Роль проектных технологий на формирование УУД на примере проекта «Мы живем в Славянке»
статья на тему

Гамоцкая Нина Валерьевна

«Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или к городу начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своей стране – к ее истории, ее прошлому и настоящему».  Д. Лихачев

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_gamotskoy_n.v.docx35.27 КБ

Предварительный просмотр:

Роль проектных технологий на формирование УУД на примере проекта «Мы живем в Славянке»

Работу выполнила

Гамоцкая Нина Валерьевна

учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №511 Пушкинского района

Введение

        28 ноября 2011 года в жилом районе Славянка Пушкинского района Санкт-Петербурга открылась новая школа, которой был присвоен № 511. Необычность новой школы заключается в   необходимости быстрого формирования  сплоченного коллектива учителей, учеников и родителей, многие из которых получили квартиры в районе по программе "Жилье - военнослужащим" и переехали в Санкт-Петербург из других регионов РФ.   В условиях отсутствия культурных центров в новом районе, школа взяла на себя ответственность стать консолидирующим центром для всех его жителей.   Ничто не объединяет лучше, чем совместная работа. Так появился общешкольный  проект "Живем в Славянке".

        Начать рассказ о проекте  хотелось  бы словами академика  Д. Лихачева: «Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или к городу начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своей стране – к ее истории, ее прошлому и настоящему».  Опыт последних десятилетий показывает, что образовался некий вакуум в эмоционально-целостном отношении к родной стране, заполнить который можно ценностями и знаниями о природе  и истории родного края, позволяющими влиять не только на обучение, но и воспитание порастающего поколения.

        Мы решили нацелить учащихся на изучение  исторического прошлого, а также настоящего района  и предположить,  каким может быть его  будущее.           Проектная деятельность в начальной  школе имеет определяющее значение для формирования навыков исследовательской деятельности школьников в целом.

        Без понимания того, что такое проект, нельзя заниматься этой работой.  Учащиеся должны понимать, что проектирование это:

  • мысленное моделирование образа желаемой действительности,
  • описание желаемого результата (цели)  и той деятельности, которая должна к нему привести,
  • целенаправленная деятельность для достижения желаемого результата.

        Понятие проект  включает   в себя стадии замысла и прогноза, а также осуществление проекта в практической деятельности.

        Целью нашего проекта стали :  воспитание у подрастающего поколения ценностного отношения к культурному наследию (проектная цель),   создание целостной модели преемственности в формировании навыков исследовательской деятельности между начальной и старшей школой (метапроектная цель).

        Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Выявление у учащихся способностей к оригинальному, нестандартному решению творческих задач;
  • Стимулирование творческого начала сознания, развитие творческих способностей;
  • Формирование аналитического и критического мышления учащегося в процессе творческого поиска и выполнение исследований;
  • Развитие целеустремленности и системности в деятельности;
  • Формирование объективной самооценки учащихся через выполнение  поставленной задачи получение необходимого жизненного опыта.

        Комплексный подход  в изучении истории родного города как цельного социального и духовного организма предполагает познание его индивидуального развития: от рождения до современного состояния. Поэтому мы запланировали   рассмотреть историю, архитектуру, население района, сравнить архитектуру города Пушкина (прошлое) и архитектуру Славянки (настоящее).

        Этой работе должны быть присущи:

а) социально-педагогическая преемственность лучших школьных традиций, их развитие в новых инновационных условиях;

б) превращение наиболее эффективных новаций и инноваций в традиции;

в) нацеленность на развитие группы через развитие отдельной личности;

г) усиление вертикального и горизонтального сотрудничества в решении проблем и принятии решений;

д) предполагается долгосрочная программа, а не единовременное вмешательство.

        Поставленные выше  цели достигаются в три этапа. Задачи на каждом из них:

-усвоение информации познавательного характера об объекте, ценность которого необходимо выявить, поскольку нельзя ценить того, чего не знаешь. На данном этапе важно удивить, поразить, заинтересовать учащегося, постараться создать такие ситуации, при которых знакомые с детства памятники истории и культуры предстали бы перед  школьниками в новом ракурсе. Учащиеся на данном этапе знакомятся с азами исследовательской работы.

-восприятие ценностной информации об объекте, чтобы учащиеся смогли бы понять, почему данный объект культурного наследия является ценностью для общества, то есть раскрыть все стороны социальной значимости объекта: утилитарной, эстетической, нравственной, историко-мемориальной и т.д.

-отклик со стороны учащегося. Он может быть инициируемым, так и самостоятельным. Это и пробное принятие ценности, и ее осмысление.

        Получение навыков интеллектуального труда, умение сравнивать, делать выводы, строить гипотезы, формулировать мысли, проблемы – одна из основных задач  данного проекта. Для младших школьников это хорошая подготовка к переходу в среднее звено, а для старшеклассников – отработка навыков систематизации, осмысления и литературное оформление собранного материала, приобретение первого опыта научно-исследовательского поиска, что, несомненно, послужит в дальнейшей их жизни стимулом реализовать личный творческий потенциал.

        Основные требования, выступающие в качестве ориентиров для учащихся: опираться на собственный опыт; для учителя: обучать в действии, побуждать к наблюдению и экспериментированию, чередовать индивидуальную и коллективную работу.

        Содержание и формы  работы проекта «Живем в Славянке»

-составление программ, разработка проектов и тем исследований;

-участие в конкурсах, турнирах, выставках, олимпиадах;

-выступление с докладами, сообщениями, творческими отчетами;

        При организации проектной деятельности мы учитывали возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.

        В первом классе происходит подготовка к осуществлению проектной деятельности. Учащиеся овладевают элементарными технологическими знаниями и выполняют творческие разноуровневые задания и упражнения в совместной деятельности с  учителем. Происходит накопление знаний по осуществлению этапов проектной деятельности, показать его значимость, намеренно снижая критичность учителя при повышенном эмоционально позитивном отношении к творческим удачам детей.

        Во втором классе учащиеся обучаются самостоятельному составлению общего плана действий по выполнению проекта. Не следует сразу ориентировать учеников на решение сложной задачи. Опыт показывает, что второклассники лучше работают в микрогруппах.  Именно у второклассников наиболее эффективно осуществляется ориентирование в процессе обучения на воображение и мышление, развитие мануальных способностей. Ученик начинает осознавать себя творцом своей деятельности. Это благоприятный возраст для развития творческого мышления и воображения.

        В третьем и четвертом классах происходит работа по дальнейшему усовершенствованию навыков проектной деятельности. Учащиеся не только осуществляют предварительное  планирование обдумывание темы, учатся самостоятельной организации собственной деятельности, поиску дополнительного материала по теме, но и пытаются найти оптимальные пути решения поставленной перед ними проблемы, учатся различным видам предъявления продуктов своего труда, самооценке и рефлексии собственной деятельности и деятельности всего коллектива.

        Особую роль в реализации проекта носит уровень развития активности ученического сообщества: утраченная традиция взаимодействия старшей школы и начальной школы возрождается в рамках проектной деятельности, когда для учеников важно не только то, что они делают, но и для кого. Соответственно, моделирование  преемственности в новой школе несет в себе еще и особый адресный характер. Таким образом  школа обеспечивает максимально комфортную обстановку для формирования не только навыков исследовательской  деятельности, но и повышения уровня самостоятельности учащихся, возможности их самореализации. При таком акценте следует отметить, что учащиеся школы на данный момент не объект воздействия, а субъект взаимодействия, что делает обязательным их участие во всех педагогически мероприятиях школы – от локальных проектных событий до работы всей школы.

Проект « Мы живем в Славянке»

20 января 2012 года начался первый этап нашего проекта. Каждый класс начальной школы получил задание. Наш класс должен был узнать, почему район получил название Славянка. 

Историческому району, расположенному между Колпинским шоссе, Северской ул., ж.-д. линией и границей г. Пушкина, включая восточную сторону Северской ул., было присвоено название Славянка.

Мы выдвинули гипотезу, что район получил название по названию одноименной реки, протекающей рядом. Также, назвать его могли так, оттого, что когда здесь проживали славяне.

Чтобы ответить на этот вопрос мы изучили имеющуюся литературу. Нам удалось выяснить, что район получил название 19 октября 2010 года. Но почему именно Славянка? Ответа не было.

Наш класс обратился за помощью к директору историко-литературного музея города Пушкина Даниловой Н.А. Она любезно согласилась нам помочь. Вот, что удалось узнать. Наш район получил свое название по названию одноименной реки Славянки: 

      Река начинается в Тосненском районе Ленинградской области, течет через Павловск, Тярлево, Шушары, Колпино и Петро-Славянку и впадает в Неву, разделяя Рыбацкое и Усть-Славянку. Название возникло в XVII веке и было связано с тем, что здесь сохранялись славянские поселения. Таким образом, Наталья Александровна подтвердила наши гипотезы. Но она еще сказала. Что район наш назван неспроста так, топонимическая комиссия хотела, чтобы мы задумались о своих корнях, узнали о своем прошлом. Даже улицы нашего района носят названия славянских городов: Ростовская, Полоцкая, Галицкая.

Получив ответ на свой вопрос, мы решили познакомиться с историей возникновения славянских поселений на территории нашего района, обычаями, праздниками славян.

Мы узнали, как строили дома наши далекие предки, как выбирали место для строительства. Нам было интересно узнать, как они отмечали новоселье, сохранились ли сейчас обычаи и традиции славян. Вот, что мы узнали: славяне преимущественно селились по берегам рек. Река Днепр, где поселилось племя полян, называлась в древности Славутич. Ученые считают, что от этого слова происходит слово "славяне", которым впоследствии объединили все племена, жившие по берегам рек. Означает оно- "люди, жившие у воды". Так и наш район расположен на реке Славянка. Много традиций сохранилось и при заселении в новую квартиру. Например, у древних славян вселение в новый дом - это целое ритуальное действо, которое имеет довольно глубокие корни. Человек раньше не был полностью уверен, что он не нарушил какого-либо мистического запрета, выбирая место для постройки, материала для нее и сроков выполнения строительства. Люди боялись, что дом мог сглазить какой-нибудь злой человек, проходивший во время строительства рядом, поэтому жить в такой избе будет опасно. Нужно было обязательно испытать, какой получилась изба, «доброй» или «злой». Испытывая безопасность жилья, на первую ночь туда пускали кота с кошкой, далее шли петух с курицей. Третью ночь запирали поросёнка, потом овцу, далее корову. Шестая ночь - это лошадь. И лишь на седьмые сутки в избу входил человек. Если все животные оставались живы, то изба считалась благополучной. Обычай пускать в квартиру первой кошку остался и сейчас. Ребята с интересом рассказывали, что именно так они и заходили в свои квартиры. Связь между стариной и нынешнем днем очевидна. Ребята почувствовали свою сопричастность и с историей своего края, и с историей своей семьи.

Изучая праздники славян, мы узнали, что  наши предки отмечали близкие нам праздники: Масленица, Гуканье весны, Бубны или день Домового. Ребята не только знакомились сами с традициями и обычаями этого праздника, но и знакомили с ними  ребят начальной школы, учились делать славянских кукол, пекли жаворонков. В апреле 2012 года мы участвовали в научно-практической конференции в гимназии№148 им. Сервантеса,где заняли первое место в номинации «Самый социально-значимый проект»

В этом году мы продолжили работу над проектом. Мы решили предположить, какой бы была наша школа, если бы она появилась раньше.

Проект получил название « Уроки в старой школе». В рамках этого проекта учащиеся 3 класса знакомятся с советской школой, славянской, царской школой. Так, ученики 3 класса уже совершили вместе с родителями виртуальную экскурсию в недалекое прошлое, в советскую школу. Они не только познакомились с формой. Учебниками и т.д., но и узнали, кто такие октябрята и были приняты в ряды этой организации.

Таким образом, можно сделать вывод. Что проектная деятельность способствует формированию УУД.

Предполагаемые результаты работы над проектом :

Формирование УУД через проектную деятельность позволит

-обеспечить учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;

-создать условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать с взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;

-обеспечить успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Овладение учащимися УУД создаст возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться.

Эта возможность обеспечивается тем, что УУД – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

Вот поэтому я использую в обучении и внеурочной деятельности метод проектов. Эта педагогическая технология, не заменяет традиционную систему, а органично дополняет и расширяет ее. Для выполнения каждого нового проекта необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности.

Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс задач.

Проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков, изменить их форму. Интересная работа, какой является проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проекты можно считать здоровьесберегающими технологиями.

Все этапы подготовки и планирования учащиеся осуществляют совместно с учителем.  

На основе предложенного материала учитель с учениками формулирует тему, цели проекта, основные направления деятельности, формы представления отчета, определяется состав групп, распределяются обязанности между её членами, планируется ход дальнейшей реализации проекта. Последующая работа выполняется ребятами самостоятельно, но обязательно под руководством учителя.

Метод проектов требует интеграции знаний учеников в различных предметных областях, что формирует универсальные учебные действия. Через проектную деятельность происходит становление современного человека.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.

Технология классно-урочной системы на протяжении столетий оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому пополнению. Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной деятельности обучающихся.

Учебный проект с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:

проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);

целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;

самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);

представление результатов своей деятельности и хода работы;

презентации в различных формах, с использованием специально подготовленный продукт проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);

поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;

практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;

выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;

проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

Метод проектов – это одна из конкретных возможностей использовать жизнь для воспитательных и образовательных целей. Вот почему можно сказать, что метод проектов расширяет горизонты в педагогической теории и практике. Он открывает путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью.

Работа над проектами занимает особое место в системе образования, позволяя учащимся  приобретать знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения. Это становится возможным потому, что дети сами делают свой выбор и проявляют инициативу.

Меняется роль учителя: из носителя знаний и информации, всезнающего оракула, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Работа над учебным проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить процесс образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу. С этой точки  зрения   хороший проект должен:

 - иметь практическую ценность;

 - предполагать проведение учащимися самостоятельных исследований;

- быть в одинаковой мере непредсказуемым как в процессе работы над ним, так и при его завершении;

 - быть гибким в направлении работы и скорости её выполнения;

- предполагать возможность решения актуальных проблем;

 - давать ребёнку возможность учиться в соответствии с его способностями;

- содействовать проявлению способностей ученика при решении задач более широкого спектра;

- способствовать налаживанию взаимодействия учеников.

  Только при взаимном понимании и доверии, взаимном интересе и обмене мыслями и чувствами между учителем, учеником и родителями можно достигнуть хорошего результата в работе над проектом и развитии творческого потенциала ребёнка.

Вся наша жизнь - череда различных проектов. Задача учителя научить ребёнка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты.

Систематическая и целенаправленная работа педагогов в данном направлении обеспечивает формирование и развитие ОУУН у школьников, способствует овладению ими основами методологии и теории познания, создает условия для повышения качества образовательного процесса.

В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому “проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения”. И, как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения./ Под редакцией А.Г.Каспржака, Л.Ф.Ивановой.- М.: Просвещение, 2004.

2.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./ Под ред. Е.С.Полат.- М., 2000. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения. // Директор школы. – 1995. - №6.

3.Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9.

4.Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.

5.Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников//Начальная школа. - 2006, №1.

6.Кравец Т.Н., Телеганова М.В., Спутай С. Младшие школьники проводят исследование //Начальное образование.- 2005, №2.

6.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000, с 151-157

7.Павлова М.Б. и др. Метод проектов в технологическом образовании школьников./ Под ред. И.А.Сасовой. – М.: Вентана-Графф, 2003.

8.Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, — с. 52-55

9.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.

10.Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч. – 2003. - №6.

11.Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула. //Директор школы. – 1998. - №3.

12.Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Использование проектной технологии в формировании познавательной самостоятельности учащихся"

За 2008 – 2009 учебный год мною были разработаны и реализованы следующие проекты:1.«Моя семья»;2. «Зимующие птицы»;3. «Жердевка – родина моя»;4. «Я и моё здоровье»       ...

Место и роль проектных технологий в рамках ФГОС

В презентации представлен материал по проектной деятельности в начальной школе в рамках ФГОС....

Роль проектной деятельности в формировании личности ребенка

Особенностями развития ребенка младшего школьного возраста являются активное стремление его к познанию, любознательность, повышенный интерес к окружающему миру. Этому способствует высокий потенциал ег...

Роль проектных технологий на формирование УУД на примере проекта «Мы живем в Славянке»

«Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или к городу начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в ...

Роль игровых технологий в формировании коммуникативной компетенции у учащихся начальных классов

Роль игровых технологий в формировании коммуникативной компетенции у учащихся начальных классов...

Роль игровых технологий в формировании УУД в начальной школе

Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять...

Статья: "Роль проектной деятельности в формировании познавательной активности у детей с интеллектуальными нарушениями".

Снижение интеллектуальной деятельности является основной характеристикой детей с умственной отсталостью. Недостаточная познавательная активность, слабость ориентировочной деятельности - особенности не...