .Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / Под ред. А. Г. Асмолова. 2010.

11. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа / Под науч. ред. Фельдштейна Д. И. – М.: Баласс, 2010..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление педагогического опыта Использование технологии проблемного обучения в начальной школе

Представление педагогического опытаИспользование технологии проблемного обучения в начальной школе Представление педагогического опытаИспользование технологии проблемного обучения в начальн...

Использование технологии проблемного обучения в начальной школе

Статья об особенностях использования технологии проблемного обучения в начальной школе (из опыта работы)....

Использование технологии проблемного обучения в начальной школе в связи с реализацией ФГОС

Использование технологии проблемного обучения в начальной школе в связи с реализацией ФГОС...

Мастер-класс: "Использование технологии проблемного обучения в начальной школе в связи с реализацией ФГОС НОО"

От современного учителя требуется формирование у обучающихся целого комплекса предметных и метапредметных умений. В таких условиях перед учителем встает сразу несколько вопросов. Какие образ...

Использование технологии проблемного обучения в начальной школе

Выступление на ШМО учителей начальных классов...

Использование технологии проблемного обучения в начальной школе

Технология проблемного обучения в школе является эффективным средством повышения познавательной активности учащихся. Данная технология позволяет развить творческие способности, способствует формирован...