Работа над связной речью учащихся на уроках русского языка в начальной школе.
опыты и эксперименты по теме

Долинина Наталия Викторовна

Из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx606.88 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы

на тему: «Работа

над связной речью учащихся

на уроках русского языка

в начальной школе»

Выполнила: Долинина Н.В.

учитель начальных классов

МБОУ СО школы №1

2012 г

Содержание

Введение ……………………………………………………………………… с. 2

Глава I.   Психолого-педагогические особенности развития связной речи младших школьников.

  1. Связная речь – одна из сторон речевого развития. …………………. с. 3
  2. Система общеречевых умений, необходимых школьнику для планирования, создания, анализа и оценки текста.  ………………… с. 3

Глава II  Совместная деятельность учителя и учащихся по работе над созданием текста.

2.1.Аспекты работы по развитию речи в проекте «Начальная школа XXI век».

……………………………………………………………………………………с.5

2.2   Изложение и сочинение в системе обучения связной речи учащихся. ..с.7

Заключение.   ………………………………………………………………… с.14

Библиография.  ………………………………………………………………. с.15

Введение.

Общение – одна из форм человеческого взаимоотношения, благодаря которой люди «как физически, так и душевно творят друг друга». Вся жизнь человека проходит в общении с другими людьми. Речь является одним из обязательных  и незаменимым компонентом общения людей.

Развитие речи у ребенка есть процесс овладения родным языком, умением пользоваться языком как средством познания самого себя и саморегуляции, как могучим средством общения и взаимодействия людей.

Что может быть важнее хорошо развитой речи? Без нее нет подлинных успехов в учении, нет настоящего общения.

Цель моей работы – раскрыть роль развития связной речи учащихся на уроках русского языка.

Развитие связной речи – процесс сложный, творческий. Он не возможен без эмоций, увлеченности. Недостаточно было бы лишь обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Именно поэтому МО учителей начальных классов нашей школы предложило мне изучить данную проблему, провести необходимые исследования, выявить пути и этапы реализации задач по развитию связной речи и рассказать о них учителям.

Я считаю, что тема моей работы актуальна.

 Развитие связной речи – это последовательная, постоянная учебная работа, которую можно планировать и на каждый урок, и в перспективе.

Глава I.  Психолого-педагогические особенности развития связной речи младших школьников.

1.1. Связная речь – одна из сторон речевого развития

           

        Проблема развития речи младших школьников  является одной из самых актуальных в современной методике русского языка в начальных классах.

           Важнейшим условием развития речи детей является потребность в высказывании, повышение речевой мотивации, желание выразить свои мысли и чувства. Это требует определенной организации коммуникативно-деятельностного подхода к обучению.

          Развитие речи детей затруднено без овладения ими определенной формой речевого высказывания, разнообразными средствами его построения. Реализации этого требования способствует усвоение моделей различных текстов и осознанное их использование для создания речевых сообщений.

        При обучении связной речи мы сталкиваемся с понятием деятельности в двух аспектах. Во-первых, это учебная (познавательная) деятельность, в ходе которой усваиваются знания о структуре языка. Во-вторых, это речевая деятельность, в ходе которой учащиеся используют язык в различных речевых функциях, в том числе и в функции общения. Обе эти деятельности неразрывно связаны между собой на всех этапах обучения. Единство учебной и речевой деятельности создает основу для активизации процесса развития речи учащихся начальных классов.

1.2. Система общеречевых умений, необходимые школьнику для планирования, создания, анализа и оценки текста

Любая деятельность включает в себя систему действий. Структура же у всех действий одна и та же. Она включает в себя четыре фазы: ориентировку, планирование, реализацию и контроль.  Покажем основные направления этой системы.

  1. УМЕНИЯ ориентироваться в ситуации и содержании общения

Первый шаг, который делает ребёнок, готовясь к созданию высказывания, - это определение его темы.

  • Ребёнок-автор должен быть хорошо знаком с предметом речи, в противном случае ему придется, по выражению К.Д.Ушинского, заниматься «пустословием или сшивкой чужих фраз». Особенно  это важно при письменных сочинениях.
  • Тема должна быть личностно значимой для ребенка, близкой его жизненному опыту.

Второй шаг – это определение основной мысли   будущего высказывания:  что ты хочешь выразить, какую мысль ты хочешь донести, в чем убедить, чем поделиться, какие чувства выразить.

2. УМЕНИЯ планировать будущее высказывание

Возникший у ребёнка-автора замысел начинает разворачиваться  сначала во внутренней, потом  - во внешней речи. Планируя будущее высказывание, очень важно принимать во внимание его стиль, жанр, тип речи.

3.УМЕНИЯ реализовывать намеченную программу высказывания, т.е. развивать тему и основную мысль с учётом типа, стиля и жанра речи

         При создании высказывания важно, чтобы ребёнок решал именно речевые задачи: правильно строил предложения, использовал языковые средства языка, связывал части текста и предложения между собой, раскрывал тему и основную мысль, учитывал тип, стиль и жанр речи, не боялся допустить орфографическую ошибку.

4. УМЕНИЯ осуществлять контроль над речью, т.е. совершенствовать написанное по ходу и после окончания работы

Известно, что самоконтроль хода и результатов деятельности всегда вызывают у детей определённые затруднения. Одна из причин заключается в том, что при перечитывании сочинения ребёнок не ожидает  недочёта и не обнаруживает его, т.к. при чтении не возникает «конфликтной ситуации».

Другая причина – непонимание содержания самопроверки (что надо проверять) и способов её осуществления (как надо проверять). М.С.Соловейчик считает, что полезно рекомендовать детям несколько прочтений собственного текста с разными целевыми установками.

         Теория методики обучения связной речи начала складываться в 60-е годы, когда к речи подошли не только как к тексту (виды работ), но и как к процессу его порождения (действию). Впервые в методике преподавания родного языка работа по развитию речи была осмыслена как деятельность.

Таким образом, развивать связанную речь ребенка – это значит формировать на протяжении всего школьного обучения систему общеречевых умений, основанных на значениях о структуре речевого действия и признаках текста.

Глава 2. Совместная деятельность учителя и учащихся по работе над созданием текста

2.1.  Аспекты  работы по развитию речи в проекте «Начальная школа ХХI век»

Пятый год я работаю по программе развивающего обучения «Начальная школа XXI века».

Авторский коллектив данной программы считает, что младший школьник должен обладать общей культурой и эрудицией, способностью самостоятельно добывать и применять знания, быть ответственным, готовым к дальнейшему образованию.

Основные принципы построения программы:

1.Линейное построение программы.

2. Дифференцированное обучение.

3. Личностно – ориентированный подход в обучении.

Все эти ведущие идеи, цели, принципы находят применение и в программе курса « Русский язык».

В основе обучения русскому языку лежат 3 цели:

1. Познакомить учащихся с основами лингвистических знаний.

2. Сформировать навыки грамотного, безошибочного письма.

3.Сформировать навыки правильного использования языковых средств в различных речевых ситуациях (развитие устной и письменной речи учащихся).

В связи с этим, в программе курса « Русский язык» выделяют 3 блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку:

* « Как устроен наш язык» (основа лингвистических знаний);

* « Правописание» (формирование грамотного, безошибочного письма);

* « Развитие речи».

При этом в рамках одного блока реализуется только одна цель.

Блок « Развитие речи»

        Уроки развития речи вынесены в отдельный блок. Они должны сформировать у ученика умение правильно, без ошибок создать собственный текст, причем как устный, так и письменный.

 По данному блоку дети во 2 классе знакомятся с основными понятиями «Текст. Абзац. План текста. Типы текстов». В 3 – 4 классах  - знакомство с изложением и сочинением, как видами письменной работы, знакомство с жанрами письма и поздравительной открытки, рецензией.

Мы составили тематическое планирование, где отразили активные формы, методы и приемы по данному блоку:

1. Занимательность   в игре ставит ученика в условия текста, пробуждает интерес.

2. Эффективной формой организации учебного процесса является работа в группах, в парах.

3.Используются дифференцированные карточки – помощники, как для слабых детей, так и для сильных.

4.Создавая на уроке проблемные ситуации, мы учим детей наблюдать, выдвигать гипотезы, подталкиваем учащихся к самостоятельному поиску решения проблемы, учим проверять решения.

5. Исследовательская работа дает возможность учащимся самим достичь нового знания, расширить кругозор.

  1. Изложение и сочинение в системе обучения связной речи   учащихся.

        Важнейшее речевое умение – это умение воспроизводить разные виды текстов. Для этого на уроках чтения используются устные пересказы прочитанного, а на уроках русского языка – письменные пересказы, т.е. изложения.

            Анализ текста при подготовке к изложению выполняет двойную функцию.  Он учит детей вслушиваться в текст, учит сознательно воспринимать высказывание.

Урок обучения изложению состоит  из трех взаимообусловленных частей: подготовительной, творческой и редакторской.

        Если мы пишем изложение по тексту – описанию, то составляем модель « жучка».

        Если пишем изложение по тексту – повествованию, то составляем модель «тропинка».

             

         

        Если пишем изложение по тексту – рассуждению, то составляем схему.


Сочинение  вплотную подводит ученика к осуществлению собственно речевой деятельности. При подготовке к сочинению ученику предстоит все определить и реализовать самому. Такая работа строится на основе наблюдений за действительностью. При этом автор опирается на запас представлений, образованных в разные моменты жизни и запас языковых средств, накопленных в процессе речевой практики.

Изучив перспективу развития связной речи и составив тематическое планирование по блоку « Развития речи» в проекте « Начальная школа XXI век», мы убедились в логике построения данного курса и пришли к выводу, что в рамках данной программы можно использовать разнообразные виды сочинений, например, сочинение – миниатюра, сочинение – фантазия, сочинение по литературному произведению, отзыв о книге, доклад, рецензия, реклама, сочинения по картинам и другие.

Детские сочинения – хороший материал для диагностики и коммуникативных умений, и креативных способностей, и способов аналитической деятельности.

        В начале учебного года (октябрь 2006 г.) учащимся 3 класса было предложено написать сочинение «Тайна цвета», в марте 2007 г.- сочинение по картине И.И.Левитана «Март», а в мае 2008 г. – сочинение – фантазия. Результаты представлены в нижеследующей таблице.

Октябрь  2006г.

Март 2007г.

Май, 2008 г.

I. Ошибки в содержании:

  1. Пропуск главных частей  и важных фактов.

5ч. – 17,85%

3ч. – 10,71%

2ч. – 7%

  2. Искажение содержания, фактические ошибки.

6ч. – 21,42%

4ч. – 14,28%

3ч. – 11%

II. Ошибки в построении текста:

  1. Нарушение логической      последовательности, нарушение связи между фактами и событиями.

7ч. – 25%

4ч. – 14,28%

3ч. – 11%

  2. Повторное возвращение к одному и тому же факту.

4ч. – 14,28%

3ч. – 10,71%

2ч. – 7%

  3. неумение делить текст на части.

5ч. – 17,85%

2ч. – 7,14%

1ч. – 4%

III. Речевые ошибки:

  1. Неправильное определение границ предложений.

3ч. – 10,71%

2ч. – 7,14%

1ч. – 4%

  2. Нарушение порядка слов в предложении.

5ч. – 17,85%

2ч. – 7,14%

1ч. – 4%

  3 .Повтор одного и того же слова , тавтология, употребление лишних слов.

8ч. – 28,57%

4ч. – 14,28%

3ч. – 11%

  4. Пропуск слов.

4ч. – 14,28%

2ч. – 7,14%

1ч. – 4%

  5. Неправильное или неточное употребление слова.

5ч. – 17,85%

3ч. – 10,71%

2ч. – 7%

  6. Неправильное согласование и управление слов в предложении, неправильное употребление местоимений, предлогов, союзов.

6ч. – 21,42%

4ч. – 14,28%

3ч. – 11%

  7. Неправильное образование слова или его         формы (словообразовательные и     морфологические ошибки).

5ч. – 17,85%

2ч. – 7,14%

1ч. – 4%

  8. Пунктуационные ошибки.

6ч. – 21,42%

3ч. – 10,71%

2ч. – 7%

          

                                   

Из представленных данных видно, что в начале учебного года не все дети хорошо справились с работой, допустили речевые ошибки. Для себя, как учитель, я сделала вывод: нужна система работы над речевыми  умениями. В начале марта 2007г. Дети писали сочинение по картине. Анализ детских работ показал, что систематическая работа над речевыми умениями оказалась результативными.

Заключение.

Основная задача обучения русскому языку в начальных классах – научить школьников оперировать полученными знаниями в процессе речевого общения, научить учащихся мыслить. В ходе своей работы я пришла к выводу: чтобы процесс развития связной речи был успешным и дал положительные результаты, необходимо использовать самые разнообразные методы и приёмы в работе, доказавшие эффективность многолетней школьной практикой. Но главным условием успеха при этом следует считать системный подход в методике подбора и организации упражнений, который предполагает последовательность и перспективность в работе  над текстом у младших школьников, учёт возрастных особенностей учащихся, повышение интереса к изучению русского языка. Это доказывают и результаты творческих работ учащихся по развитию связной речи.

В своей работе я рассмотрела научно-методические основы, на которых строится это обучение в начальной школе. В основной части показаны этапы работы над текстом в основном блоке «Развития  речи»  в проекте «Начальная школа ХХI век». Этапы работы прокомментированы системой упражнений, формирующих умение планировать, создавать, корректировать, редактировать текст. Система упражнений подобрана с расчётом показать, как реализуется эта задача в проекте «Начальная школа ХХI век».  Это отображено в тематическом планировании данного блока, начиная со второго класса.

Данная работа будет способствовать и дальнейшему развитию навыка связной речи на уроках русского языка, а также при работе на уроках литературного чтения при анализе текстов, разных видах пересказа.

Библиография.

  1. Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. – М., 1978. – 156 с.
  2. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах / Под ред. Н.С.Рождественского, Г.А.Фомичёвой. -М.: Педагогика, 1977.- 248 с.
  3. Борищук Н.К. Развитие речи – развитие личности школьника // Начальная школа. – 1988. - №3. – С. 32-34.
  4. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. – М., 1956. – 300 с.
  5. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961. – 120 с.
  6. Грушников П.А., Горецкий В.Г. Работа над предложением и связной речью в начальных классах. – М.: Просвещение, 1967. – 128с.
  7. Жинкин Н.И. Психологические основы мышления и речи // Русский язык в школе. – 1985. - №1. С. 23-30.
  8. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. – М. – 1985. – 176 с.
  9. Львов М.Р. Развитие речи учащихся в начальной школе. – М.: Просвещение, 1975. – 245с.
  10. Львов М.Р. Методика развития речи на уроках русского языка: Пособие для учителей. / Под ред. Ладыженской Т.А. – М.: Просвещение, 1980. – 240 с.
  11. Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка. – М.: Просвещение, 1984. – 191 с.
  12. Проект «Начальная школа ХХI века». Программы четырёхлетней начальной школы.  – М. – 2001 – Беседы с учителем.
  13. Речь. Речь. Речь: Книга для учителя. /Под ред. Ладыженской Т.А. – М.. 1990. – 125с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи учащихся на уроках русского языка в начальной школе

Основная цель данной статьи помочь начинающему учителю в организации и проведении систематических разнообразных по тематике и видам занятий по развитию связной речи, способствовать активизации личного...

Обобщенный опыт работы по развитию речи учащихся на уроках русского языка

Тема опыта «Развитие речи учащихся на уроках русского языка как средство управления качеством образовательного процесса через использование элементов современных технологий». ...

Формы работы по формированию орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе

Методы и приемы для формирования орфографической зоркости на уроках руского языка в начальной школе...

Работа с одаренными учащимися на уроках русского языка в начальной школе

Данная статья рассказывает. как можно организовать работу с одаренными детьми на уроках русского языка в начальной школе....

Статья по теме: "Развитие речи учащихся на уроках русского языка в начальной школе"

Развитие речи - одна из самых важных и трудных задач начального образования.  Развивая речь учащихся, мы развиваем их интеллект. Поэтому, так важно,  уделять большое внимание различным видам...

Использование методов и приёмов развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка в начальной школе

Использование методов и приёмов развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихсяна уроках русского языка в начальной школе...

Поликультурное образование учащихся на уроках русского языка в начальной школе

Воспитательная работа в духе мира особенно важна и потому, что состав любого класса   многонациональный.Мы знаем, что ребенка воспитывает все, что его  окружает. Лучшее воспитание &nda...